Разноцветные клубки и нитки с наборами иголок лежали на своем месте. Вышивальные наборы и бисер в коробочках ждали своих кудесников и кудесниц. Гулизар поправила свои круглые очки, как у Джона Леннона, и посмотрела на часы. Уже полдесятого. Через полчаса должен пожаловать ее народ, те, кого она собирала поодиночке по всему Кутаиси. Все они чем-то у Бога отмеченные и незабытые.
Восходящее солнце просвечивало сквозь виноградную листву за окном и обещало хороший тихий день впереди. Знать бы, сколько их еще осталось до ее, Гулизар, личного заката. Но не нужно человеку заглядывать вперед и считать наперед.
Разве могла она в той, первой своей жизни знать, что в один миг лишится самого дорогого, а явный конец всех ее надежд обернется радостью для многих людей, кто сам устал ждать.
…Гулизар считала, что все в ее жизни сложилось хорошо и правильно. Любящий муж и дети. Дом – более или менее полная чаша. Все ее радовало, и все было по силам. Домашние дела, возня с маленьким садом, сбор винограда или инжира наполняли ее жизнь полнотой положительных эмоций. Иногда, оглядываясь вокруг, искренне не понимала, как можно вообще в этой жизни унывать, если все у человека благополучно.
Жизнь в провинции тиха и однообразна. Изменение курса страны, новые этапы прогресса или регресса мало отражаются на жизни обывателей.
Для Гулизар 1991 год перечеркнул черной жирной чертой предыдущее спокойное счастье
Для Гулизар 1991 год перечеркнул черной жирной чертой предыдущее спокойное счастье визгом тормозов – в аварии погиб ее 22-летний сын, и весь окружающий мир потерял для нее вкус, цвет и запах.
Там, где-то снаружи, бушевала гражданская война, энергокризис душил людей цепкой хваткой вполне себе реального голода и холода, рушились чьи-то семьи, и тысячи вчера еще благополучных людей боролись за свое существование. Гулизар находилась в какой-то прострации, и ее совершенно не заботило, что есть, во что одеваться и как именно сохранить тепло в быстро остывавшем доме, в котором обнаружилось множество щелей.
Сколько она жила так, между небом и землей, сказать трудно. Но потом все же откуда-то взялись силы дойти до церкви. Постепенно Гулизар втянулась в ритм неторопливых служб, и созрело у нее желание жить при женском монастыре. Тут и тихо, и мир душевный восстановится. Потому что жизнь ее без пяти минут кончена, и что еще ей надо.
Примерно так Гулизар представляла себе свое каплями истекающее оставшееся будущее.
Но человек предполагает, а Бог располагает. Тут, в монастыре, Гулизар обратила внимание на двух инвалидов, которые добирались сюда с превеликим трудом. Подошла, помогла, заговорила. Вроде ничего особенного, и вдруг осенило ее гениально простое.
– Сколько еще вот таких инвалидов по всему Кутаиси сидят взаперти, полностью оторванные от общества. Свои же, родные, их стесняются и на улицы стараются не выводить без особой нужды. А им, беднягам немощным, и так невесело отчуждённо целый день сидеть и в одном и том же окне постылый пейзаж видеть. Вот бы их всех объединить под одной крышей. По-любому так и веселее, и человек человеку лекарство.
А место для сбора и искать не надо. У Гулизар дом большой, пустует напрасно.
И пошла она обходить весь Кутаиси, искать инвалидов с любыми диагнозами, ходячих и не очень, говорящих и с речевыми проблемами.
И пошла она обходить Кутаиси, искать инвалидов с любыми диагнозами
Открывали ей двери крайне неохотно.
– Кто вы такая? Что надо? Много вас таких из собеса и перед выборами ходит, очки на чужом горе записывает и ничего не делает.
Большого труда стоило Гулизар убедить родственников, чтоб приводили к ней в дом своих детей или сестер, братьев с ограниченными возможностями – просто посидеть, пообщаться, а она на правах хозяйки найдет им всем занятие по силам. И ничего ей больше не надо, никакого тонко запланированного интереса она от этого не имеет.
Тихо, тихо пошло дело. Привезли сперва Нино на коляске, потом пришла сама Кетино на костылях, дальше – больше, потянулись к Гулизар разные люди.
Хозяйка дома еще с молодости имела старомодное увлечение – вышивать цветы и пейзажи крестиком на пяльцах. Сейчас вспомнила свое хорошо забытое хобби, поискала в доме остатки ниток и обрезки ткани и предложила его своим новым гостям.
Все лучше, чем без дела сидеть и искать тему для разговора, чтоб связать в один узел совершенно разных людей.
И, как ни странно, дело пошло. Первый день пролетел незаметно, за ним второй, третий. Соседи узнали, что Гулизар у себя устроила что-то вроде пансионата. Одна, другая зашла. Естественно, не с пустыми руками: кто с кастрюлькой лобио, кто с только что испеченным румяным мчади, а третья не растерялась и принесла мотки ниток.
– Вам точно все сгодится. Шерсть своя, от козы осталась. Носки из нее будут нарасхват.
Гулизар удивилась такому пассажу, но за идею ухватилась. Носки и шарфики с узорами вязать – это как раз для их сводно-свободной компании.
И продолжала поиски по городу все новых и новых членов их сообщества. А они уже шли ей навстречу, узнав о доме-маяке от совершенно разных людей.
Так собралось ни много ни мало 25 человек на эти постоянные посиделки
Так собралось ни много ни мало 25 человек на эти постоянные посиделки. Обнаружились между ними и люди с музыкальными способностями, кто-то играет, а кто-то поет.
Пропорционально прибавлению новых желающих росло и число людей, кто просто хотел помочь Гулизар в ее благом деле. Приносили и продукты, и материал для поделок и изделий.
Очень скоро Гулизар пошла дальше по вполне логическому пути. Изделия, сделанные общими силами, надо было куда-то реализовывать. И она стала устраивать выставки-продажи. Слава не заставила себя долго ждать. О Гулизар Джавахадзе сняли документальный фильм из цикла «Герои Имеди»…
Часы показывали десять. Старые ворота заскрипели, в проеме появилась Нино на коляске, за ней Марехи, потом еще и еще.
Дом наполнялся шумом разных голосов, смехом и звуками традиционных поцелуев при встрече, хотя все присутствующие расстались только вчера вечером.
Гулизар благодарно перекрестилась:
– Дай Бог, чтоб этот день был не последним. Мы все нужны друг другу и живем этой любовью. Что я без них? Так, медь звенящая.
И пошла навстречу своим постояльцам.
***
«Гулизар Джавахадзе – герой “Имеди”»
Краткое содержание фильма
Ведущий рассказывает, что этот фильм – о необыкновенной жительнице Кутаиси, которая ухаживает за инвалидами и за свой счет содержит их; она также внесла большой вклад в строительство женского монастыря.
На экране появляется сама героиня фильма: она намазывает кремом торт – готовится поздравить с днем рожденья одну из своих подопечных.
Мы видим дом Гулизар и саму хозяйку, которая договаривается о неотложных делах с отцом Андреем, настоятелем церкви, куда она часто ходит.
На экране возникают иконы, сделанные руками подшефных Гулизар.
Затем сама героиня рассказывает свою историю: как она, потеряв сына и находясь в отчаянии, стала ходить в строящийся монастырь, чтобы обрести там душевный покой.
О Гулизар говорят монахини обители, перечисляют, как много сделала эта простая женщина.
Отец Андрей, настоятель храма святой Феклы, говорит, что такие люди, как Гулизар, редкость, и нам еще предстоит понять и оценить их дела.
На экране девушка с ДЦП. Мать катит ее на коляске в дом Гулизар, рассказывает, как появилась в их доме Гулизар и заботится о больной.
Камера показывает кучу ниток на столе и ткань с вышивкой. Голос за кадром объясняет, как именно Гулизар организовывает доставку ниток и тканей для вышивания – именно этим заняты ее подшефные; как обращается в разные гуманитарные организации и как многие откликаются.
Звучит пианино. Двое мужчин-инвалидов рассказывают, как именно они проводят время в доме у Гулизар, как общими усилиями организовывают музыкальные вечера.
Мы видим один из таких музыкальных вечеров: звучит грузинская песня, исполняемая подопечной Гулизар.
Появляется с праздничным тортом сама хозяйка дома. Все поют по-грузински: «С днем рожденья!».
За кадром голос Гулизар:
– Я счастлива тем, что живу их любовью и у меня есть так много по-настоящему родных мне людей. Мы живем одной счастливой большой семьей.