Объявления на столбах

Кажется, в Тюмени услышал я историю об одном подростке. И она никак не уходила из памяти. Хотя случай самый, к несчастью нашему, обычный – его родители жили немирно друг с другом, ссорились, дело шло к разводу.

Мальчик любил родителей и очень, до слёз, страдал от их ссор

Мальчик любил родителей и очень, до слёз, страдал от их ссор. Но и это их не вразумляло. Наедине с каждым он просил их помириться, но и отец, и мать говорили друг о друге плохо, а мальчика старались привлечь на свою сторону. «Ты ещё не знаешь, какой он подлец», – говорила мать, а отец называл её дурой. И вскоре, уже при нём, они всячески обзывали друг друга, не стесняясь в выражениях.

О размене квартиры они говорили как о деле решённом. Оба уверяли, что мальчик не пострадает: как была у него отдельная комната, так и будет. С кем бы он ни жил. И что он всегда сможет ходить к любому из них. Они найдут варианты размена в своём районе, не станут обращаться в газету, а расклеят объявления сами, на близлежащих улицах.

Однажды вечером мать пришла с работы и принесла стопку жёлтых листочков с напечатанными на них объявлениями о размене квартиры. Велела отцу немедленно идти и их расклеивать. И клей вручила, и кисточку.

Отец тут же накинул плащ, схватил берет и вышел.

– А ты – спать! – закричала мать на сына.

Они жили на первом этаже. Мальчик ушёл в свою комнату, открыл окно и тихонько вылез из него. И как был, в одной рубашке, побежал за отцом, но не стал уговаривать его не расклеивать объявления – он понимал, что отец не послушает, – а крался, прячась, сзади и следил. Замечал, на каком столбе, заборе или остановке отец прилеплял жёлтые бумажки, выжидал время, подбегал и срывал их. С ненавистью комкал объявления, рвал, швырял в урны, топтал ногами, как какого-то гада, или бросал в лужи книзу текстом. Чтоб никто даже и не смог прочесть объявления.

Замечал, на каком столбе отец прилеплял жёлтые бумажки, подбегал и срывал их

Так же незаметно, через окно, вернулся в дом. Наутро затемпературил, кашлял. С ним родители сидели по очереди. Он заметил, что они перестали ругаться. Когда звонил телефон, снимали трубку, ожидая, что будут спрашивать о размене квартиры. Но нет, никто не спрашивал.

Мальчик специально не принимал лекарства, прятал их, а потом выбрасывал. Но всё равно через неделю температура снизилась, врачиха сказала, что завтра можно в школу.

Он подождал вечера, когда родители уснут, разделся до майки и трусов и открыл окно. И стоял на сквозняке. Так долго, что сквозняк и родители почувствовали. Первой что-то заподозрила мама и пришла в комнату сына. Позвала отца. Мальчику стало плохо. Он рвался и кричал, что всё равно будет болеть, что пусть умрёт, но не надо разменивать квартиру, не надо расходиться. Его прямо било в приступе рыданий.

– Вам никто не позвонит! – кричал он. – Я всё равно сорву все объявления! Зачем вы так? Зачем? Тогда зачем я у вас? Тогда вы всё врали, да? Врали, что будет сестричка, что в деревню все вместе поедем, врали? Эх, вы!

И вот тогда только его родители что-то поняли.

Но дальше я не знаю, что было. Не знаю, и врать не хочу. Но то, что маленький отрок был умнее своих родителей, – это знаю точно. Ведь сходились они по любви, ведь такой умный и красивый сын не мог быть рождён не по любви. Если что-то потом и произошло в их в отношениях, это же было не смертельно. Если Сам Господь прощает нам грехи, то почему мы не можем прощать друг другу обиды? Особенно ради детей.

Владимир Крупин

11 декабря 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Кораблекрушение в гавани Кораблекрушение в гавани
Митрополит Лимасольский Афанасий
Кораблекрушение в гавани Кораблекрушение в гавани
Слово о несчастных браках
Митрополит Лимасольский Афанасий
Пристань зачастую бывает очень опасной, и именно в ней происходят самые лютые кораблекрушения.
Что разрушает семью и как этому противостоять? Что разрушает семью и как этому противостоять?
Свящ. Максим Первозванский
Что разрушает семью и как этому противостоять? Беседа 9. Что разрушает семью и как этому противостоять?
Православные просветительские курсы
Священник Максим Первозванский
Возможность развода как фактор, разрушающий семью; разрушение семьи через попытки исправления другого; проблема «собственнического отношения»; необходимость совершенствования для укрепления семьи.
«Не смейте приходить ко мне с “развенчанием”!» «Не смейте приходить ко мне с “развенчанием”!»
Прот. Андрей Ткачев о венчании и разводах
«Не смейте приходить ко мне с “развенчанием”!» «Не смейте приходить ко мне с “развенчанием”!»
Протоиерей Андрей Ткачев о венчании и разводах
Некоторых нужно гнать от венчания. А с некоторыми долго-долго работать. Но чтобы ни в коем случае не было так: «Мы хотим венчаться» — «Хорошо!» — «А когда?» — «Да хоть завтра». Раз-раз, ля-ля-ля, повенчали — и идите себе.
Комментарии
Елена25 января 2021, 22:46
Читая комментарии, осознаешь, что в большинстве своем именно мужчины пишут здравые вещи... Конечно, муж будет с топором бегать за женой, если у жены язык ядовитый и кроме себя любимой она никого просто не слышит и не понимает...(я этого, конечно, не оправдываю, но, иногда, женщины ещё большим домашним насилием занимаются, психологическим насилием, не каждый мужчина сдержится). Бегай человека, любящего спорить (а некоторым женщинам только дай повод поспорить)
Прохожий10 января 2021, 12:34
Конечно Господь, желает нам счастья. Но вот семья создана и вкупе с радостями пришли и трудности, внутренние, внешние, не суть. Что дальше? А дальше либо начинать "отсекать все мешающее счастью": мужей, жен и пр. либо идти за Христом. Прочтите главу "Чаша Христова" из книги св. Игнатия Брянчанинова "Аскетичесике опыты т.1", там буквально (скажу своими словами, т.к. там несколько абзацев): не желающий исполнять заповеди, а развод это тяжкий грех, называясь христианином уже не христов. По этому, к примеру такой повод для развода как например "неизлечимая болезнь супруга" дозволяется не ради "счастья", а по причине категорического не желания нести крест супружества, ради немощи.
Олег 9 января 2021, 18:48
Прощение человеку дается очень трудно. Вот поссорился я с тетей, все обдумал, все понял, возраст у нее такой, что не ведает, что творит, она уже и не вспоминала за ссору, а я простить не мог, покуда она сама прощения не попросила, тут прямо камень с души свалился и я понял- прощаю. А до этого никак.
Антоний29 декабря 2020, 01:20
Брат Александр, поддерживаю Вас! Не только древними отцами Церкви второй брак признавался однозначно различался с первым, таковым он признается и ныне. Прекрасно и многократно говорил об этом покойный ныне отец Димитрий Смирнов, глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи (например, https://m.youtube.com/watch?v=wAYQLvGJeHM). Как говорил Григорий Богослов, "первый брак есть закон, второй — снисхождение". Все святые толкователи Священного Писания в этом едины: первый брак отличается от второго. Спорить со Христом и святыми, навязывая окружающим свое мнение как истину, можно сколько угодно, нам же важно пребывать с Ним в согласии. Дискутировать на тему, давно раскрытую Самим Богом, смысла нет.
Александр27 декабря 2020, 11:49
Алла, церковь- это не автомат с газировкой куда кидаешь монетку и железно получаешь желаемое. Очень многое зависит от сознательности верующего. И в любом случае никакого морального насилия в канонах не значится. И никто не заставлял вас жить не пойми с кем - вас замуж насильно не выдавали, а за свои поступки взрослый человек должен нести ответственность. А вы занимаетесь тем, что пытаетесь свои хотелки выдать за истину, хотя последняя всем известна.
Инна25 декабря 2020, 14:59
Спасибо за рассказ. Очень трогательный и душераздирающий. Есть над чем подумать, поработать. И хочется спросить некоторых комментаторов здесь. Что значит - жить с нелюбимым человеком? жить с кем попало? Разве замуж в наше время выходят по чужой воле? разве мы не добровольно замуж выходили? Так зачем же изначально выходить замуж за нелюбимого человека? чтобы перед подружками колечком похвастаться? а подумать, что в семье дети рождаются, что они могут страдать из-за необдуманного поступка родителей в голову не приходит. И еще, можно сколько угодно ссылаться на разрешение церковью венчать разведенных, но отвечать мы будем перед Богом.
Иоанна_ 24 декабря 2020, 11:03
Если супруги "всю жизнь живут в очень тяжёлой моральной обстановке" - христианским браком здесь и не пахнет. Господь хочет, чтобы мы радовались, чтобы были счастливы, чтобы дети росли в любви и уважении. И ОБЯЗАННОСТЬ христианских родителей сделать для этого всё от них зависящее.
Алла22 декабря 2020, 00:47
Александр, если Церковь разрешает разводы, значит это не преступление, не забывайтесь. Ну и не надо сказки про советское время рассказывать. Я там хоть и не жила, но знаю, что никакого неприятие разведённых не было. Знаю сколько угодно примеров обратного. Но даже если бы было так, то всегда лучше быть одним, чем вместе с кем попало.
Алла22 декабря 2020, 00:42
Прохожий, сплошь и рядом венчают разведённых, а раз Церковь благословляет союз, значит запреты для второй стороны в браке не может быть по определению.
Александр19 декабря 2020, 22:23
Алла, хвалить тут есть чего, так как оставлять двух детей без отца (даже такого) - преступление. И ещё она прекрасно знала, что если разведется, то останется одна навсегда, так как разведённые женщины в то время никому нужны не были. Тем более с двумя детьми. Это сейчас у отдельных женщин есть утешительные иллюзии насчёт повторный браков, тогда их (иллюзий) было поменьше. Вообще Прохожий всё правильно пишет, солидарен с ним.
Прохожий19 декабря 2020, 09:49
Если все таки прочитать Евангелие, слова Христа о браке и разводе, не полениться прочесть толкования например св. Иоанна Златоуста, то получается: либо ты вступаешь в брак и это навсегда, при этом ты можешь развестись по причине измены если не можешь простить. Все, остальные причины, как и сам развод разрешенный еще прор. Моисеем, разрешены по жестокрсердию. Пример, разрешенные сейчас причины: тяжелая болезнь супруга и лишение имущества как наказания вынесенного судом. Еще задолго до декабристов, жены ехали со своими мужьями в ссылки не считая это подвигами. Да и кто желает развестить, должен понимать, христианам вообще-то запрещено вступать в брак с разведенными.
Алла18 декабря 2020, 19:14
Александр, ваша тётка не обязана была терпеть, даже по церковным канонам. Хвалить тут нечего совершенно. И жить в браке с мужем или женой тиранами никто не обязан, и вас не спросят. Как и не спросят, рискнуть и создать семью или с кошками жить. А Церковь второй раз спокойно венчает даже в случаях разводов не совсем канонически очевидных.
Александр18 декабря 2020, 09:11
Алла, я читал. Но мы христиане и должны поступать так как положено, а не так как удобно. Никто не обещал, что будет легко. Моя тётка 40 лет прожила с мужем-алкоголиком, мои родители всю жизнь живут в очень тяжёлой моральной обстановке. Жизнь - не праздник и если кто-то не готов, то пусть сидит дома с кошками. Вы либо играете, и играете по правилам либо не играете вообще. Иначе зачем называть себя христианами, если готовы сдать, когда вам покажется нужным?
Алла17 декабря 2020, 22:25
Александр, вы читали "Дэвида Копперфилда" Диккенса? Помните отчима главного героя? Вот это - моральное насилие, которое свело жену тирана в гроб. Если атмосфера в доме невыносима, даже без физического насилия - бежать надо из такого дома.
Александр16 декабря 2020, 15:17
Алла, совершенно верно. Но моральное насилие, насколько мне известно, там не значится. Поскольку под эту причину можно подогнать всё что хочешь.
Иван16 декабря 2020, 15:16
Ксения15 декабря 2020, 18:24 "В семьях столько насилия, что даже представить страшно". Слава Богу это лишь мифы, активно раздуваемые соросовскими лоббистами "закона о домашнем насилии". Статистика МВД эту мифологию опровергает.
Алла16 декабря 2020, 13:57
Александр, современная Церковь имеет внушительный перечень причин, дозволяющих развод. При наличии детей в том числе. И невиновной стороне разрешается вступать в повторный брак.
Александр16 декабря 2020, 10:33
Алла, я с Вами согласен за исключением того, что христианину в этом вопросе решать ничего не надо, так как возможные причины развода упомянуты и в Евангелии и в канонах Церкви. Вообще, мне кажется, что развод сам по себе не преступен, если нет детей и разводящийся не собирается более вступать в брак. Всё остальное, конечно, преступно и недопустимо.
Алла16 декабря 2020, 01:40
Александр, "человек должен вступать в брак и понимать, что это - навсегда и другого шанса не будет." Но и вы тоже должны понимать, что далеко не всё зависит от одной стороны в браке. Как бы ты ни был хорош, второй человек может всё растоптать и уничтожить, превратив жизнь семьи в ад. Не всё о будущем избраннике можно узнать до свадьбы, даже если встречать долго. Кроме того, человек может измениться с течением лет, и не в лучшую сторону. Поэтому я не считаю, что люди должны быть привязаны друг к другу несмотря ни на что. Но разводы должны быть делом именно исключительным, когда всё очень плохо - измены, домашнее насилие (включая моральное), алкоголизм, наркомания.
Ксения15 декабря 2020, 18:24
Ивану,"Конечно не берём крайние случаи, когда муж за женой с топором гоняется. Но это редкость сейчас, слава Богу." К сожалению, это никакая не редкость и не крайний случай. В семьях столько насилия, что даже представить страшно,при чем как физического, так и морального.Это сплошь и рядом. А у нас как-бьет-значит любит, стерпится-слюбится, и дальше по списку. И это не просто какая-то блашь, а самая настоящая причина для развода. Или дети должны смотреть на весь этот ужас?
Иван15 декабря 2020, 15:42
Светлана13 декабря 2020, 01:57 "Если есть причина- серьезная- то жизни всё равно не будет." "Серьезная причина" - понятие субьективное. Для христианина причина для развода только одна - прелюбодеяние. Господь так сказал. А дальше уж каждый сам для себя решает. Конечно не берём крайние случаи, когда муж за женой с топором гоняется. Но это редкость сейчас, слава Богу. Самая распространенная причина развода сегодня "не сошлись характерами". Серьезная это причина? Для кого-то да. "Он носки везде разбрасывает", "она не даёт мне футбол смотреть". Ради детей можно многое потерпеть. Детям оба родителя нужны. Мои родители потерпели, и я им очень за это благодарен. Кстати, теперь живут душа в душу.
Юлия15 декабря 2020, 09:00
Для чего сохранять семью ради ребенка? Жить с нелюбимым человеком. Потом в старости жалеть. Каждый человек заслуживается счастья. Измену прощать нельзя. Я простила. Потом об меня ноги вытирали. Спустя много лет нашла в себе силы и ушла с двумя детьми. Теперь могу сказать, что счастлива. Дети все видят и понимают. Скандалы, ругань будут видеть. Зачем это?
Александр14 декабря 2020, 16:38
Человек должен вступать в брак и понимать, что это - навсегда и другого шанса не будет. Если у него нет такого понимания и настроя, то лучше в брак не вступать, так как это прямой путь к смертным грехам и болезням. Брак - это тяжёлый труд и терпение, а не весёлая свадьба и красивое подвенечное платье с лимузинами. Последнее - бесполезная шелуха. Сейчас люди из-за неправильного воспитания калечат себя и своих детей и оправдывают это пустыми разговорами.
Елена14 декабря 2020, 09:21
Дорогая Ксения! "Зачем сохранять несчастливый брак ради детей? Дети всегда чувствуют неискренность и нелюбовь между родителями, страдают и получают множество психологических травм." Моя жизнь - пример того что стоит. Да, я чувствовала неискренность и нелюбовь между родителями. Конечно, лучше бы этого не было, лучше бы родители жили мирно, дружно и в любви! Но у меня было бы намного больше горя и травм, если б они развелись. Все-таки если нет сохраняющихся измен, алкоголизма или прочего криминала, то стоит пытаться сохранять семью.
Елена14 декабря 2020, 09:06
Сохранять семью конечно надо. Согласна с мнением многих священников, что если есть возможность сохранить, простить, даже пережив измену, то надо стараться. Мои родители сохранили семью, много лет, больше десяти, были на грани развода, не развелись, исключительно ради меня! Все это лукавство,мол детям лучше спокойная жизнь после развода чем с такими отношениями. Детям нужны папа и мама. Родители со скрипом, с плохими отношениями, но сохранили! И я безмерно благодарна им за это. У меня довольно стабильная психика, опыт преодолевать трудности и не разрушаться. Я все детство считала себя благополучной. У меня нормальная самооценка и хорошая своя семья. Родители сейчас не нарадуются на внуков.
Антоний13 декабря 2020, 17:34
Дорогая сестра Иоанна, иметь "доброе, милостивое сердце", величайшую любовь к супруге (супругу), родителям и детям прямо предписано Заповедями и Канонами. Если нет этого, то и Заповеди не соблюдены. Всё просто.
Руслан, Украина13 декабря 2020, 14:54
Скажу честно, что иногда развод это лучше. А то терпеть придётся еще и детям. Мой дед (отчим матери) неплохой человек, но когда он напивался, а это было частенько, то превращался в очень агрессивного человека и лез ко всем драться, оскорблял всех. Прекрасно помню скандалы и драки в детстве, это всё отразилось на моей психике, наверное поэтому я до сих пор боюсь скандалов. Так что женщины, если хотите терпеть агрессивного алкаша и драчуна, то пожалуйста, но вот ваши родные из-за этого страдать не должны.
Александр13 декабря 2020, 09:35
Да всё так, в таких ситуациях всегда начинали страшно болеть дети. Или оставались без денег. Идёшь домой, а там тебя ждут 4 горящих голодных глаза и 2 потухших у жены. Лекарство верное. Общая беда, общее горе,- шелуха сразу отваливается.
Светлана13 декабря 2020, 01:57
Никто не знает почему они разводятся. Если есть причина- серьезная- то жизни всё равно не будет. Это всё отмолить- только костьми лечь. Теперь тяжёлое время- никто никого не любит. Даже дети. Это мальчик сейчас так говорит, а если и дальше папа маму будет оскорблять- то и мальчик со временем научится- и тогда, наверное, ещё хуже будет, ещё и руку на мать поднимать будет. Разные случаи бывают. Если нет жизни, то всё равно ничем не заставишь людей вместе жить.кто-то должен пожертвовать собой вплоть до разрушения здоровья. И это должна сделать мать без всяких хороших перспектив на будущее, вплоть до того, что умрёт. Крест не бросают, с креста снимают.может зачтется на том свете.все временно - и
Ксения12 декабря 2020, 22:06
Зачем сохранять несчастливый брак ради детей? Дети всегда чувствуют неискренность и нелюбовь между родителями, страдают и получают множество психологических травм. Зачем ребенку видеть разборки, ссоры и знать, что мама и папа вместе только из-за него? Жить в такой семье-это хуже ада. И почему то в нашем обществе принято жить в тотальной нелюбви ради детей. Это преступление против ребенка, да и против самих себя. Что может дать такая семья????
Родион12 декабря 2020, 15:57
Уважаемая Иоанна, у многих, может, очень доброе сердце, да такое милостивое, что не могут отказать не то что соседям по подъезду, а пол-городу. Было бы по-христиански любящее сердце, жило бы по канонам, не было бы "не упомянутых грехов"... Конечно, всегда могут быть исключения - скажем, человек внешне вполне изряден, соблюдает все, но поближе - черствый самодур. Но кажется, куда больше браков распадается из-за "перечисленных грехов", безответности, потери доверия, разврата в конце концов. Т.ч. соглашусь больше с Антонием. А уж почему автор не пустился перечислять в своем кратком рассказе грехи отца и матери - догадайтесь...
Иоанна_ 12 декабря 2020, 10:37
В рассказе нет никаких указаний на перечисленные вами грехи, Антоний, в другом дело: если не будет доброго, милостивого сердца хотя бы у одного из двоих - не будет жизни в такой семье. Даже при "строжайшем соблюдении канонов".
Тамара 12 декабря 2020, 04:37
Очень хороший и душевный рассказ, нам всем в назидание. Храни всех, Господь и Пресвятая Богородица. С любовью из Белоруссии
Антоний11 декабря 2020, 14:38
Увы, блудят до и вне брака, многократно женятся и разводятся, сожительствуют во грехе многие ныне. Потому так важно, чтобы семья была построена на Православном фундаменте, на строжайшем соблюдении Заповедей Божиих и Канонов Церкви, чтобы сама семья была подлинной малой Церковью. Чтобы дом был крепостью Православия. Отроку же, упомянутому в рассказе, искренне желаю возмужать, вырасти подлинным ревнителем Веры Христовой и показать себя в подвигах на духовном поприще, в семейной жизни и в труде на благо Родины.
валентин11 декабря 2020, 11:12
Здравствуйте, уважаемый автор! Знаком с Вами по публикациям в "Наше современнике", которые непременно прочитывал все.Помню описание Крестного хода,в котором Вы участвовали,а также описание базара в Турции и принцип торговли там.С началом "перестройки, журнал "Наш современник", "Москва и другие я перестал выписывать и жалею об этом до сих пор.Увы! Здоровья Вам и удачи во всём.
рб. МАРИНА11 декабря 2020, 09:33
КАК ВАЖНО ВОВРЕМЯ ОСТАНОВИТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ССОРЫ , ОПОМНИТЬСЯ..... НЕ ОПОЗДАТЬ ЭТО СДЕЛАТЬ ! ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАЛОЖНИКАМИ В РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТАХ ! МИРА НАМ ВСЕМ В ДУШЕ !!!
Александр11 декабря 2020, 09:14
Да уж, развод - крайне отвратительная штука. А при наличии детей - тяжёлое преступление. И это преступление сейчас в России очень распространено и большинством даже за грех не считается.
lyudmila toll11 декабря 2020, 06:41
спаси вас Господь. этот рассказ надо напечатать в очень большом количестве и на всех столбах расклеить когда мне было 5 лет такая страшная трагедия произошла в моей семье как мы трое детей страдали знали и по сей день знаем я и мои 2 брата мы жили кто где никому ненужные вспоминать очень больно просто невозможно слезы душат Господи Иисусе Христе и Матерь Божия спаси и сохрани семьи с детьми
Анастасия11 декабря 2020, 01:23
Сижу и плачу...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×