В интервью сайту «Православная Камчатка» председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон рассказал о том, в чем состоит предназначение семьи, о социальном служении и визите на Камчатку.
— Уважаемый владыка, хотелось бы поблагодарить Вас от лица наших прихожан за посещение нашей далекой Камчатки. Я очень надеюсь, что Ваше прибытие привлечет внимание к делам милосердия.
— Я хочу поблагодарить вас, за то, что меня пригласили. У вас замечательный край, хорошие люди. Я рад, что побывал у вас, познакомился с владыкой Феодором, с губернатором, и мне еще предстоит познакомиться со многими другими людьми.
— Вы возглавляете Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Это, конечно, огромный масштаб работы. Он охватывает множество различных направлений, которые требуют больших ресурсов, времени и внимания. Однако остановиться хотелось бы на теме семьи. Это вопрос очень актуальный в наше время для многих. В чем состоит предназначение семьи? Почему Господь задумал именно такие отношения между мужчиной и женщиной?
— Во-первых, надо сказать, что работать в нашем Отделе легче, чем в любом другом Отделе, потому что каждый человек по природе своей создан как любовь. Главная проповедь, которую Господь принес на землю — это проповедь о любви. Поэтому свойство любить вложено в каждого человека. Нужно только пробудить его, напомнить о нем, и тогда оно будет двигать человеком и помогать ему найти свое место в этом служении.
Что касается семьи, конечно, это очень важная тема. Мы видим, как происходит трагедия во всем мире — как разрушаются семьи. Сначала мы потеряли единение с Богом, потеряли в своей душе всякие ориентиры, но семья все-таки сохранялась. Сейчас уже разрушается и она. Почему Бог так устроил человека? Мы с вами знаем, что человек был создан по образу и подобию Божию. Именно по образу Святой Троицы устраивается человечество. Каждая человеческая личность соединена с другой личностью одной природой, как соединены три ипостаси. И можно говорить о подобии человека Святой Троице в единстве, которое есть между тремя людьми: отцом, матерью и ребенком.
— Что бы Вы посоветовали молодым супругам, которые только начинают выстраивать свои отношения? Как создать крепкий фундамент, на котором бы можно было построить крепкую семью?
— Конечно, каждый человек хотел бы, чтобы его любили, чтобы о нем заботились, чтобы его уважали, слушались. Но главное в семейной жизни — это не то, чтобы тебя любили, а чтобы ты любил, чтобы ты уважал другого, чтобы ты научился слушаться. Главное в семейной жизни не получать, а отдавать. Если семья построена по этому принципу, тогда она, конечно же, не разрушится, а будет преуспевать в любви. Некоторые люди не знают об этом и часто думают, что отношения можно устроить на паритетных началах — составить договор, в котором распределить обязанности семейной жизни. Некоторые считают, что возможны либеральные отношения, где все поровну. Некоторые считают, что мужчина должен быть главным. Но семья — это не какая-то внешняя форма. Она всегда основывается на жертве. Если хотя бы один из супругов это понимает, тогда семья может удержаться и устоять.
— Церковь разграничивает роли мужа и жены. Однако зачастую такой подход вызывает непонимание. Многие женщины считают, что эта форма отношений ущемляет их права. Мужчины же боятся брать на себя много ответственности. Поэтому супруги пытаются выстроить свои отношения на равных. Возможна ли крепкая семья с таким «демократическим» подходом?
— Сейчас часто смешиваются роли в семье. Тех проблем, которые были в семейной жизни раньше, сейчас нет. Есть другие проблемы. Но еще раз повторю, семья должна быть основана на жертвенности одного и другого. А как сложится — кто будет мыть посуду, кто гулять с ребенком, кто будет ходить в магазин — это уже вторично. Настаивать на соблюдении каких-то внешних форм не стоит. Если мы хотим, чтобы было уважение, надо его заслужить. Если мы хотим, чтобы была любовь, мы должны сами стать любовью.
Конечно, есть правила, которые все-таки нужно соблюдать. Главой семьи обязательно должен быть мужчина. В наше время мужчины зачастую деградируют, и женщины очень часто занимают их место. Это нехорошо. Не может ромашка стать васильком, как ни старайся. Можно покрасить ее в другой цвет или выщипать листочки, однако ей лучше оставаться ромашкой. До сих пор слова Шекспира о том, что сила женщины в ее слабости, не потеряли своей актуальности. Но и мужчина не должен применять по отношению к женщине грубую силу, быть диктатором, а не любящим мужем. Очень хорошо было бы, если бы каждая православная семья находила помощника. Я думаю, им может быть священник, которому супруги вместе исповедаются — не психолог, не органы опеки. Священник должен помогать притереться друг к другу. Все семьи проходят трудный период, когда они начинают узнавать друг друга в семейной жизни. До брака нельзя узнать другого человека до конца. Как пел Высоцкий: «Придешь домой, ты там сидишь». Другой человек появляется рядом — и это на всю жизнь, поэтому это так трудно. Кроме того, страшно, что многие современные люди очень капризны, изнеженны, избалованы. Они часто не готовы к подвигу, не готовы слушаться, жертвовать собой. Поэтому семьи распадаются.
— Какие еще Вы бы могли назвать причины неустойчивости современных браков?
— Есть еще одна очень важная причина: блудная страсть, которая борет очень многих и страшно действует в мире. На мой взгляд, она более страшна, чем наркотики, пьянство и другие пороки. И с ней труднее всего бороться. Очень плохо, когда семья создается ради удовлетворения своих плотских нужд. Такие отношения не могут быть до конца счастливыми, у супругов не будет единения в духе. Страсти, которые связаны с плотью, проходят со временем. Надо искать себе не партнера, а друга, спутника,того, кто будет с тобой рядом и в трудности, и в болезни, и в старости.
— Церковь всегда поощряла многодетность. Однако зачастую у людей идея о многодетности вызывает недоумение. Им кажется, что если детей в семье немного, то им легче уделить достаточное количество внимания, обеспечить достойным образованием, жильем и так далее. Что бы Вы ответили на такое мнение?
— Конечно, многодетность — это удивительная радость. Радость трудная, прямо скажем. Но дело даже не в этом. Церковь призывает людей не совершать противоестественных действий. Она призывает следовать Божиим заветам, жить по тем нормам, которые в человеческую природу вложил ее Создатель. Если Бог не дает детей — что поделаешь? Нельзя этим людям говорить о многодетности, укорять их, говорить, что они несчастны. Именно так это переживалось в прежние времена, но в наше время это будет неправильно. Однако если у людей могут рождаться дети, они не должны этому препятствовать. Отношения, в которые вступают супруги, — это отношения, после которых естественным образом появляется новая жизнь.
Препятствовать появлению детей — значит искажать Божий замысел о мире. Сейчас человек готов исказить все: мы видим масштабные изменения природы, замену реального общения на виртуальное, в котором люди проводят большую часть своего времени. Но если уклониться от Божиего замысла, то последствия могут быть страшными. Если люди не готовы строить отношения в браке естественным образом, то начинаются страшные последствия: стареет население, рождается мало детей, уменьшается численность людей на Земле. Уменьшается численность христиан, хотя мусульмане продолжают рожать детей. Чем это кончится? Есть такая антиутопия «Мечеть Парижской Богоматери». Ужасный рассказ о том, как вымирает христианская цивилизация в Европе.
Кроме того, когда люди вмешиваются в механизм рождения детей, они потворствуют развитию блудной страсти. Все плотские удовольствия должны иметь какую-то меру. В нормальных отношениях рождаются дети. Таким образом, супружеская близость регламентируется, она не так довлеет над человеком. Человек вообще может прожить без супружеских отношений и быть счастливым.
Дети — это всегда возможность для супругов вместе любить кого-то. Это возможность воспитать новую личность, это удивительная творческая задача, несравнимая ни с какой другой. Я думаю, никакая другая работа для женщины не может быть важнее и интереснее, чем воспитание ребенка.
К сожалению, если человек не знает Бога, если он не имеет опыта общения со Христом, он не может устоять перед соблазнами. Нравственно-атеистические принципы в наше время никого не спасут — их обрушит гедонизм, желание удовольствий. Мы видим, как это происходит, как создаются нетрадиционные семьи. Недавно Папа Римский выступил с призывом узаконить гомосексуальные браки. Если католики отходят от своих принципов, то что говорить о людях, которые совсем ничего не знают о Христе. Наше время трудное и очень опасное.
— Как в воспитании детей найти баланс между строгостью и любовью?
— Старец, отец Павел Троицкий, которому я задал этот вопрос, очень просто на него ответил. Когда ребенок ведет себя неподобающим образом, не нужно его одергивать, читать мораль, наказывать. Нужно подождать, когда пройдет этот шквал, и тогда спокойно с ним поговорить. Строгость должна быть не в интонации, не в резких действиях, не в грубости. Строгость должна быть в соблюдении установленных правил.
Кроме того, в семье отец должен добиваться, чтобы уважали мать, и мать должна добиваться, чтобы уважали отца. Если они относятся так друг к другу, то дети неминуемо научатся этим отношениям.
— Очень пугает агрессивная информационная среда, в которой сейчас воспитывается подрастающее поколение. Есть родители, которые резко ограничивают своих детей в доступе к информационным ресурсам. Кто-то же считает, что ограждать детей от окружающего мира нельзя, ведь с ним все равно нужно будет взаимодействовать. Каким Вы видите решение этой проблемы?
— Воспитание — это искусство, не наука. Нельзя воспитать человека подобно тому, как выращивают огурцы на грядке, где достаточно соблюдать какие-то правила: поливать, удобрять. Некоторые родители воспитывают детей в строгости, и вырастают хорошие дети. А бывает, что мама не наказывает никогда — только плачет и терпит — и воспитывает замечательных детей. И наоборот. Поэтому очень трудно сказать, как делать всем. В каждом случае нужны какие-то особые действия.
Если говорить об информационном потоке, я думаю, в наше время очень важно научиться поститься не только в еде, но и в приеме информации. Тот грязный, исполненный страстей поток, который обрушивается на человека, страшен, и к нему быстро возникает привыкание. Если родители сами не пользуются гаджетами больше, чем нужно, они помогут и детям этого избежать. Важно проводить больше времени вместе со своим ребенком: например, играть в настольные игры, в футбол, волейбол, бегать с ним, создавать для него какую-то альтернативу гаджетам. Общение с человеком, который относится к ребенку с любовью, будет им оценено, и он начнет меньше пропадать в социальных сетях. Кроме того, ребенок должен быть постоянно чем-то занят.
Запретить гаджеты вряд ли удастся, но научить правильно пользоваться нужно. В какие-то дни можно забирать телефоны, маленьким детям давать кнопочные телефоны. В каждом конкретном случае нужно найти какой-то вариант борьбы с этим. И, конечно, нужно молиться Богу, просить у Него вразумления.
— Синодальный отдел проводит большую работу по привлечению людей к делам милосердия. Почему это так важно? Не достаточно ли просто посещать богослужения и помогать ближним при необходимости?
— Что значит покаяние? Иоанн Предтеча отвечал на это очень просто. Когда он призывал к покаянию, и люди спрашивали, что им нужно делать, он говорил, что те, кто имеет две одежды, должны дать тому, у кого нет ни одной. То есть если я чувствую себя грешником, я должен обязательно делиться с другим тем, что у меня есть. Каждому человеку нужно научиться служить другим: ухаживать за больными, помогать бездомным, проявлять милосердие.
Господь сказал слова, которые записаны в Деяниях апостолов: «Блаженнее давать, нежели принимать». Если человек это ощутил, он узнал самое главное в этой жизни. Он узнал, какой радостной может быть жизнь, когда она исполнена любви.
— В завершение хотелось бы попросить Вас что-нибудь пожелать нашим читателям.
— Мне кажется, мы все очень мало думаем о Христе, мало стараемся Его понять, мало помним о Его словах.
Мы очень мало верим в то, что Он сопровождает нас во все дни нашей жизни, и мало жизненно участвуем в церковных таинствах. Я говорю, прежде всего, о таинстве Причастия. Это очень важно, потому что без Него мы ничего сделать не можем. Осознание своей беспомощности, неумения не страшно, но даже нужно. Страшно, когда человек не ищет помощи Того, Кто пришел на землю, чтобы нас спасти, Кто любит нас, Кто умер за нас, Кто готов нам помочь. Вот этого хочется нам всем пожелать — чтобы мы всегда помнили о Христе, участвовали в Его таинствах, в трудностях не унывали, а с верой обращались к Богу.