26 декабря 2020 года исполняется 1300 лет со дня преставления ко Господу древней подвижницы Эльзасской земли – преподобной Одилии. На 2020 год во Франции и других странах мира намечалась обширная программа, посвященная этому юбилею. К сожалению, многие мероприятия и торжества были отменены в связи с эпидемией коронавируса.
Православные Франции, и прежде всего Эльзаса и его главного города Страсбурга, чтят эту святую, обращаются к ней с молитвами и получают благодатную помощь. Память святой девы будет праздноваться ровно через месяц – 26 (13) декабря.
Неизвестное известное женское имя
Святая Одилия. Икона. Мастерские храма Всех святых (Страсбург, Франция). 2019 Вероятно, многие читатели статьи впервые узнают о существовании такого женского имени, как Одилия. Хотя знатоку русской культуры оно хорошо известно благодаря балету П.И. Чайковского «Лебединое озеро». К сожалению, там его носит дочь злого волшебника, которая сыграла роковую роль в истории любви между принцем Зигфридом и Одеттой. Использование в знаменитом произведении композитора этого имени, как и имен других героев, связано с тем, что сюжет балета основывается на немецком фольклоре. А в Германии, как и в соседних с ней странах, имя Одилия – или в немецком произношении: Оттилия – очень распространено.
Приведем несколько примеров. Так, в автобиографическом произведении великого Гёте «Поэзия и правда: из моей жизни» читаем:
«До сих пор я с удовольствием вспоминаю паломничество на гору святой Одилии вместе с сотнями, а может быть, и тысячами верующих… Образ ее, мне представившийся, а также самое имя глубоко запечатлелись в моем сердце. Я долго вынашивал их и наконец нарек ее именем и снабдил ее чертами одну из моих поздних, но оттого не менее любимых дочерей, которая была так благосклонно встречена всеми кроткими и чистыми сердцами».
Принято считать, что, говоря о своей поздней «дочери», Гёте имел в виду главную героиню своего третьего романа «Избирательное сродство», которую он назвал Одилия (в оригинальной немецкой версии – Ottilie).
Однако и в реальности имя «Одилия» заняло важное место в жизни гения немецкой литературы: единственный доживший до взрослого возраста и оставивший после себя потомков сын поэта Август женился на девушке знатного рода, которую звали Оттилия. И хотя этот брак оказался неудачным, однако на протяжении 15 лет, даже после смерти супруга, Оттилия фон Гёте жила в веймарском доме своего знаменитого свекра и, благодаря незаурядным харизме и таланту, получила признание Гёте-старшего, была вхожа в круг его друзей. Оттилия стала издательницей журнала «Хаос», в котором печатались новые стихи Гёте, помогала ему в работе над второй частью знаменитого «Фауста».
В 1895 году немецкий астроном Макс Ф. Вольф назвал открытый им астероид в честь святой Одилии. Этим же именем назван действующий поныне Институт слепых в австрийском городе Грац, основанный в 1881 году и ставший первым учреждением в Австро-Венгрии, где слепые и слабовидящие люди разных возрастов могли получить жилье, уход и образование, а также обучались различным рукоделиям.
Имя Одилии носила известная советская кинооператор-документалист Оттилия Рейзман. Во время Второй мировой войны она работала кинооператором и военным корреспондентом в тылу немецких войск, в отрядах белорусских партизан.
Даже в спортивной среде это имя оказалось прославленным. Самой известной сегодня обладательницей этого имени является польская пловчиха, олимпийская чемпионка Отылия Енджейчак, а на острове Шри-Ланка существует футбольная команда с названием «Святая Одилия».
Этого знакомства с обладательницами имени «Одилия» достаточно для того, чтобы понять: оно распространено в современном мире.
Дарование зрения слепорожденной
Этишон передает Одилии дарственную на гору. Каменная стела XII в. Монастырь святой Одилии (Франция). Лица сбиты во время Французской революции Теперь настало время познакомиться с той, благодаря которой имя «Одилия» стало популярным у многих христианских народов и несет в себе радость и мир.
Около 660 года у Эльзасского герцога Этишона, который ожидал своего первенца-наследника, родилась слепая дочь. Согласно представлениям франков того времени, слепой ребенок-инвалид являлся позором для отца, и Этишон велел умертвить новорожденную. Однако его благочестивая жена Бересвинда умолила оставить ее в живых. Сначала Одилия воспитывалась кормилицей в доме мельника, а затем была отправлена в один из монастырей в Бургундии, недалеко от города Безансон, в котором настоятельницей состояла сестра герцогини. Там слепая девочка воспитывалась до 12 лет. При этом Одилия оставалась некрещеной. Сегодня трудно представить, что в те полуварварские времена детей-инвалидов могли оставить без крещения, предоставив их Промыслу Божию, считая, что они не являются полноценными людьми.
Современное православное изображение святой Одилии с открытыми глазами на страницах книги Действительно, в жизни святой Одилии рука Божия явила себя с особой назидательной силой, чтобы окончательно разрушить человеконенавистнические обычаи. Преподобный Эрхард, странствующий епископ Регенсбургский, во сне увидел ангела, который повелел ему отправиться в путь, найти слепую отроковицу и крестить ее. Святой не замедлил выполнить данное поручение и вскоре прибыл в обитель. Он преподал девушке христианское учение и крестил ее с именем Одилия, которое может переводиться как «дочь света».
При совершении Таинства девочка чудесным образом прозрела. На глазах участников того события произошло такое же чудо, которое когда-то совершил Господь Иисус Христос над слепорожденным. Это не могло не укрепить веру всех присутствовавших в то, что «Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки» (Евр. 13: 8). Пораженная произошедшим и уже познавшая сладость монашеского жития Одилия возжелала посвятить всю свою жизнь Господу.
При совершении Таинства Крещения девочка, слепая с рождения, чудесным образом прозрела
Весть о чудесном исцелении Одилии дошла до двора ее отца-герцога. К тому времени Бересвинда уже родила ему других детей. По инициативе старшего сына благородных родителей Одилию в тайне от отца привезли во дворец. Это вызвало приступ гнева Этишона. В припадке злобы он нанес старшему сыну сильные травмы, от которых тот скончался. Согласно другому преданию, юный наследник был только тяжело ранен, а по молитвам своей сестры оправился от ран и исцелился. Трагические последствия гнева заставили поменять отношение отца к дочери.
Вид на долину реки Рейн с вершины горы святой Одилии
Этишон принял ее в свой дом и, спустя некоторое время, решил выдать ее замуж. Однако святая давно избрала для себя путь служения Богу и от брака отказалась. Непреклонность герцога в своем решении вынудила Одилию бежать из дома. Отец и его слуги пустились за ней в погоню и догнали Одилию уже в горах, на другом берегу Рейна. Тогда она взмолилась Господу о спасении. Внезапно перед ней открылось узкое ущелье, где она спряталась. Случившийся камнепад преградил путь преследователям. Герцог был вынужден отказаться от намерения наказать беглянку. По сей день в окрестностях немецкого города Фрайбурга, на месте спасительного ущелья, где бьет целебный источник, появившийся по ее молитвам, находится важный центр паломничества для почитателей святой Одилии.
Святая герцогиня с вершины горы
Святая Одилия молится на камне о спасении отца. Мозаика, XIX в. Часовня слёз. Монастырь святой Одилии (Франция) После неудачной погони Этишон смирился, принял Божию волю о своей дочери и подарил ей землю с небольшими постройками на вершине горы (Hohenburg – «Высокий замок») для основания монастыря. Молодая герцогиня создала в своем новом владении монастырь и посвятила его Пресвятой Богородице. Эта была первая женская обитель в Эльзасе, в которую быстро собралось немало благородных девушек. В монастыре игумения-основательница ввела устав святого Венедикта Нурсийского.
Одилия ухаживала за престарелыми родителями до последних дней их жизни, всегда относясь к ним с почтением и любовью. После смерти герцога святая увидела в тонком сне, что его душа не находит покоя и страдает в аду, в языках пламени, и молит ее о помощи. Желая ходатайствовать перед Господом о спасении своего отца, Одилия удалилась на молитву за стены монастыря. Горячо, со слезами на глазах, она молилась Богу о прощении грехов Этишона. В подражание столпникам Одилия молилась, стоя на камне.
Четыре дня и четыре ночи, стоя на камне, Одилия молилась о прощении грехов отца
Ее бдения продолжались четыре дня и четыре ночи до тех пор, пока в другом видении ей не было открыто, что душа отца спасена из ада. Над камнем, где по преданию молилась святая Одилия, позже была сооружена часовня, названная «Часовней слёз».
Благочестивая игумения, почитавшая святого Пророка и Предтечу Иоанна Крестителя, желая воздвигнуть ему часовню, неоднократно молилась ему о совершении задуманного. Однажды во время утренней молитвы ей явился сам Иоанн Креститель и указал место для будущего храма и его размеры. Во время постройки произошло чудо. Повозка с волами, нагруженная камнями, упала с большой высоты, но оказалась цела. При этом камни не рассыпались и волы не погибли.
Выступ горы, в расщелине которой Одилия скрылась от преследования отца. Фрайбург (Германия) Для освящения часовни в 696 году в обитель должен был прибыть епископ, который не мог добраться до монастыря в течение долгого времени по неизвестным причинам. Тогда святая Одилия принялась усердно молиться и стала держать строгий пост. Во время молитвенного бдения Одилии явился апостол Петр в окружении ангелов и сам освятил постройку.
Как-то в монастыре закончилось вино, составлявшее важную часть рациона монастыря (в древние времена умеренное употребление натурального вина являлось важным источником калорий и витаминов в условиях скудного питания. – Ред.). Было нечего подавать сестрам и паломникам. Сестра-распорядительница пришла к настоятельнице и с беспокойством сообщила о возникшем затруднении. Одилия спокойно ответила ей, что Бог, Который всё наполняет, может восполнить и их недостаток. Каково было удивление сестер, когда перед трапезой все кувшины, предназначенные для вина, были наполнены отменным напитком.
Православная паломница возле столетней липы, посаженной в Верхнем монастыре в память о святой Одилии Преподобная Одилия, проявляя строгость к себе, всегда была снисходительна к немощам окружающих. Именно своим личным примером она добивалась от сестер послушания, стремления к совершению трудов во славу Божию и ради любви к ближним. Проявляя большую заботу о бедных и больных, святая Одилия сама перевязывала раны и служила несчастным. Однажды она омыла раны прокаженному, к которому боялись приблизиться сестры, после чего он очистился и выздоровел.
Для того, чтобы помогать недужным и истощенным паломникам, игумения основала у подножья горы второй женский монастырь, получивший название Нижнего (Niedermünster). Здесь была устроена большая лечебница, куда стекались больные и сирые со всей долины Рейна, получая телесную и духовную помощь. К сожалению, после Французской революции, в конце XVIII века, он был заброшен и потом разрушен и сегодня находится в руинах.
Развалины Нижнего монастыря. Подножье горы святой Одилии (Франция)
Святая регулярно совершала путь между двумя монастырями. Во время одного такого перехода преподобная встретила несчастного, обессиленного слепого человека, направлявшегося в Верхний монастырь. По ее молитвам, после удара посохом о камень, из скалы забил источник воды, которой Одилия омыла глаза больному паломнику, и тот обрел зрение.
Целебный источник святой Одилии. Монастырь святой Одилии (Франция)
В один из дней Одилии явился незнакомец, который протянул ей три саженца липы и сказал: «Они вырастут, и их тень будет напоминать о твоих добрых делах». Святая посадила их в Нижнем монастыре в честь Святой Троицы. Деревья прижились и превратились в три огромных великана. Два дерева погибли во время лесного пожара 1681 года, а третье просуществовало до конца XVIII века. В память об этих утраченных липах такие же деревья были посажены в Верхнем монастыре, где каждый паломник может их видеть и сегодня.
Старинные купальни на источнике святой Одилии. Монастырь святой Одилии (Франция)
«Берегите себя от гордости и эгоизма, которые заставляют нас предпочитать свою волю воле Всевышнего», – наставляла святая
Чувствуя приближение своего отшествия ко Господу, игумения созвала сестер и преподала им наставление, которое стало ее завещанием:
«Берегите себя от гордости и эгоизма, которые заставляют нас предпочитать свою волю воле Всевышнего. Помните, что время кратко и что благодать дается смиренным и настойчивым сердцам. Будьте едины в истинном сердечном союзе, живите в простоте, искренности и смирении. Постоянно работайте над совершенствованием себя. Никогда не забывайте, что однажды вы, как и я, закончите свое земное поприще и что вам надо будет дать ответ за ваши мысли, слова и поступки».
Рака с мощами святой Одилии. Монастырь святой Одилии (Франция) После этого наставления Одилия попросила оставить ее одну в часовне святого Иоанна Крестителя. Через некоторое время, почувствовав благоухание, сестры вошли в часовню и нашли свою настоятельницу неподвижной. Они подумали, что она умерла, не причастившись Святых Таин. Но преподобная Одилия пришла в себя и рассказала, что она пребывала вместе со святой Лукией Сиракузской, память которой праздновалась в этот день, и чувствовала сладость, которую невозможно испытать на земле.
После этого игумения пожелала причаститься. Была принесена Чаша, и священник причастил ее. По другому преданию, в отсутствие священника в это время в монастыре Причастие ей принес ангел во время молитвы.
Одилия отошла в вечность 13 декабря 720 года. Тело ее было положено в раку в храме святого Иоанна Крестителя.
Почитание святой Одилии в древней Западной Церкви
и в современном западном мире
В судьбе семьи Этишона сбылись слова Священного Писания: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117: 22). Дочь, которую герцог приговорил к смерти, стала славой семьи не только в вечности, но и на земле. В монастырь, основанный святой Одилией, приходили для молитвы у ее мощей Карл Великий, Людовик Благочестивый, святая императрица Рихарда, император Генрих II, папа Римский Лев IX, Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное Сердце, император Карл IV и многие другие коронованные, благородные и духовные особы.
Влияние Одилии на родственников было таким сильным, что многие из них выбирали свой жизненный путь, следуя ее примеру. Трое дочерей брата Одилии Адальберта – Атталия, Евгения и Гунделинда – приняли монашество. Атталия стала первой настоятельницей монастыря святого Стефана в Страсбурге. А в Верхнем монастыре Пресвятой Богородицы Одилию сменила ее другая племянница – святая Евгения.
Как мощный благородный корень, Одилия дала христианскому миру благочестивых и святых сродников. Ее брат Эддо стал епископом Страсбурга. На этой кафедре позже оказался Ремигий, племянник святой Одилии, совершивший в 777 году перенесение части мощей святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии из Рима в Эшо. В светском мире ее семья оказалась связана тесными родственными узами с династиями Габсбургов, Бурбонов, баденских и лотарингских правителей.
Почитание Одилии в лике святых началось сразу после ее кончины. Недужные продолжали приходить в монастырь, прося ее заступничества, и в ответ получали благодатную помощь.
Фрагмент рукописи. Середина IX в. Библиотека аббатства святого Галлена (Швейцария) О давнем почитании святой Одилии Эльзасской свидетельствуют дошедшие до наших дней древние описания ее жития. Самым древним из сохранившихся является рукопись середины IX века. Этот манускрипт хранится в настоящее время в библиотеке аббатства святого Галлена (Швейцария). Документ представляет собой сборник житий древних святых, в том числе и святой Одилии. Жизнеописание помещено под днем ее памяти, который приходится на 13 декабря юлианского календаря.
С манускрипта неоднократно делались списки, которых исследователи насчитывают до 80 вариантов. С каждым последующим вариантом текста история жизни святой Одилии неизбежно дополнялась новыми подробностями и толкованиями, некоторые из которых были очевидными домыслами и мифами.
На фоне скопившихся за века погрешностей в XIX веке некоторые авторы предложили полностью отбросить традицию почитания святой Одилии, объявив сам факт ее существования всего лишь красивой легендой. Однако такие радикальные взгляды оставались единичными и были восприняты критически.
Начиная с середины XX века появился значительный рост интереса ученых к изучению жития святой как важного исторического источника. Основу такого нового подхода заложил профессор Страсбургского университета Кристиан Пфистер, который опирался в своих исследованиях на первоначальный текст жития. Вслед за ним многие исследователи признают большую правдоподобность жития святой Одилии хотя бы потому, что ни один из описанных в нем фактов не входит в противоречие с достоверно известными историческими событиями и обычаями того времени.
Ни один из описанных в житии фактов не входит в противоречие с достоверно известными историческими событиями
Известная американская исследовательница средневековья Сюзанна Вемпле высоко оценила житие святой Одилии в своей книге «Женщины во франкском обществе: брак и монашество», посвященной роли женщин в Империи франков.
Существует еще ряд письменных источников, в которых об Одилии говорится как о святой. По просьбе своей супруги 9 марта 837 года император Людовик Благочестивый наделил Верхний монастырь привилегиями и взял его под свое высокое покровительство. В императорском документе Одилия, основательница монастыря, называется святой.
На широкое почитание святой Одилии указывает сообщение, которое находится в житии святой Иды (ок. 775 – 3 сентября 825). Монах Уффинг (Uffing) из очень большого, известного и влиятельного в то время монастыря на северо-западе Германии Верден (Werden) составил житие этой немецкой святой в 980–983 годах. Оригиналы рукописи сохранились до наших дней и находятся в Берлинской государственной библиотеке. В предисловии к житию святой Иды, дабы указать на те чудеса, которые совершаются у ее мощей, монах-летописец приводит для сравнения чудесные исцеления и паломничества к мощам двух известных святых – святой Одилии и святой Гертруды.
В тексте сказано, что через святую Иду Господь творит чудеса, подобные тем, которые совершаются по молитвам святых дев Одилии и Гертруды, от святых мощей которых получают исцеления те, кто к ним прибегает. Из этого отрывка можно сделать однозначный вывод, что ко времени написания жития святой Иды (конец Х века) почитание святой Одилии и паломничества к ее мощам были широко распространены.
Современный общий вид монастыря святой Одилии (Франция) Еще одним важным доказательством древнего почитания святой Одилии является включение ее имени в литургические тексты. Одно из наиболее ранних, дошедших до наших дней письменных свидетельств находится в немецком городе Регенсбург, в бенедиктинском аббатстве святого Эммерама. В IX веке в этом монастыре были написаны литании святым, от которых сохранились лишь небольшие фрагменты с именами святых жен, среди которых упомянута и святая Одилия. Исследователи жития святой Одилии оставляют открытым ответ на вопрос, каким образом ее почитание в столь ранний период достигло города Регенсбурга в Баварии, за сотни километров от Эльзаса.
Однако у исследователей нет сомнений, что литургическое почитание святой Одилии было прямо или опосредованно перенято из Литургии Страсбургской Церкви, где к концу IX века также существовало богослужебное почитание святой. Особый интерес у историков вызывает коллекта (oratio collecta), посвященная святой Одилии, которая содержится в Orarium Argientinense и Страсбургском бревиарии. Хотя книги и датированы XII веком, однако текст молитвы святой Одилии (краткость и ее простота) говорит о его значительно более раннем происхождении.
Западное изображение святой Одилии с открытыми глазами на книге Еще одним важным доказательством давнего почитания святой Одилии является включение ее имени в церковные календари. В наиболее ранних указывается дата почитания (13 декабря), но отсутствует текст жития или другая дополнительная информация. Так, к примеру, в календаре бенедиктинского аббатства Эберсхайммюнстер 1000 года день памяти святой Одилии отмечен знаком большого праздника.
В декабре 1050 года папа Лев IX (1049–1054), последний до Великой Схизмы понтифик и уроженец Эльзаса, лично совершил освящение обновленного Верхнего монастыря, предоставил ему различные привилегии, а также преподнес в дар текст антифона (лат. – респонсория), составленный им самим в честь святой Одилии.
Еще одним важным свидетельством о раннем почитании Одилии в лике святых является древняя часовня, устроенная в ее честь. Сохранился документ, датируемый 1118 годом, в котором говорится о часовне в честь святой Одилии как о действующем строении в небольшом селении Шервиллере, где некоторое время кормилица прятала слепую дочь герцога. Это может означать, что часовня существовала и ранее, до упоминания о ней в письменных документах. За прошедшие столетия сооружение претерпело множество перестроек и изменений своего статуса. Сегодня в часовне у центральной деревянной колонны хранится частица мощей святой Одилии.
Часовня святой Одилии. Шервиллер (Франция)
Кроме того, сама история Верхнего монастыря свидетельствует о благодатной силе, которую стяжала святая и которая стала настоящим покровом для ее детища. Монастырь знал времена подъема и расцвета, пережил тяжелые годы многих разорений, пожаров и запустений. Тем не менее молитва к святой Одилии не прекращалась, а ее обитель каждый раз восставала из пепла. Чудом сохранялись и мощи святой.
Обитель, основанная Одилией, каждый раз восставала из пепла. Чудом сохранялись и мощи святой
Начавшись на небольшом пятачке земли в далеком VIII веке, в Вогезских горах рядом с мощной рекой Рейн, почитание этой святой на протяжении веков только укреплялось и расширялось географически. После Великой Схизмы почитание святой, к сожалению, сохранилось только на Западе. В католическом мире святая Одилия особо почитается во Франции, Германии, Швейцарии, северной части Италии, а также в Бельгии, Нидерландах, Польше и Чехии. В 1807 году папа Римский Пий VII официально объявил святую Одилию небесной покровительницей Эльзаса.
Выдающуюся роль в распространении почитания эльзасской святой в мире сыграли монахи-бенедиктинцы из аббатства святой Одилии, находящегося в Баварии (Германия), посвятившие себя проповеди христианства среди коренных народов Африки и Азии. Как правило, в местах своей миссии монахи устраивали часовни и храмы в честь святой Одилии. Сегодня церкви, посвященные ей, действуют в США, Канаде, в странах Южной Америки, Африки и Азии.
Почитание святой Одилии среди православных верующих
В конце XX – начале XXI столетий почитание святой Одилии стало неуклонно возрастать среди православных верующих разных юрисдикций, проживающих в Западной Европе. Соприкосновение с историей ее жизни и молитва у ее мощей благодатным действием открывает сердца многих православных христиан к признанию в ней угодницы Божией.
Православный молебен у мощей святой Одилии. Монастырь святой Одилии (Франция). 2011 г.
На всех православных приходах Страсбурга (русском, французском, греческом, румынском, сербском, болгарском, грузинском) хорошо знают святую Одилию и почитают ее. На ставропигиальном приходе Всех святых Московского Патриархата в Страсбурге регулярно совершаются ей молебны; в храме хранится и почитается икона с частицей ее мощей, написанная в Свято-Елисаветинском монастыре Минска (Беларусь); прихожане храма совершают индивидуальные паломничества на гору святой Одилии, где молятся у раки с ее честными мощами. В октябре 2019 года впервые было совершено приходское пешее паломничество длиною в 50 километров от храма Всех святых на гору святой Одилии. Несколько семей из числа прихожан выбрали имя Одилия для своих новорожденных дочерей.
По инициативе настоятеля храма Всех святых были составлены акафист, тропарь и кондак святой Одилии на церковнославянском языке заслуженным сотрудником ОВЦС Валерием Чукаловым. В настоящее время также существует православная служба на французском языке, написанная известным православным гимнографом архимандритом Дионисием (Гийомом) (archimandrite Denis (Guillaume)) в 2005 году.
Вручение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу иконы святой Одилии настоятелем храма Всех святых архимандритом Филиппом (Рябых). 26 мая 2019 г. Страсбург (Франция)
Приходом Всех святых издавалась брошюра на русском языке, рассказывающая о житии святой. Второе, значительно дополненное и переработанное издание жития святой Одилии с текстом акафиста готовится к изданию.
На наш взгляд, важное знамение для расширения почитания святой Одилии в Русской Православной Церкви произошло во время великого освящения новопостроенного храма Всех святых в Страсбурге, которое совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 26 мая 2019 года. Готовясь к визиту, настоятель и прихожане решили преподнести Его Святейшеству в качестве памятного дара православную икону святой Одилии, покровительницы Эльзаса, что и было исполнено после Божественной литургии.
Передача в дар Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу частицы мощей святой Одилии в кафедральном соборе Страсбурга католическим архиепископом Люком Равелем. 26 мая 2019 г.
Однако особое удивление у тех, кто был вовлечен в процесс подготовки визита Святейшего Патриарха Кирилла в Страсбург, вызвали события, последовавшие далее: в тот же день во время торжественного концерта в кафедральном соборе Страсбурга, который был организован совместно приходом Всех святых и архиепископией Страсбурга по случаю визита Святейшего Патриарха, архиепископ города Люк Равель преподнес высокому гостю частицу мощей святой Одилии. При этом между православным приходом и католической архиепископией не было никакой предварительной договоренности. Очевидно, что такое стечение обстоятельств может быть знаком Божиим для почитания Его угодницы святой Одилии верными чадами Русской Церкви.
Икона и частица мощей святой Одилии отправились в Москву
Икона и частица мощей святой Одилии отправились в Москву. Таким образом, после передачи иконы и мощей Предстоятелю Русской Церкви именно Москва стала самым восточным по отношению к Эльзасу городом Европы, где хранятся мощи святой Одилии. До сих пор такими восточными «границами» были санктуарий в Польше и собор святого Вита в Праге (Чехия). А в православном мире – город Яссы в Румынии.
Действительно, имя «Одилия» встречается среди женских имен, распространенных в Румынии. Вероятно, оно попало в православную среду через католическое и греко-католическое меньшинство этой страны, так как в католических церковных календарях на румынском языке содержатся краткие сведения о святой Одилии, ее житии и дне памяти.
В 2006 году во время визита в Яссы католический архиепископ Страсбурга Жозеф Доре передал митрополиту Молдавско-Буковинскому Даниилу частицу мощей святой Одилии. Эта частица была помещена в кафедральном соборе рядом с мощами святой Параскевы Пятницы, особенно почитаемой в Сербии, Болгарии, Румынии. В ответ митрополит Даниил преподнес в дар икону, на которой изображены вместе святая Параскева и святая Одилия.
Иконография святой Одилии и ее честные мощи
Интересна иконография святой Одилии. В католической традиции ее представляют с игуменским посохом и открытой книгой (Евангелием), на страницах которого изображены глаза. Это древнее символическое изображение глаз напоминает не только о физическом прозрении Одилии, но и о духовном зрении, которое дарит христианская вера. Изредка на Западе встречаются изображения Одилии с чашей и петухом, сидящим на книге или парящим в небе рядом со святой. В данном случае петух является образом духовного бодрствования.
Изображение глаз напоминает не только о физическом прозрении Одилии, но и о духовном зрении, которое дарит христианская вера
При формировании православного канона иконописного изображения святой встает вопрос о полном или частичном следовании существующей западной традиции. Например, на иконе, подаренной румынским митрополитом Даниилом в 2006 году страсбургскому архиепископу, воспроизводятся глаза на открытой книге. На образе, созданном в Свято-Елисаветинском монастыре Минска в 2012 году, на иконе, написанной в мастерских Свято-Тихоновского университета в 2015 году в Москве, и на образе, написанном на Всехсвятском приходе в Страсбурге в 2019 году, на открытой книге помещена цитата из Евангелия: «Иисус же рече ему: прозри: вера твоя спасе тя. И абие прозре, и вслед Его идяше» (Лк. 18: 42–43). Во Франции существуют и другие православные варианты изображения святой Одилии. При этом очевидно, что иконография святой требует отдельного изучения и вдохновения свыше для создания ее устойчивого православного канона.
Несмотря на различные угрозы уничтожения, которые возникали в течение многих столетий, мощи святой Одилии уцелели до нашего времени. В годы Французской революции обитель была объявлена национальным имуществом и продана в частные руки. Предвидя поругание мощей, в первые дни революции верующие спрятали их в надежное место. Когда революционные погромщики разоряли обитель, то при вскрытии гроба они ничего не обнаружили. Позже мощи были возвращены на прежнее место, но в 1796 году их вновь спрятали в подвале одного из домов деревни Оттро (Ottrott), находящейся у подножия горы. Окончательное возвращение мощей стало возможно только в 1800 году в правление императора Наполеона Бонапарта.
Сегодня мощи святой Одилии почивают в каменной раке, расположенной в часовне святого Иоанна Крестителя на горе святой Одилии. Бывший монастырь работает как паломнический центр, в котором ежедневно совершаются католические богослужения. Кроме того, в главном храме, посвященном Богородице, ведется непрестанная молитва, которую читают по очереди миряне-католики. По просьбе православных верующих католики гостеприимно позволяют совершать частные молитвы и богослужения у мощей святой.
Здесь же, в живописном предгорье, до сих пор бьет ключ святой Одилии с целебной водой, которая помогает при различных недугах и особенно при глазных болезнях.
Надежда на общецерковное признание
Как известно, православная эмиграция, прибывавшая в западноевропейские страны в XX веке, спасаясь от революций и войн, стала открывать для себя подвижников древней Западной Церкви. Появилось множество исследований и статей, принадлежавших перу выдающихся деятелей православного зарубежья. Как известно, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, будучи правящим архиереем в Западной Европе, проявил большое попечение о включении в церковные святцы имен древних западных подвижников.
В Русской Православной Церкви в 2014 году была создана Комиссия по составлению месяцеслова, одним из результатов которой стало включение Священным Синодом в 2017 году в месяцеслов Русской Церкви имен группы древних святых, подвизавшихся в западных странах. При этом комиссия установила ясные критерии подобного включения:
«безупречное исповедание православной веры; обстоятельства, при которых состоялось прославление; отсутствие упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современное почитание в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах».
Полагаем, что житие и почитание святой Одилии Эльзасской соответствует всем критериям комиссии и ее имя может быть смело включено в святцы Русской Православной Церкви. Прежде всего это свидетельствовало бы о том, что Русская Церковь, как и другие Поместные Церкви, является хранительницей вселенского духа Православия. Также этот шаг очень ожидается верующими, проживающими во Франции и Германии и особенно в Страсбурге и Эльзасе, которые уже горячо почитают святую и получают от нее помощь. Наконец, это было бы важным шагом для свидетельства перед инославными христианами о том, что Православие является не чем-то новым и чуждым для западных стран, но возвращением к их собственным истокам и корням.