В интервью «Православной Жизни» иерарх Иерусалимской Православной Церкви митрополит Вострский Тимофей (Маргаритис) рассказывает об опасности глобализации, унынии из-за кризиса и о взаимодействии с молодежью.
– Каково Ваше отношение к глобализации? Мы видим повсеместное запустение храмов. Христианские символы становятся сувенирной продукцией. Церкви сдают в аренду иным религиозным конфессиям или превращают в развлекательные комплексы. Как сказано в пророчестве: «…и на крыле святилища будет мерзость запустения». Какие пути решения этой глобальной проблемы?
– Глобализация, как утверждают, направлена на объединение народов, их взаимное знакомство и сотрудничество, их мирное сосуществование и, как хочется верить, на помощь более слабым народам, что пока не осуществляется в той мере, какой хотелось бы. Теоретически это все звучит как очень позитивное движение и вполне похвальная инициатива.
Однако во имя этой глобализации, косвенным образом или по подстрекательству международного законодательства, народы призываются к отказу от своих национальных и культурных традиций, пересмотру исторических событий и, самое важное, к «обновлению» религиозных ценностей и убеждений, ради «мирного сосуществования» разных народов в каждой стране и во всем мире.
Этот процесс проводится систематическим образом, чтобы в обществе постепенно сформировался «новый» порядок с новыми условиями и привычками, которые до сих пор были чуждыми в естественной жизни народов. При этом одних, находящихся в условиях благополучия, очень волнует вопрос о безопасности, других же, в условиях бедности, – вопрос о выживании. Эмоции и беспокойство заставляют большинство людей упускать из виду духовное измерение человека, посмертный ход его души, спасение которой людям неинтересно. Они не находят времени заниматься данными вопросами, поэтому игнорируют и даже высмеивают.
В результате такого поведения наблюдается секуляризация в Церкви, особенно в западном мире, которая через моду на все западное тянет за собой «наш» Восток. Принятие этих новых практик и теорий противоречит прежним традициям и христианским ценностям, которые новый мировой порядок стремится заменить любой ценой.
Среди сторонников глобализации находим и немало духовных лидеров, считающих, что компромисс с новым порядком вещей полезен, и приступающих к сокращению религиозных традиций, особенно в странах с традиционно христианским населением. Последователи же других религий непоколебимы в своей вере и мало ассимилируются в традиционно христианских странах.
В таких условиях у христиан происходит разочарование в вере, из-за которого они удаляются от живого источника проповеди Евангелия. Таким образом, храмы пустеют, перестают быть домами молитвы и богослужений, в лучшем случае сохраняют только ценность историческую и культурную, а в худшем – ценность недвижимости, которую можно реализовать через аренду, что часто наблюдается в наше время на Западе. Здания храмов используются как жилые дома и культурные центры или сдаются представителям других религий.
Но давайте посмотрим, что Церковь говорит о глобализации. Христос первым сказал: «…Да будут все едино» (Ин. 17:21). Это объединение всего мира во имя Иисуса Христа, Который совершил спасение не только на земле, но и в вечности, когда вывел всех чающих Его из ада в рай. Союз в духе Его Церкви, где восторжествуют истинная любовь, забота друг о друге, солидарность между всеми народами, мир, справедливость и равенство, как провозглашал апостол Павел: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Свобода духа во Христе и взаимное уважение между народами не предполагают насильственное подчинение, которое принято в принципах нового порядка вещей (глобализация).
Ради блага человека и его спасения Церковь предлагает телесное и духовное соединение со Христом, и поэтому Она не может согласиться с новаторскими идеями, пытающимися всех уравнивать по принципу прав человека, а не Закона Божьего. Констатируя страшный нравственный упадок общества и отказ от христианских ценностей, Она предлагает покаяние. Ее проповедь осмеивают, вменяют ни во что. Если верные священнослужители и миряне будут настаивать на ее спасительной миссии, тогда Церковь будет преследоваться и находиться под прицелом тех сил, которые навязывают всемирно новый порядок вещей.
Священнослужители должны готовиться к новой борьбе, маргинализации, гонениям и даже мученической смерти
Хотя Православная Церковь имеет ясный и общепринятый закон, основанный на Священном Писании и Священном Предании, у нее нет ни общей позиции, ни динамичного единого мнения по отношению к этим серьезным вопросам, так как это явление относительно новое, а из истории Церкви известно, что на изъяснение общего отношения к новым явлениям нужно время. Внутренние разногласия и споры по административным вопросам ослабляют ее голос. Однако необходимо наладить тесное сотрудничество между Поместными Церквами, противостоять тем новшествам, которые причиняют духовный вред людям, и выработать общую благоразумную позицию без компромиссов, без человекоугодничества, подобно тому, как в древности христиане не принимали антихристианских законов римских императоров и с радостью шли на ужасные пытки и смерть за Христа.
Следовательно, слово Церкви по отношению к глобализации должно быть единым, правдивым, человеколюбивым и сосредоточенным на Господе, поскольку Он и есть наше спасение. Священнослужители должны готовиться к новой борьбе, маргинализации, гонениям и даже мученической смерти. Церковь сталкивается с подобной ситуацией не в первый и не в последний раз. «Станем добре, станем со страхом».
– Как Церкви противостоять течениям и процессам, подрывающим Божественное представление о человеке: о браке, о роли мужчины и женщины, об отношениях между родителями и детьми?
– Роль Церкви – учить и соблюдать Закон Бога, Творца мира и Создателя человека, Который открыл миру истину Евангелия через Иисуса Христа и дал ему возможность выбрать путь искупления и нетления. Церковь предоставляет каждому человеку Свои Таинства для восстановления в нем образа Божьего, который искажается грехами. Это неоспоримые истины, на них стоит Церковь.
Союз мужа и жены является священным действием. Бог благословил этот союз, когда Он сотворил «мужчину и женщину» и заповедал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 1:28). Так создается семья, основанная на универсальных ценностях. Таинство Брака было подтверждено Иисусом Христом в Кане Галилейской. Для благословенного брака необходимо благословение Церкви. Без него добрачные и внебрачные отношения – грех.
Любые другие выборы сожительства людей вне церковного брака являются извращением Закона Божьего и вступают в явное противоречие с тем, во что верит Церковь и чему учит Христос. Церковь не может оправдать сожительства, несмотря на то, что современное «прогрессивное» и богоборческое общество широко поддерживает и даже легализовало новые их типы, чтобы оправдать грех и признать его законом и нормой. В своем безумии человеческое общество дошло до того, что пытается опровергнуть и отменить не только Закон Божий, но и само существование своего Творца.
Оговорки и толкования прав человека, его свободы и личного выбора не могут заменить естественный образ жизни, потому что сверх человеческой слабости есть Закон Божий, который регулирует отношения человека к Богу и людей между собой.
Родители – это источник бытия детей, и поэтому они уважаемые лица в обществе. В Библии есть повеление от Бога: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» (Исх. 20:12). Оно Им выгравированное на скрижалях Закона, данных пророку Моисею. Эта заповедь является столпом и утверждением семьи. Отвержение родительской воли, советов и воспитания может быть оправданным лишь в том случае, когда родители употребляют насилие или их требования (либо одного из родителей) противоречат вере или учению Иисуса Христа как Спасителя мира. В этом случае молодые люди должны подчиниться воле Божьей, а не указаниям родителей, направленным против веры Христовой. Господь ясно об этом говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).
– Сегодня кризис коснулся, наверное, всех в той или иной мере. Как известно, кризис ведет к унынию. Как бороться с унынием, как не поддаться упадническим настроениям?
– Как мы уже говорили, «прогрессивное» общество постоянно меняется и дистанцируется от религиозных убеждений.
Оно теперь видит христианское учение, когда-то вдохновившее идеи равенства и других универсальных ценностей, как препятствие на пути формирования и господства нового порядка вещей, который стремится к устранению Христа из жизни людей. Другие религии не так мешают этому плану, как православное христианство. В своей истории Церковь шла всегда с конечной целью спасения мира, но немногие осознавали ее благотворное действие. Ее ненавидели и даже боролись против нее, ибо, как говорит апостол Павел, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).
Враги Церкви создают неприятные и трудные ситуации, чтобы обескуражить ее верных чад
Поэтому враги Церкви создают неприятные и трудные ситуации, чтобы обескуражить ее верных чад. Многим христианам начинает казаться, будто человек не в силах одолеть врага и наступает конец света. Эти ситуации могут привести верующего к мысли, что в этом мире он не будет спасен ни физически, ни душевно, и таким образом он может попасть в состояние уныния, даже отчаяния, что является смертным грехом.
Почему уныние – грех? Потому что за этим чувством часто приходят равнодушие или безразличие. Они охватывают душу верующего и показывают, что у него кончается терпение, он сомневается в силе молитвы, перестает воспринимать сложные жизненные ситуации как испытания, которые попускает Бог для смирения, и отказывается вести духовную борьбу, принять и нести крест, положенный Господом на его плечи. Эти чувства, переполняющие его, являются оскорблением Спасителя Христа, сказавшего: «если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20).
Унывающий человек отказывается принять крест, который он должен без колебаний нести в этой жизни, и забывает слова Спасителя: «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Мф. 11:28). Верующий, унывая, перестает верить в Божий Промысел. А кто верует во Христа, должен уповать на Бога, невзирая ни на что, принимать волю Божью и жизненные трудности как испытания, которые дóлжно преодолеть силой молитвы и терпением, вспоминая слова апостола Павла: «…С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса…» (Евр. 12:1).
Так верующий докажет, что он хочет своего спасения, ради которого Христос добровольно принял смерть Крестную, победит в духовной борьбе и будет наслаждаться в Царстве Небесном наградами, уготованными для избранных, как упомянуто в Книге Откровения: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).
Чтобы верующий избежал ловушки, расставленной дьяволом, и не поддался разочарованию и отчаянию, необходима духовная сила, черпаемая в нашей вере во Христа, в нашей теплой и непрестанной молитве, в нашем терпении и доверии к дарам Святого Духа, Который есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, доброта, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23). Уныние иногда происходит от потери физических и душевных сил. Человек забывает благодарить Бога за те блага, которые у него есть.
Из-за уныния верующий не радуется ни временной, ни вечной жизни, он к духовно увядает и умирает для вечной жизни. По этой причине даже в наших скорбях давайте радоваться и благодарить, давайте верно следовать за Христом, Который без греха, Который есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) и приведет нас к ожидаемой победе и покою с ободряющими словами: «…Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).
– Как познакомить с Христом современного молодого человека?
– Для обсуждения этого вопроса нужно много времени, потому что он имеет множество параметров и требует серьезного подхода со стороны руководства Православной Церкви.
Главная забота Церкви – это распространение слова Божия и совершение Святых Таин, через которые освящаются верные. Это повеление было дано Господом Своим ученикам и апостолам, когда Он послал их в народы, чтобы проповедовать евангельскую истину о спасении мира: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).
В этой проповеди есть весть о спасении, которая имеет вечную ценность и находит применение в каждом историческом периоде, потому что «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Хотя общество все время меняется и пытается применить новые стандарты к Церкви, Христос и Его искупительное дело для человека остаются в ней неизменными и незаменимыми. Эти действующие принципы применимы ко всем возрастам, поскольку каждый человек создан по образу и подобию Бога и призван стать причастником дара Божьего – исправить себя через Иисуса Христа, соединиться с Ним, восстановить с Его помощью в себе образ Божий и спастись.
В православии нет «устаревших христианских теорий», которые нужно пересматривать
Многие в современном мире считают, что христианские ценности необходимо адаптировать к изменениям в обществе, чтобы они были доступными определенным возрастным категориям, но в евангельском учении ничего нельзя ни исключить, ни изменить. Молодые люди в каждом обществе – золотая надежда будущего, и Церковь много вкладывает в них. Когда Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18:16) – Он имел в виду детей, чьи сердца чувствительны и податливы, но при этом Его слова охватывают молодежь любой эпохи.
В православии нет «устаревших христианских теорий», которые нужно пересматривать. Поэтому учение о спасении важно преподать молодежи с пониманием и любовью, чтобы она могла извлечь пользу из богатства его Церковных Таинств. Это достигается путем адаптации подачи учения, а не адаптации самого учения. Применяются разные способы, которые доступны молодежи.
В целом молодые люди относятся безразлично к своему религиозному воспитанию и участию в обрядной жизни Церкви. Они мало общаются друг с другом, а когда общаются, то редко связаны между собой духовно. Молодые люди мало разговаривают и совсем мало читают. Вместо того чтобы обсудить какую-либо тему, они с помощью электронных средств предпочитают круглосуточно выходить в Интернет, просматривать различные веб-сайты, которые предлагают низкого качества развлечение, уединенное веселье, приводящее к унынию, к употреблению наркотиков и в конечном итоге к умерщвлению души.
Так они сталкиваются с множеством раздражителей, вызывающих у них море эмоций и удовольствий, уничтожающих способность к рассуждению и побуждающих их к изоляции. Ими становится легко манипулировать. И возникает вопрос: что можно сделать? Следует ли запретить использование электронных средств? Конечно, нет. Цифровые технологии и Интернет завлекают в свои сети молодых людей, став неотъемлемой частью их повседневной жизни и развлечений.
Именно поэтому с помощью специальных программ и сайтов можно использовать Интернет для привлечения молодых людей, для передачи им религиозных идей, для стимулирования их интереса к более близкому и широкому познанию евангельского слова и проповеди о спасении.
Бесспорно, семья играет основополагающую роль в формировании религиозной идентичности молодежи. За ней следует школа. В семье и школе должно быть понятно, что Христос преобразует внутреннее состояние молодежи, воспитывает духовно и питает высокими идеалами, с которыми она завтра войдёт в общество. Поэтому в семье и школе дети и подростки должны получать информацию о благотворном присутствии Христа в их жизни и в мире. На семье и школе лежит огромная ответственность за правильную подготовку молодежи. Сотрудничество с Церковью поможет семье и школе понять значение собственной роли, подготовиться к важнейшему делу просвещения молодежи.
Подобно тому, как родители делают своим детям прививки, чтобы защитить их от болезней, они должны защищать души своих чад от нападений диавола, который старается внушить им чувства безразличия к Богу и Его существованию, к спасению и будущей жизни. Равнодушие убивает душу. Если знания родителей о религиозности неполноценные, то они не смогут питать духовно души детей. Если учителя относятся враждебно или равнодушно к Богу или невежественны в вопросах религиозного воспитания, то проблема усугубляется и детям и подросткам очень трудно знакомиться с Христом.
Церковь должна проводить интересные для молодежи мероприятия и включать в них катехизацию и дела милосердия, т. е. «слово и дело», и последовательно дети будут познавать Таинства и литургическую жизнь.
Священнослужители должны стать полюсом притяжения к Церкви. От отношения к верующим и подхода к молодежи зависят их плоды. С юношами и девушками надобно обсуждать различные вопросы. Главное – выслушивать то, что их волнует и давать им ясные ориентиры по жизненно важным вопросам.
Пора признаться в неоспоримой реальности, с которой сталкивается Церковь: когда она приглашает молодых людей принять активное участие в ее жизни, процент тех, кто отзывается на этот призыв, относительно невелик.
Многие ссылаются на то, что не понимают древнегреческий и церковнославянский языки, употребляемые в литургической практике в Элладской, Кипрской и Русской Церквах. Есть немало молодых, да и взрослых, которые не понимают этих языков и участвуют в службах только по привычке.
Но тут возникает другой вопрос. Если Церковь неспособна своей пастырской заботой передать молодым понятными словами свое учение, богословие и гимнографию, то тогда она не может врачевать их сердца.
Никто не оспаривает факт, что песнопения нашей Церкви в том виде, в каком они были составлены и исполняются, являются прекрасными шедеврами поэзии и богословия. Тексты чинопоследований Святых Таинств, последований и богословских сочинений, в которых точно изъясняются догматические истины нашей христианской веры, являются сложными для понимания даже в переводе на современный язык. Поэтому эти тексты не вызывают интереса у многих молодых людей, чей словарный запас постоянно сокращается и основное количество которых привлекают только изображение и звук. Бóльшая часть молодежи избегает чтения простых произведений, не говоря уж о текстах, содержащих сложные и непонятные фразы, как тексты церковных служб. Желание перевести их у многих молодых людей отсутствует.
Это лишь одна из практических проблем, с которыми сталкивается молодежь в Церкви. Церковь должна изучать этот и другие вопросы и предлагать ответы и пробовать разные способы, чтобы предотвратить отчуждение молодежи от Христа и воплотить слова св. апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).
Все дети, юноши и девушки, которые встретились с Христом, искренне полюбили Его и во многих случаях отдали свою жизнь за Него, являются живыми примерами самопожертвования и самоотречения, достигшими бесконечных благ в Царстве Небесном.
Думаю, что нет готовых рецептов, чтобы познакомить современного молодого человека с Христом, кроме одного. Это личный подход. А Христос – Он как огненная искра, благодаря которой все зажжется. Поэтому главный ответ на вопрос о том, как познакомить молодежь с Христом, – это сама жизнь наша, сами дела наши будут проповедовать о Нем.
– Ваш любимый святой? Почему именно он?
– Все святые, которые верно следовали за Христом и Его Святым Евангелием и исполнили в жизни Его слова, являются яркими примерами для верных христиан. Жизнь святых, которые отреклись от мира сего за Христа и жили молитвой и постом, учит всех нас тому, как надо жить.
Меня лично больше всего потрясает мужество святых мучеников, особенно детей, юношей и девушек, которые с первых веков и до нашего времени открыто исповедовали Христа и с радостью отдавали свою жизнь за Него. Для меня это самый сильный вид самоотверженной любви.
Меня особо вдохновляет пример одного юноши, который любил Христа всем своим сердцем. Это святой новомученик Панайотис из Пелопоннеса. Он принял мученическую кончину в Иерусалиме, в пасхальные дни 1820 года. Панайотис был слугой секретаря Сулеймана Паши́ и однажды сопровождал хозяина, когда тот пошел помолиться в мечеть Аль-Акса. Поcле этого хозяин отправился по делам в Дамаск, а Панайотис, оставшись в Иерусалиме, пошел поклониться ко Гробу Господню. Была Светлая Седмица. Некоторые мусульмане, увидев его в мечети, возмутились тем, что он молится в христианском храме, и посчитали, что тот осквернил их место молитвы. Во искупление своего «греха» они потребовали, чтобы Панайотис принял ислам, но он отказался наотрез, исповедав свою веру во Христа. Когда его привели к кáди (т. е. судье), несмотря на уговоры вернувшегося хозяина, чтобы он принял ислам и спас свою жизнь, Панайотис твёрдо заявил, что верит во Христа как Спасителя мира, не предаст Его и предпочитает быть убитым, но не отречься от своей веры.
Перед тем как палач обезглавил его, он радостно закричал: «Христос Воскресе!»
По некоторым сведениям, в 1996 году русский солдат Евгений Радионов отказался снять свой нательный крест и принять ислам, за что был обезглавлен.
Такие великие души украшают нашу веру и Церковь. Они укрепляют наши духовные силы, дают нам радость и вселяют в нас надежду на жизнь вечную.