Почему мы вернулись в Россию

Отцу Андрею объяснительная записка от Ирины Ратушинской

Зима в Москве. Художник: Игорь Разживин Зима в Москве. Художник: Игорь Разживин

Нас с мужем лишили гражданства СССР в начале 1987 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР. Нам восстановили российское гражданство в середине 1998 года. Указом Президента России. Вот с этого времени мы могли вернуться. 1999 год мы с детьми встречали уже в Москве.

Возвращаться или не возвращаться – такой вопрос у нас не возникал. Потому что мы русские

Но возвращаться или не возвращаться – такой вопрос у нас не возникал. Потому что мы русские. И наши дети, рожденные в Лондоне, – тоже. Они, тогда шестилетние малыши, успели уже пару раз подраться в английской школе: кто-то из одноклассников заявил им, что раз они родились в Англии – они англичане, а раз они англичане – то должны признать, что Россия – плохая страна и русские – плохие люди. В этом была несокрушимая детская логика – с обеих сторон. Посмотреть любой канал английского телевидения – поверишь, что русские люди плохие, и правильно их чеченцы бьют. Забавно другое: почему же русским детям не подошел наиболее выгодный вариант – признать себя англичанами и быть, как все? Реакция мальчиков была, на наш взгляд, нормальная, мы другой и не ожидали. Но, если задуматься – откуда у них это взялось? Из домашнего уклада? Из русского храма? Но проповеди в храме были совсем о другом. Да и мы, понятное дело, бесед на патриотические темы с малышами не проводили.

Какому нормальному русскому человеку придет в голову в домашнем быту распространяться про любовь к Родине? Или, к примеру, носиться со списками великих русских людей? Я таких сроду не встречала. Это, если вдуматься, опять-таки интересно. Это не у всех так. Провести вечер с армянами или евреями – и можно убедиться, что разговор обязательно будет повернут на соответствующие национальные темы. С немцами или американцами – вероятность поменьше, но достаточно велика. Придет русскому человеку в голову вывесить на своем доме государственный флаг? А американцу придет, так они и делают. Можно проехаться под какой-нибудь праздник по любой городской окраине – и убедиться. У них самосознание вполне совпадает с патриотической школьной пропагандой, у нас не совпадало отродясь. У многих народов принято вот так прямо и говорить о любви к отечеству, о своей уникальной национальности и так далее.

А у нас – только если отец Андрей спросит, да еще настоит на ответе. Вот тогда понимаешь: это русское в нас – вообще вне аргументации. Можно попробовать сформулировать, но приобрели мы это не через словесные формулировки, а то бы они были у нас с младенчества заучены и наготове. Откуда же это берется?

Это русское в нас – вообще вне аргументации

Хорошо, а что такое это русское вообще? Да и есть ли оно? А если есть – составляет ли ту основу души, которую нельзя переменить, не уничтожая полностью свою личность?

Да не только есть, но есть в таком объеме и с такой непреложностью, что в нормальных условиях мы этого и не ощущаем – как здоровый человек не ощущает своего здоровья. Мало того, мы очень и очень требовательны к тому, что эту основу составляет. Я заранее предупреждаю, что примеры, мною приводимые, будут на столкновениях с иными национальными традициями. Иначе – как синего на синем фоне или красного на красном – нашего и не разглядишь.

Германия, детский садик, воспитательница вызвала маму для беседы.

– У вашего сына странности в поведении. Вам надо показать его специалисту-психологу: у ребенка серьезная проблема.

Мама, обмирая:

– Что с ним?!

– Он, играя, делится с другими ребятами своими игрушками. Две даже вообще подарил.

Мама (русская, конечно):

– Ну и что?

– Как что? Он один такой в группе! Это ненормально! У него недоразвито чувство собственности. Если ребенок дает другим свои игрушки, значит, у него психологический дискомфорт, и он пытается купить любовь других детей этими вещами.

И смотрят мама с воспитательницей друг на друга, ничего не понимая. И не поймут никогда. В русской детской компании проблема была бы у ребенка, не дающего другим притронуться к своим игрушкам, то есть, с точки зрения немецкой воспитательницы, – нормального. Такому ребенку было бы одно название: жадина, причем при всех политических режимах и во все времена.

Почему я все о детях да о детях? Да потому, что на детях – очевиднее, они совсем еще новенькие человеческие существа. Что в них уже проявляется в качестве норм поведения, то потом и составит их личностную основу. Уже взрослые мама и воспитательница и не припомнят: откуда у них такие разные представления о том, что хорошо, а что плохо? Вплоть до взаимного подозрения в психической ненормальности. А что еще русская мама может подумать, если ей сказать, что делиться – это значит пытаться купить любовь? Само словосочетание «купить любовь» – уже для нее дико.

Но по этой самой причине русская женщина, вышедшая замуж за шведа и живущая материально вполне благополучно, жалуется оставшимся в России подругам:

– Забежала к соседке одолжить щепотку соли, так муж чуть не убил. Такой скандал устроил! Отмороженные они там все какие-то...

Сейчас словечко «отморозки» у нас применяется довольно широко. Именно по отношению к тем, кто не имеет никаких тормозов и этических норм. Все согласны: это страшно, что у нас такие появились. С этим надо что-то делать. А если заподозрить, что у них, «отморозков», просто система ценностей иная? Основанная, к примеру, на чувстве собственности? Почему бы им за рубль бабушку не зарезать? Что мешает?

Конечно, можно усомниться: причем тут одно к другому? Что, среднестатистический швед, со здоровым чувством собственности, тоже бабушку зарежет? Поклеп на шведов возводить не хочу: зарезать не зарежет. У него есть и тормоза, и этические нормы. Только не такие, как у нас. Вот и получается, что, не найдя этих тормозов и норм там, где мы их найти ожидаем, мы говорим про отмороженность в обоих случаях.

Да, у нас свои понятия о том, что можно и чего нельзя сделать за рубль, сто рублей, сто баксов, тридцать сребреников. Мы чрезвычайно остро реагируем на отклонения, считаем их непорядочностью. Проверим себя на примере.

Тридцатилетняя женщина подает на своих родителей в суд за то, что ее в детстве неправильно учили ходить на горшок, и от этого у нее теперь сексуальные проблемы. Бред? Или нормально?

Кому кажется, что это нормально, пусть дальше не читает. Пусть едет в Америку и будет уверен, что найдет там счастье. У него не будет никаких нестыковок, и в Россию его никогда не потянет: он тут оказался по ошибке судьбы. Потому что описанный случай – как раз из американской жизни. Родителей суд приговорил выплатить дочери то ли миллион, то ли два (по своей безнадежной русскости такую важную деталь я не запомнила). Она и подала на них в суд потому, что у мамы-папы денежки были, иначе хлопотать бы не стала. Но, все же, может, это для Америки ненормально? Как общественность отреагировала, прочитав такое в газетах? Отреагировала очень активно: целая цепная реакция пошла – подавать в суд на родителей. Успех-то налицо, так почему не попробовать? Если бабушку зарезать – успеха может и не быть. Могут арестовать и посадить, а это – уже неуспех, и общественное мнение за такое дело осудит. А если суд – на твоей стороне, и деньги получаешь, то знакомые здороваться не перестанут, можно не волноваться.

Импульс «помочь» – будет первой, совершенно нормальной и ожидаемой реакцией

Если мой друг остался без работы и бедует – мне примерно ясно, что делать. И ему тоже. Нам обоим будет очевидно, чем я могу, а чем не могу помочь – в зависимости от моих собственных обстоятельств. Но все равно импульс «помочь» – будет первой, совершенно нормальной и ожидаемой реакцией. Ни мне не придет в голову его сторониться и бояться, что его неудача перейдет на меня, как вирус. Ни ему не взбредет скрывать от меня свои трудности и изо всех сил притворяться, что все в порядке – лишь бы его не сочли неудачником. Потому что мы не американцы, у нас так не принято. Для нас успех – это не религия, что бы там ни толковали сегодняшние рекламы насчет «престижности». А ведь они, сегодняшние рекламы, откуда обезьянничают? Переводят, с большей или меньшей грамотностью, из американских газет. Допускаю, что также из английских или немецких. Хотя на Европу эта эпидемия успеха любой ценой распространилась менее, чем дирижеры общественного мнения того бы хотели. Но тем не менее в европейских сборниках анекдотов, как и в американских, мы найдем привычные нам серии про супружеские измены, про приключения автомобилистов, про школьников, зверюшек, бандитов и так далее. Ну, все, как у нас! Но серий, аналогичных сериям про «новых русских», – не отыщем. Кому смешно, а кому действительно, без кавычек, престижно...

Есть и другие области «нестыковок». Благополучная семья посещает бабушку в доме престарелых дважды в год – нормально? Школьники с удовольствием следят друг за другом и ябедничают, если кто списывает. Учителя, в свою очередь, учат их ябедничать. Уличному грабителю сопротивляться не рекомендуется. Рекомендуется иметь при себе десятку в нагрудном кармане и предложить грабителю самому ее достать. А то полезешь в другой карман – он разнервничается и пырнет отверткой. Если случилось оказать физическое сопротивление нападающему – то при аресте надо сразу оправдываться, что «очень перепугался и от испуга себя не помнил». Вообще, не надо стыдиться трусости: целее будешь. Напротив, «неуместная» храбрость может обернуться бедой. Упал в речку Потомак приземляющийся самолет, и один из случившихся на берегу мужчин стал вытаскивать из воды пассажиров. Случай этот попал в газеты, и пресса усомнилась: с чего это он полез на выручку? Это же не его работа? Нормален ли он психически? Парень, пока доказывал свою нормальность, работу потерял.

Народ народу – рознь. Так что в Америке русского дикаря предупредят, чтоб не уступал место женщине в общественном транспорте: можно нарваться на феминистку и получить оплеуху за подчеркивание неравноправия. В Англии это сойдет, это можно. Там скорее предупредят, что при поступлении на работу, если спросят: «Как вы относитесь к гомосексуалистам?» – надо отвечать, что хорошо. Уже попытка сказать, что этим не интересуетесь, будет сочтена за увертку и маскировку плохого отношения к сексуальному меньшинству. Ну, и так далее... При этом американцы будут посмеиваться над англичанами, у которых экономия – что-то вроде национального спорта, и хорошая хозяйка собирает обмылки в баночку для того, чтобы с помощью специального пресса в один прекрасный день сделать из этих обмылков новый кусок. Англичане будут сдерживать улыбки при виде американца, добавляющего лед в коньяк и размешивающего его пальцем в бокале.

Шведы с полной серьезностью будут собирать и подкалывать в папку использованные автобусные билеты, не говоря уже о квитанциях за более солидные траты, – иначе как отчитаться по налогам?

А мы будем всему этому дивиться, но и понимать: не можем мы стать такими. Не хочется. И они нам будут дивиться: русскую икону на стенке держать – это хорошо, это красиво. Многие покупают. Но молиться перед ней? Это уже идолопоклонничество! Как можно этому учить детей?! А еще культурные люди... Так отреагируют в протестантских странах, во всяком случае.

Можно перечислять до бесконечности – от самого обычного, бытового (например, неэкономного мытья рук под струей воды) до самого серьезного (например, где и почему «честь» – уже неприличное слово). А я ведь веду сравнение с народами, имеющими хотя бы христианскую историю. С которыми взаимопонимание все-таки полегче. Которые взятие заложников, рабство и геноцид тоже считают нехорошими вещами, во всяком случае, сейчас.

Что же, значит, все «у них» так плохо, кроме магазинных витрин?

Нечему и порадоваться, не за что и уважать? Да нет, в каждой стране есть чем залюбоваться. Я же толкую, что народы разные бывают (надеюсь, что это не вменится мне в пропаганду национальной розни).

Австралийцы приведут нас в восхищение нежным отношением к своим зверюшкам: там водитель машину притормозит, чтобы дать ящерице проползти. Англичане – любовью к своим садам и вежливым вождением на дорогах. Швейцарцы – щеголеватой аккуратностью своих усадеб. Ирландцы – дружелюбностью во хмелю. И, опять же, – так далее до бесконечности.

А в нас-то, в русских, – что хорошего? А что в нас – нам видеть и не положено. И тем более говорить. Это тоже этика такая. Потому все рассуждения, охи и вздохи о русском народе – с какими угодно эпитетами (чем слаще, тем нелепей) – еще с прошлого века звучали несколько фальшиво и всегда – как бы со стороны. Интеллигент ли, «в народ» идущий, – к таковому себя на старте не причислял и потому, как правило, не доходил. Советский ли журналист, сочиняющий гимн для Казахстана, где первые слова – «Наш великий русский брат», – тоже себя к нему не причислял. Иначе бы посовестился.

Русского ребенка, едва он говорить научится, много раз одернут: «не хвастай». Он и вырастая будет знать, что хорошее про него пускай лучше скажут другие. А у самого язык не повернется. Что помешает ему заняться саморекламой, полезной для хорошей карьеры. Зато, как мы полагаем, человеком будет. Это у нас – наследие Православия, которое даже два-три неверующих поколения промотать дотла так и не успели. Нам понятны слова, с которыми еще наши князья вели в бой дружины: за землю Русскую. За веру Православную. А за народ русский – как-то не звучало, ни тогда, ни сейчас. Потому что народ – это мы сами и есть, и не учили нас думать о себе в первую очередь. А если уж думать – то в смысле покаяния в грехах. И противостояния таковым. О душе учили думать. И естественная сегодняшняя реакция: недоучили! – вполне вписывается в эту самую традицию. Еще бы мы думали, что мы этому как следует научены... Тогда бы уж точно все было потеряно. Нет, самодовольство, слава Богу, не привилось на нашей земле.

Посмотреть только, как даже коммунистическая идеология трансформировалась в России: от силовой победы – к полной нравственной капитуляции.

Самодовольство, слава Богу, не привилось на нашей земле

Первым делом сдали претензию порушить любовь к отечеству. От «пролетарий отечества не имеет» – вернулись к «патриотическому воспитанию молодежи».

Затем, и очень скоро, отправили на свалку «свободную любовь» и повернули к «моральности в быту». От ленинского «дети должны ненавидеть родителей, если они не коммунисты», потоптавшись вокруг так и не ставшего популярным образа Павлика Морозова, – махнули рукой и с видимым облегчением вернулись к семейным традициям. Идеи «общественного воспитания детей» – не сработали, и их потихоньку стали обходить молчанием.

Затем, почесав умные головы, отказались от экспериментов над образованием и вернулись к традиционным русским методам: в классе командует учитель, и никакой демократии! Нежным детским душам не повредит, если за работу строго спрашивают. Сама была учительницей, и наиболее частую родительскую просьбу помню: «Вы с моим разгильдяем построже!» Уступили и в этом. Это нам тоже повезло: в сегодняшних государственных американских школах детишки таблицы умножения – и той не знают, если им ее учить неохота. А, как правило, и неохота. Но как можно ребенка заставлять? У него же будут комплексы! Это им и теперь аукается, а в будущем аукнется еще и покруче. Сами уже тревогу бьют.

От игры на зависти: «Грабь награбленное!» – наши рулевые повернули к осуждению сребролюбия и корыстности. Урывая материальные блага, коммунистическая элита стыдливо скрывала их за зелеными заборами и в распределителях: знала, что всенародного уважения ей это не прибавит.

Пытались привить доносительство – но и тут уважения к доносам и доносчикам не добились. Оставалось доносчиков укрывать от реакции общества: реакция была резко отрицательная. До сих пор имена стукачей – по секретным архивам. Чтобы их не обижали. Тоже, между прочим, коммунисты кое-что усвоили: хоть своих не сдают.

Пробовали идолопоклонничать перед вождями – проваливалось, от одного к другому. Сами же их потом и развенчивали. Решили сохранить хоть Ленина – и на то нашли типичный для России ход: обязали всех, во всех учебных учреждениях, читать его труды. Чем, разумеется, добились поголовного уклонения от такого чтения. Тем только его репутацию частично и спасли. В городе Киеве в 1970-х годах был такой случай уклонения от воинского призыва: юноша прикинулся психически ненормальным, его и отправили на экспертизу. Так он в психбольнице по 5 часов в день конспектировал труды Ленина! Это сочли достаточным, чтобы диагноз подтвердить и освободить от службы в армии.

Начав с полного отрицания души, со временем, постепенно, завели разговоры о духовности, духовных ценностях, и даже начали упрекать молодежь за то, что «у них нет ничего святого». С религией коммунистам примириться было всего тяжелей: это шло с рывками и судорогами. Но – сдавали потихоньку: и Рождественские елки, и церковную службу, и Крещение детей, и ношение крестов, и иконы. И сами своих младенцев втихую крестили. Читаешь сейчас – глазам не веришь: в программе КПРФ – «уважение к Православию и другим традиционным религиям народов России». Вот бы Ленину кто такое в 1920-м году показал!

Ничего не попишешь, национальный характер и такую идеологию обкатал до неузнаваемости.

Правда, и в грешных своих наклонностях он упорствовал с той же силой. Сколько было борьбы с употреблением спиртного! От потуг на «безалкогольные свадьбы» до истребления драгоценнейших виноградников! Но – не поддались. Продолжаем. Если в чем экстремизм – так в этом.

Никогда у нас не получится поклоняться деньгам, уважать наглецов, презирать непрактичную отдачу последней рубашки

А в чем парадокс – так в том, что мы никогда собой и Россией не будем довольны. Представления о том, как должно быть – бескомпромиссны у нас. Строже, чем где бы то ни было. Ни в чем толком заповедям не соответствуя, сами же этими несоответствиями возмущаясь, мы тем не менее свои «хорошо-плохо» ощущаем по Новому Завету. Даже те, кто и не читал его никогда. И чувствуем (хотя бы чувствуем!), как нам далеко до «хорошо». Что бы стоило, как другие делают, снизить планку! Все равно ведь достать не получается... Но и обманки нас коробят – хотя бы просто по интуиции. Никогда у нас не получится искренне поклоняться деньгам, уважать наглецов, презирать непрактичную отдачу последней рубашки. Нас можно провести, как детей, но все равно мы будем искать правды и не научимся восхищаться лжецами, хотя бы и квалифицированными. Шовинизма у нас тоже не получится: даже получив и по одной щеке, и по другой, поморгав и раскачавшись до того, чтобы начать уже и отмахиваться – мы, едва одолев, начнем уже сочувствовать тем, кого одолели. Долгая злость, упорное презрение – этого мы толком не умеем и не научимся никогда.

И никогда у нас не получится утратить чувство своей земли. Тысячу раз мы будем ею недовольны – а тронь ее кто, сразу ощутим, до чего мы с ней связаны. И объяснить это не сумеем. Да, может быть, и не надо. Есть наши предки, ушедшие в эту землю, ее же защищая. Есть наши святые – никто из них с нее не бежал, они и сейчас над ней и за нее стоят. Есть наша с ними со всеми связь, и за то нам – невидимая помощь и защита. Нам кажется, что этой помощи и защиты мало? Да не по заслугам много! Более чем достаточно, чтоб мы не переставали быть собой. Только увидев людей, себя добровольно этого лишивших, понимаешь, что мы всю жизнь принимаем не задумываясь, как должное. А наши банковские счета – что поделать! – наших святых не интересуют.

Чем глубже чувство, тем менее уместно вытаскивать его на поверхность. Оно – неуправляемо, не знаешь, когда проступит – с тем, чтобы снова уйти вглубь, где ему и место. Выйдешь иногда в снег, под звезды, закинешь голову – и задохнешься от невидимого тока: это мне – свое, у меня тут – со всем и со всеми единая связь. Молишься в храме, еще и тетка какая-то сбоку напирает, – и вдруг ощутишь горлом и ребрами, что так же точно молились когда-то в другом храме, подожженном со всех концов то ли ордынцами, то ли поляками. И те, давно там погибшие, – вот они, рядом, – свои. И тетка беспокойная. И все, все, которые когда-то пойдут к той же Чаше. После нас.

А потом – просто живешь, как обычно: будильник – детей в школу – слякоть под ногами – пробка на дороге – опаздываю – нет, успеваю – бабка милостыню просит – милиционеры хмурые – кто-то с Гербалайфом опять прицепился – хлеба не забыть купить... Никакого особого счастья не ощущаешь, да и с чего бы? Просто растишь детей, подаешь бабке, если есть что подать, и не забываешь купить хлеба. Ну, работаешь, ну, устаешь, и кажется, что все надоело. А потом приходят друзья – и смех, и разговоры заполночь, и кончилась чайная заварка, а метро уже закрыто, и кто-то остается ночевать. И что в этом такого, что можно было бы назвать – Россия?

Звонит Аленка: вещи собирает. Девочка из того дома, что взорвали, одна из семьи уцелела, но осталась безо всего. Заходит сосед Володя: он в Чечню едет добровольцем, так попрощаться. Оставляет нам свою фотографию. Никаких особых слов не говорит. Проводили. Слава звонит: сын родился, 3 килограмма. Первенец! Вадимом назвали.

Волнуется Слава от неопытности, спрашивает: кормящей маме можно апельсины покупать? Не вредно? Из нашего дома слышно, как в церкви при больнице к службе звонят. Даже когда окна на зиму заклеены – слышно.

Сыновья по слогам читают заданный урок: сказку про жадных медвежат. Вчера учили стишок про Ванечку-хвастуна. Они, конечно, знают, что живут в России. Но, как все нормальные люди, над этим особо не задумываются. Что их ждет – я не знаю. И что нас всех ждет – тоже. Я слышу, как на кухне брякают чайными ложками и ругают какого-то очередного политика за хамство по телевизору. Я телевизор не смотрю, я пытаюсь ответить на вопрос отца Андрея: почему мы вернулись в Россию? А что тут ответишь? Все равно, что о смысле жизни.

Почему мы вернулись в Россию? А что тут ответишь? Бесполезно анализировать любовь, если она есть

Бесполезно анализировать любовь, если она есть. Нелепо ее декларировать во всеуслышанье, тут слова ничего не весят. Ее не проговорить, ее прожить придется каждому, а другим людям она только в делах и может быть видна каким-то краем. Так у нас принято: в чем другом – душа нараспашку, а тут мы застенчивы. Тут нам красивые формулировки подозрительными кажутся, и тем подозрительней, чем красивей. В самых любимых, самых русских песнях, которые и сейчас поют – об этом впрямую нет. Только мелодия что-то скажет, а слова – вроде бы совсем о другом. Да и то: еще много каждой любви предстоит проверок и испытаний. Что же, пока она вся не прожита, о ней и толковать.

Лучше бы, отец Андрей, вы меня о грехах спросили. Об этом мне легче было бы отвечать.

Ирина Ратушинская
2000 г.

8 октября 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Русский импульс Натальи Нарочницкой (+ВИДЕО) Русский импульс Натальи Нарочницкой (+ВИДЕО) Русский импульс Натальи Нарочницкой (+ВИДЕО) Русский импульс Натальи Нарочницкой (+ВИДЕО)
Надо спокойно и уверенно продолжать быть русскими. Нам есть чем гордиться. Надо быть открытым миру (это свойство русской души), но при этом сохранять свою особость.
Русское сердце Русское сердце
Свящ. Димитрий Шишкин
Русское сердце Русское сердце
Священник Димитрий Шишкин
Тут мой собеседник оживляется: «Отец, а научи меня, как это вот… молиться…» «Да как… – отвечаю я, понимая, что невозможно сейчас начать диктовать ему какие-то молитвы. – Ты просто Богу воздыхай от сердца, как можешь…»
«Главное – жить по-христиански» «Главное – жить по-христиански»
Старец Илий о правильном понимании жизни
«Главное – жить по-христиански» «Главное – жить по-христиански»
Старец Илий об ИГИЛ, простоте русского человека и правильном понимании жизни
Никита Филатов
Как два журналиста – русский и американец – ездили в Переделкино к старцу Илию, чтобы задать ему вопросы, волнующие сегодня многих людей.
Комментарии
Алла28 октября 2020, 17:33
Евгения, я бы давно ответила, если бы помнила. Это знакомые знакомых, и слышала я историю лет 5 назад. Нет, они точно не были гуманитариями, но подробности забыла. Меня потрясла сама ситуация - от науки к свинарнику. Еще раз - служба ближнему должна оплачиваться. Это апостол сказал, а не я. А если оплаты нет, человек волен искать другое место служения. Вот они и нашли. В конце-концов, свинину-то ведь тоже ели люди. Лично же я считаю, что ученые имели моральное право уехать за границу. Кстати, я знаю примеры, когда айтишники, сделавшие карьеру зарубежом, возвращались в Россию, когда у нас зп резко выросли в этой сфере. Мой коллега получал в 26 лет 120 тыс, ушел сейчас в другую фирму на 150тыс
Евгения27 октября 2020, 22:23
Алла:"Евгения, не перескакивайте с темы на тему". Алла, ну в своем репертуаре! Я специально не интересовалась, но думаю, что в каких-нибудь психологических практиках существует такое простое упражнение, как вывести собеседника из себя. В самих словах вроде бы оскорбления нет, но в целом их неуместность и их тон оскорбительны. С какой стати Вы мне диктуете, на какую тему мне писать? Кроме того, я пишу в одной и той же теме: человек обязан служить ближним (Ин.13:12-15). Продавщица и сторож делают это ежедневно. А Ваши доктора наук (каких же все-таки наук? небось, филологических?) кому послужили? Был ли вообще талант? Или они просто работали на хорошей высокооплачиваемой работе? Талан не даст
Андрей27 октября 2020, 20:09
Егор 26 октября 2020, 23:45, человек определяется свободою воли и разумом. В том числе это свобода выбирать место жительство. Азбучная истина, впрочем, как и неизбежность несения ответственности за свои действия. Ужели и сейчас произошло открытие Америки, на ряду с недавно упомянутыми паритетами сил, знаний и технологий как необходимыми условиями уклонения человечества от очередной глобальной бойни? Положительно, есть чему удивиться в комментариях на Православие.ru.
Андрей27 октября 2020, 19:04
Алла 26 октября 2020, 19:13, великий китайский стратег Сунь Цзы описал как и зачем организовывать именно то, что мы видим каждый день в России. Это и бурное цветение всякого рода пороков, и коррупция, и фактическая невозможность развивать науки да технологии, и междоусобицы, и прочие признаки подготовки вражеского вторжения. Отдадим варварам должное - они усердно изучают "Искусство войны" в профильных учебных заведениях и умело реализуют сию с позволения сказать классику в современных условиях. Только не говорите, что и это очередное открытие Америки.
Иоанна_ 27 октября 2020, 00:43
Самое главное делание для христианина это не "умывать ноги", а разгонять зло в своей душе, Евгения!
Егор26 октября 2020, 23:45
Алла, +100! Господь не создавал ни границ, ни стран, ни народов, ни государств. Все они возникли естественно-историческим путем. Конечно, это хорошо и правильно любить свой дом, но надо уметь отделять земное от Небесного. Нет никакого греха в выборе удобного для себя места жительства. Мы можем перебраться из провинции в столицу. Или с континента на континент. Никто не заставит человека в подобном исповедоваться. Никто не будет его за это судить в посмертии. З.Ы. Я живу в России и уезжать не собираюсь. Но считаю нелепым вменять человеку в вину выбор места жительства по душе. Эти же самые люди ведь не станут осуждать, если немец переедет в Россию. Зато осудят русского, переехавшего в Германию.
Алла26 октября 2020, 21:49
Евгения, не перескакивайте с темы на тему. Во-первых, Господь дает людям таланты, один из них - талант к изучению и покорению окружающего мира. Во-вторых, "трудящийся достоин пропитания", и никто не обязан голодать, занимаясь наукой, если есть возможность реализовать свои таланты за достойное вознаграждение. Безусловно, делать это можно только негреховными методами. Но Церковь и не знает такого греха, как "переезд в другую страну". А вы с Андреем делаете богословие служанкой патриотизма, что является натуральной ересью.
Андрей26 октября 2020, 21:03
Алла 26 октября 2020, 17:34, иногда человек учёный бывает должен уничтожить своё открытие, например, какую ни будь установку для термоядерного синтеза в габаритах мячика для большого тенниса и без радиации. Просто потому, что люди нравственно не готовы к владению средством контроля над "гигантом с короткими руками" и ничего лучше "звёздных войн" с финальным переходом планеты Земля в сверхновую звезду из этого не получится. Это в общем то тоже очень старая история. А по поводу богатых и бедных... само по себе богатство не хорошо и не плохо, но уверены, что сумеете столь разумно им распорядиться, что не пожалеете и на посмертном суде?
Евгения26 октября 2020, 20:15
Для Аллы. "не им должно государство, а они должны государству" а с чего это вы взяли, что Господь посылает в мир человека для государства? Господня ВСЯ Земля! // Зачем же рыскать по ВСЕЙ Земле? Не лучше ли умывать ноги тем, кто рядом, если уж здесь родился? Или Вы за то, чтобы не умывать никому?
Алла26 октября 2020, 19:13
Андрей, я думаю вы и сами понимаете, что я не буду читать трактат ради комментария на сайте. Что же сей великий экономист двух с половиной тысячелетней давности сказал?
НН26 октября 2020, 18:37
Андрей25 октября 2020, 20:37, Простите за недопонимание, если коротко, то: Неправильно, когда страна выталкивает наших. Когда "ошибочно рождённые в России" уезжают - флаг им в руки, немало людей живут по-принципу:"Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше". Просто прежде, чем выпустить специалиста, получившего бесплатное образование, надо взыскать с него плату за образование; людей, имеющих отношение к секретности - выпускать только по окончании срока секретности и тд. "Ноичка Навального" выпустили, не смотря на неподписку о невыезде и др отягчающих обстоятельствах... Вас бы вот так перевезли "спасать" в немецкую клинику? Меня и моих знакомых- точно нет. Мы чем-то хуже, "второго сорта"?
Алла26 октября 2020, 17:34
Евгения, "Ваше образование не включало курсы политэкономии, истории и философии" в марксистко-ленинском изводе не включало. Это всё разговоры в пользу бедных в буквальном смысле. Как говорится, каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает. Отсюда и ту экономику, которую заслуживает. "не им должно государство, а они должны государству" а с чего это вы взяли, что Господь посылает в мир человека для государства? Господня ВСЯ Земля!
Андрей25 октября 2020, 20:37
НН 25 октября 2020, 13:00, неужели ступор вызывает постулат о паритете сил на международной арене как необходимом условии отсутствия большой войны? Или никогда не знали, что те же US AIR Forse сформировались во многом благодаря Игорю Ивановичу Сикорскому и первой волне иммиграции из России? Да ладно бы ещё когда только эти и лишь в начале-середине 20 века, а то ведь и до сего дня выходцы из России покупают западный "рай" хорошо известною ценою. Знать и правда, хоть и вышли такие из нас, но никогда они не были нашими. Впрочем, пути Господни неисповедимы, а выбор между добром и злом каждый человек делает самостоятельно.
Евгения25 октября 2020, 18:30
Алла (24.10.2020, 15:51): "если одни страны лучше развиты, чем другие, то это проблема неразвитых" и т.д. Алла, если это действительно Ваше убеждение, а не намерение не дать завершиться полемике, то я Вам больше ничего здесь ответить не могу. Сделаю лишь предположение, что Ваше образование не включало курсы политэкономии, истории и философии. Да, и еще: Вы пишете, что "научный склад ума не просто так дается Господом человеку". Этим людям, по-видимому, он был дан в укор (не в насмешку же!). Видите ли, это не продавщица и сторож, а доктора наук: не им должно государство, а они должны государству. Должны служить своим талантом. ТАК они должны были ощущать свою роль.
НН25 октября 2020, 13:00
Андрей, Простите, но я в ступоре от Ваших доводов и примеров. Люди огонём пользовались во благих целях, для обогрева и приготовления пищи. Но потом нашлись ублюдки, котор стали на кострах жечь людей. А потом топоры и ножи научились делать, и тоже использовали их на охоте и в быту, а уж потом нашлись и такие, котор стали убивать этими орудиями себе подобных. И что? Разговор совсем не об этом. А о людях, которым Н.Языков писал в его время:"..Русская земля/От вас не примет просвещенья/Вы страшны ей: вы влюблены/ В свои предательские мненья/И святотатственные сны/Хулой и лестию своею/Не вам её преобразить, Вы, не умеющие с нею/Ни жить, ни петь, ни говорить!". Стихотворение назыв "К не нашим".
Андрей25 октября 2020, 10:02
Алла 24 октября 2020, 15:51, тезис "...если одни страны лучше развиты, чем другие, то это проблема неразвитых" ещё в конце VI - начале V века до нашей эры исчерпывающее растолковал китаец Сунь Цзы, в трактате "Искусство войны".
Алла24 октября 2020, 15:51
Евгения, если одни страны лучше развиты, чем другие, то это проблема неразвитых. Если я работаю лучше, чем мой сосед, и живу намного лучше его, то виновата не я, а сосед. А разве мало мы используем достижений других стран? Но эти достижения ведь чьи-то, за ними стоят конкретные люди. В этом нет ничего плохого, наоборот, это хорошо. Постоянно изобретаются новые лекарства, например, которыми лечатся люди по всему миру. И больным все равно, кто и где изобрел лечение, главное получить его. И так во всем. А паре той нужно было на что-то жить. Одной любовью к науке себя и детей не накормишь. А сокрушаюсь я о зря потраченном потенциале. Научный склад ума не просто так дается Господом человеку.
Андрей24 октября 2020, 09:39
НН 23 октября 2020, 16:58, потенциал у всех одинаков, другое дело направленность и степень совершенства. Однако, в чём согласие с Аллой? В том ли, что научно-технологические достижения рано или поздно станут достоянием всего человечества? К 22.06.1941 вермахт лишь на пару лет превосходил РККА в развитии средств связи, ПВО, ПТО и вездеходного транспорта. Такое положение дел возникло из-за гражданской войны, а следствием стала Великая Отечественная. Варвары своими либо изменническими руками уничтожили 20000000 мирных жителей на временно оккупированных территориях, а боевые потери по 7000000 с каждой стороны. Другие иноземцы обогатились на крови. http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_otkr18.htm
Егор24 октября 2020, 04:32
Андрей, не путайте послушаение Богу с послушением вам. Для христианина не существует запрета на переезд в другую страну. Даже запрета на переезд на другую планету не существует, если такое когда-то станет возможным. Не нужно под свои патриотические идеи искуственно создавать богословскую платформу.
Евгения24 октября 2020, 00:08
PS Дмитрий Сергеевич Лихачев в 90-ые не перестал заниматься наукой. Да и многие-многие другие. Правда, они наукой не занимались, а служили науке.
Евгения23 октября 2020, 23:43
Алла:"...в конце-концов научные достижения становятся достоянием всего человечества". Алла, мир во всем мире еще не наступил, и научно-технический прогресс в одних странах имеет зеркальный противовес - все более и более БЕСПЕРСПЕКТИВНОЕ угнетение слаборазвитых стран. Судите сами, как выглядит вклад в развитие науки неРодины? Вы не пишете, доктора каких наук они были. Вообще-то, можно было продолжать заниматься наукой и в 90-ые. Для себя, для науки. Но им, по-видимому, нужны были или признание или, что еще лучше: и признание, и материальные блага. Почему нужно сокрушаться о дискомфорте и неустроенности супружеской пары, вне зависимости от того, что произошло в стране? В стране всё рухнуло!
НН23 октября 2020, 16:58
Андрей:/А оно вам надо?/-Наверное, я счастливый человек: жила и живу хорошо, меня окружали и окружают замечательные люди; пока,слава Богу ни в чем не нуждаюсь,верила в Бога и в храм ходила всегда,работала по спициальности,ездила,читала,смотрела куда и что хотела,и тд. Речь вовсе не обо мне,а о моих согражданах.В первой волне эмиграции(жертвы 1917г) были всякие,в тч и те,кто потом вернулся на Родину,и те,кто воевал на стороне фашистов. А вот волну эмигрантов(высококлассных специалистов) революции 1993г жертвами не признаём. И 25млн русских людей,оказавшихся не по своей воле За границей-тоже.И беженцев из ближнего зарубежья.Воля Божия?Но не все её могут распознавать,как Вы. Согласна с Аллой.
Андрей22 октября 2020, 20:08
НН 21 октября 2020, 12:59, существует святоотеческое определение. Добро это послушание Богу, а зло это противление Богу. Это общая точка отсчёта и никогда не надо скатываться на что либо иное. Первая и от части вторая волна русской иммиграции просто спасались от неминуемой смерти и даже имели возможность вести вполне православную жизнь, но третья и позднейшие ищут уже совсем иного. Да и много ли ныне за бугром свободы для добра? Сытость, благополучие или даже возможность заниматься умственной работой (реализацией высшей способности естества) суть приманки в ловушке для человеческих душ. Сие подобно тому, как люди капельками мёда заманивают домашних насекомых в борную кислоту. А оно вам надо?
Алла22 октября 2020, 16:33
НН, знакомые знакомых - семейная пара в Питере, которые были докторами наук, когда развалился Союз. Ради выживания бросили работу, где даже гроши и те платили с огромной задержкой, и стали... выращивать свиней. На этом удалось в итоге так подняться, что они открыли другой бизнес. Сейчас люди богатые и успешные. И вот вопрос: с одной стороны они остались на Родине, молодцы. Но с другой... люди науки, должны ли были бросать своё призвание? Ведь таланты даются Богом не просто так. Не уверена, что ученый, выращивающий свиней дома, лучше, чем уехавший на чужбину и там развивающий науку. Ведь в конце-концов научные достижения становятся достоянием всего человечества.
НН21 октября 2020, 12:59
Андрей:/Конечно это укор государству, но свой выбор между добром и злом должен сделать каждый человек/- Дело в том, что некоторой категории людей любое государство будет злом. А есть другие категории, когда выбор делали в пользу другого государства, если считали, что на Родине нет свободы слова и за веру в Бога и хождение в храм могут выговор влепить(было и такое, редеко, но было). А в "святые 90ые" бОльшая часть классных специалистов уехали действительно от безысходности, потому как в буквальном смысле их семьям было нечего есть(и непредвиделось!). Да, некоторые из них сделались "челноками", торговцами китайскими трусами, охранниками и тп, думали, на время, но как оказалось... Это добро?
Юра21 октября 2020, 12:04
Чудесно! Спасибо Вам.
Андрей20 октября 2020, 06:31
P.S: Евгения 18 октября 2020, 21:37, математика это хорошо, да только ни всё инженерное ПО идёт под западными брендами. Знать выпускники московских вузов нашли больше подобного себе в Европе, Америке или даже Австралии, но не в России. Старая это история, ведь учёные и мастера и из Византии бежали к варварам зачастую ровно из-за того же самого, из-за лучших условий для творчества. Конечно это укор государству, но свой выбор между добром и злом должен сделать каждый человек.
Алла19 октября 2020, 16:00
Андрей, если бы путешествия заграницу были вредны православному, Церковь бы об этом прямо и заявила. А ваши забавные рассуждения свидетельствуют только о том, что вы за пределы России никогда не выезжали. Да и в самой России-то вы за пределами вашего села были? И горки, и концерты, и кальяны и "еретические" храмы у нас имеются в избытке. Ну разве что вот собак и насекомых не едим, однако, представьте себе, греха такого тоже нет.
НН19 октября 2020, 12:20
Евгения:/читать Ваш комментарий просто невозможно. Какая лженаука? Откуда Вы взяли это?/- К сожалению, Ионна не единичная жертва перестроечных "разоблачений", в изобилии печатавшихся в журнале "Огонёк" и ему подобных, солженицинских "художественных исследований", рыбаковских и резуновских творениях, историков-конъюктурщиков "чего изволите"и тому несть числа "горячих фактов". А то, что диссиденты видели своими глазами-было только плохое(что хотели, то и видели). Хорошее воспринималось как само собой разумеющееся(и это так), о заграничной жизни судили в основном по Голливуду и "их радио". Увы, так было, не по-наслышке знаю, были и у нас такие знакомые. Убеждения не перебьешь никакими фактами.
Иоанна_ 19 октября 2020, 11:29
/Переходить с места на место без особенной нужды не следует.// Как вы можете судить о наличии или отсутствии "особенной нужды" у другого человека, Евгения? Знать все обстоятельства его жизни, движения его души? Тогда и незачем судить о том, что вам неизвестно.
Вячеслав19 октября 2020, 08:40
"Иоанна_ 18 октября 2020, 13:58 Какие "высочайшего класса программисты" могли быть в СССР в 90-е годы?))" Странно, Буран в автоматическом режиме в космос летал и садился, а програмистов "высочайшего класса " На счетах считали что ли? Вы хоть знаете, что значит рассчитать орбиту и точку приземлания?
Евгения18 октября 2020, 21:37
Дорогая Иоанна, что Вы пишете!!! Вот уж ярчайший пример, как Вы беретесь судить о том, чего не знаете даже близко. Мне, выпускнице 1983г. МИЭМ (ин-та электроники и математики), читать Ваш комментарий просто невозможно. Какая лженаука? Откуда Вы взяли это? Кибернетики и программисты - это, к Вашему сведению, математики. Математика в СССР была на высочайшем уровне. И железо у нас было вполне топовым для своего времени, позволившим нам слетать везде первыми и запустить всё первыми. Железо это собирали в Белоруссии. Родные ЕСки!...
Катерина 18 октября 2020, 20:35
Моя подруга закончила факультет на стыке биология-химия, МГУ в 90й. Уехал ВЕСЬ поток молодых выпускников, кроме неё, но и она вынужденна была с ее золотрй головой работать на финансовой бирже в Мрскве. В США уехали ребята и одна пара в Австралию. США тогда только "ставили" химию и забирали молодые мозги из развалившегося Союза. А не уехавшие пошли торговать, забросив то, к чему у них было признание. Геологию просто убили, свернув исследования и разработки в этой области (мой брат тоже бывший, геолог). Эх... да чего там...
Катерина 18 октября 2020, 20:25
Иоанна_ 18 октября 2020, 13:58 -- как Вы думаете, советские ядерные ракеты на ниточке как воздушные шарики полетели бы точно в цель? Их программировали, на машинах типа IBM, 60е, только тогда машины были несколько крупнее и занимали огромные комнаты. Программы писались в виде теперь уже забытых точек на длиных перфорационных лентах. Да, и эти программисты были высочайшего класса, составившие в середине 90х целый ведущий "русский" отдел Майкрософта (к тому времени с них, ненужных, уже сняли секретность). В одном из компьютерных журналов им была посвящена тогда целая статья. Одна из моих коллег очень сожалела, что вовремя не уехала в США,поздно узнала. Работала вынужденно машинисткой в банке.
НН18 октября 2020, 19:45
Иоанна, Вы не в курсе. Высочайшего класса Программисты были у нас в СССР где-то с начала 70-ых уж точно. Работали они и писали программы на/для ЭВМ(электронно-вычислительная машина), котор размером была примерно с 1-2ком квартиру. И языки машинные были, напр. Фортран, Алгол и др. А уж в 80-ые и "персоналки" появились. Программист - это прежде всего мозги,"железо" уже потом, на нём легко с одного на другое переучиться. Было много всего хорошего, о чем Вы не знали и/или не хотели знать. Реформаторы угробили практически всё, что относилось к МинСредМашу(Атомная промышленность), Авиации,Космосу и др. А именно там и были высококлассные программисты, выброшенные в "святые 90" за ненадобностью.
Евгения18 октября 2020, 15:29
люди не хороши: ну, а в другом – разве Ангелы с нами будут? Конечно те же люди и с теми же недостатками, а может быть даже и с большими против людей, которые жили с нами на первом месте. Нам тяжело здесь? Но ведь, где ни живи, везде надобно трудиться, потому что человек осужден на труд; да если б и свободу от него нажил, то и тут не радуйся, потому что праздность есть мать всех пороков. Ввиду этого и необходимо вооружаться терпением и жить там, где живем постоянно, помышляя, что земля не рай, а изгнание из рая, и что на ней потому нигде совершенного покоя нет, а есть он лишь на небе у Господа. Аминь". (https://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/pouchenija-po-rukovodstvu-paterika-pecherskogo/42)
Евгения18 октября 2020, 15:24
"Есть довольно людей, которые не любят жить на одном месте. Где ни побывают они, везде им кажется не хорошо. Там, якобы их спасению мешают, там оскорбляют, инде труд для них тяжел, в другом месте еще найдут что-нибудь неприятное для себя, и вот все перебегают с места на место и не дают покоя ни себе ни другим. Что сказать в назидание таковым? Да скажем то, что пусть они знают, что переходить без нужды с места на место учит нас враг нашего спасения дьявол и потому надобно жить не там, где хочется, а там, где Бог велел. Переходить с места на место без особенной нужды не следует. Да это и без примеров само по себе понятно. Мы бежим, например, с такого то места потому, что тут люди не хороши: PS
Иоанна_ 18 октября 2020, 13:58
Какие "высочайшего класса программисты" могли быть в СССР в 90-е годы?)) Известные мне лично - с советскими дипломами проходили ПОЛНЫЙ КУРС в европейских вузах, то есть фактически приравнивались к школьникам. Ведь кибернетика долгое время считалась в СССР лженаукой, а когда очнулись - время было безвозвратно потеряно. Так что нечего удивляться, что всё "топовое железо", как пишет Антоний, у нас на 100% импортное.((
Андрей18 октября 2020, 10:29
Алла 17 октября 2020, 20:39, да куда уж прямее то? Если плохо искать свою половину в родах иноверческих или безбожных, то чего же хорошего может быть в станах жительства преимущественно таковых людей? Что можно найти среди дворцов и капищ еретических либо языческих? А в парках с крутыми горками? А на концертах с голограммами? А среди знаменитых карнавалов? А в бойне быков? А в пивных днях начала октября? А во вкусе собак да змей с тараканами? А в табаке, кальянах, грибочках и иных наркотиках? Полноте, всё это похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Чужды все эти иноземные прелести хоть немного радеющему о своей вечной участи человеку.
Алла17 октября 2020, 20:39
Андрей: "вот оно и видно, что подобное с подобным соединяется" И что же это значит? Вы можете по существу написать, что же там за проблемы такие при заграничных поездках у русских возникают? А посмертие тут причем? Господня вся Земля.
Андрей17 октября 2020, 17:33
Алла 16 октября 2020, 16:10, вот оно и видно, что подобное с подобным соединяется и нет смысла напоминать о посмертном. Впрочем, это ещё и древняя мудрость Руси: кто ищет чужой земли, тот потеряет свою.
НН17 октября 2020, 14:27
Катерина 17 окт 00:12, Согласна с Вами. Почти всё, что можно было, заграница выжала из уехавших из России: это вынужденно покинувшие нашу страну в "святые 90ые" программисты высочайшего класса, учёные, врачи и другие Специалисты, выученные в СССР, но ставшие ненужными реформаторам во главе с...да все их знают. А бывшие и настоящие диссиденты из числа филологов, художников, дизайнеров разного пошиба, недоадвокатов и миллионеров типа МБХ, так и будут всегда и всем недовольны, при чём, в любой стране. Только на Родине их не трогают, поэтому они такие храбрые, а вот во Франции, напр, за их художества их судят и в тюрьму сажают. Но они и наши правозащитники не говорит, что там нет свободы слова.
Алла17 октября 2020, 13:12
Катерина, про Навального - зачет)) А где именно вы живете?
Катерина 17 октября 2020, 00:12
"А кто нормальных русских людей уж особенно ждёт за границей?" -- из последних переехавших сюда знакомых: уральская врач-невролог (к мужу из Казахстана, котооый давно здесь шофером), семья айтишников. Т.е. те, кто могут предложить на рабочем рынке нечто продуктивное. Новичок Навальный или миллионеры из Сибири - это другая Лига, эти вращаются в других сферах.
Алла16 октября 2020, 16:10
Андрей, вы за границей ни разу не были, не так ли? Поэтому и вообразили какие-то обязательные проблемы. Нет, проблем у меня не было нигде и никогда. Наверное, потому что я нормальный турист. И представьте себе, накажут за обиду гостя из любой страны, не только могучей России, но даже крохотного Лихтенштейна. Закон не делает градации между ними. И Россия сейчас не более православная, чем Запад католический.
НН16 октября 2020, 15:53
Антоний:/Кто хочет-вперёд, граница открыта. Другое дело-дружеские страны,не желающие склоняться перед Западом -туда поехать вполне почётно/- А кто нормальных русских людей уж особенно ждёт за границей? Приезжие из России интересны до тех пор, пока они ругают нашу Родину(независимо от общественно-политического строя и фамилии лидера). Эти,"ошибочно рождённые в России", так и будут болтаться от края до края, неблагонадёжные ни для своей Родины, ни для страны проживания. Они хотят, "где тепло и сыро", в трудный момент на их плечо нельзя опереться - уберут. И ведь уже вовсю распахнуты окна Овертона, такими темпами скоро и отьявленного предателя Власова оправдают. ("Коля из Уренгоя"-цветочки).
Евгения16 октября 2020, 12:00
Права какие-то... Да живите, где хотите! Действительно, ваше право. Полным-полно тех, кому, где сытно или красиво - там и место. У "права" много определений. И ни в одном из определений права ничего нет о чувствах. Лично мне близки слова о России, сказанные Достоевским в досоветский период. «Довольно увлекаться-то, пора и рассудку послужить. И всё это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, всё это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия..." (финал романа "Идиот").
Андрей15 октября 2020, 19:49
Алла 15 октября 2020, 00:27, страх это естественная защитная реакция и потому ничего не боятся лишь столь больные на голову, что не часто встретишь. Другое дело, что страху нельзя давать много воли, но это уже выбор между добром и злом. Ужели климат, комфорт и достопримечательности Апеннинского полуострова стоят проблем, что обязательно возникнут у православного христианина в католической, а теперь уже и неоязыческой культуре запада? Имеется в виду, что у аборигенов нет сомнения в неотвратимости справедливого и строгого наказания за обиду гостя из России. Ровно как в былине про князя Глеб Володьевича, да заморскую градоправительницу Маринку дочь Кайдановну, да великую бурю, да три кораблика.
Иоанна_ 15 октября 2020, 12:46
Значит, Ирина Ратушинская ТАКИЕ выводы сделала из своей жизни в СССР, и это её право. Она здесь родилась, как и её родители и прочие предки, так что это и её земля тоже, а не только тех, кто себе присвоил понимание патриотизма и толкует его исключительно как любвовь к советской власти. Советское время было духовной оккупацией - об этом многие подвижники ХХ века говорили. Слава Богу, сейчас никуда "уезжать" не надо, можно поехать, вернуться, можно жить заграницей с российским паспортом, в России с иностранным, никаких "объяснительных" не требуется. И так и должно быть. Господня земля и исполнение ея.
Алла15 октября 2020, 00:27
Андрей, если уж думать о худшем варианте, то где же гарантия, что в России не случится новая гражданская война, и мы не будем с упоением резать друг друга, как столетие назад? И что тогда? Начинаем прямо сейчас опасаться своих соседей по подъеду, видя в них потенциальных врагов? Абсурд ведь, правда? Вот так же абсурдно и бояться европейцев из-за гипотетических будущих войн. Всё может быть, но "довольно для каждого дня своей заботы".
Андрей14 октября 2020, 18:52
Алла 14 октября 2020, 12:35, не обольщайтесь. История знает много примеров, как милейшие обыватели из Италии, Франции, Британии, Германии, а особенно других славянских народов трансформируются в варваров страшного нашествия буквально по одному слову очередного фюрера. Впрочем, восточные, южные или северные соседи в этой части западным не уступят. Вспомните сколько их было: Гитлер, Наполеон, Карл, Батый и ещё многие другие. Это когда у России подавляющий перевес, вот тогда они приличные соседи, а первая же иллюзия о равенстве сил и общение неизменно переходит на язык огня и меча. Цена переезда в другую страну это решимость проливать кровь единоплеменных, а во втором-третьем и без переживаний.
Алла14 октября 2020, 12:35
Антоний, мне кажется, что любая страна, это в первую очередь люди, а не политический курс. Те же итальянцы очень хорошо относятся к русским, и при личном общении они всегда поддерживают Россию в вопросе Крыма и т.д. Я понимаю и одобряю ваше желание жить только на Родине, но мне кажется не стоит ставить себе жесткие рамки по выбору месту отдыха и путешествий. Страны НАТО полнятся величайшими памятниками в истории человечества, которые по возрасту само НАТО превосходят во много раз) Да и народ, опять же. Даже на главных наших соперниках - американцах, не думаю, что стоит ставить крест. В первую очередь, это просто люди.
Антоний14 октября 2020, 08:26
Дорогая Алла, сама Ирина Ратушинская говорила в интервью, что первым пунктом обвинения значилось стихотворение "Родина" (1977). Вот при таком отношении к Отечеству если человек покинет Родину, столь ненавистную для него, то нам от от этого только лучше. И ему. В остальном же - это дело выбора каждого. Лично мне гораздо ближе Патриот, живущий и дышащий своей Отчизной. И уж точно я никогда не поеду в страны НАТО и пр. гос-ва, где славят содомитов и душат санкциями святую Русь. Кто хочет - вперёд, граница открыта. Другое дело - дружеские страны, не желающие склоняться перед Западом - туда поехать вполне почётно.
Алла12 октября 2020, 12:58
Антоний, не все, кто уезжают, ненавидят свою страну. Тут надо разделять. Например, когда я была студенткой, то мечтала переехать в Италию. Но вовсе не потому, что я не любила Россию, да и жила я материально всегда хорошо. Просто я была юной и мечтала о приключениях. Мне казалось очень романтичным переехать жить к людям иной культуры, в иной климат. К тому же я была в Италии и меня эта страна покорила. Потом это желание как-то само сошло на нет, но если бы на тот момент обстоятельства сложились так, что я имела возможность уехать - я бы уехала.
Вячеслав12 октября 2020, 07:31
"Сергей10 октября 2020, 11:56 Ирина была православной, русской патриоткой, да ещё и монархисткой, так что называть её взгляды либеральными несколько ошибочно. Разве что она была индивидуалисткой, но это противоположно не правым взглядам, а коллективизму, в котором социальный строй важнее души человека." Странно, вроде всё правильно, все индивидуалисты нынче, и православных много. Только медицина хуже,образование хуже, заводы которые раньше города кормили на металлолом сдают. А так конечно всё правильно, индивид всегда выше коллектива.
Марина12 октября 2020, 07:08
А подскажите, пожалуймта, к какому о. Андрею это письмо? Я просто не а курсе истории Ирины. Текст понравился. В Штатах я не жила, не могу ничего сказать, но о России в принципе верно. Пока еще...
НН11 октября 2020, 22:53
На меня статья произвела двоякое впечатление.Православная либералка-антисоветчица не до конца искренна. /...я пытаюсь ответить на вопрос отца Андрея:почему мы вернулись в Россию?А что тут ответишь? Все равно,что о смысле жизни/-Ответ православного человека на вопрос о смысле жизни: в спасении души.Ирина,как человек честный, не может ответить:да потому,что я любля Россию. Она пишет:/В самых любимых, самых русских песнях, которые и сейчас поют–об этом впрямую нет(о любви к Родине,России)-да сколько угодно,только таких песен она не пела.Я согласна с Н.А.Нарочницкой: "Никто, кто верен своему Отечеству, не отречется и от государства, даже если ему на сегодняшний день всё в нем не нравится".
Руслан, Украина11 октября 2020, 22:10
Антоний, обычно я согласен с вами всегда, но извините, это не тот случай. Я знаю не мало достойных россиян и украинцев, которые покинули свою родину из-за нищеты/произвола властей/отсутствия перспектив и т.д. А сколько учёных из наших стран уехали за границу? У нас лет 8 назад тоже все писали, что хорошо, что те, кто критикуют Украину, её покидают. Вот только сейчас это уже напоминает бегство. Мой научрук очень сильно пожалел, что вернулся в Украину из США. Критика наших государств часто обоснована и справедлива. Ура-патриотизм никогда до добра не доводил.
Вячеслав11 октября 2020, 21:00
"Сергей10 октября 2020, 11:56 Ирина была православной, русской патриоткой, да ещё и монархисткой, так что называть её взгляды либеральными несколько ошибочно. Разве что она была индивидуалисткой, но это противоположно не правым взглядам, а коллективизму, в котором социальный строй важнее души человека." Я так понимаю индивидуалист, это то кто ставит свои интересы выше интересов окружающих. Дело то это личное конечно... просто не надо эти взгляды пропагандировать.
Вячеслав11 октября 2020, 20:46
Сергею В "любой биографии новомученника" концентрационным лагерем называется место заключения по суду. Сравниваем с конц лагерями времен анго-бурской войны или времен националистов у власти и видим разницу. А судят по закону который был в то время, а не как в голову судье придёт. Про несправедливые суды, это честно говоря к Лёхе Навальному и подобным. Я в эти басни не верю. И вам не советую.
Елена*11 октября 2020, 15:50
Просьба к редакции: пожалуйста, предваряйте такие статьи хотя бы кратким пояснением. Кто такая Ирина Ратушинская, кто такой отец Андрей, почему писалась эта объяснительная, почему сейчас через двадцать лет напечатана эта статья. У меня статья именно балгодаря тому, что я не знала ответы на эти вопросы вызывала только недоумение. Спасибо!
Антоний11 октября 2020, 12:11
Дорогая сестра Катерина в том "что касается самого потока эмиграции из России, так это промыслительно", Вы правы! Если все желающие "свалить из Рашки", ненавидящие "эту страну" наконец это сделают, будет всё отлично! Они сами решат для Отечества сложнейшую, практически нерешаемую, задачу - вычерпнуть из бочки меда ложку дегтя! Пусть едут туда, где сбываются все их мечты: где машут радужными флагами содомиты, где свобода и либерализм, где уже и вправду в самой извращенной форме воплощены слова Писания, где уже "нет ни эллина, ни иудея", но есть лишь бесполое расчеловеченное толерантное обобщенное нечто.
Андрей11 октября 2020, 10:40
P.S. Давно уже озвучен очень простой постулат: подобное соединяется с подобным.
Кира10 октября 2020, 18:51
Сергей, спаси Вас Господи, за разъяснения и информацию. Просто я до статей Ирины Ратушинской здесь абсолютно не знала, кто это такая, а в комментариях её к либеральной тусовке причисляли. Эссе обязательно прочту.
Татьяна10 октября 2020, 17:31
Царства Небесного Вам, дорогая Ирина! Вечная память! Жаль, что узнала о Вас только после Вашего ухода. Замечательные слова о России. Очень глубоко, тонко и точно.
Сергей10 октября 2020, 11:56
Кира 9 октября 2020, 22:19, Ирина была православной, русской патриоткой, да ещё и монархисткой, так что называть её взгляды либеральными несколько ошибочно. Разве что она была индивидуалисткой, но это противоположно не правым взглядам, а коллективизму, в котором социальный строй важнее души человека. По поводу того, что она была именно монархисткой много упоминаний, но лучше всего в этом убедит её эссе "Моя Россия" - это фантазия о идеальной России будущего. Оно выложено в Vk на посвященной её памяти группе и у неё на блоге в жж. Почитайте, получите удовольствие))))
Кира 9 октября 2020, 22:19
А мне и эта статья автора понравилась. Да, есть спорные обобщения об иностранцах, но всё это из личного опыта. И про жизнь в СССР тоже из личного опыта. Мне статья тем и симпатична, что человек рассказывает о себе, о своих впечатлениях, чувствах. Несмотря на либеральные взгляды, видно, что пишет человек верующий и любящий родину, ставить Ирину Ратушинскую на одну доску с теми, кто ненавидит Россию, русский народ и православие, полагаю неверным. Если здесь появятся ещё какие-то её статьи, буду рада их прочесть.
Елена 9 октября 2020, 19:15
Начала читать и бросила, столько неправды! Более 20 лет живем в штатах и с радостью наблюдаем, как уступают место в транспорте.
Елена О 9 октября 2020, 17:06
Дмитрий Г. Ну да, мир не стоит на месте. Меняются и Запад, и Восток, и Россия. А Ирина, также, как и многие, отыграв первый тайм прочувствовала одну простую вещь, о которой и пыталась сказать в письме: "Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять!"
Катерина 9 октября 2020, 16:39
Алексей. Превращать собственную страну в ментальное гетто как-то не по-христиански. Что касается самого потока эмиграции из России, так это промыслительно. "И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.", часто только выехав за территории России, россиянин обнаруживает наличие Православия, возможно потому, что с него и вправду снимается тяжесть борьбы за кусок хлеба, и он вдруг отрывает лицо от земли и видит Небо. Для очень многих эмиграция единственный шанс открыть Православие.
Катерина 9 октября 2020, 16:33
Наталия Ростова 9 октября 2020, 09:52 --- вот именно! очень даже говорим о достижениях, почему бы и нет, если эти достижения реальные. А они есть, они занесены на страницы истории. Спокойно говорим, самодостаточно, без истерик. Что есть. То есть, и говорящие на русском языке с нами из прошлого Андрей Рублев, Ломоносов, Менделеев, Юрий Гагарин никуда ни делись и не денутся.
Антонина 9 октября 2020, 15:21
Хотелось бы добавить и свои пять копеек.. Нельзя рассуждать о загранице если не прожил в них.в каждой стране есть свои герои и подлецы. И каждый народ настолько индивидуален в своём мышлении, что как говорит пословица - что для русского хорошо для немца смерть.Я в этом убедилась прожив за границей более 10 лет и все более убеждаюсь в том, что не понимаю до сих пор многого. Древней Руси быть изгнанным из собственного племени считалось самым страшным наказанием, хуже смерти, А мы русские под влиянием собственно воображения и других причин имеем сильное желание переезда поддаваясь внешней мишуре Запада. Потому что мы понимаем как привыкли думать, а не как есть на самом деле.
Алла 9 октября 2020, 13:49
Алексей: "За этот грех надо каяться." Нет у христианина обязанности жить в той стране, где он родился. Земля принадлежит Творцу мира, а поскольку мы, христиане, Его дети, то вся планета - наша по праву.
Сергей 9 октября 2020, 12:52
"Загадочная русская душа". Интервью американского психолога. Суть групповой психотерапии прост. В группе из 10 человек, 6-7 человек решили свои проблемы, путём взаимной исповеди и обсуждения. К ним подсаживают 3 -х "проблемных" и "здоровые"их вытаскивают. И тут в группах стали появляться русские. С виду проблемы те же, что у амеров. Но! От проблем с колпачком зубной пасты, которую не закручивает жена...русские легко переходят к поиску смысла жизни, "вневременной тоски бытия". Русские стали уволакивать амеров в депрессию. Их ум и душа, оказались не готовы к таким категориям и они "поплыли". Больше психолог не подмешивал русских к амерам. Наши категории душевной жизни - очень разные.
Сергей 9 октября 2020, 12:25
Вячеслав 9 октября 2020, 07:51, вы как-то невнимательно прочитали уточнение. У меня там нет слов "без суда и следствия". Только о том, что суды не следовали даже советскому законодательству. А концлагеря были. Почитайте, да хоть на этом сайте биографию любого новомученика. А ещё лучше, прочтите книгу владыки Тихона Шевкунова "Несвятые святые" - это лучшая антисоветская книга последних лет. Когда дочитаете до того, как отцу Иоанну Крестьянкину на допросах пальцы ломали во время следствия вспомните, что это вообще-то было незаконно по советскому законодательству.
Дмитрий Г. 9 октября 2020, 11:55
Как только спустился до конца статьи и увидел дату - 2000 год - стало всё понятно. Сейчас, к 2020-му году многое изменилось, и Россия стала идеологически частью запада (гражданские сожительства, платные медицина и образование, страхование всего и вся, введение наличных в начальной школе и детском саду, ЕГЭ и т.д.). Не только молодёжь выросла с искажёнными ценностями, но и многие взрослые тогда люди за 20 лет растеряли то, что имели - в обмен на более сытую жизнь
Антоний 9 октября 2020, 11:30
Чего стоит вся эта антипатриотическая тусовка хорошо видно по их отношениям между собой. Достаточно прочесть интервью И. Ратушинской и письмо Е. Боннэр с комментарием к этому интервью, опубликованные на антироссийском портале радио "Свобода": первая ссылается на авторитет "Международной амнистии" (откровенно антироссийская организация, ныне обвиняющая мою Родину в том, что она вместе с Китаем "стремились разрушить международно-правовую базу в области прав человека и институты, призванные её охранять") и обвиняет вторую в отказе в помощи. Вторая в ответ обвиняет первую во лжи... Спасибо, но - нет, не мое! "Свободу", "Новую газету" и прочие СМИ, где подобные личности публикуются, не читаю!
Наталия Ростова 9 октября 2020, 09:52
Со многим в рассказе НЕ СОГЛАШУСЬ. Напоминает выступления М.Задорного из серии - "Ну тупые..." И не верю я ,что в опасности будут люди, и простой американец не придёт на помощь...Нет плохих народов и национальностей, есть плохие отдельно взятые личности...А это - /Какому нормальному русскому человеку придет в голову в домашнем быту распространяться про любовь к Родине? Или, к примеру, носиться со списками великих русских людей? Я таких сроду не встречала. Придет русскому человеку в голову вывесить на своем доме государственный флаг? / Ну значит я ненормальная. Потому как, у нас в семье, в домашнем быту, это в порядке вещей. В общем, согласна с Катериной...
Вячеслав 9 октября 2020, 07:54
Кирилл 8 октября 2020, 01:32 Возвращайтесь. НЕ буду говорить что любит Россия своих сынов, по моему ей всё равно, масштабы не те. Но я уверен,что у нас проще жить. А если приехать с немножко американских денег, то можно купить землю и построить дом.
Вячеслав 9 октября 2020, 07:51
Сергей 8 октября 2020, 17:12 И в Вашем "маленьком" уточнении содержится неправда. В СССР не было "концлагерей", куда помещали без суда и следствия. И так же надеюсь, что это просто ваша ошибка.
Антоний 9 октября 2020, 07:18
Дорогие сестры Катерина и Ольга, присоединяюсь. Человек, за которого хлопотали великие враги Отечества (не власти, не СССР, а именно Отечества!) - Рейган, Тэтчер и иже с ними, мне не интересен. Сколько не пиарь такового, чувствую лишь отвращение. Пусть и дальше варятся в своей тусовке, пусть обвиняют друг друга во лжи (см. письмо Е. Боннэр с ответом г-же Ратушинской на "Радио Свобода" от 31.20.06 на сайте этого радио). Пусть живут своей жизнью. Мне она неинтересна. А про Солженицына лучше всех писали протодиакон проф. Владимир Василик. P.S. Низкий поклон редакции и авторам "Русской народной линии" за Православие, Патриотизм и Правду! Ваш портал уже давно для меня безусловный номер 1!
Денис 9 октября 2020, 06:23
"С преподобными — преподобен будешь, со строптивыми — развратишься" - Святитель Димитрий Ростовский. Отдельно остановлюсь на судьбе детей эмигрантов и дело не в ЮЮ и даже ни в сексуальном воспитании в школах, а в общей атмосфере, в доминирующей моде, когда извращённым гедонистом быть не просто допустимо, а модно, принято. Люди много пожившие, много повидавшие зачастую ещё могут противостоять давлению всё более богоборческого общества, а вот детская психика пластична, души подростков податливы к соблазнам. Если сомневаетесь, то обратите внимание. На Западе за партии безбожных либералов вроде дем. партии США и их кандидатов голосуют в первую очередь молодые люди.
Денис 9 октября 2020, 06:12
Того Запада, куда в своё время стремились советские диссиденты уже нет. Запад на протяжении своей тысячелетней истории был Западно-христианской цивилизацией, но без Христа это что? Нынешний Запад ни просто не христианский, как являются не христианскими страны языческие и мусульманские. Нынешний Запад подчёркнуто антихристианский, причём в куда большей мере, чем был Советский Союз. В УК СССР была статья за мужеложство, брак был союзом мужчины и женщины. В результате стремящиеся на Запад за исключением миссионеров фактически стремятся быть от Христа подальше и это очень плохо. 8:36. "Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" Евангелие от Марка
Денис 9 октября 2020, 05:56
Кирилл, сказано Господом нашим "24. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. 26. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 27. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое." В США со времён Обамы "однополые браки" легализованы на федеральном уровне, а значит Америка есть Новый Содом со всеми вытекающими. Может поэтому тяжко на душе?
Андрей 8 октября 2020, 21:29
Сколько уж раз предлагал русским иммигрантам-комментаторам публикаций этого сайта возвращаться обратно в Россию, только не приносить с собою забугорного нечестия. Отвечали всегда одно и тоже - нет. Кому то очень хотелось побывать на Мачу-Пикчу, другой ещё чего удумывал, но суть от того не менялась: забугорное нечестие стало слаще чем дым Отечества. Не важно даже, были ли то потомки волны беженцев после Первой Мировой и гражданской войн, или уже Вторая Мировая так или иначе оставила след в судьбе человека, или последующие события мировой истории. Просто это тоже был выбор между добром и злом.
Сергей 8 октября 2020, 17:12
Евгений 8 октября 2020, 15:28, в вашем "маленьком уточнении" содержится неправда (надеюсь, вы просто ошиблись). Ни Ирина, ни её муж не отказывались от советского гражданство. Собственно, это было невозможно вне зависимости от их желания - советское законодательство не предполагало такой процедуры как отказ от гражданства. Также не стоит забывать, что до лишения гражданства Ирина отсидела 4 года в концлагере, о чем есть книга "Серый - цвет надежды". Её приговор был противозаконным не только по международному праву, но и по советскому законодательству, о чем подробнее в статье "Мой суд" тут же на православии.ру. Так что вернулась Ирина в Россию как только это стало возможным.
Галина 8 октября 2020, 15:44
Катерина 8 октября 2020, 00:48/ где и в чем недобрость ? В понимании, за что автор любит свою родину ? Или в перечислении малого числа фактов/отличий жизни в других странах, с которыми автор/ее знакомые столкнулись за ее пределами ? Видимо второе подразумевается, раз речь о видении мира через искажающий осколок. Подобная реакция (и интерпретации изложенного в статье) говорит собственно сама за себя и больше самой статьи об изложенных в ней моментах. Но нужно вероятно зажмуриться и никуда вовне не смотреть - чтоб не видеть того, что может быть "недОбрым", а то эта "недобрость" замажет видящего ее, а почему-то не саму себя.
Евгений 8 октября 2020, 15:28
Ну, стоит всё же внести "маленькое уточнение": "на пресс-конференции в Лондоне в декабре 1986 года Ратушинская и Геращенко объявили, что не намерены возвращаться в СССР «до тех пор, пока советские власти нарушают права человека». Настойчиво призывали западные страны к созданию «международного трибунала для оказания давления на Советский Союз и другие страны социалистического содружества в области прав человека.. " Так что сначала "уехали и отказались", а уже потом "были лишены"
Александр С. 8 октября 2020, 14:55
Не это ли и есть та самая «мягкая сила» России?
Елена О 8 октября 2020, 14:38
А про психологию у воспитателя детского садика... Воспитатель-то в корень зрила. Именно попытка купить "весьмирную" любовь и двигала продвинутыми россиянами в конце 20 века. Что уж шило-то в мешке таить?
Елена О 8 октября 2020, 14:25
Вероника 8 октября 2020, 12:15. Россия любит, но "странною любовью")). Россия велИка и многолика. За это её и любят, и ненавидят.
Александр С. 8 октября 2020, 13:45
«Земле Русская, … Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение». Эта идея русского единства, а также и вера православная навечно закреплены не только в сознании, но и во всех сердцах, во всех душах, во всей крепости русских.
Марина 8 октября 2020, 13:30
Подписываюсь под каждым словом. Спасибо, что не постеснялись сказать о том, о чем в современном обществе говорить не принято, и в селевом потоке информации кажется, что этого уже нет. Спасибо, что словами выразили мои собственные ощущения. Спасибо за единомыслие!
Вячеслав 8 октября 2020, 12:50
"Ничего не попишешь, национальный характер и такую идеологию обкатал до неузнаваемости." К этому можно добавить, что и национальный характер тоже слегка обкатался и не только русский.
Елизавета 8 октября 2020, 12:47
Я успешно отучилась в Европе, прекрасно интегрировалась и имела там кучу возможностей остаться. Но не смогла. Многие спрашивают, почему? Затаенно ожидают услышать, что ничего не вышло. Нет, как раз вышло. Язык я знаю практически идеально, за русскую меня не принимали, европейцы просто души не чаяли, до сих пор там куча друзей. Но вот что такое Любовь. Окружите человека ВСЕМИ благами, и он все равно будет задыхаться там, где нет любви. Я люблю Россию, поэтому я здесь. И хотя с ужасом вижу, что многие из русских плавно стекают в состояние европейцев, которые не встают в метро, когда рядом бабуля старая стоит (они именно не понимают, не знают!!), мое место здесь. И моих будущих детей тоже.
Вячеслав 8 октября 2020, 12:42
"в программе КПРФ – «уважение к Православию и другим традиционным религиям народов России». Вот бы Ленину кто такое в 1920-м году показал! " Идём дальше, если движение не развивается, значит оно мертво, а здесь я вижу развитие, не сдачу позиций, а развитие.Да и Православная Церковь сменила свою позицию к действующей власти, а не как в начале 20-х. Но это не значит, что капитулировала.
Вероника 8 октября 2020, 12:15
Кирилл 8 октября 2020, 01:32 Автору спасибо за письмо. Сидим здесь в хваленой Америке больше 6 лет и уже как год думаем: а, может, вернуться? А потом ночью при чае - мысли тяжелые, совесть мучает, а главное - страшно. Кирилл, возвращайтесь! Или Вы забыли, что Россия любит всех своих сынов?))
Вероника 8 октября 2020, 12:13
Автор не просто мудрая и глубокая женщина, а даже, я бы сказала, пророчица. Царство Небесное Вам, Ирина! Как же хочется вот со многими такими людьми встретиться Там.
Людмила 8 октября 2020, 11:55
Спасибо) лично для меня - настолько близко и понятно) родное, драгоценное.
Елена 8 октября 2020, 11:25
Огромное спасибо за статью! Объяснили необъяснимое. Спасибо!!!
Алексей 8 октября 2020, 11:23
Позвольте, похвалив красивое писание автора, все-ж зашитить "о.Андрея". Эх, не знать бы мне ситцации русской эмиграции сегодня лично, и по опыту нашей общины зарнаницей. За пределами России сегодня проживает 1-2 миллиона русск.мигрантов. Сколько из них, как автор, изгнаны из России? Десятки. А сколько отказались от Родины и от Православия, перешли в католичество, баптизм, приняли ислам или иудейство, спросите Вы? Тысячи. Вот и спросил о.Андрей: "Рцы ми, чадо, не согрешил(а) ли еси...". Ответ: "Ей (или Ни), честный отче!" А так, почитайте сайт "Православие и мир". Там тихонько, но о тех, кому "надоело и надо валить отсюда". За этот грех надо каяться.
Ольга 8 октября 2020, 09:14
Очень часто вижу статьи Ирины на портале. Даже мелькнула мысль: уж не собираются ли ее канонизировать в лике мученицы! Зачем печатать такую антисоветчину?! Не хватает еще ее восторгов в адрес Солженицына. Статья пафосная, неискренняя. Любить Россию нужно «тихою любовью, не всуе и не напоказ» (из интернета). Царство ей Небесное.
Вячеслав 8 октября 2020, 07:37
"Посмотреть только, как даже коммунистическая идеология трансформировалась в России: от силовой победы – к полной нравственной капитуляции. " Да ну, а не кажется ли вам, что в ком. партии просто разные течения были. И выступали за разные цели и разные методы их достижения. И перед кем нравственно капитулировали? А вы знали народ до революции, к примеру крестьян. Они были высоконравственные? Так почитайте Глеба успенского к примеру. Ну или Тихий дон, тут уж как только слабину дали, так и вылезла вся нравственность.
Ксения 8 октября 2020, 04:35
Классная статья! Спасибо!
Денис 8 октября 2020, 02:14
Сильно, на редкость сильно сказано о том, что нет возможности выразить словами в полной мере до конца. Отмечу лишь, что с представителями народов Востока и Юга проще общаться в силу очевидной чуждости, чем с представителями народов Запада всё пытающихся вот уже тысячу лет переделать нас в своё подобие.
Кирилл 8 октября 2020, 01:32
Автору спасибо за письмо. Сидим здесь в хваленой Америке больше 6 лет и уже как год думаем: а, может, вернуться? А потом ночью при чае - мысли тяжелые, совесть мучает, а главное - страшно.
Катерина 8 октября 2020, 00:48
Такое впечатление, что автору когда-то в глаз попал осколок от зеркала Снежной королевы, и с тех пор через этот осколок она и видит мир. НедОбро написано.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×