Православный календарьПравославный календарь
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.

Вакантные места ангелов

«Человек призван восполнить число падших ангелов», – эта мысль, впервые услышанная мною много лет назад, показалась мне тогда довольно интересной и необычной. Человеку оказана высочайшая честь встать рядом с ангелами, приблизиться к Престолу Божию. Младший брат становится вровень со старшим. Человек сподобляется чести ангельской!

Пожалуй, впервые об этом заговорил блаженный Августин: в своем самом известном апологетическом труде «О граде Божием» он сообщает о милосердии Бога, собирающего род человеческий «в восстановление и восполнение падшей части ангелов»[1]. В книге о христианской вере, адресованной Лаврентию, епископ Иппонийский также пишет, что «человечество, погибавшее во грехах и бедствиях, как наследственных, так и собственных, должно было по мере своего восстановления в прежнем состоянии восполнить убыль в сонме ангелов, образовавшуюся со времени диавольского разорения»[2].

Эту же тему поднимал святитель Григорий Двоеслов. В отличие от Августина он считал, что число ангелов и святых в Божием граде будет равным: «…высшее оное гражданство состоит из Ангелов и человеков, и, по нашему мнению, в него взойдет столько рода человеческого, сколько там осталось избранных Ангелов». Это мнение святитель основывал на греческом переводе Второзакония 32: 8: Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих». И потому в Небесный град «взойдет такое множество людей, какое множество осталось Ангелов»[3].

Далее эту тему развил Ансельм Кентерберийский. В трактате «Почему Бог стал человеком» он рассуждает о причинах замещения падших ангелов «существами человеческой природы»; размышляет, были ли ангелы созданы совершенным числом или оно было неполным; задумывается о том, могут ли люди испытывать радость от падения ангелов, ведь оно освободило для них места; вслед за святителем Григорием Двоесловом разбирает мнение, «что число-де избранных людей следует принять равным числу добрых ангелов». И, наконец, делает важное замечание: «…даже если бы ни один из ангелов не погиб, у людей было бы свое место в небесном граде»[4]. Правда, это замечание он никак не развивает, видимо, чтобы не оспаривать авторитетного мнения блаженного Августина.

Такую же идею мы встречаем и у представителя Восточной Церкви – преподобного Анастасия Синаита: «…святые отцы говорят, что когда число праведных мужей достигнет числа падших ангелов и горний мир наполнится [ими], тогда и произойдет скончание [века сего]»[5]. Очевидно, что игумен монастыря святой великомученицы Екатерины ссылается на западных отцов – блаженного Августина и Григория Великого.

Через творения западнохристианских авторов эта мысль проникает и в русскую книжность. Так, Симеон Полоцкий в «Венце веры» пишет: «Яко селици спасутся человеци, елици ниспадоша Аггли». Впрочем, в русской книжности первое упоминание о замещении падших ангелов праведниками встречается в «Слове о небесных силах», приписываемом святителю Кириллу II, епископу Ростовскому († 1262).

Из авторов, близких к нам по времени, эту мысль мы видим у преподобного Варсонофия Оптинского: «…сотворенные духи не все сохранили верность Богу; треть отпала от своего Создателя, и из благих они сделались злыми, из светлых – мрачными. Чтобы возместить потерю, сотворен был человек. Теперь люди, работающие Богу, по кончине своей вступают в лик Ангелов и, смотря по заслугам, становятся или просто Ангелами, или Архангелами и т.д. Этот видимый мир будет стоять до тех пор, пока будет пополняться их число, а тогда – конец»[6]; у святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Мы приглашаемся в сообщество Херувимов, Серафимов, Престолов, Господств, Ангелов и Архангелов – вместо отпадших, возгордившихся духов»[7].

Работу с источниками можно было бы продолжить, но важнее понять, почему возникла такая идея.

Аналогии в священной и церковной истории

Происходит восстановление особых чисел: в Священном Писании 12 и 40 являются числами символическими

С идеей возмещения недостающего числа мы встречаемся в священной и церковной истории. Чтобы восполнить число двенадцати апостолов, на место отпавшего Иуды был избран Матфий. Апостол Петр, обосновывая необходимость замены предателя новым лицом, ссылается на Книгу псалмов: Достоинство его да возьмет другой (Пс. 108: 8). Обетование Господа Иисуса Христа о сошествии Святого Духа относится к Двенадцати, в будущем веке именно двенадцать апостолов должны воссесть на двенадцати престолах (см.: Мф. 19: 28); следовательно, возникла необходимость восстановления священной дванадесятирицы.

Житие сорока мучеников Севастийских сообщает о восполнении этого числа. Место одного из воинов, не выдержавшего испытаний и выбежавшего из ледяного озера, тут же занял уверовавший римский стражник.

В обоих случаях происходит восстановление особых чисел: в Священном Писании 12 и 40 являются числами символическими. Восполнение происходило путем восстановления подобного подобным – человек замещал человека. Впрочем, Августина и Ансельма это не смущало, они считали, что разумное существо, т.е. человек, вполне может заменить разумного же ангела.

Совершенство числа

Блаженный Августин в своих работах большое внимание уделял значению числа (исследователи наследия епископа Иппонийского отмечают, что в рассуждениях о числах он близок к неопифагорейцам). Соединяя форму и число, он пишет, что всё в мире распалось бы, если бы не числа: «Посмотри на небо и землю, море и всё, что на них или сверху… Они имеют формы, потому что обладают числом; отними у них это, и они будут ничем»[8]. Весь мир сотворен мерою, числом и весом (Прем. 11: 21), а число сотворенных ангелов является совершенным. А потому ради восстановления нарушенной гармонии в ангельский лик должен быть введен человек.

Сколько людей войдет в вечное Царство, знает только Бог. И Он не ограничивает этого числа

Понятие числа у Августина является формирующим и обуславливающим полноту граждан Божиего града. Но это не согласуется с учением Церкви. В доме Отца Моего обителей много, – говорит Господь (Ин. 14: 2), нет никакого лимита для стремящихся в Небесное Отечество. Каково будет число спасенных, сколько людей войдет в вечное Царство, знает один Бог. И Он не ограничивает этого числа. Каждый человек, получивший дыхание и жизнь, согласно Божественному замыслу должен стать наследником Царства.

Из восточных отцов о конечном числе людей говорил святитель Григорий Нисский (не связывая его с замещением отпавших ангелов): «…когда полнота человеческого естества в предуведанной мере достигнет конца, потому что не потребуется уже никакого приращения к числу душ, тогда… в мгновение времени совершится изменение существ»[9]. Понятие полноты для святителя равнозначно совершенству.

Мотив сотворения человека

Мнение о сотворении человека ради восполнения убыли в ангельском мире существенно снижает ценность мотива сотворения человека. Получается, что Бог решается создать человека под воздействием внешней необходимости. Но Создатель не подвержен не только внешней необходимости в творении мира и человека, у Него нет и внутренней необходимости в этом. «Творение – это свободный акт, – пишет Владимир Лосский. – Для Божественного существа оно не обусловлено никакой “внутренней необходимостью”… Бог потому Творец, что пожелал им быть»[10]. Святитель Григорий Нисский говорит, что Бог «по преизбытку любви» привел к бытию человека[11]. Вовсе не бунт Люцифера и примкнувших к нему ангелов стали поводом сотворения человека, но бесконечная благость и любовь Божия.

Равноангельный человек

«От Бога всякий исшел и к Богу идет… чтобы, совлекшись плоти и противоборствующей дебелости… стать в чине светозарного ангельского лика… Такова цель жизни», – говорит святитель Григорий Богослов[12].

Священное Писание и святоотеческая письменность нередко проводят сравнение человека с ангелами. Так, ангелами именуются пророки Моисей, Аггей и Иоанн Креститель, церковная традиция ангелами называет монахов, а их жизнь – равноангельской. Но эти именования и сравнения нужно понимать образно, метафорически. Мы схожи с ангелами – являемся разумными существами, наделены свободной волей. У нас одна цель – прославление Создателя и жизнь с Ним; верные ангелы всегда оставались и будут оставаться с Богом, а христиане, живущие на земле, находятся на пути к Небу. Но при многом сходстве различий у нас значительно больше. Мы являемся представителями разных миров и существами различной природы, у нас разные обязанности. Обязанности ангелов – персонально помогать христианам (см.: Евр. 1: 14), оказывать помощь христианским народам на их пути ко спасению. А какова обязанность человека по отношению к ангелам? Можно ли говорить о замещении ангелов людьми даже в их преображенном состоянии, которое наступит после воскресения? По воскресении мы станем равны ангелам (см.: Лк. 20: 36), потому что, подобно им, обретем бессмертие. Но все ключевые различия между нами останутся. А потому выражение святителя Григория Назианзина о включении человека в светозарный ангельский лик следует понимать как красивый поэтический образ.

Восстановление богоподобия

В своем богословском мнении о замене отпавших ангелов Августин не был одинок. Но большинство отцов учат не о восстановлении числа ангелов, а о восстановлении богоподобия, о восстановлении затемненного образа Божия в человеке.

Человек призван к большему, чем встать рядом с ангелами: он призван к богоподобию

Человек призван к большему, чем встать рядом с ангелами, он призван стать богом, и для этого Бог стал Человеком.

В будущем веке и праведные люди, и ангелы будут гражданами единого Божиего града. Но каково будет соотношение людей и ангелов, каковы будут отношения между ними, мы не знаем. Эсхатология полна тайн, теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло (1 Кор. 13: 12). Но для верных все загадки разрешатся в Царствии Божием, тогда всё будет явлено воочию.

Кирилл Брагин

26 октября 2020 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 688 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Августин, блаженный. Творения: В 4 т. Т. 4: О Граде Божием. Книги XIV–XXII. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. С. 509.

[2] Августин, блаженный. Энхиридион, или О вере, надежде и любви. М.: Сибирская благозвонница, 2017. С. 65.

[3] Там же. С. 150.

[4] Ансельм Кентерберийский. Почему Бог стал человеком. I, 18 // http://www.agnuz.info/app/webroot/library/36/373/index.htm.

[5] Анастасий Синаит, преподобный. Вопросы и ответы. М.: Сибирская благозвонница, 2009, С. 84.

[6] Варсонофий Оптинский, преподобный. Духовное наследие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 118.

[7] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе: В 2-х т. Т. 2. СПб., 1893. С. 299.

[8] Августин, блаженный. О свободной воле. XVI, 42 // https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o_svobode_voli/#0_2.

[9] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека // Григорий Нисский, святитель. Творения: В 8-и ч. Ч. 1. М., 1861. С. 167.

[10] Лосский В.Н. Догматическое богословие // Богословские труды. Сб. 8. М.: Издание Московской Патриархии, 1972. С. 145.

[11] Григорий Нисский, святитель. Большое огласительное слово // Григорий Нисский, святитель. Творения: В 8-и ч. Ч. 4. М., 1862. С. 15.

[12] Григорий Богослов, святитель. Песнопения таинственные // Григорий Богослов, святитель. Творения: В 4-х ч. Ч. 4. М., 1844. С. 304.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Олег27 октября 2020, 13:26
Категорически не согласен с автором. особенно с фразой "Младший брат становится вровень со старшим. Человек сподобляется чести ангельской!" Бог создал человека по образу и подобию своему и некорректно этот образ и подобие приравнивать ангелам созданным для служения Богу и людям. Один ангел уже приравнивался к Богу и до сих пор воюет с этим образом в людях.
Читательница (Подмосковье)26 октября 2020, 23:12
Спасибо. Ну да, «свято место пусто не бывает». ) Цитата: «По воскресении мы станем равны ангелам (см.: Лк. 20: 36), потому что, подобно им, обретем бессмертие». Не все МЫ (пусть даже и христиане, и даже православные), а лишь «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых» (Лк.20:35). В противном случае, следует принять оригеновскую ересь апокатастасиса. Редакции: нельзя ли давать краткую информацию об авторах публикаций (кто, откуда, чем занимается, место работы/учебы и т. п.). Лично мне не все имена известны - да простит меня и автор этой статьи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×