Несколько месяцев назад, вскоре после Пасхи, которую подавляющее большинство христиан в связи с известными обстоятельствами встретили дома, отец Олег Стеняев в одной из своих бесед подробно говорил о том, как относится к карантину Священное Писание и как православный человек должен себя вести во время подобных эпидемий. В эти ноябрьские дни пожилые люди снова вынуждены неотлучно находиться в своих домах, а посещения храмов по прежнему ограничены. Поэтому беседа о. Олега о такой проблеме, как карантин, опять оказывается более чем насущной.
Мы дожили до таких времен, что встретили нынешнюю Пасху в очень стесненных условиях, несколько даже напоминающих советские времена, когда далеко не все желающие могли попасть в храм.
Но что получилось в итоге? Ведь Господь никогда не попускает зла, не имея намерения обратить его в добро. Получилось так, что верные стали праздновать Пасху по домам. Когда люди собираются в храмах для празднования Пасхи, то такого распространения не бывает. А в эту Пасху люди по домам возжигали свечи, ставили их на подоконники, молились, и наши дома превратились в храмы.
Диавол, конечно, всегда стремится к тому, чтобы остановить богослужение на планете, и особенно Божественную литургию. Почему он к этому стремится? Святые отцы говорили, что Бескровная Жертва – Божественная литургия – останавливает идолопоклонство и сдерживает диавола. Богослужение, конечно же, не удалось остановить, потому что священники служили литургию и совершали Бескровную Жертву. Но врачи и влиятельные мира сего настояли, чтобы люди всё это время оставались дома по соображениям карантина. С этим обстоятельством бывает трудно поспорить.
Сейчас вся планета пребывает в ужасе, панике. Все боятся этой эпидемии. Нечто подобное было в Средние века, когда ходила Черная смерть – чума, и в некоторых землях от нее погибало даже до двух третей населения. А так как современные перемещения происходят очень быстро, народ летает самолетами, то люди за короткое время перезаражали друг друга в масштабах планетарных. И это, конечно, беда. Вполне возможно, что кто-то использует эту беду в своих целях – политических, социальных, экономических, – некоторые люди свои корыстные планы могут иметь.
Мы, христиане, знаем, как вести себя в ситуациях эпидемий
Но мы, христиане, знаем, как вести себя в ситуациях эпидемий. Мы должны на все происходящее реагировать с точки зрения Священного Писания. Библия – это Господне руководство к действию. Что же мы видим в Священном Писании относительно подобных явлений?
Во-первых, мы знаем, что Библия – это первая книга на планете, которая определила такое понятие, как карантин. С древнейших времен для людей с заразными заболеваниями и даже для тех, кто на подозрении, непременно устанавливался карантин. Об этом говорит нам Книга Левит, она входит в Пятикнижие. Пятикнижие – это Закон Божий, а Господь сказал: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить» (ср. Мф. 5, 17).
Так вот, Закон Божий устанавливает для нас, что если есть подозрение на заразную инфекцию, то человека изолируют. В древние времена священники – они же были и знахари, то есть знающие лекари. Священник осматривал человека и, если видел какие-то подозрительные признаки, то отправлял его в карантин на неделю. Человек должен был вымыть свою одежду и ни с кем не общаться. Через неделю священник осматривал его и выносил решение: здоров, или же: нужно оставить в карантине еще на неделю. И так до трех недель. Если человек не шел на поправку через три недели, и становилось очевидным, что это заразное заболевание, то он получал статус нечистого и обязан был носить черные одежды с колокольчиками, чтобы в темноте оповещать о своем приближении. При входе в какое-то селение он издалека должен был кричать: «Нечист, нечист!»
Христиане признавали этот Моисеев закон о карантине. В Евангелии от Марка рассказывается, как Христос исцелил человека от проказы и сказал ему: «Иди, покажись священникам» (ср. Лк. 17, 14). Что это значит? На основании книги Левит, 13 глава, священник мог отменить карантин. А мог и не отменить. И когда Христос отправлял к священникам, Он действовал на основании Закона.
Закон запрещал праздновать Пасху тем, кто прикасался к чему-то нечистому, к умершему, например. В таком случае было подозрение, что человек мог заразиться от трупа. А тем более не праздновали Пасху те, кто находился в карантине. Для таких Пасха переносилась на месяц, на два. Также переносилась Пасха для тех, кто был в дороге, где-нибудь среди язычников. Там они не могли полноценно праздновать Пасху.
Мы знаем, что не надо искушать Господа
Заповеди даны не для смерти, а для жизни. Вот, показывали по телевизору каких-то фанатиков, которые во время карантина облизывали решетки гробниц в Иране. Вот это настоящие фанатики, они показали фанатизм своей веры. Потом все, кто облизывал эти решетки, заболели, и несколько из них умерло.
В Израиле религиозные иудеи отказываются от карантина и собираются в кучи – там уже большая часть их заразилась, и они рискуют потерять всех почитаемых своих старцев, потому что это люди преклонного возраста и умирают прежде всех.
А мы знаем, что не надо искушать Господа. Когда диавол искушал Христа, он поставил Его на крышу храма. Почему именно на крышу храма? Храм – святое место, и тут должна быть особая защита Божия.
«Кинься вниз, – сказал диавол, – Ты не преткнешься ногою Своею о камень». Опять же, камень у подножия храма – это тоже святое место.
Что Христос ответил на это? Он сказал: «Написано: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4, 7).
Поэтому мы руководствуемся не фанатизмом каких-то больных людей, и даже не теми рекомендациями, которые светские люди нам предлагают – у них там тоже психоз какой-то наблюдается, и свои цели в связи с этой эпидемией могут быть. Мы руководствуемся Священным Писанием, а оно учит, что надо соглашаться с карантином, надо воздерживаться от общения с людьми. Это Закон Божий, и мы будем его придерживаться.
Кстати, христианство – это не религия храма. Вот иудаизм – это религия храма. У них сейчас храма нет – храм они могут иметь только на горе Мориа, – и они сейчас не могут ни жертву приносить, ни каждение совершать.
Христианство – это не религия храма. Самые древние христианские храмы – это домашние церкви
В христианстве все не так. Христиане первые четыре века вообще без храмов жили. Только в IV веке стали появляться первые базилики. А в некоторых местностях до самого IX века не было никаких храмов. Христианство возникло как религия без храма. Но мы все таинства можем совершать без храма. Поэтому мы никак не ущемлены. Самые древние христианские храмы – это домашние церкви. Прочитайте послания апостола Павла, где он пишет: приветствую домашнюю церковь такую-то, или такую-то. Само слово «церковь» никогда не означает храм, здание. Греческое слово «церковь» – эклессия – означает «собрание».
Мы знаем, что в последние времена христиане потеряют все свои храмы. Как начиналась Церковь в катакомбах, в таком же варианте она и закончится. Потому что во дни антихриста не будет возможности открыто совершать службу, и мы вернемся к опыту изначальной Церкви.
И не надо забывать, что Бог любое зло обращает в добро, иначе бы Он нам этого не попускал.