Сегодня семь лет, как преставился к Господу архиепископ Алексий (Фролов). Этого архиерея Божия вспоминает владелец иконной фабрики, руководитель Центра реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости «ТИЛь», что в Калужской области, Михаил Федорович Морозов.
Владыка Алексий (Фролов). Престольный праздник в Дураково
Если есть уважение, то и толк будет
Раньше я знаки изготовлял с народными героями. Потом слайд-фильмы делали «Пушкинская Москва» и т.д. А тут я, помню, уже начал пытаться иконы делать. Есть такой фотограф Виктор Корнюшин. Он мне и говорит:
– Ты иди к отцу Алексию, он в этом вопросе самый толковый, подскажет.
Я пришел в Новоспасский монастырь, где владыка Алексий тогда был наместником. Он посмотрел на наши иконы и сказал:
– Вижу уважительное отношение.
Попросил меня сделать 1000 икон святителя Алексия, митрополита Московского, для Святейшего Патриарха Алексия II. Я сделал, передал, Святейшему понравилось. Так мы начали сотрудничать: владыка нас консультировал, благословлял тот или иной образ взять в работу для выпуска. Мы брали за основу исторические образцы – чем тогда уже так последовательно никто, в том числе «Софрино», не занимался.
Терпение, Искренность, Любовь
Еще была идея в некотором удалении от Москвы создать реабилитационный центр для избавления от алкогольной и наркотической зависимости.
– Делай! – благословил владыка. – Вывески потом вешать будешь. А то как часто бывает: слов много, дел мало.
Так я и принялся за дело. Потом, когда уже все было налажено, то и понятно стало: Терпение, Искренность, Любовь – так мы и назвали наш центр Обитель «ТИЛь» (TILL).
В 2002 году владыка благословил нас построить храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». С тех пор здесь совершается Литургия, читаются утреннее и вечернее молитвенное правило. Уже второй храм есть. Владыка наставлял:
– Строительство храма оправдано, если совершится хотя бы одна Литургия.
Доживем до понедельника
Владыка Алексий объединял вокруг себя очень разных людей – он мог общаться со всеми, а мы уже так между собой не могли взаимодействовать.
С владыкой мы встречались раза два в неделю. Он на мне «отрабатывал» некоторые свои идеи, смотрел на реакцию. Выслушаешь, а потом слово в слово где-то услышишь его выступление.
– Я у вас как подопытный… – скажешь ему.
Смеется.
Это были всегда непредсказуемые беседы. Придешь к нему с одним вопросом, а он тебя усаживает:
– Хорошо. Я вот тут прочел… – берет книгу, читает тебе, комментирует.
Я не всегда даже понимал, о чем это! Но слушал. А потом он вдруг внезапно:
– Ну, все, Михаил. Мне тут срочно надо кое-что сделать.
Благословишься, выйдешь. Бьешь себя в лоб: «Я же хотел спросить!! Ладно, в следующий раз…» И вот поднимаешься через день…
Мы же люди
«Обязательно надо не забыть спросить…»
– О! Михаил, смотри, какая тут интересная штука, – что-то тебе начинает опять показывать, зачитывать, объяснять…
Снова погружаемся в беседу… Я тихо тупею. Не понимаю, что говорит владыка… Но я спрашиваю!
– Да ты не один такой, не переживай! – опять хохочет.
И вот – снова не спросил!! И так могло с разными вариациями недели три продолжаться… А после вдруг владыка напирает:
– Так, слушай, что ты там хотел все у меня спросить?..
И тут меня уже от смеха разбирает! Да что спрашивать-то, Ваше Высокопреосвященство?!! Все уже как-то поотваливалось ненужное. Как листья по осени. Вот так нас владыка и взращивал до райского состояния. Не деревья мы и не еще какая там живность…
Держаться на необходимом расстоянии
Владыка Алексий (Фролов). Крестный ход на престольный праздник в Дураково С владыкой общаться было довольно просто. Он был человеком с огромным чувством юмора. И непререкаемого авторитета свободы. Хотя в некоторых вещах был достаточно категоричен. Я потом ему даже сказал, что поначалу меня и подтряхивало иногда – такой трепет охватывал…
Владыка умел держать нужную дистанцию – не отдалять, но и не приближать; не допускать никакой фамильярности. Он не заигрывал ни перед кем. Знаете, так иногда бывает: начинают играть такого «простачка». Владыка вел себя просто, естественно, держался на необходимом расстоянии.
У него все было тактично, с легким юмором, смиренно, с уважением, не переходя определенных границ. Наверно, это было единственно правильная линия поведения. Встречи, беседы точно не имели ни начала, ни конца. Некое скорее погружение в ту удивительную атмосферу, которую он создавал.
И не играть в эту магическую «раздачу»
В начале 1990-х многие из нас только еще открывали для себя мир церковной традиции: как должно быть. Дважды в одну реку войти невозможно: мы же не в XIX веке живем. А вот как все должно быть в веке XX, но в традиции?..
К духовенству тогда все внимательно присматривались, иногда бытовало такое суеверно-талисманное отношение: вот, мол, с батюшкой пообщаешься – и у тебя жизнь освятится. Да сначала она очиститься должна! И у священника, и у тебя, а то поди ж… Кто-то даже и из священников начинал играть в эту магическую «раздачу» якобы своей персональной благодати. У владыки это позерство напрочь отсутствовало.
Он вел себя очень просто, даже в чем-то непосредственно, как ребенок, хотя ни на секунду и не забывал и нам не давал забывать, что он – архиерей, – но мы с ним и на рыбалку в Дураково ходили, и к святому источнику, где плескались водой.
«Сам заработал – покупай!»
Помню, я как-то задумал себе новый «Range Rover» купить, да меня робость взяла. А владыка мне и говорит:
– Руки сложи!
Я послушался. Он:
– Бог благословит! Что, только ворам на хороших машинах рассекать? Сам заработал – покупай!
У владыки было очень трезвенное внимательное отношение к людям. Вот этому у него учиться и учиться. То есть это как-то само по себе, осознаешь вдруг, начинает прорастать в твоем поведении после многих лет общения с ним.
Твое-то только желание: я хочу, чтобы так было, – а как это будет и когда – зависит от Бога.
Да будет воля Твоя
Владыка умел трезвить. Для меня синоним слова «трезвость» – здравомыслие. Вот это было по части владыки. С подобной способности трезво оценить свое состояние, свою мысль, свой поступок и начинается духовная жизнь.
Многие люди живут как во сне: у них постоянно видения какие-то: как «должно быть» – и это «как должно быть» громоздится на фундаменте своих же вымышленных представлений: о себе, о мире, о добре и зле… И появляется такой сон наяву: подумаю и решу. А на основании чего? Решать безошибочно можно только на основании духовного опыта.
Господи, вразуми – да будет воля Твоя, а не моя.
Владыка трезвил. Помню, как скажет:
– Ми-ха-ил… – и смотрит на меня, и мне сразу все понятно.
Достаточно!
или Самим ничего не надо форсировать
Владыка Алексий (Фролов), Михаил Федорович Морозов. Крестный ход на престольный праздник в Дураково
У него еще был жест такой выразительный (ладонью пружинит воздух): достаточно!
С владыкой было невыразимо легко. Особенно когда он был на подъеме. Он все дозировал, понимая, что в одночасье ничего не произойдет. Резких подвижек в тебе, ни во внешних обстоятельствах не устраивал, ничего не форсировал.
Видел гнилость каждого из нас, но он как-то на это не указывал человеку: пока сам до этого не дойдешь, бесполезно.
Также и с реставрацией, помню, не торопился. Спросишь у него:
– Владыка, а сколько будет реставрироваться монастырь?
– Михаил! – и смотрит, и когда ты уже всё понял: – Ну а какая разница: 50 или 70 лет?..
А действительно: какая разница? Главное – внутренний процесс идет в нужном направлении. Погони за сдачами, объемами, перерезанием ленточек у владыки не было.
Действую
Помню, у меня вопрос встал: меня пытались втянуть в то, чтобы колхоз взять и заниматься его возрождением. Я думаю: «Да не надо мне этого! Зачем?» А владыка предложил:
– Поехали к отцу Кириллу.
Там уже был разговор серьезный. Владыка на коленях, я на коленях. Батюшка меня благословил взять колхоз. Но мой родной отец воспрепятствовал:
– Да они тебя там разорвут, эти колхозники, не лезь!
И я не полез. Хотя отец Кирилл сказал так:
– Зла много кругом. Давай действуй.
Действую. И так много направлений: на Рязанской земле, в Козельском районе на Калужской…
Храм для людей, а не люди для храма
Когда владыку перевели в Кострому, он благословил меня там купить Нероново – это разрушенная при советской власти одна из крупнейших усадеб в Костромской губернии. Задачу я себе поставил: для начала прекратить руинирование объекта. Сегодня у нас там уже живут некоторые из реабилитируемых. Восстанавливаем храм. Я сначала не знал, с чего начать, – так там все было раздолбано.
– Владыка, может, храм для начала перекрыть? – спрашиваю.
– Ты людей сначала собери, – отвечает.
Это был его принцип: он сам всегда всё начинал с людей. Люди для него были важнее стен.
– Храм потом обустроится, – сказал он тогда.
На многие вещи я теперь уже стараюсь смотреть глазами владыки Алексия.
У каждого свой путь
Мы много говорили о свободе: как это – не ущемить свободу другого.
Владыка очень мудро поступал: потянет – легко пошло: значит, поехали; нет – так и не надо. У каждого свой путь. Никого осуждать не следует. Кто-то встает, чтобы упасть, другой падает, чтобы подняться. «Наша жизнь – то взлет, то посадка», – говорил владыка Алексий.
Про семью много раз доводилось от него слышать: слава жены – муж, слава мужа – Христос, слава Христа – Бог Отец: все на этой вертикали и устраивается.
Отсюда и послушание, когда мужчина в семье – мужчина, а женщина – женщина.
И напоследок…
Владыка, помню, мне все рассказывал историю про моллюска:
Человек, как моллюск, сидит в раковине. Вылез на свет: «О! Интересно!» Но тут же вся эта слизь – что, собственно, из себя и представляют наши хилые душонки – пугается и – чпок: обратно в свою берложку. Но створочки уже плохо закрываются – уже и там не по себе. Ты и на свету уже побыл… И вот начинается эта внутренняя борьба: кактамбудет, еще непонятно, аздесьу тебя вся предыдущая жизнь прошла, в этом тесном мраке… Все мы такие. Норовим замкнуться в своих мирских раковинках. Любое неудобство воспринимаем как катастрофу: на мое бытие посягают!..
И вот мне владыка рассказывает про моллюска, потом опять про моллюска, потом опять про моллюска…
– Владыка, а вы кому-нибудь еще рассказываете про моллюска? – тогда уже не выдержал спустя годы и поинтересовался я.
– Да каждый день по пять раз!