В праздник Покрова митрополит Псковский Тихон совершил первую за несколько веков архиерейскую Литургию древнерусским чином в Пскове

Псков, 14 октября 2020 г.

    

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы митрополит Псковский и Порховский Тихон впервые за несколько веков совершил Литургию древнерусским чином в храме святителя Николы от Торгу на подворье Псково-Печерского монастыря в городе Пскове, сообщает пресс-служба Псковской епархии.

Богослужение состояло из полунощницы, встречи и облачения архиерея по древнерусскому чину, чтения 3-го, 6-го и 9-го часов и Божественной литургии.

    

Его Высокопреосвященству сослужили: игумен Петр (Васильев), настоятель единоверческого храма святителя Николы в Студенцах города Москвы; иеромонах Анатолий (Донцу), настоятель подворья Псково-Печерского монастыря в городе Пскове, диакон Александр Короплясов и диакон Антоний Кармазин.

Песнопения Божественной литургии исполнили сводный хор единоверческих общин Московской епархии под управлением головщика Василия Сорокина и мужской хор подворья Псково-Печерского монастыря под управлением регента Юрия Герасимова. За богослужением молились прихожане храма и паломники, специально прибывшие на это торжественное богослужение.

    

За богослужением было совершено рукоположение выпускника Сретенской духовной семинарии Димитрия Кириченко в сан диакона. На 6-м часе была совершена хиротесия ставленника во чтеца, а на 9-м – поставление в иподиакона. После Евхаристического канона была совершена диаконская хиротония.

    

По запричастном стихе митрополит Тихон обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. Во время проповеди владыка сказал:

«Мы, священники, сегодня молились в алтаре теми молитвами, которые от сердца и словами шли к Богу и у преподобного Сергия Радонежского, и у преподобномученика Корнилия. Все священники, до конца XVII века, молились именно так. Это молитвы совершенно особенные: очень глубокие, очень трогательные и очень ясные. Желая сделать более ясным славянский язык, как это ни парадоксально, во многом его усложнили. Молитвы древлеправославного богослужебного чина значительно понятнее даже для обычного человека, чем молитвы никоновского перевода. Но не нам судить их! Мы собрались для того, чтобы ещё раз напомнить себе, как тяжело совершить ошибку по отношению к церковному Преданию.

    

    

Сегодня мы надеемся, что положили начало возрождению единоверческих богослужений в Псковской епархии. В храме святителя Николая с 1844 года начались единоверческие богослужения. Единоверие – это та часть Русской Церкви, те чада, верные Русской Церкви, которые со всеми нами состоят в евхаристическом общении, но совершают богослужения по старому дониконовскому чину. Они сохранили песнопения, молитвы и обряды такими, какими они были при наших отцах, условно, до 1654–1656 года. Конечно, было непривычно, потому что немало того, к чему привык глаз и слух, здесь по-другому. Надеюсь, что найдутся люди, которые особым образом полюбят это неспешное, размеренное и сосредоточенное, без излишних красот партесного пения, без торопливости, богослужение, и станут прихожанами этого прихода».

    

В дар приходу владыка Тихон преподнес Смоленскую икону Пресвятой Богородицы. Всем богомольцам в этот праздничный день были вручены книжицы о святителе Христовом и Чудотворце Николае.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

14 октября 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александр10 ноября 2020, 23:04
P.S. «... Чем дольше продолжается раскол, тем труднее преодолеть его последствия. И эта рана, которую мы носим на теле Русской Православной Церкви нашего народа, она кровоточит и сегодня, потому что старообрядцы — это плоть от плоти, и кровь от крови нашего народа» (Патриарх Московский и всея Руси Алексий II +2008).
Вадим К. Александру26 октября 2020, 13:17
Мое мнение - не мое мнение, а Вселенского Православия. Вас это не беспокоит? Ну а о путях, у какого человека он какой, Бог судья.
Александр Вадиму К.24 октября 2020, 18:47
Кто имеет уши слышать, да слышит! (Евангелие от Матфея, глава 13, стих 9). Останемся при своих мнениях. Каждый выбирает свой путь. Не так ли? У вас он видимо более узок чем у меня. Простите тема закрыта.
Вадим К. Александру24 октября 2020, 10:19
Вы должны были бы понять, что я имел ввиду. Вы поначалу утверждали, что преп. Сергий Радонежский служил так же, как и старообрядцы, не так ли. Я Вам ответил, что это не так, что богослужение на Руси менялось, и примерно во время, когда жил преп. Сергия оно претерпело весьма сильное изменение, и конечно в 17 веке оно было вовсе не такое, каким было при крещении Руси. Вы это теперь сами подтвердили. Ну так не вводите людей в заблуждение и не учите старообрядческими цитатами, что Русская Церковь с ее патриархом будто бы уже не совсем православна. Православие и святость не в количестве букв и перстов,которое менялось тоже не раз в истории Церкви, а в другом, что неизменно, когда наконец поймете?
Александр Вадиму К.23 октября 2020, 10:52
В конце X века при Крещении Руси принято двоеперстие, бывшее в то время в общем употреблении у греков. Принятое у них позже троеперстие — не получило общего распространения в Московской Руси. Более того, двоеперстие — как единственно правильное перстосложение — в Московской церкви было прямо предписано в первой половине XVI века сперва митрополитом Даниилом, затем Стоглавым собором 1551 г. (глава 31). Двоеперстным крестным знамением знаменовался не только преподобный Сергий Радонежский (+1392), но также и его ученики и последователи, святые мужи - Савва Сторожевский (+1407) и Кирилл Белозерский (+1427), Зосима (+1478) Савватий (+1435) и Герман (+1479) Соловецкие, митрополит Филипп (+1569).
Александр23 октября 2020, 02:59
(Продолжение)... что на Руси в это время использовался Студийский устав. Богослужение по Студийскому уставу просуществовало на Руси до XV в. В XV в. Русская Церковь перешла со Студийского устава на поздний вариант Иерусалимского устава — неосавваитский, выработанный на Афоне, который не смог укрепиться, и до середины XVII в. русская церковь сохранила переходный устав. Исходя из этого, можно предположить, что в момент прихода греческих послов к Сергию Радонежскому (+1392) на Маковце действовал русский устав, который фактически и был Студийским, который по поручению греков был сменен Иерусалимским, по своему содержанию, весьма приближенным к Студийскому.
Александр23 октября 2020, 02:57
Вадим К. посоветую и вам основательно освежить в памяти историю Русской Церкви. Русская Церковь до XIV в. использовала Студийский устав и связанный с ним корпус богослужебных книг. Литургия и таинства до XIV в. совершались по чинопоследованиям константинопольского Евхология Х-ХI вв. Древнерусский корпус книг, использовавшихся за богослужением, не соответствовал современному южнославянскому и отражал самостоятельную традицию. Поскольку большинство сохранившихся древнерусских богослужебных книг — это гимнографические сборники (Триоди, Октоихи, Минеи), не используемые Типиконом Великой Церкви и расположенные в соответствии со Студийским уставом, можно с уверенностью утверждать,(См. продолжение)
Вадим К. продолжение22 октября 2020, 15:18
Говоря о том, нужна ли новая справа вот теперь, в наши дни, я имел ввиду не чаемое старообрядцами "покаяние" "никоновцев" и принятие ими старообрядческих книг, а то, что сейчас этот вопрос так или иначе всплывает на повестку дня, когда затрагивается проблема о переводе богослужения на русский язык. Как альтернатива этому переводу предлагается поновление имеющейся церковнославянской службы, и такое впечатление, что мало кто ставит себе вопрос, что даст и какие последствия будет иметь для Русской Церкви даже такая реформа богослужебного языка? Некоторые варианты таких поновлений отдельных молитвословий весьма спорны и показывают какой-то легковесный подход к проблеме. Вот что беспокоит.
Вадим К. продолжение22 октября 2020, 15:06
что бы ни сказало начальство, которое для этой категории людей как Бог во всем и всегда право, ни за третьими, которые из-за вещей, допускающих уступку, нарушили мир в Церкви и учинили раскол. Правда за вторыми, которые уступили, сохранив и веру неповрежденной и мир. И мое убеждение, что вожди третьих не уступили главным образом не ради веры - они были люди не глупые и наверняка понимали, какие вещи первостепенные и не допускают никаких уступок и какие второстепенные, без которых человек не потеряет верности Христу, Его учению и Его Церкви -, а не уступили они по своей личной обиде, что оказались отодвинуты с первого на второй план и что не их проект справы был принят, а их соперника.
Вадим К.22 октября 2020, 14:58
Александр, Вам нужно более основательно изучить историю Русской Церкви, чтобы не делать например вот таких ошибочных заявлений: "сам преподобный служил древлеправославным чином, сохраненным христианами со времени крещения Руси". Когда крестилась Русь, она стала служить по Студийскому уставу, а как раз примерно во времена Сергия Радонежского перешла на устав Иерусалимский, и никто, кстати, тогда таких вот голословных обвинений в изменении веры наподобие того, которое Вы процитировали, не делал и возмущений не поднимал. В целом я согласен с тем, что сказал по поводу раскола владыка Тихон, было три рода отношения к реформе патр. Никона. И правда не за первыми из них, которые были готовы на все,
Александр22 октября 2020, 00:05
Вадим К. вы пишите: "Просто ее не признали некоторые активные церковные деятели, и так ушли в раскол...". Не признавали реформы также иноки и миряне. К примеру возьмем главный оплот старой веры, древняя святыня Русского Севера, жемчужина Поморья — Соловецкий монастырь, иноки которого, в течении нескольких лет писали царю челобитные, в которых умоляли разрешить им оставаться в вере своих отцов. Противостояние соловецких иноков реформе продолжится до 1667 года, когда выльется в открытое восстание против правительства. Простой народ (миряне) были запуганы, ибо в то время принятие подобного решения было равносильно подписанию себе если не смертного приговора, то, как минимум, пожизненной ссылки.
Александр21 октября 2020, 09:07
(Продолжение). «... Мните себе исправляти, и под титлом исправления, - чем далее, тем глубее во дно адово себе низводите; и тому мнимому вашему исправлению конца не будет, дондеже не останется в вас ни едина малейшая часть христианства... глаголет Богослов: всяк преступаяй и не пребываяй во учении Христове, Бога не имать. Твори, еже хощеши. Аз же сумнюся о твоем обращении, по словеси святаго Апостола Павла, яко плотское мудрование вражда есть на Бога, закону бо Божию не повинуется, не может бо уже покоритися».
Александр21 октября 2020, 09:05
Вадим К. Ивану 18 октября 2020, 13:15. Уважаемый Вадим К., позвольте заметить, что не старообрядцы служат так же, как служили при Сергии Радонежском, а сам преподобный служил древлеправославным чином, сохраненным христианами со времени крещения Руси. Смысла в указанной вами никоно-алексеевской реформе не было. Считать, что основанная Христом Церковь в чем-то прежде согрешала, и пытаться как-то «исправить» Священное Предание — сущая ересь. Вы задаете вопрос: «Нужна ли Русской Церкви сейчас новая справа?». Читайте ответы защитников, призывающих покаяться и вернуться к отеческому преданию: (Продолжение следует).
Павел К.20 октября 2020, 17:02
Очень интересно . В Костромском нашем крае много старообрядцев . Дай Бог , чтобы подобные службы положили начало доверию между стремящимися ко Христу и залечилась бы старая рана раскола !
Антон19 октября 2020, 10:16
Спаси и Сохрани Господи Владыку Тихона!
Наталья19 октября 2020, 07:21
Дорогой Владыка Тихон, Спаси Бог за познавательную и душеполезную проповедь. Храни Вас и всех священнослужителей Псковской епархии Господь по молитвам Пресвятой Богородицы. Простите меня грешную, но, пожалуйста, одевайте маску, когда находитесь среди верующих - подумайте, если Вы заболеете (а болезнь тяжелая и длительная), как трудно будет епархии, монастырю, приостановятся те дела, которые Вы ведете как Митрополит Псковской епархии, как член многочисленных комиссий от лица Церкви, как частное лицо... Храни Вас Господь!
анна18 октября 2020, 16:16
Спаси Господи Владыку Тихона!Да воссоединится Русь Православная! Слава Богу за все!
Вадим К. Ивану18 октября 2020, 13:15
"непосредственно перед реформой Никона был употреблении не тот текст, что использовали во времени прп. Сергия Радонежского." В том-то и дело, что является распространенным заблуждением представление, будто старообрядцы служат так же, как служили при Сергии Радонежском. Реформа патр. Никона была лишь одной из ряда предшествующих ей т.н. книжных справ, не самой неудачной из всех. Просто ее не признали некоторые активные церковные деятели, и так ушли в раскол (впрочем, патр. Никон одной справой не ограничился, а пошел дальше). Нужна ли Русской Церкви сейчас новая справа? Вряд ли, т.к. во-первых ее внутреннее единство очень слабо, во-вторых, нет для нее и достойных кадров, говоря по-светски.
Светлана16 октября 2020, 17:27
Владыко! Храни Вас Господь! P.S Нельзя ли установить день памяти доктору Гаазу Фёдору Петровичу "Спешите делать добро"
Наталья Богоявленская15 октября 2020, 20:04
Сколько же владыка делает в своей епархии! Да поможет ему Господь!
Елена15 октября 2020, 19:13
Дмитрий,служба есть на ютьюб на канале Псковская епархия
Никита15 октября 2020, 18:55
Слава Богу! Поделитесь видео или аудио записью! Храни Вас Бог!
Наталия15 октября 2020, 14:04
Владыко, как мудро вы поступаете, что привлекаете внимание людей к древлеправославному богослужению! Я знаю многих, кто был бы счастлив стать членом единоверческого прихода(если бы таковой был)! Знаю немало людей, которые вначале заинтересуются старообрядчеством, потому увидят все его привлекательные стороны, полюбят его, но (так как старообрядцы РПСЦ не имеют ни с кем литургического общения) остаются вне этой традиции, с глубоким сожалением в душе.
Роман 15 октября 2020, 11:54
Отрадно, что есть такое начинание!
Иван15 октября 2020, 11:35
Интересно, по какому же служебнику владыка служил? Какой-то совсем древний что ли? Недавно слушал курс лекций М. Желтова о древнерусском богослужении: непосредственно перед реформой Никона был употреблении не тот текст, что использовали во времени прп. Сергия Радонежского. Точнее, современный текст даже ближе к тому, что был до реформы, чем к тому, что был во времена прп. Сергия, потому что это перевод одного и того же греческого текста, а при прп. Сергии использовали перевод с другого.
Дмитрий15 октября 2020, 09:43
Подскажите, пожалуйста, велась ли запись этого Богослужения? Может быть хотя бы аудио? Просьба поделиться, если есть. Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×