Храм в зоне отчуждения

Иоанно-Богословский храм, село Сидоровичи Иванковского района Киевской области Иоанно-Богословский храм, село Сидоровичи Иванковского района Киевской области

Село Сидоровичи расположено поблизости чернобыльской «зоны отчуждения» – 30-километровой территории, закрытой для проживания вследствие масштабной экологической катастрофы – взрыва на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Но и с прилегающих к зоне бедствия сёл выехала большая часть населения. Сидоровичи Иванковского района Киевщины, попавшее в 4-ю зону отчуждения – одно из таких, некогда благополучных и процветающих, в прошлом с мощным советским колхозом. А ныне – опустевшее, с заросшими полями и разрушенной животноводческой фермой, насчитывающее около 100 жителей, в основном пенсионеров, доживающих свой век...

Церковь моего детства

Главной достопримечательностью деревни остается деревянный храм в честь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, построенный в конце позапрошлого века, в 1896-м году, чудом сохранившийся и выживший «всем смертям назло».

Мне запомнилась эта церквушка в далеком детстве, в 1960-х годах, когда нас с сестренкой и старшим братом отвозили родители в село на летние каникулы, в рубленную хату с соломенной крышей. Хата стояла осень, зиму и весну заколоченной, так как хозяйка её – сестра нашей бабушки – умерла. Бабушка родилась в этом селе, здесь прошло ее детство, она рано осталась сиротой. Братья погибли на фронтах Первой мировой войны, отец и мать умерли еще до революции, и летними теплыми вечерами у керосиновой лампы, напившись парного молока со свежим черным хлебом, мы слушали бабушкины рассказы о страшных временах начала ХХ века, когда мир сотрясали войны и революции, когда умирали люди от голода, и о том, как началась Великая Отечественная война. Рассказывала, как муж ее сестры Федор подорвался на мине, как ходили они пешком за 30 километров в поисках еды, меняли вещи на продукты.

В молодости бабушка пела в церковном хоре. Хата наша стояла поблизости храма, метрах в ста от него. И запомнилось, как на закате дня солнце вспыхивало отражением в церковных окошках, и казалось, будто в храме том горят красно-золотые огни, будто ангелы Божьи, златокрылые, творят там вечернюю службу…

Казалось, будто ангелы Божьи, златокрылые, творят там вечернюю службу

Запомнилось, как в воскресный день село замирало – ни звука, ни стука. В нашей избе вычищен и вымыт некрашеный пол, затоплена печь, и под рушниками остывает воскресный пирог, у старинной иконы Рождества Христова – букет полевых цветов. Ждали приезда родителей. В храм спешили из соседних деревень – Жмиёвки, Полидаровки, Олизаровки. Женщины шли босиком, неся обувь в руках, чтоб не пылилась. И у нашего забора они рассаживались на траву, тихо переговариваясь, надевали чулки и кожаные тапочки, поправляли платки и ситцевые платья, крестясь, шествовали к храму со словами: «Господи, прости, Боже, поможи…Цариця Небесна, будь з нами…».

Бабушка в храм нас не брала, возможно, не хотела нареканий от коммуниста-отца, который, так думаю, и не возражал бы: по природе он был человеком чрезвычайно добрым, уступчивым, никогда не навязывая кому-либо своё мнение. Бабушка помнила, как в 1920-е годы сбрасывали кресты с сельской церкви, как увозили бюст Царя-батюшки Николая II, установленный у храма, как приколотили на входе табличку «КЛУБ»…

Во время войны храм открыли, и с тех пор в нем правилась служба. Запомнился печальный звон колокола: когда кто-то из сельчан умирал, церковный колокол оповещал об этом своеобразным звоном. Поясняя его значение, бабушка приговаривала в такт колокольных звуков: «Був-да-вмэр-був-да-вмэр…». И было немного страшно. Потом кони, запряженные в накрытую рядном телегу, привозили гроб с покойником, и старенький батюшка в не менее старенькой бело-золотистой фелони, с крестом в руках, выходил провожать новопреставленного под деревенский распев «Святый Боже…». Процессия двигалась по песчаной дороге в сторону «могилок» – кладбища, расположенного в сосновом бору при въезде в село.

Эти яркие летние картинки, как и другие из далекого детства, навсегда сохранились в памяти, будто цветные немеркнущие слайды: стоит лишь вынуть один из душевного архива детских лет, как он тут же наполняется новым содержанием, обрастая красочными деталями, звуками и даже запахами…

Недаром Ф.М.Достоевский, завершая свой бессмертный роман «Братья Карамазовы» монологом главного героя Алеши Карамазова, который обращался к мальчикам после похорон их одноклассника Илюши, сына несчастного штабс-капитана Снегирева, говорил:

«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение…».

Возможно, и нам, детям 1960-х, в которых повсеместно звучало эхо прошедшей войны, несмотря на все трудности того времени, достались прекрасные воспоминания, которые можно определить одним словом: «Счастье». Потому как детские души, еще не омраченные грехом, видят окружающий мир в калейдоскопе ярких красок и светлых чувств, когда все люди воспринимаются добрыми, и в сердце царствует любовь…

Через полстолетия

Страшно подумать, но с описываемых времен прошло полвека… Бабушки давно нет на свете, как нет и родителей на этой земле, и уже подрастают внуки. И вспоминаются слова старинной украинской песни «Стоїть гора високая», напеваемой бабушкой в часы ее отдохновения:

…Не плачте любі вербоньки,
Ще вернеться весна, весна,
А молодість не вернеться,
Не вернуться літа…

Я приехал на родину моих предков, где не был уже много десятилетий, осенью 2020 года. Собственно, ездить-то не к кому было. Мы, дети, выросли, бабушка состарилась, нашу старую хатку купила за бесценок соседка. Жизнь текла своим чередом. И вот, уже служа в Церкви диаконом, я отыскал через Интернет фото нашего старенького храма и с трепетом узнал его в кольце старых берез. Узнал, что он по-прежнему действует, несмотря на то, что село практически вымерло… Отыскал и телефон служащего там священника, отца Александра Довганя, договорился о встрече.

Я приехал на родину моих предков, где не был уже много десятилетий, осенью 2020 года

Выйдя из автобуса, с трудом узнал забытую местность.

Сосновая посадка при въезде в село превратилась в сосновый бор, некогда песчаная центральная улица была асфальтирована.

У нового клуба, построенного, очевидно, в 1970-х (мы, дети, бегали в старый деревянный на детские сеансы, билет стоил 5 копеек) – был установлен монумент неизвестному солдату с мемориальной плитой погибших на войне односельчан, всего 160 человек. Клуб, к моему удивлению, был открыт, я зашел в прохладное пустынное помещение библиотеки и познакомился с ее хозяйкой – библиотекарем Татьяной Мухоид.

У сельского клуба У сельского клуба

Оказывается, Татьяна еще и помощница батюшки Александра, читает и поет на клиросе, публикуется в районной газете, повествует об истории родных Сидорович и жизни односельчан. Один из них – некий Нехемия Рабин (1886–1971), 18-летним парнем в

1904-м году эмигрировавший в США в поисках лучшей жизни, участник Первой мировой войны в войсках британской армии, впоследствии – известный израильский общественно-политический деятель, отец премьер-министра Израиля Ицхака Рабина (1922–1995), лауреата Нобелевской премии.

Библиотекарь Татьяна Мухоид Библиотекарь Татьяна Мухоид

Другой выдающийся земляк – Антон Григорьевич Забродский – доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники УССР, специалист в области пищевых технологий. И множество других сидоровичан, прославившихся в трудах и на военной службе. На стендах библиотеки, рассказывающих об истории села, фотографии разных лет.

Иоанно-Богословский приход села Сидоровичи, фото 1920-х гг. Иоанно-Богословский приход села Сидоровичи, фото 1920-х гг.

Еще до революции, когда село входило в состав Киевской губернии Радомысльского уезда, в сельском районе, называемом Шляхтой, проживал и мой прадед Илья Чаповский, отец моей бабушки Татьяны Ильиничны, о которой речь шла выше. Он принимал участие в создании сельского храма Иоанна Богослова, умер перед революцией, в 1913-м году. До революции 1917 года в селе действовала церковно-приходская школа, уездная больница. И уже в советское время, до развала Союза, была построена новая школа-восьмилетка, работала участковая больница, роддом, обслуживавшие 12 окрестных сёл, аптека, почта, четыре продуктовых и промышленных магазина, в колхозе им. Первого мая действовала крупная животноводческая ферма, на колхозных полях выращивался лён, картофель, свекла и другие сельхозпродукты. С распадом СССР колхоз прекратил свою деятельность, поля заросли сорняком и деревьями, закрылась почта, больница, родильное отделение, а со временем и школа.

Жители села Сидоровичи, современники строительства и открытия храма: Илья Чаповский († 1910) и его дочери – Мария (1899–1957) и Татьяна (1903–1984) Жители села Сидоровичи, современники строительства и открытия храма: Илья Чаповский († 1910) и его дочери – Мария (1899–1957) и Татьяна (1903–1984)

В печальном настроении побрел я сперва на место нашей сельской хаты. Библиотекарь Татьяна поведала мне, что изба давно сгорела, и на ее месте – пустырь. Я отыскал его в зарослях дикого молодняка деревьев, среди которых увидел остатки трубы и старую, уже засохшую яблоню, под которой стоял когда-то летний стол, а рядом были детские качели. Помолившись об упокоении всех сродников, направился в сторону храма, звавшего к себе голубым силуэтом и золотистым крестом на маковке купола.

С грустью увидел остатки печи и старую засохшую яблоню… С грустью увидел остатки печи и старую засохшую яблоню…

Отец Александр

Не без волнения отворил я церковную калитку и стоял какое-то время у ступеней, ведущих на церковную паперть. Осенний ветер теребил листья старых берез. Заметил, что большая часть их, много лет назад кольцом окружавших церковь, уже исчезла, а оставшиеся, полузасохшие, грустно покачивали ветвями, будто хотели сказать: «Ну, здравствуй. Что ж ты так долго не приезжал?..»

– Ну, вот, приехал… – молвил в ответ и, перекрестившись, отворил тяжелые двери храма.

К моему удивлению, увидел, что храм внутри сияет яркими росписями, как пасхальное яичко!.. И солнечный луч прорезает конусом пространство, падая прямо на центральный аналой с иконой Иоанна Богослова.

Будто кто-то отчётливо сказал: «Смерти нет, есть вечная радость!..»

И эти яркие краски росписей, и слова читаемого батюшкой акафиста вдруг исполнили сердце неизреченной радостью, будто кто-то отчётливо сказал: «Смерти нет, есть вечная радость!..» И в подтверждение зазвучали прекрасные слова акафиста:

«Радуйся, луче умнаго солнца: радуйся, светило незаходимаго света. Радуйся, молние души просвещающая: радуйся, яко гром, враги устрашающая…».

Протоиерей Александр Довгань Протоиерей Александр Довгань

Через час мы уже пили чай в тесной церковной сторожке о. Александра, где он проживает уже 12 лет. Оглядывая его «хоромы», напоминающие железнодорожную будку, с подвешенными повсюду на крючках кульками – «чтоб мыши не достали», – не переставал удивляться быту батюшки-подвижника. Представил вьюжные зимние ночи, одинокий фонарь у церкви, раскачиваемый ветром, остывший храм, куда еще в темноте идёт он совершать утреннее правило по монашескому чину – с полунощницей, часами, канонами и акафистом. Правый придел храма перегорожен фанерной стенкой: там в зимнее время топится печь, поскольку обогреть весь храм нет возможности. Припомнились сюжеты об афонских подвижниках, подвизавшихся в одиночестве в каливах вдали от монастырей, подумал: «Вот тебе и Афон, и Соловки, и Оптина пустынь…».

– Как же, о. Александр, вы живете в таких условиях, сами готовите себе пищу?

– Конечно, сам. Еще и просфоры пеку во второй половине моих «покоев…», – улыбнулся священник. – Привык уже, ведь 12 лет – это не 12 дней…

В неспешной беседе узнал я, что родился о. Александр на Алтае в 1967-м году в семье рабочих, а потом родители переехали на жительство в Умань. И сейчас там доживают свой век. Там же окончил Александр Довгань 8 классов, поступил в сельскохозяйственный технологический техникум, и после его окончания призвался в армию. И не куда-нибудь, а в саму первопрестольную Москву, в спецподразделение МВД, охранявшее здание ЦК КПСС на Старой площади.

– Это был удивительный период моей жизни! – увлеченно вспоминает о. Александр. – В свободное от службы время, в увольнительных, я, житель украинской провинции, имел счастье гулять по столице, посещать музеи и храмы, выставки прикладного искусства. Тогда впервые задумался о смысле жизни. Если есть храмы, и стоят они уже много столетий, значит, в них живет Бог...

Если есть храмы, и стоят они уже много столетий, значит, в них живет Бог

По окончании двухгодичной службы ему предложили остаться на сверхсрочную. А почему бы и нет? Тут тебе и Москва, и общежитие, и зарплата! Согласился.

Как-то в Елоховском соборе простоял он всю великопостную службу, а потом пешком пошел до метро Пушкинской, где был стихийный книжный рынок, и увидел на руках продающего Библию. Тот запросил за священную книгу 100 рублей. По тем временам – сумма огромная. Но Александр достал из кармана свои рублевые сбережения и купил долгожданную книгу. А потом ночь напролет читал ее.

Я отчетливо понял, что нужно идти за Христом, как шли за ним Его ученики

– Прочтя уже весь Ветхий и Новый Завет, Деяния и Послания апостолов, я отчетливо понял, что нужно идти за Христом, как шли за ним Его ученики… И я написал рапорт с просьбой об отставке, решил вернутся на родину, в Умань, – продолжал повествование батюшка. – Там устроился на завод, на инженерную должность помощника начальника отдела снабжения. В местном храме как-то подошла ко мне регент и предложила попробовать петь на клиросе. Я согласился. А потом стал помогать и батюшке о. Петру. По долгу службы мне приходилось много разъезжать по командировкам, и везде, где бы я ни был, посещал храмы. В Киево-Печерской лавре однажды на Исповеди батюшка-монах неожиданно сказал: «А не желаешь ли ты, брат, стать священником?» Этот вопрос меня обескуражил. Ведь я никогда ни о чем подобном и не думал. «Вот, пойди к своему священнику по месту жительства и поговори с ним на эту тему», – ласково сказал он на прощанье и благословил. Не буду рассказывать дальнейших перипетий, как я неудачно пытался жениться, но Богу, видимо, не угодно это было… Скажу только, что с завода я уволился и после мытарств в поисках монастыря оказался в Винницкой епархии, в Браиловской Святой Троицы возрождающейся женской обители, куда нас, ставленников в священники, для помощи в строительных работах направил митрополит Винницкий Макарий (Свистун; † 2007). Он же и рукоположил меня в диакона, а затем и в иерея. Несколько лет служил в Винницкой, а затем в Киевской епархии на приходах. Пробовал устроиться на послушание в киевские обители, но как-то все не складывалось. И в 2008-м году я был направлен в это далекое село… И благодарю Бога за это.

– С чего ж вы живете, батюшка, если на службах по воскресеньям у вас и десяти человек не бывает?

Отец Александр и его «калива» Отец Александр и его «калива»

– Да уж живу как-то, – улыбается он в ответ. – Господь не оставляет. Пустынники, вон, травой питались, а преподобный Серафим – травой сниткой. А у меня свой огородик имеется. Добрые люди «жигуленок» подарили. Уж я его и обхаживаю, как того персидского коня падишаха… Все бы ничего, да храм спасать нужно! В аварийном состоянии наш храм Божий, – печально завершил свой рассказ священник.

И мы снова пошли туда – наступило время обеденных молитв.

В храме

Я прикладывался к иконам, разглядывал незамысловатые росписи на старых стенах. От всего веяло стариной. Подумать только, 124 года стоит он на земле! Пережил войны и революции, пережил воинствующий атеизм и хрущевские гонения, горбачёвскую Перестройку и Чернобыльскую трагедию, и распад Союза… Сколько душ крестили здесь, сколько отпевали… На сельском кладбище я пытался отыскать могилы сестры моей бабушки Маруси и ее мужа Федора, подорвавшегося на мине во время войны. Когда-то, в детстве, мы ходили с бабушкой на их могилки, но кладбище разрослось за 50 лет, и найти могилы родственников я не сумел… Помнил деревянный крест на могиле дедушки Федора, крашенный зеленой краской, и надпись на нем: «Прохожий, помяни мой прах. Теперь я дома, ты – в гостях».

О. Александр указал на потолок, на прогнившую балку, поддерживающую его. Показал батюшка и копию старинного проекта храма, датируемого 1882 годом, подписанный губернским начальством и местным архиереем. Храм украшали высокие купола – на колокольне и на центральном куполе. По рассказам старожилов, купола вместе с крестами сняли еще перед войной, когда церковь превратили в клуб.

Проект Иоанно-Богословского храма, 1892 г. Проект Иоанно-Богословского храма, 1892 г.

– Крыша протекает в пяти местах, а с северной стороны, куда не попадает солнце, стена совсем прогнила… – указал священник на влажную стенку. – Люди помогают, как-то латаем по чуть-чуть, то снаружи, то изнутри. Даст Бог, и эту зиму переживем… Приезжала комиссия с Киева, снимала, фотографировала, даже съемку с дрона сделали, обещали помочь. Но обещанного, как известно, три года ждут, – снова улыбнулся батюшка. – Но Господь не оставит, верим в это!

***

Исполненный грусти, покидал храм своего детства. «Господь не оставит, мы верим в это!» – вспомнились слова аскета-священника.

По дороге к автобусной остановке еще раз оглянулся. Моросил осенний дождь, и блестящая железная крыша церкви, казалось, отражала серое плачущее небо.

И старые березы снова качали ветвями на прощанье, будто спрашивали: «Ты еще вернёшься к нам?»

– Непременно вернусь, – молвил я и зашагал по сельской улице.

Для желающих помочь храму автор материала попросил указать номер банковской карты: ПриватБанк 4149 4991 1319 2429 (Ливенцева Людмила Георгиевна, помощница настоятеля).

Диакон Сергий Герук

23 октября 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Чернобыльские чудеса Чернобыльские чудеса
Архим. Сергий (Якушин)
Чернобыльские чудеса Чернобыльские чудеса
К 30-летию трагедии на Чернобыльской АЭС
Архимандрит Сергий (Якушин)
Старинный храм деревни Красно давно оставлен людьми. Но он не оставлен теми, кому он посвящен, – архистратигом Михаилом и бесплотными небесными силами.
Звезда по имени Полынь Звезда по имени Полынь
Владимир Щербинин
Звезда по имени Полынь Звезда по имени Полынь
Отрывок из повести
Владимир Щербинин
Сейчас принято утверждать, что святость – удел избранных, тех, кто жил давно прежде нас; что подлинная святость в нынешних условиях невозможна. Это, конечно, не так. Если нет в жизни святости, то нет и смысла в христианстве. Нет иного пути к Богу кроме святости; святости не достичь без любви, а любви не может быть без самоотвержения.
Храм в память о Чернобыльской катастрофе Храм в память о Чернобыльской катастрофе
Иван Стрельцов
Храм в память о Чернобыльской катастрофе Храм в память о Чернобыльской катастрофе
Святыни Белой Руси
Иван Стрельцов
В 1991 году, в годовщину Чернобыльской катастрофы, в Минске было начато строительство храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – центрального в храмовом комплексе в память о жертвах этой трагедии. И с самого начала своего существования Скорбященский приход много и успешно занимался социальным служением.
Комментарии
Надія 1 ноября 2020, 11:55
Слава Богу! Отче, напишіть, будь ласка, контактний номер телефону - хотіли б подати записки на поминання. З повагою,Тамара і Надія.
Natalie 1 ноября 2020, 00:35
Слава Богу за всё! После долгих неудач с переводом в течении многих дней, только 30 Октября пожертвование на храм было благополучно отправлено Татьяной Александровной П. от нашей семьи. Я очень рада, что много добрых людей откликнулось. Божией помощи батюшке и его пастве! Отец Александр, пожалуйста, молитесь о здравии р.Б. Александры со сродниками и об упокоении р. Б. Владимира со сродниками. Спаси Господи!
Р.Б.31 октября 2020, 22:33
Брат диакон Сергий, хочется помочь храму в честь любимого апостола Господа - Святого Иоанна Богослова. Пожалуйста, напишите на этот e-mail:irenav_b@mail.ru
Диакон Сергий Герук26 октября 2020, 21:25
Дорогие братья и сестры! Сердечная благодарность и низкий поклон от о. Александра и его маленькой паствы. На карточку поступило более 50-ти переводов, общая сумма- 34 тыс. гривен! Этой суммы хватит на перекрытие крыши и ремонт храма. Спаси всех Господь. О. Александр переписал всех жертвователей в синодик и будет о них молиться. Огорчительно, что переводы из России приходят без указания имени отправителя. Но Господь знает их имена.Низкий поклон всем и сотрудникам редакции, разместившей № карты для пожертвований. Многолетние молитва о. Александра была услышана.
Natalie 26 октября 2020, 03:45
Отец Сергий, простите меня, пожалуйста, за моё неправильное обращение (по невнимательности) к Вам в первом комментарии. Очень рада, что многие читатели откликнулись на зов помощи. Если у кого не получается отправить из-за лимита, то не сдавайтесь. :) Пытайтесь отправлять в другие дни, пока не получится. Знаю из опыта переводов другим людям. Божией помощи Всем неравнодушным к нуждам Божьего Храма!
Леонид25 октября 2020, 20:15
Превышен лимит переводов на карте получателя (на 25.10.2020, 20-15)
Татьяна25 октября 2020, 18:55
Замечательный рассказ. На сердце прямо теплее стало. Вот они, подвижники. "Бог не оставит". Так и есть.
ЖЖ25 октября 2020, 16:36
И у меня не получается сделать перевод из сбербанка. На поиск "Перевести за рубеж" сбербанк отвечает "Ничего не найдено". На странице переводов предлагается только "Другому клиенту Сбербанка" и "Другому человеку по России". Есть еще пути?
Татьяна24 октября 2020, 22:29
Здравствуйте, Татьяна! Я только что перевела деньги со сбербанка на приватбанк Украины. Все получилось. Последовательность :Перевести За рубеж, затем номер карты и имя латиницей LUDMILA LIVENSEVA. Божией помощи Вам в добром деле!
Татьяна24 октября 2020, 16:36
Здравствуйте! Пожалуйста, укажите номер карты Сбербанка для перевода, иначе никак не получается помочь.
Елена 23 октября 2020, 21:42
Добрый вечер!Напишите пожалуйста имя держателя карты латиницей, не получается направить платёж через СБЕР, может быть я неправильно указала? Спасибо большое за Ваше повествование.
Диакон Сергий Герук23 октября 2020, 15:23
Дорогие читатели из России! Пожертвования можно отправлять на этот счет, при получении банк автоматически переводит их в гривны по курсу Национального банка. Уверен, отец Александр будет очень благодарен и будет молиться о вас. Все имена жертвователей он перепишет в церковный синодик. Спаси всех Христос. Диакон Сергий Герук.
Marina23 октября 2020, 12:06
Otets Sergii, spasibo za rasskaz.
Ольга23 октября 2020, 11:24
Будьте добры, подскажите пожалуйста, а российские-то рубли можно перевести? Я бы очень хотела помочь
Галина23 октября 2020, 09:29
Очень живой рассказ, как сама побывала там. Удивительно.
Natalie23 октября 2020, 08:00
Сергею большая благодарность, что познакомили нас, читателей, с таким старинным храмом Божьим и такими замечательными людьми. Очень понравилось! Низкий поклон о. Александру и его прихожанам. Божией помощи Вам, отец Александр и заступничества Божией Матери. Постараюсь помочь хоть немножко в ближайшее время. Только перевод будет от Татьяны из России.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×