Это должно было быть интервью для рубрики «Формула семьи», но матушка отца Михаила Беляева беседовать категорически отказалась. Семью недавно посетила скорбь: умерла двухмесячная внучка. Поэтому отец Михаил сам рассказал об опыте своей семьи, о жизни и о смерти.
Протоиерей Михаил Беляев, настоятель храма праведного Лазаря г. Твери; 49 лет, отец 12 детей.
– Отец Михаил, расскажите, пожалуйста, о ваших детях.
– Нашему первому сыну уже 27 лет. Он женат, есть ребенок. Они недавно похоронили второго ребенка – двухмесячную дочку Сашеньку. У нее был инсульт. Это первая в их жизни тяжелая скорбь.
Второму сыну 26 лет, он тоже женат, двое детей. Оба сына отслужили в армии, окончили университеты. Слава Богу, они участвуют в Таинствах Церкви; о чем я всегда мечтал – чтобы дети мои были верующими людьми.
Мама на присяге у сына Кирилла
Дальше две дочери, обе замужем. У одной трое детей, у второй двое. Все дети еще маленькие.
Пятый ребенок, Серафим, учится в семинарии на четвертом курсе. Шестая дочка окончила художественное училище в Твери, поступила в Свято-Тихоновский университет на живописное отделение. Седьмой сын в этом году поступил в семинарию. Восьмая дочка учится в Свято-Дмитриевском медицинском колледже при 1-й градской больнице в Москве. Остальные школьники: София в девятом классе, Варвара в шестом, Люба в пятом, Верочка во втором.
Отец Михаил с внучками Елзаветой и Валерией
– Вы говорили в личной беседе, что основная проблема семейных отношений – это конфликты между родителями и детьми. В чем, на ваш взгляд, суть этих конфликтов?
– Основной конфликт между родителями и детьми – это непослушание. Когда ребенок не хочет выполнять требования родителей, встает в позу, упрямится. На это можно реагировать по-разному: можно возмущаться и кричать, можно вообще не реагировать; но это серьезный конфликт. Важно понимать его природу. Мне нравятся слова премудрого Сираха. Для ребенка семья – это модель поведения отца и матери, и премудрый Сирах говорит: «У непослушной жены – непослушные дети». Это не значит, что жена должна в рот мужу смотреть. Она должна быть единомышленницей мужа, его соратницей по жизни. Должна поддерживать отца всегда: «Папу надо слушаться, папа у нас глава». То же самое и отец. Я своим детям всегда говорил: «Вы мать слушайте. Если вы слушать ее не будете, будете иметь проблемы со мной!» Настоящее родительство – это тандем.
Меня как-то поразили слова из дневника отца Иоанна Кронштадтского: «Родители! Каприз – начало порчи у детей». Нельзя потакать капризам. Расскажу ситуацию из нашей жизни. Когда второму сыну было около двух лет, мы однажды с супругой хозяйничали на кухне, а ребенок закапризничал. И знаете, что он сделал? Упал на пол. Это частое явление. Мы с женой переглянулись, друг друга поняли без слов и продолжили заниматься своими делами. На него вообще внимания не обратили. Он полежал на полу, посмотрел на нее, на меня, встал и больше никогда не падал. Я благодарю Господа, что это случилось дома, а не на улице, не в магазине, где пришлось бы реагировать. Если родители умеют понимать друг друга без слов – это счастье. У таких родителей всё получится.
– Проблема отцов и детей, на ваш взгляд, одинакова для всех поколений или меняется в зависимости от времени?
– Меняется суть искушений. Современный бич – это интернет и мобильные телефоны. В коммуникативной сфере возможности почти не ограничены.
– Вы воспитали и продолжаете воспитывать двенадцать детей. Можете сказать на основании личного опыта, какие методы воспитания работают лучше всего?
– В воспитании детей я пробовал все методы. Сейчас уже с позиции прожитых лет понимаю, что физически наказывать детей – неправильно. Это крайняя мера, которая свидетельствует о бессилии родителей. И это попытка сломать ребенка – сломать его волю, подчинить себе. Это плохо, потому что ребенку Богом дарована душа, у которой своя ментальность, свои нравы, свои вкусы. Их нужно направить в русло заповедей Божиих, а не ломать.
Самое действенное – спокойно беседовать с ребенком. Объяснить ему суть дела, дать понять, в чем он прав, в чем неправ. Рассказать варианты, что с ним может случиться, если он поступит так или иначе. Как правило, после такого разговора дети принимают правильные решения.
Самое действенное – спокойно беседовать с ребенком. Объяснить ему суть дела, в чем он прав и в чем неправ
У нас однажды был серьезный конфликт со вторым сыном. У старшего сына были водительские права, и они вдвоем поехали на дачу на машине. Потом я узнал, что младший взял машину и поехал по деревне кататься. Меня это возмутило, я наорал на него – в семье, при детях. Он очень на меня обиделся. Он тогда уже учился в университете, уехал обиженный. И мне было на душе нехорошо. Когда он вернулся с лекций, я собрал детей и сказал ему: «Сынок, я хочу попросить у тебя прощения за способ выражения своего родительского протеста. По форме выражения я был неправ. Но по существу вопроса виноват был ты». Эффект был просто великолепным. Мы с ним возобновили мирные отношения, и его любовь ко мне не иссякла, а даже окрепла. Он увидел, что отец тоже может критически к себе относиться. Я не всегда прав.
Мой отец тоже просил у меня прощения, когда он был неправ. Он сам вырос без отца – родился в 1940 году, отец погиб во время войны. Научился рано курить, потом стал выпивать, когда семейная жизнь сложилась не так, как он хотел. Мне он всегда говорил: «Сынок, то, что я курю – это плохо. Не делай так». Когда выпьет, говорил: «Вот я выпил – ты так не делай. Вино – плохой товарищ». То есть он давал оценку своим поступкам, и у меня не было к нему неуважения – наоборот, я его любил. Я к нему всегда относился бережно.
– Как вести себя родителям, чтобы сохранить авторитет у детей, когда они подрастут?
– Есть вещи, которые нам дарованы Богом. Если Бог сказал мужу: «Ты старший», муж не должен добиваться своего старшинства. Оно уже даровано ему Богом. Не надо доказывать, что ты старший в семье, – это очевидно.
Не надо доказывать, что ты старший в семье, – это очевидно. Старшинство уже даровано тебе Богом
Когда люди доказывают то, что доказывать не надо, они тратят напрасно силы. То же самое и с детьми. Родители не должны пытаться быть авторитетом для своих детей – они должны быть просто родителями: любить своих детей, заботиться об их духовной и душевной безопасности, поставить их на ноги и помочь определиться в жизни. А дальше Господь Сам всё устроит. Дети таких родителей не то что не забудут – святыми назовут.
– Вы сказали, что быть родителями – значит, любить своих детей. Какой должна быть действенная родительская любовь?
– Любовь – это дар Божий. Каждый любит в меру своей вместимости. У одного любовь заканчивается на том, чтобы накормить-напоить. У другого простирается на то, чтобы чему-то научить и от чего-то уберечь. Нужно прожить жизнь и встать на пороге смерти, чтобы понять, любил ли ты по-настоящему.
Дедушка и бабушка в гостях у внука Филиппа
Силы нашей души должны быть направлены на то, чтобы дети пошли по правильному пути. Я лет тридцать назад спросил одного священника, отца пятерых взрослых детей: «Батюшка, как вам удалось вырастить детей такими хорошими людьми? Сыновья – священники, дочка замужем за священником». Он сказал: «Сам старайся быть лучше, и дети вырастут хорошими людьми».
Надо детей приучать к труду. С детства всевать в них благородные семена страха Божия.
Мы детей водили на все кружки, которые были нам доступны, и смотрели, что у них получается. То, что хорошо шло, то и старались развивать. Музыка, спорт, история, английский язык… Наша дочь Татьяна занималась языком сама, а потом перешла в английский лицей. И там при тестировании оказалось, что она самая сильная ученица. Так что в университет на бюджет она поступила без особых усилий.
Орден Родительской славы супругам Беляевым
– Как часто вам удается общаться с вашими взрослыми детьми?
– Часто! Когда все дети приезжают в гости, я говорю, что живу на вокзале. Шутка ли – 12 детей, 9 внуков. Живых восемь, а одна внучка уже в Царствии Небесном. Смерть ребенка – это тяжело, очень тяжело, и без веры постичь это невозможно. Моя невестка, Машенька, очень плакала, когда дочка болела. А потом начала размышлять: «Если она умрет, ей ведь будет хорошо? Ведь она маленькая, еще невинная. Получается, мы себя жалеем?» И она, как мать своего дитя, рассуждала так: если моему ребенку будет лучше, мне от этого должно быть еще лучше. И вот так успокоилась. Конечно, скорбь всё равно есть; такая утрата – шок для молодой семьи. Но я говорил им: вас посетил Господь. Вашей вины в этом нет, вы ни в чем не виноваты. Господь уравновешивает наше земное счастье такими скорбями, чтобы мы не слишком привязывались к земле. Чтобы потом умирать было легче. Почему святые отцы говорят, что душе важно научиться отдавать, отрывать от себя? Чтобы однажды отдать всё. Такое устроение души позволяет человеку быть свободным от земли.