Иоанн Вишенский – православный монах-полемист (XVI–XVII вв.), живший на Афоне и в Речи Посполитой. Его учение о Церкви, в контексте защиты Православной Церкви и ее устройства от нападок представителей церкви Католической, является ценным и в наше время, поскольку выясняет истинность Церкви.
В «Краткословном ответе Петру Скарге», иезуиту, Иоанн выделяет четкие критерии истинной Церкви. Эти критерии формируются именно в полемике с Католической церковью и с ее отношением к Православной Церкви на Украине на данном историческом этапе. Учение о Церкви Иоанна Вишенского носит полемический оттенок и является проекцией православного учения о Церкви через призму католического влияния на Православие на Украине. В учении о Церкви Иоанна Вишенского интересует вопрос истинности Церкви.
Итак, критерии истинной Церкви:
Истинная Христова Церковь будет ненавидима миром и теми, кто служит мирскому князю
- «Первый признак истинной Церкви Божией: на нее восстает борьба лукавых духов и подобных им людей»[1]. Почему так? Преподобный Иоанн объясняет, что так должно быть, согласно апостолу Павлу, видевшему духов злобы поднебесной, то есть лукавых духов, которые неусыпно восстают против православных христиан и не устают и не отдыхают в этой борьбе. И тот же апостол Павел отвечает в Послании к Ефесянам, как противостоять этим духам: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 10–17).
- Истинная Церковь будет гонима, но она должна устоять в истине, даже если эта брань будет вестись насмерть. Ведь Сам Иисус Христос, основатель Церкви, говорит: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 20). И еще: «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16: 1–3). И апостол Павел к Тимофею говорит: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3: 12–13).
- «В последние времена века сего истинная Христова Церковь будет умаляться по причине победы князя мирского, который будет отторгать большое множество годных для своего дела»[2]. Но преподобный и здесь увещевает словами Иисуса Христа: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7: 13). Христос еще раз повторяет: «Молись, чтобы тебе быть с малыми, благое находится в скудости»; и еще: «Не бойся, мое малое стадо! Ибо Отец Небесный благоволил дать вам Царство Небесное» (ср.: Лк. 12: 32).
- «Истинная Христова Церковь будет ненавидима миром и теми, кто служит мирскому князю»[3]. Христос говорит о том, что «будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф. 10: 22). «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15: 19), – говорит Христос.
- «Истинная Церковь Божия должна нести крест и любить нищету»[4]. Иисус Христос говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную… если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах… кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Мф. 16: 24; Ин. 12: 25; Мф. 19: 21; Лк. 14: 33).
- «Истинная Церковь Божия для мирской премудрости глупа и нехитра и во всем неискусна»[5]. Потому что Павел говорит: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: “погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну”. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, – Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: “хвалящийся хвались Господом”» (1 Кор. 1: 17–31); и далее продолжает: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3: 18–19).
- Истинная Церковь Божия должна всюду умножать нижеописанные плоды и свои овощи родить для учеников, украшаясь тем блаженством, которым Христос желал ублажить Своих учеников[6], ибо сказал им: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5: 3–12). Это те зрелые плоды, которые всегда должны рождаться в Церкви Божией.
По таким признакам истинная Церковь Божия и будет узнаваться.
Так преподобный Иоанн не только описывает истинную Церковь, но и показывает, как можно противостоять тем, кто восстает против Церкви.