Кризис благодарности

Беседа на Послание к Ефесянам

«Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих» (Еф. 1: 15–16).

Казалось бы, святой апостол Павел должен употребить здесь другое слово, но он говорит: «Непрестанно благодарю». Не говорит: «Непрестанно молюсь за вас». А почему? Потому что благодарение (евхаристия) – это более глубокая форма молитвы. И благодарение – это то, чем совершенно пренебрегают в нашу эпоху.

Благодарение – это самый лучший способ испросить что-нибудь. Как это объясняется? В наших отношениях обычно есть одна черта, которую я назвал бы кризисом благодарности. У нас нет благодарности, мы обычно чувствуем, что другие просто должны нам очень много всего, и хотим от них многого, очень многого. Поэтому фраза: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31), – очень трудна для нашего восприятия. Зато от других мы хотим всего!

Если задуматься, чего мы хотим от других каждый день, если задуматься, сколько всего хотим – и того, о чем говорим, и того, о чем не говорим, а больше всего того, что только лелеем в своих мечтах, а еще того, чего нам так хотелось бы, но приходится только жалеть, что мы не можем просить этого, – то всего окажется слишком много. Мы очень многого хотим от других. Но практически никогда не благодарим как следует их за то, что они нам дают.

Вы только задумайтесь: сколько людей получают от других так много всего, а поблагодарить достойным образом не могут. Способность благодарить – это просто какая-то форма откровения свыше. Человек вдруг прозревает и говорит тому, кто его годами мучил: «Я тебе очень благодарен!» – потому что открыл для себя, что получил от него так много всего, но до сих пор этого не понимал. Почему? Потому что мы замкнуты в самих себе.

Себялюбивый не может ни поблагодарить, ни понять, чем он обязан другим, он постоянно что-то берет, но не понимает, сколько всего берет. Постоянно берет. И мы тоже постоянно берем у Бога. Мы обязаны своим существованием и дыханием Ему, но не благодарим Его, потому что думаем, что нам кто-то должен это, а на самом деле нам никто этого не должен. Понимаете?

Позвольте продолжить словами предыдущего евангельского текста: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Эти страшные слова Христа по сути означают, что нам надо полюбить своих врагов. Мы стали врагами другим, потому что фактически превратили их в свои объекты. Они – объекты для нашего нарциссизма и эксплуатации. Мы этого не видим, не понимаем. Ты говоришь: «Это мои дети! Сколько же я сделал для них!» – и сетуешь, что получаешь от них очень мало, но если они вдруг исчезнут с нашего горизонта, если закроют для тебя доступ в свою жизнь, ты пропадешь.

От своей жены ты тоже получаешь, получаешь ужасно много – но если осмелишься признаться в этом, почувствуешь, что просто не можешь этого выдержать. Мы настроены враждебно к тем, от кого получаем. Почему? Потому что не хотим, чтобы открылось, сколько всего мы получаем. Таким образом, мы что-то получаем от другого и в то же время его отталкиваем.

Я знал одного человека, которого жена поила-кормила, но он никогда не признавал, что жена делает для него всё. Ни на секунду не признавал. Хотя она тащила на себе всю семью.

Христос подходит к тому, чтобы сказать эти страшные слова: «Любите врагов ваших» (Лк. 6: 35), и мы тут же опускаем руки и говорим: «А это уже пускай святые делают!» Но ты ведь так и станешь святым!

А знаете, в чем тут страшная тайна? В том, что, когда тебе говорят: «Любите врагов ваших», диавол и нарциссизм тут же поднимают вопль:

– Ой, будь осторожней, тебя сейчас предадут в руки твоего врага!

И ты сразу же думаешь: «Действительно, да что Он такое тут говорит?» В действительности же истина здесь совсем в другом: когда ты исполняешь слова «люби врагов своих», Бог предает твоих врагов тебе в руки. Это огромная тайна. Святой Дух действует, и другой из врага делается твоим другом.

Истина вот в чем: когда ты исполняешь слова «люби врагов своих», Бог предает твоих врагов тебе в руки

Это и скрывают от нас диавол и нарциссизм, а именно то, что, когда Христос говорит: «Любите врагов ваших», Он имеет в виду не то, что ты будешь предан своему врагу, а, наоборот, что враг сдастся тебе. В противном случае он так бы и продолжал оставаться твоим врагом, не так ли? Но, как только полюбишь его, он тебе сдается. Иначе это выражение святого апостола Павла: «Не перестаю благодарить Бога за вас» – лишено смысла.

Это та благодарность, то состояние чистой благодарности, которое «обязывает» другого. Например, я что-то даю кому-то и говорю: «Спасибо тебе, я тебе так признателен!» – и опускаю руку в карман, чтобы с радостью протянуть ему это. Понимаете? И связь, которая при этом образуется, – это реальная связь.

Например, между супругами. С ними как бывает? Сначала влюбляются, любят друг друга, потому и женятся. А потом между ними начинается война. Что же это за война? Это кризис благодарности. Но если ты задумаешься, сколько всего получаешь от другого, ты будешь поражен и начнешь искать способы, как сделаться его рабом.

Один крупный психиатр рассказал мне следующее:

«Однажды пришли ко мне муж с женой и попросили в последний раз поговорить с ними перед разводом. Они уже приняли такое решение.

– Мы с вами встретимся, – ответил я, – но только я хочу увидеться с каждым по отдельности.

Первым пришел муж:

– Доктор, целой тетрадки не хватило бы, чтобы перечислить тебе всё, что она мне сделала!

– Знаешь, я и слушать этого не хочу, – говорит ему врач. – Я хочу, чтобы ты сказал мне – ты ведь столько лет прожил с ней, – есть ли у нее хоть одна положительная сторона.

– Да нет! Какая у нее может быть положительная сторона?! У нее одни плохие стороны!

– Я все-таки хочу услышать от тебя всего об одной ее хорошей стороне. Ты не мог бы назвать ее?

– Ну ладно, есть у нее кое-что. Например, она не лжет.

– Да ты что, серьезно? Ты нашел женщину, которая не лжет?

– Да, она не лжет.

– А все, кого я знаю, лгут! А еще какая-нибудь хорошая сторона есть?

Он назвал ему вторую, третью, затем составил целый список ее добродетелей, и врач говорит ему:

– И ты хочешь развестись с такой женой? Ты уверен, что найдешь лучше?

И муж вышел от него изменившимся. Потом заходит жена. Ситуация повторяется:

– Ой, чего он со мной только не делал!

– Ну хорошо, а какую-нибудь положительную сторону его ты можешь назвать? Она у него есть?

– Да как не быть! Он никогда не изменял мне.

– А разве этого мало? Ты знаешь, как мы сегодня мучаемся из-за этих измен?

Она тоже составила целый список. Так они и не развелись, до сих пор живут вместе и любят друг друга».

Это грандиозно, если задуматься.

Кризис благодарности – это, иначе говоря, кризис себялюбия. Бог оказывает мне благодеяния, но, поскольку у меня свои планы на жизнь, я не смотрю на то, что исходит от Бога и что лучше моего, то есть на то, что Бог дает мне. Любовь Божия радуется истине, Она хочет дать тебе то, в чем ты действительно нуждаешься. Но оно не совсем то, что подсказывает тебе воображение. А чтобы это понять, нам нужна зрелость.

Большинство людей проводят свою жизнь в ссорах и муках и в конце концов из-за непомерного гнева получают болезнь Альцгеймера, потому что всё это происходит от сильного гнева. Об этом говорят последние публикации. От сильного гнева. Гнев сжигает мозг, как осенью сжигают поля. Вы видели, как горит стерня? Так и гнев испепеляет мозг. Если человек постоянно находится в состоянии гнева, он увидит все эти прелести. Если и избежит диабета, инсульта и давления, то непременно получит Альцгеймера.

Но дело не в этом, а в том, что даже если и не будет Альцгеймера (потому что это может произойти и по другим причинам), то жизнь, которую проводят некоторые, – это всегда жизнь против кого-то. Всегда есть кто-то, кто будет против него, или он против кого-нибудь или против каких-то людей, и при этом все мы, конечно же, с огромной легкостью осуждаем других и с большим нежеланием – себя. А это и есть богооставленность, в которой мы живем и которой не понимаем.

Мы с легкостью осуждаем других и с большим нежеланием – себя. А это и есть богооставленность

Есть люди, которые десятки лет проводят в Церкви, но даже носа не высунут наружу, чтобы посмотреть, бывают ли и другие люди на свете. Поэтому реально ругаются со всеми подряд. И если другие им сострадают и жалеют их, то они становятся кроткими. Но если не жалеют, они всегда будут в состоянии негодования, оправдывая его иногда даже словами из Евангелия. Как один епископ, который на каждом шагу ругается со всеми и каждым.

Однажды я оказался рядом с ним и говорю:

– Чему мы обязаны радостью встречи с вами?

На что он мне ответил:

– Вы не обязаны никому ничем, кроме взаимной любви!

То есть неужели у тебя нет зеркала, чтобы взглянуть на себя? И любил ли ты вообще кого-нибудь? Как же тогда, вставая в такую величественную позу, наставляешь других?

А ведь и мы с вами делаем то же самое: любим давать советы – мы становимся большими наставниками, как только подвернется возможность! И будем учить других, пока они не перестанут шевелиться. И только тогда, убедившись, что очистил всех, ты вздыхаешь: «Ну, теперь я уже могу быть спокойным!» Да, ты спокоен, потому что вокруг тебя трупы. Но если окажешься в другой среде, где другие живы, тогда увидишь…

Священник Николай Людовикос
Перевела с болгарского Станка Косова

Свети цар Борис

3 декабря 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Нам не должны. Должны – мы сами Нам не должны. Должны – мы сами
Игумен Нектарий (Морозов)
Нам не должны. Должны – мы сами Нам не должны. Должны – мы сами
Игумен Нектарий (Морозов)
Почему, не благодаря за малое, мы перестаем получать значительное? Кому адресована заповедь: «Просящему у тебя дай»? И какие моменты стоит перебирать в памяти, чтобы научиться благодарить?
Бог подарил нам целый каравай, чтобы мы не требовали вернуть себе крошку Бог подарил нам целый каравай, чтобы мы не требовали вернуть себе крошку
Свящ. Димитрий Выдумкин
Бог подарил нам целый каравай, чтобы мы не требовали вернуть себе крошку Бог подарил нам целый каравай, чтобы мы не требовали вернуть себе крошку
Священник Димитрий Выдумкин
Притча Спасителя о немилосердном должнике (см.: Мф. 18: 23–35) не только о неблагодарности. Она и о великой силе покаяния, и о смертоносной «тле» – жестокосердии, которое способно нейтрализовать эту силу.
Почему мы неблагодарны? Почему мы неблагодарны?
Митрополит Лимасольский Афанасий
Почему мы неблагодарны? Почему мы неблагодарны?
Митрополит Лимасольский Афанасий
Ты должен научиться этому искусству, заставить себя всегда быть лучезарным, улыбающимся при общении с другим человеком.
Комментарии
Игорь Александрович 8 декабря 2020, 02:45
Да, благодарящий искренно, тем открывает свою нищету или немощь и, конечно, не каждый на это способен.
Natalie 4 декабря 2020, 23:18
Спаси Господи! Очень полезно! Слава Богу за всё! Слава Пресвятой Богородице! Слава всем святым!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×