Карантин: взгляд Священного Писания

Несколько месяцев назад, вскоре после Пасхи, которую подавляющее большинство христиан в связи с известными обстоятельствами встретили дома, отец Олег Стеняев в одной из своих бесед подробно говорил о том, как относится к карантину Священное Писание и как православный человек должен себя вести во время подобных эпидемий. В эти ноябрьские дни пожилые люди снова вынуждены неотлучно находиться в своих домах, а посещения храмов по прежнему ограничены. Поэтому беседа о. Олега о такой проблеме, как карантин, опять оказывается более чем насущной.

Художник: Гебхард Фугель Художник: Гебхард Фугель

Мы дожили до таких времен, что встретили нынешнюю Пасху в очень стесненных условиях, несколько даже напоминающих советские времена, когда далеко не все желающие могли попасть в храм.

Но что получилось в итоге? Ведь Господь никогда не попускает зла, не имея намерения обратить его в добро. Получилось так, что верные стали праздновать Пасху по домам. Когда люди собираются в храмах для празднования Пасхи, то такого распространения не бывает. А в эту Пасху люди по домам возжигали свечи, ставили их на подоконники, молились, и наши дома превратились в храмы.

Диавол, конечно, всегда стремится к тому, чтобы остановить богослужение на планете, и особенно Божественную литургию. Почему он к этому стремится? Святые отцы говорили, что Бескровная Жертва – Божественная литургия – останавливает идолопоклонство и сдерживает диавола. Богослужение, конечно же, не удалось остановить, потому что священники служили литургию и совершали Бескровную Жертву. Но врачи и влиятельные мира сего настояли, чтобы люди всё это время оставались дома по соображениям карантина. С этим обстоятельством бывает трудно поспорить.

Сейчас вся планета пребывает в ужасе, панике. Все боятся этой эпидемии. Нечто подобное было в Средние века, когда ходила Черная смерть – чума, и в некоторых землях от нее погибало даже до двух третей населения. А так как современные перемещения происходят очень быстро, народ летает самолетами, то люди за короткое время перезаражали друг друга в масштабах планетарных. И это, конечно, беда. Вполне возможно, что кто-то использует эту беду в своих целях – политических, социальных, экономических, – некоторые люди свои корыстные планы могут иметь.

Мы, христиане, знаем, как вести себя в ситуациях эпидемий

Но мы, христиане, знаем, как вести себя в ситуациях эпидемий. Мы должны на все происходящее реагировать с точки зрения Священного Писания. Библия – это Господне руководство к действию. Что же мы видим в Священном Писании относительно подобных явлений?

Во-первых, мы знаем, что Библия – это первая книга на планете, которая определила такое понятие, как карантин. С древнейших времен для людей с заразными заболеваниями и даже для тех, кто на подозрении, непременно устанавливался карантин. Об этом говорит нам Книга Левит, она входит в Пятикнижие. Пятикнижие – это Закон Божий, а Господь сказал: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить» (ср. Мф. 5, 17).

Так вот, Закон Божий устанавливает для нас, что если есть подозрение на заразную инфекцию, то человека изолируют. В древние времена священники – они же были и знахари, то есть знающие лекари. Священник осматривал человека и, если видел какие-то подозрительные признаки, то отправлял его в карантин на неделю. Человек должен был вымыть свою одежду и ни с кем не общаться. Через неделю священник осматривал его и выносил решение: здоров, или же: нужно оставить в карантине еще на неделю. И так до трех недель. Если человек не шел на поправку через три недели, и становилось очевидным, что это заразное заболевание, то он получал статус нечистого и обязан был носить черные одежды с колокольчиками, чтобы в темноте оповещать о своем приближении. При входе в какое-то селение он издалека должен был кричать: «Нечист, нечист!»

Христиане признавали этот Моисеев закон о карантине. В Евангелии от Марка рассказывается, как Христос исцелил человека от проказы и сказал ему: «Иди, покажись священникам» (ср. Лк. 17, 14). Что это значит? На основании книги Левит, 13 глава, священник мог отменить карантин. А мог и не отменить. И когда Христос отправлял к священникам, Он действовал на основании Закона.

Закон запрещал праздновать Пасху тем, кто прикасался к чему-то нечистому, к умершему, например. В таком случае было подозрение, что человек мог заразиться от трупа. А тем более не праздновали Пасху те, кто находился в карантине. Для таких Пасха переносилась на месяц, на два. Также переносилась Пасха для тех, кто был в дороге, где-нибудь среди язычников. Там они не могли полноценно праздновать Пасху.

Мы знаем, что не надо искушать Господа

Заповеди даны не для смерти, а для жизни. Вот, показывали по телевизору каких-то фанатиков, которые во время карантина облизывали решетки гробниц в Иране. Вот это настоящие фанатики, они показали фанатизм своей веры. Потом все, кто облизывал эти решетки, заболели, и несколько из них умерло.

В Израиле религиозные иудеи отказываются от карантина и собираются в кучи – там уже большая часть их заразилась, и они рискуют потерять всех почитаемых своих старцев, потому что это люди преклонного возраста и умирают прежде всех.

А мы знаем, что не надо искушать Господа. Когда диавол искушал Христа, он поставил Его на крышу храма. Почему именно на крышу храма? Храм – святое место, и тут должна быть особая защита Божия.

«Кинься вниз, – сказал диавол, – Ты не преткнешься ногою Своею о камень». Опять же, камень у подножия храма – это тоже святое место.

Что Христос ответил на это? Он сказал: «Написано: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4, 7).

Поэтому мы руководствуемся не фанатизмом каких-то больных людей, и даже не теми рекомендациями, которые светские люди нам предлагают – у них там тоже психоз какой-то наблюдается, и свои цели в связи с этой эпидемией могут быть. Мы руководствуемся Священным Писанием, а оно учит, что надо соглашаться с карантином, надо воздерживаться от общения с людьми. Это Закон Божий, и мы будем его придерживаться.

Кстати, христианство – это не религия храма. Вот иудаизм – это религия храма. У них сейчас храма нет – храм они могут иметь только на горе Мориа, – и они сейчас не могут ни жертву приносить, ни каждение совершать.

Христианство – это не религия храма. Самые древние христианские храмы – это домашние церкви

В христианстве все не так. Христиане первые четыре века вообще без храмов жили. Только в IV веке стали появляться первые базилики. А в некоторых местностях до самого IX века не было никаких храмов. Христианство возникло как религия без храма. Но мы все таинства можем совершать без храма. Поэтому мы никак не ущемлены. Самые древние христианские храмы – это домашние церкви. Прочитайте послания апостола Павла, где он пишет: приветствую домашнюю церковь такую-то, или такую-то. Само слово «церковь» никогда не означает храм, здание. Греческое слово «церковь» – эклессия – означает «собрание».

Мы знаем, что в последние времена христиане потеряют все свои храмы. Как начиналась Церковь в катакомбах, в таком же варианте она и закончится. Потому что во дни антихриста не будет возможности открыто совершать службу, и мы вернемся к опыту изначальной Церкви.

И не надо забывать, что Бог любое зло обращает в добро, иначе бы Он нам этого не попускал.

Протоиерей Олег Стеняев
Записала Елена Дешко

6 ноября 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Полтора месяца самоизоляции: наблюдения приходского священника Полтора месяца самоизоляции: наблюдения приходского священника
Протоиерей Андрей Ромашко
Полтора месяца самоизоляции: наблюдения приходского священника Полтора месяца самоизоляции: наблюдения приходского священника
Протоиерей Андрей Ромашко
Выросло поколение верующих, не имеющих опыта духовной жизни без Литургии: они самостоятельно молиться и жить в одном богослужебном ритме с Церковью не могут. И еще один вывод: прихожане оторваны от экономики храмовой общины.
Старец Павел (Груздев) — о карантине Старец Павел (Груздев) — о карантине
Митрополит Тихон (Шевкунов)
Старец Павел (Груздев) — о карантине Старец Павел (Груздев) — о карантине
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
«Оказывается, ящур — болезнь очень серьезная, и лучше не служить некоторое время, чем подвергать людей опасности» (1966 г.).
Митрополит Афанасий Лимасольский: «Знайте, братья: вы все в храме!» Митрополит Афанасий Лимасольский: «Знайте, братья: вы все в храме!» Митрополит Афанасий Лимасольский: «Знайте, братья: вы все в храме!» Митрополит Афанасий Лимасольский: «Знайте, братья: вы все в храме!»
Христианам о карантине и закрытых храмах
Если мы сами желаем следовать акривии, хорошо. Но мы не можем требовать ее от других.
Комментарии
Дмитрий30 ноября 2020, 13:09
Все правильно. Только Бога как-то тут нет. Нет Его Промысла, Его милости, Его Любви и нет Его всемогущества. Как ты можешь искушать Бога стремившись к нему... Если ты стремишься к молитве, к Богообщению, к Причащению Его Святых Даров какое это искушение??? Дьявол этим искушал Христа? Да и вообще заражение, да и любая болезнь от нашего внутреннего состояния. Если попустил это Господь то значит надо претерпеть любому Православному христианину. А на счет людей старшего поколения, зря Вы о них беспокоитесь, посмотрите кто сейчас бесстрашен в молитве, кто сейчас более всего стремится к Богообщению? Как раз наши замечательные и бесстрашные дедушки и бабушки, вот пример бесстрашия и Веры!
протоиерей Андрей20 ноября 2020, 22:35
Как правильно многие заметили, в Ветхом завете говорится о изоляции больных, а не всех подряд. Диагноз ставил священник.Сегодня изолируют всех, но демократическим путем и называют это самоизоляцией, не забывая при этом штрафовать! Относительно древней Церкви. Да храмов не было, но христиане собирались в пещерах, катакомбах, в домах для совместной молитвы. Они не хуже нас знали, что семья - малая Церковь. Однако не изолировались по семьям, а наоборот, семьями собирались на совместную молитву, т.е. существовала потребность именно соборной молитвы. Людям придумали особый ритуал причащения, но мы, священники, причащаемся все из одной чаши без лжиц, а после нас все люди.
Игорь19 ноября 2020, 17:54
В статье подмена понятий. Карантин в России не вводился. А был введён уродливый т.н. режим самоизоляции с пропускной системой, QR-кодам, штрафами и нагнетанием массового психоза во всех СМИ.
Денис15 ноября 2020, 21:11
Марина, у вас это где? Зачем смущать верующих мятежными мыслями о непослушании священноначалию?!
Родион15 ноября 2020, 18:22
Анатолию - а прежде введения в практику лжицы (по преданию св Иоанном Златоустом, 4-5 век) что' преподавали верующим даже в руки - хлеб и вино, или Св Тайны? Кстати, кажется в "Луге духовном" (уже век 7-ой) еще говорится о хранени Св Даров дома. И когда священство в алтаре причащается из потира, без лжиц, что' принимает?
Марина15 ноября 2020, 04:30
Когда вернусь, найду ли веру на земле..... Слава Богу за все! У нас службы не прекращались. Храм не закрывали. Больные не приходили. Молимся без масок.
Анатолий Шаров14 ноября 2020, 21:22
А как же причастие одноразовыми ложечками, или же когда лжицу омывают спиртом? Что преподаётся в этот момент причащающемуся, Тело и Кровь Христовы, или же простые хлеб и вино?
Денис13 ноября 2020, 11:19
Извиняюсь за странную автозамену в предложении: "Мы не иудеи, что радуют у Стены Плача из-за того, что нет храма". Хотел опубликовать: "Мы не иудеи, что рыдают у Стены Плача из-за того, что храма нет!"
Денис12 ноября 2020, 22:56
Владимир, не человек для субботы, а суббота для человека. Если к примеру храм обветшал так, что уже не отремонтируешь и грозит рухнуть на головы верующих, то его надо сносить ради спасения человеческих жизней. Будут христиане, будут и церкви. В противном случае церкви, либо переделают в мечети, как в Турции, либо того хуже, как на всё более безбожном Западе. Когда храм горит, то людей надо выводить в первую очередь. Сын Божий ради нашего спасения воплотился на Земле. Одна душа дороже целого мира! Когда храм превращается в рассадник болезней, то кого надо спасать в первую очередь?
Денис12 ноября 2020, 22:48
Иулиания, первым человеком, которого Христос ввёл в Рай стал разбойник, а его вряд ли за сбор маргариток в неположенном месте приговорили к казни на кресте. Церковный анафемы Сталина нет. Да, даже поклонников Льва Толстого, который под анафемой, разве разумные верующие гонят из храмов? Сам Христос не делил людей по отношению к тому или иному императору на верных и тех кому нет места в Церкви. Церковь - это не секта царебожников. В Церкви должно быть место правым и левым, консерваторам и либералам. Церковь для людей всех полит. убеждений, если нет отрицания самой сути Писания вроде расистского отрицания наличия общих предков у людей разных рас.
Катерина 12 ноября 2020, 22:47
"Службы совершались, полнота Церкви присутствовала,молитвы возносились,безкровная Жертва приносилась." При этом отсутствовали те, ради кого все это затевалось 2000 лет назад. Потому что "Православная миссия имеет пред собой задачу не только научения просвещаемых народов вероучительным истинам, воспитания христианского образа жизни,главным образом она нацелена на передачу опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины.Ведь благовестие Церкви есть свидетельство о Христе как о Воскресшем Господе и введение в мир Его Царства – нового неба и новой земли (Откр. 21, 1),открывающихся в совершении Евхаристии." Из Концепции миссион. деятельности РПЦ.
Денис12 ноября 2020, 22:34
Владимир, лучшем всего с коронокризисом справляются дисциплинированные народы Восточной Азии, где принято исполнять веления властей. У нас же на православных ресурсах, где нет премодерации, бездна обвинений вплоть до продажи епископами во главе с патриархом душ дьяволу! Нравственно мы ныне хуже восточно-азиатских язычников и это следует признать. Без признания своей вины нет покаяния нужного для исправления на деле.
Денис12 ноября 2020, 22:25
Марина, Бог отделяет агнцев от козлищ по делам их. Опасно, опасно для себя и ближних стоять часами в храме во время пандемии. Воздержитесь Христа ради! Вместо этого старой соседке хлеба купите, бездомного котёнка рыбой накормите, а лучше дайте приют. Мы не иудеи, что радуют у Стены Плача из-за того, что нет храма. В центре нашей духовный жизни жизни должны быть Бог и ближние, а не храмы и монастыри. У первых христиан не было своих храмов, а монастыри - это вовсе сравнительно позднее изобретение. Значит ли это, что мы более первых христиан достойны спасения?
Ольга12 ноября 2020, 21:01
Болезнь тяжелая. Карантином я берегу пожилых, а не себя.
Марина Владимиру12 ноября 2020, 13:1012 ноября 2020, 19:58
В данной ситуации противоречия не было. Храмы были закрыты только для массового посещения. Службы совершались, полнота Церкви присутствовала, молитвы возносились, безкровная Жертва приносилась. А Господь видит сердце каждого и судить будет по милости, а не по справедливости.
Владимир12 ноября 2020, 13:10
Карантин не должен противоречить правилам Вселенского Собора: "Итак, если окажется, что кто-либо ... по некой своей страсти ... закрывает священный храм, чтобы в нем не совершались божественные службы, то такой, поскольку обращает свое неистовство на бесчувственные предметы, поистине лишен чувств, и пусть потерпит то же самое, и обратится злоба его на голову его (Пс 7,17), как нарушителя заповеди Бога и апостольских постановлений." (4-е правило 7-го Вселенского Собора. Преп. Никодим Святогорец. Пидалион. Т.2, стр.391). Перед этим преп. Никодим Святогорец с ссылкой на св. Фотия Великого пишет: "правила семи Соборов и их догматы имеют такую же силу, как Божественное Писание" (там же, стр. 387)
Иулиания11 ноября 2020, 17:05
Денису: вы в своей любви к убийце Жугашвили, он же Коба, он же Сталин, признавайтесь где-нибудь в другом месте, а не на православном портале. Адресочком ошиблись.
Людмила11 ноября 2020, 14:32
Все ,что касается карантина,проказы,чумы - все это понятно.Что нас агитировать и уговаривать - не ходить в храмы. Но ведь мы даже не знаем сколько все это будет длиться?Может это будут годы?Позиция священства тоже разная- некоторые священники считают ,что без воли Божьей и волос не упадет с головы,а кто то за закрытие храмов и проведения Литургии без народа ,просто клир- и все. Ну,а как же мы?Типа годм не ходили ( в советское время) ну и не ходите.А то ,что то совсем без храма не можете молиться дома.Но так же нельзя рассуждать.Мы же не из капризности и самоволия так хотим попасть в храм. Понятно ,когда человек болеет ,ему и так не до храма.А когда он здоов? Бог может все!Он всесилен.Я верю.
Владимир11 ноября 2020, 13:53
Карантин, и как к нему относиться. В целом - это не необычная ситуация. Раньше было такое. Но современный человек позабыл что он человек, он думает что технологии могут всё. Пора понять что это тоже пройдёт - но что из этой ситуации вынесет человечество. Карантин - по факту объеденил людей, показал что не так в людях. Когда приходят несчастья - люди показывают и проявляют себя - с каким они стержнем внутри. Насколько они готовы жертвовать - истинная ли вера в них. Благими намерениями выстлана дорога в Ад. А в Рай - благими делами. Надеюсь был вам полезен.
Марина 9 ноября 2020, 23:13
Валерий 8 ноября 2020, 15:28 ""больно за происходящее, вижу как посещение храма сократилось на 30%. Очень сомневаюсь, про домашнюю церковь..."" Ну так такие христиане, значит, мы. Были бы верные, не сократилось бы, и дома молились бы, наконец-то всей семьей и дольше, чем обычно. А христиане, как обычно бесов во всем винят. Господу виднее.
Марина 9 ноября 2020, 22:08
(продолжение) Захожанам простительно не понимать такое, но не верным чадам. Десятину до сих пор никто не отменял, если что.
Марина 9 ноября 2020, 21:34
Олег 8 ноября 2020, 01:23 Так ведь каждый верный понимает, что храмы живут на пожертвования, и жертвует храму постоянно, вне зависимости от обстоятельств. А так магазин получается чистой воды, записочку с поминанием отдал, службу отстоял - пожертвовал за это. Храм закрыт для посещения (хотя службы идут, и Евхаристия, слава Богу совершается) - жертвовать не на что. Захожанам простительно,
Сергей 9 ноября 2020, 19:21
Праздник изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня празднуется 14 августа (нов. ст.) "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней."
И. 9 ноября 2020, 16:50
Вот действительно почаще надо обращаться к Священному Писанию, чтобы понять, что Господь никогда не предписывал избыточные меры, ровно столько, сколько требуется для конкретной ситуации. Остальное все, в лучшем случае, от человеков бремена тяжелые и неудобоносимые , в худшем - от лукавого. Чем больше говорят, тем меньше веришь в эффективность карантина в нынешних условиях. Ситуация ровно по китайской пословице «Ты сказал — я поверил, ты повторил — я засомневался, ты стал настаивать, и я понял, что ты лжёшь».
Иеромонах Игорь (Васильев) 9 ноября 2020, 14:54
"апартаменты" и обещал проведать на обратном пути. Евангелие про это. Идеже Тело, там соберутся и орлы.
Иеромонах Игорь (Васильев) 9 ноября 2020, 14:52
Но ведь речь не об облизывание решетки. Речь о том, чтобы сохранить свято-отеческую веру. Ничего не привносить, но и не оступать ни в чем. Отец Олег Стеняев в данном своем слове застрял в Ветхом Завете. А Христос, когда его спросили- кто он, мой ближний? ответил притчей о милосердном самарянине. Помните наверно, как мимо прошли и священник и левит исполняя внешне Закон, то есть боясь подойти к лежащему человеку? А вдруг он заразный, больной, а им нельзя было прикасаться к нечистому человеку, им же нужно служить Богу. И только самарянин оказал ему милость. Не побоялся, подошел, поднял, посадил на свой скот, довез до гостиницы, собственными руками омыл раны, заплатил за "апартаменты" и обещал
Денис 9 ноября 2020, 11:39
Дмитрий, если бы вас выгнали из храма за политические взгляды, к примеру за верность коммунистической партии, то выше возмущение было бы понятно. Однако если бы вы пришли с красным флагом и священник не пустил бы вас с ним в храм, то он был бы в своём праве. Пишу как человек левых взглядов, уважающий Сталина. Так и ваше ковид-диссидентство - это ваше личное дело, пока, касается вас лично. Вы же навязываете своё общество без маски людям в храме желающим, чтобы все были в масках причём не самовольно, а в согласии с волей священноначалия.
Милана. 9 ноября 2020, 11:38
С большинством людей полностью согласна!ОРВИ люди болели,и будут болеть.ОРВИ,грипп никогда не являлись ООИ_особо опасные инфекции.,это идет война с человечеством,и ее ведет беспощадно враг рода человеческого!И как никогда всем нам,обьединяться,молиться,каяться,приносить глубокое покаяние,менять жизнь,как учит нас Христос,и бояться только грех совершать,и посещать Дом Божий_наши православные храмы!Здоровые люди идите на Службы,а больные лечитесь,и побыстрее в храм!Каждый будет отвечать за себя!,главное не изменяйте Богу нашему Иисусу Христу!,а чтобы он сказал на все это?....,ответьте себе честно,и поступайте по совести!
Галина Ник 9 ноября 2020, 08:47
Валерий 8 ноября 2020, 15:28 "...и особенно с Христианством" - особенно с Православием. В остальном именно так. Только люди не хотят думать, отучились принимать самостоятельно решения и отвечать со свои поступки. То, что зараза есть как же очевидно, как и то, что вокруг нее скопилась масса вранья.Возгласы типа "Прямо слух режет это ваше высказывание","Всегда находятся люди, которые знают лучше батюшки" - да, батюшка знает, но и сами должны голову включать, а не утыкать ее в песок, как страус. Батюшка знает, и видимо уже устал вразумлять.
Игорь Александрович 9 ноября 2020, 04:11
Сказано: Примите, ядите, пейте. И ещё - пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне. Исчерпывающе. Задача остальных - обеспечить беспрекословный порядок исполнения с учётом изменения внешних факторов. Всё!
Арина 9 ноября 2020, 01:27
всем последователям игнора так называемого"ковидла" В наше время социальные сети работают мгновенно. Вам не составит большого труда поднять свою виртуальную пятую точку и узнать, что в Лавре переболели практически все насельники, монахи, священство, трудники и семинаристы. Некоторые переболели очень жестоко и не по разу. Многие лежали в реанимации. Недавно выписали преподавателя семинарии, который был в коме. Вот им расскажите, что эта болезнь ничего из себя не представляет. Я в очередной раз изумляюсь, как мы дошли до жизни такой: дети поучают родителей, женщины - мужчин, миряне поучают и наставляют священников.
Катерина 9 ноября 2020, 01:11
Денис 8 ноября 2020, 10:28 -- в Германии, Австрии можно даже шелковый платочек носить вместо маски,что многие и делают,а хроническим больным с сердечной и легочной недостаточностью выписывают разрешение маски не носить.Такие действия говорят о многом человеку с зачатками школьных знаний по биологии.Больной человек с признаками заразной болезни должен находиться дома,человеку без признаков болезни нечего распространять и маска ему не нужна, если только он не работает в инфекционном отделении. Если боитесь вируса, при котором смертность в развитых странах >1% - замуруйте себя заживо дома,вода в водопроводе есть, а без еды человек может продержаться аж до 60 дней, если обеспечен водой.
Валерий 8 ноября 2020, 15:28
Цитирую советский энциклопедический словарь - карантинные болезни человека: натуральная оспа, чума, холера, жёлтая лихорадка. Я понимаю батюшек, что им нельзя честно и открыто признать, что болезнь известная с 1965 года, имеющая 1,7% долю смертности вдруг превращена в пугало планетарного масштаба. Ясно, что идет скрытая война с человечеством, а особенно с религиями, и особенно с Христианством. Мне больно за происходящее, вижу как посещение храма сократилось на 30%. Очень сомневаюсь, про домашнюю церковь...
Вадим 8 ноября 2020, 13:58
Разве Господь не господин и этой болезни? Разве он принимает не готовых? Разве не даст он покаяния, прежде чем представитесь, ежели рискуя жизнью, Христа ради, по Его заповеди вкусите Его тело и кровь? Разве не так? Или верным нужно что то иное? И это если не поднимать вопроса о наличии этой болезни как таковой и ее смертельности. Что то не вижу трупов, но вижу самый медийный и раскрученный маркетинговый продукт - ковид
Денис 8 ноября 2020, 10:28
Катерина, если нет сил часами стоять в храме в маске без обмана. Значит не надо стоять в храме часами! Ложь грех, за ложь на Страшном Суде наказывают!!! Ещё задолго до коронокризиса наводил справки, посещать ли храм, если подозреваешь у себя грипп? НЕТ!
Олег 8 ноября 2020, 01:23
Все так. Да только Храмы без прихожан умирают. Свет, тепло, другие платежи из-за карантина не отменят, да и батюшка свою семью кормить должен. Я считаю, что с соблюдением всех мер, посещать Храмы нужно. Да и как нам без Евхаристии?
Дмитрий 7 ноября 2020, 20:53
Этот карантин касался проказы, а не респираторных заболеваний, типа гриппа, каким и является ковидло!!! Прокаженным был запрещен вход в любое поселение! Всё больше и больше служители алтаря пытаются нас убедить, что всё происходящее согласуется со Священным Писанием, жизнью Церкви, житиями святых и т.д. В прошлое Воскресенье меня из храма выгнали за то, что был без намордника!!!.. Скоро, когда введут обязательную вакцинацию (как в Казахстане, например), не будут в храм впускать без справки о сделанной прививке или прививочного начертания!!!.. Паисий Святогорец, кстати, пророчествовал ещё лет 15 назад, что есть у них некий вирус и что начертание будет ставиться во время прививки от него!!!..
Лена 7 ноября 2020, 20:20
Всегда находятся люди, которые знают лучше батюшки, с раннего детства до преклонных лет пребывающего в Церкви и деннонощно изучающего Священное Писание.
Вадим 7 ноября 2020, 19:38
всё верно. учение Христа надо исполнять и надо стараться это делать полностью. Это главное. а когда ходить в Храм это вам решать
Катерина 7 ноября 2020, 19:29
Галина Ник 7 ноября 2020, 08:43 -- проделайте дырочки в маске под подбородком и отогните края по бокам, иначе заработаете "короткое" дыхание, затем фиброзу легких и адьё.
Марина 7 ноября 2020, 18:30
Для меня лишение возможности встретить в храме Страстную седмицу, Пасху, Светлую седмицу было трагедией. Настоящей. Нет, я никого не осуждаю, я понимаю: Патриарх заботился о наших жизнях и здоровье, светская власть тоже ничего против Церкви не имеет, ей надо было остановить заразу. Да, и св.Феодор Ушаков в чуму церкви закрывал, и в холеру причастие запрещалось... Но у меня остался один вопрос - как это принять, как пережить, как не сойти с ума? Свечки на окнах? Каким образом они могут заменить храм? Дома превратились в храмы? Да ни во что мой дом не превратился - мои близкие нецерковные люди, меня не понимают.И вот сейчас я с ужасом это читаю: значит, опять закроют?..
Татьяна 7 ноября 2020, 16:52
Добрый день! В последнее время читаю истории обретения и почитания икон Божией Матери. На Руси всегда во время моровой язвы, а также во время войн, нападений врагов на города и крепости православные собирались тысячами на молебны перед иконами Богородицы по призыву священников и иерархов Церкви, постились, приносили покаяние, обносили икону крестным ходом вокруг городов - и Богородица ВСЕГДА приходила на помощь, ВСЕГДА! Эпидемии прекращались! Враги отступали! Вспомните, почему мы особо празднуем день памяти Владимирской иконы Матери Божией! Так было с Крещения Руси до октябрьского переворота. А теперь наше священство призывает сидеть дома...
Марина 7 ноября 2020, 14:48
Галина Ник 7 ноября 2020, 08:43 "но думаю, что такое служение Богу не нужно. " Прямо слух режет это ваше высказывание. Бог вообще-то еще и милостив. Я в том убеждаюсь все больше и больше по жизни.
Галина Ник 7 ноября 2020, 08:43
Дорогой и многоуважаемый батюшка. Всё, о чем Вы говорите безусловно так и есть. Только нынешний карантин направлен не столько на сохранение здоровья граждан и не-граждан, а на разобщение народа. Вот только что вернулась из храма - дышать под маской мне очень тяжело, а без маски нельзя. Очень люблю свой храм, но сегодня такое тяжкое впечатление:будто крадут что-то. Не стану уточнять отчего стойко и чётко сформировалось такое мнение, Вы и сами, вероятно понимаете. Горько, но думаю, что такое служение Богу не нужно. Это дела человеческие. Карантин нужен, если позволите так выразиться, духовный карантин прежде всего. А там и физическое подтянется.
Алексей 6 ноября 2020, 23:07
А Лукашенко в Беларуси храмы на Пасху не закрывал. И парад Победы не отменял. И количество больных в Беларуси в процентном отношении было не больше чем в России на май 2020. Я не знаю,как тут правильно к чему относиться. Но думаю, что толерантность - это тоже не черта Православия. Иначе Христос бы кнутом не выгонял торговцев из Храма. А Иоанн Предтеча не называл бы правителей того времени "порждениями ехидны" Мне кажется, что Церковь нам активней защищать надо от безбожников властью облеченных
Виктория 6 ноября 2020, 21:28
Иисус был рождён иудеем и как все благовоспитанные иудеи почитал и исполнял законы Моисеевы, которые были даны Богом задолго до рождения Иисуса. И закон этот написан в священной книге Левит. Подскажите, уважаемый батюшка Олег, на основании какой Священной книги или Священного закона основаны правила карантина 2020? По моей информации эти указания поступают от международной организации ВОЗ, которая кроме прочего занимается легализацией абортов. Поэтому проводить параллель между законами из Священных книг и постановлениями сатанинских организаций просто неуместно.
Денис 6 ноября 2020, 20:43
Да, весьма разумно написано именно для верующих христиан.
Юрий 6 ноября 2020, 20:37
Фотиния, в те времена понимали, что проказа передаётся от человека к человека. Про вирусе же не знали. Если бы близкие тещи Петровой заболели, то карантин был бы сразу. Почитайте как Федор Ушаков с болезнями боролся.
ИН для Евгения и Фотинии 6 ноября 2020, 20:21
Ну, так потому и карантин при проказе, что она заразная и опасная. А про тещу Петрову и про дочь Иаира не сказано, чем они болели. И при проказе признаки болезни явные, а при ковиде мы разносим заразу и не знаем этого. И, между прочим, по закону карантинные меры были предусмотрены и профилактические: когда тот, кто хоронил умершего, тоже на какое-то время изолировался, хотя не было ясно - заразился он чем-нибудь от трупа или нет. Еще не ясно - заразился ли, а карантин будь добр выдержать. Всё правильно.
Владислав 6 ноября 2020, 18:15
Верно, что и по домам совершалась Литургия. Только вот проводить провести параллель между домашней Литургией и просмотренной по телевизору не получится.
р. Б. Алла 6 ноября 2020, 16:19
С большим уважением отношусь к протоиерею Олегу Стеняеву ! Всегда обоснованно, доходчиво, понятно для каждого-новоначальный или воцерковленый ты, доносить о. Олег Слово Божие! Фанатизм всегда имел место быть в храме, а сейчас буквально зашкаливает. Идёт осуждение всех и вся! Не так исповедуют, не так Причащают, не так благословляют!? Каждый "знает" как нужно поступить, забыв о том, что осуждение-это грех!
Евгений 6 ноября 2020, 16:18
Согласен с Фотинией про путаницу. В Ветхом Завете речь идёт о проказе, прокажённых изолировали таким образом, а не всех больных. И ведь мы не против карантина, как такового, для заболевших инфекционными заболеваниями. Но тут по факту карантин для всех здоровых получился! Ну а как тут дезинфекция лжиц подходит? Что-то неубедительно всё получается...
Валентина 6 ноября 2020, 16:08
Согласна с батюшкой, я общалась с человеком (минут 20-30), который через два дня заболел ковидом, мне пришлось изолироваться, потому что страшно заразить коллег по работе и близких. Я заболела, но на мне эта зараза прекратилась, я ее на распространяю дальше. Много болеющих (до 25)без симптомов и вполне можно заразится от такого больного, следователь карантин - это правильно. Понятно, что прекратить таким образом заразу невозможно, но уменьшить - вполне реально. Не искушайте Господа Бога своего.
Фотиния 6 ноября 2020, 08:55
Как по мне. Путаница получается. В Писании первое: карантин для заболевших,второе: по доброй воле и третье теща Петрова болела но не была на карантине, дочь Иаира болела но не была на карантине. Карантинные меры и раньше были: лечение в стационаре. Но то что сейчас- это для всех без исключения, это увы новая технология управления перепуганными массами. Не говорю о РФ, о мире вообще
Елена 6 ноября 2020, 06:30
Спаси Господи, Отец Олег! Какое счастье, что есть такие батюшки! Слушаю его лекции.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×