Иерей Иоанн Казадоев: «Глядя на неунывающих ирландцев, понимаешь, с кого профессор Толкин писал хоббитов»

«Ирландцы – очень доброжелательный народ. Они живут размеренной жизнью и никуда не торопятся, да так, что иногда им приходится напоминать о своем существовании». О сложностях, с которыми сталкиваются православные общины в Ирландии, об отношениях с государством и инославными, трудностях воцерковления соотечественников и связях с исторической Родиной, мифах об «Изумрудном острове» и выстраданном пути к Богу – наша беседа с клириком Сурожской епархии, настоятелем храма святителя Николая города Голуэй отцом Иоанном Казадоевым.

Иерей Иоанн Казадоев Иерей Иоанн Казадоев

– Отец Иоанн, как случилось, что вы приняли священный сан? И почему оказались в Ирландии?

– Думаю, будет целесообразно ответить на эти вопросы в хронологическом порядке, поскольку я сначала переехал в Ирландию, а затем уже принял священный сан. Я родился и вырос в Литве, в Клайпеде. После окончания средней школы имени Максима Горького поступил на дневное отделение химического факультета Вильнюсского государственного университета. К моменту окончания магистратуры моя семья – мама и младший брат – уже жили в Ирландии, поэтому решение о переезде было продиктовано скорее практическими соображениями.

В то время большинство моих знакомых и друзей уезжали за границу в поисках лучшей жизни, и я не стал исключением. Летом 2009 года я уже летел на «Изумрудный остров» с надеждой найти работу. Ну, и как обычно бывает: вдали от привычного окружения и по мере взросления человек начинает переосмысливать свои жизненные цели и ценности.

Те вопросы, которые ранее казались неудобными или заглушались «терниями века сего», вставали уже с бескомпромиссной остротой и требовали неотложного решения. Наверное, я не буду оригинален, если скажу, что на тот период своей жизни к Церкви я имел абсолютно посредственное отношение, хотя крестили меня еще в детстве. Эта история банальна до безобразия, и наверняка нечто схожее вам рассказало бы большинство наших соотечественников, но есть одно «но». Я очень хорошо помню те уроки, которые в свое время были даны мне учителями нашей воскресной школы при храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Литве. Не в том только смысле, что нам внятно объясняли основы православного вероучения, а в том, что манера повествования и личный пример преподавателей соответствовали содержанию сообщаемого учения.

Мне тогда было чуть больше пяти лет, и, конечно, далеко не всё запоминалось. Но вот та теплота сердца, отзывчивость и доброжелательность преподавателей, в частности протоиерея Виктора Тимонина и Ларисы Афанасьевны Лукошевич, сохранились в моей памяти на протяжении того времени, что я странствовал, как блудный сын, за пределами Церкви в поисках духовной «пищи» в миру. И именно те духовные зерна, бережно брошенные нашими наставниками, хоть и не проросли в полной мере тогда, все же давали о себе знать.

Некая тяжесть в моем сердце постоянно напоминала о необходимости перемен, было осознание того, что «всё не то», что то, как я живу, не может быть названо правильным. Особенно остро это стало ощущаться в студенческий период, когда основное времяпрепровождение помимо учебы, конечно, сводилось к дискотекам и безудержному веселью. Иными словами, было живое осознание греха, его переживание и интуитивное понимание того, Кто может мне помочь. Но меня сковывал страх, и наступал духовный паралич.

В духовной жизни очень тяжело сделать первый шаг; кажется, что если ты придешь в церковь на исповедь, то священник выгонит тебя метлой по причине твоей глубокой безнравственности. Но это всё ловушка врага: помыслы связывают человека и не дают возможности освободиться от греховной ноши. Такой период в моей жизни длился продолжительное время, пока однажды не наступил предел. Я не хотел бы сильно вдаваться в детали, но то, что я впоследствии читал в книгах Нового Завета, определенные описания – это всё абсолютная правда. Господь, как известно, и намерения целует, поэтому когда человек принимает решение перезапустить свою духовную жизнь и пытается это осуществить практически, то Бог дает и силы, и место, и нужных людей.

Когда человек намерен перезапустить свою духовную жизнь, Бог дает и силы, и место, и нужных людей

Я не буду оригинален, если скажу, что возвращение в Церковь было сродни возвращению домой. Об этом очень часто говорят, и это ощущение истинно в своем переживании. Сначала мы с супругой и детьми начали посещать богослужения на приходе Святой Троицы в городе Корк, где отец Николай Евсеев – настоятель прихода и мой теперешний хороший друг – всячески способствовал моему духовному становлению. Он посоветовал мне идти учиться, принял в качестве помощника за богослужениями. И так постепенно я начал изучать службу, начал читать часы, ездить в наш дублинский храм на молитву. Вслед за воцерковлением родилось четко осознанное желание служить Богу, но для этого было необходимо получить соответствующее образование.

Я поступил в ПСТГУ на факультет дистанционного образования по курсу «Теология» в 2011 году, где обучался на протяжении 3,5 лет. Очень благодарен коллективу преподавателей за предоставленную возможность учиться и за их нелегкие труды! Ну, а потом, в декабре 2017 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, в кафедральном соборе Успения Божией Матери города Лондон архиепископом Сурожским Елисеем я был рукоположен в сан диакона, а в августе 2018 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, там же епископом Сурожским Матфеем – в сан иерея. Чему я, конечно же, очень рад, хотя и осознаю, что это произошло не по причине какого-либо достоинства, а по причине нехватки делателей (смеюсь, конечно).

– Есть мнение, что Православие – одна из самых быстрорастущих в Ирландии религий. Насколько такое суждение соответствует действительности?

– Исходя из данных за 2016 год, опубликованных на сайте Центрального статистического управления, Православие действительно самая быстрорастущая религия на территории Ирландской Республики с 1991 года. Это, конечно, неслучайно, учитывая те события, которые происходили в бывшем Советском Союзе. И за первой волной эмигрантов последовали другие, но уже в большем количестве. Нужно отметить, что паства Румынской Православной Церкви составляет треть всего православного населения в Ирландии наравне с коренными ирландцами.

– Почему именно Румынской?

– Тут нет никакой тайны, просто люди, получив возможность выезжать за границу, стараются улучшить качество своей жизни, а работа в Ирландии оплачивается намного лучше, чем дома.

– Расскажите о приходе, на котором служите. Кто ваши прихожане: русские эмигранты разных волн и их потомки, или есть представители других народов, в том числе принявшие Православие ирландцы? Каково их численное соотношение? Приход вообще большой?

– На данный момент у меня три послушания: приход святителя Николая Чудотворца в городе Голуэй, православная община святителя Тихона, патриарха Московского, в городе Каслбар и новообразованная православная община в городе Слайго. Эти приходы и общины, конечно, сильно отличаются друг от друга, поскольку их образуют люди с разным жизненным опытом и культурным наследием. Где-то люди более активны, где-то менее, в разных местах у нас разные условия, и порой приходится подстраиваться под правила, не зависящие от нас.

К примеру, приход святителя Николая Чудотворца в городе Голуэй расположен в самом центре города и находится в помещении часовни Англиканской церкви, датируемой предположительно XIV веком. Эта церковь представляет собой прекрасный памятник архитектуры. По преданию, сюда в 1477 году приходил помолиться Христофор Колумб, это особенное историческое место, и, естественно, люди очень любят приходить сюда. Но здесь наша община крайне ограничена в своих действиях, нам нужно постоянно согласовывать расписание наших богослужений, учитывая те мероприятия, которые проводятся Англиканской церковью. Мы можем служить только по субботам, и это не всем удобно, поскольку некоторые прихожане работают в субботу утром.

На данный момент мы ищем другие варианты, но это не так просто, особенно если учесть, что храм находится в центре города, туда намного проще добираться, особенно тем, у кого нет своего личного транспорта. Предложения помещений за чертой города не совсем актуальны. Конечно, можно было бы пытаться арендовать нечто свое, но для этого у нас недостаточно средств. Оплачивать аренду, коммунальные услуги и необходимую страховку крайне дорого, особенно если учесть то малое количество прихожан, что посещают богослужения. Приходы за пределами Дублина насчитывают порядка 30 человек каждый, да и то не всегда, поэтому очень тяжело развивать бурную деятельность, но мы рук не опускаем.

Вот, например, благодаря инициативе и активным действиям православной общины святителя Тихона в Каслбаре и благодаря помощи одного местного католического священника при поддержке Министерства образования, мы получили во временное пользование классное помещение бывшей начальной школы за пределами города. Общими усилиями эта комната была преобразована в храмовое помещение, где теперь проходят регулярные богослужения. Это большое утешение, поскольку это практически единственное место за пределами Дублина, где богослужения совершались без перерыва, несмотря на ограничения, которые были введены по требованию правительства в связи с распространением коронавируса.

Голуэй, Ирландия Голуэй, Ирландия

О национальной принадлежности прихожан можно сказать, что помимо наших соотечественников к нам приходят выходцы из Прибалтики, ирландцы, поляки, сербы, молдаване и даже палестинцы. Например, в нашей общине города Слайго несколько молодых людей из Грузии, у них нет возможности выезжать за пределы города, так как они проживают в центре для эмигрантов, но участие в Литургии для них очень важно.

Вообще в сложных жизненных условиях людям свойственно консолидироваться, это приносит свои плоды, так как центр единства – Христос. Тут многие политические разногласия уходят на второй план, и опытно убеждаешься, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея… но все и во всем – Христос» (Кол. 3: 11).

В сложных жизненных условиях люди объединяются, и это приносит свои плоды, так как центр единства – Христос

В дополнение можно отметить, что среди паствы Русской Церкви ирландцев, принявших Православие, не так много и в основном это прихожане дублинского храма.

– Кстати, расскажите, как относятся родственники прихожан-ирландцев к тому, что муж или жена, сын или дочь и вообще близкий человек, знакомый, член семьи вдруг «изменил вере предков» – католичеству?

– На данный момент среди наших прихожан таких людей нет, но, исходя из опыта, могу сказать, что реакция бывает абсолютно разная – от одобрения до прямого противодействия, хотя в большинстве случаев это скорее безразличие. Ирландия очень изменилась за последние 20 лет. Хотя католические традиции еще живы, они преимущественно преобладают в маленьких городах и населенных пунктах. Тут вы еще можете видеть целые семьи, посещающие мессу, в то время как в крупных городах прихожане католических церквей по большей части пожилые люди. Ирландцы очень сильно охладели к вере, о чем можно судить исходя из результатов недавних референдумов об однополых браках и абортах.

– Еще немного вопросов о приходской жизни. Расскажите о внебогослужебной деятельности вас как священника и общины, которую вы окормляете. Насколько активны миряне в жизни прихода?

– Приходится периодически посещать больницы, когда к нам обращаются местные врачи и медсестры с просьбами от тяжелобольных людей. Опять же, как правило, просьбы приходят от наших соотечественников. В большинстве своем это невоцерковленные люди, которые обращаются за помощью, что называется, в самый последний момент. Конечно, утешает, когда человек все же приходит в осознание необходимости покаяться за прошедшую жизнь и причаститься Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Но ведь бывают и печальные случаи, когда родственники звонят слишком поздно и человек находится уже в бессознательном состоянии.

Также иногда обращаются с просьбой отпеть того или иного человека, крещенного в Православии, но который не являлся нашим прихожанином. Чаще всего просят крестить детей, что, конечно, радует, но далеко не многие обращаются в полном осознании того, что это вообще такое и зачем это нужно. Но я вредный и просто так не соглашаюсь, поэтому люди сетуют, но что уж поделаешь, им приходится разбираться, вникать, зато потом радости намного больше! Я говорю, конечно, шутя, но, на самом деле, это очень важный момент – осознанный выбор и понимание всей глубины совершаемого Таинства.

Вообще большинство священников за рубежом вынуждены работать на светских работах для обеспечения своих семей. Лично я работаю полную рабочую неделю в отделе разработки фотохромных покрытий для офтальмических органических линз в одной частной международной компании. Иногда приходится даже ездить в командировки, но это дает возможность встретиться и познакомиться с православными священнослужителями на местах.

Улицы Голвея Улицы Голвея

Однако подобная занятость создает определенные сложности, отнимает массу времени и сил, поэтому не всегда хватает ресурсов для активной внебогослужебной деятельности, особенно на тех приходах, где нет собственного помещения. В таких местах необходимо добраться до служебного помещения, привезти и принести с собой всё необходимое для службы, приготовить помещение, а после службы всё убрать и унести. Часто в таких местах есть ограничение по времени пребывания и не всегда есть место даже просто пообщаться с прихожанами за чашкой чая, не говоря уже о большем. Иногда на одну дорогу может уходить до двух часов, а если это семьи с маленькими детьми, то под конец службы они спешат домой, особенно если нужно готовиться к началу новой учебной недели.

Так что в разных местах у нас складывается разная ситуация. В этом плане проще с инициативой в православной общине святого Тихона в Каслбаре. Поскольку там свое отдельное помещение, пускай и временное, но, тем не менее, преображенное силами прихожан и их знакомых. В соседнем помещении проходят занятия по основам Православия, русскому языку и литературе, проводятся праздники. Вся приходская и богослужебная ответственность лежит на настоятеле. Но прихожане проявляют посильное участие, и инициатива по организации деятельности русской школы принадлежит полностью им. Некоторые люди очень активно участвуют в делах благотворительности и организуют сбор и отправку посылок с вещами и предметами первой необходимости в детские дома Беларуси и Украины.

– Скажите, как у Православной Церкви в Ирландии складываются отношения с государством? И, что не менее интересно, с инославными, особенно с преобладающим католическим большинством? Вы ведь упомянули, что молитвенные помещения берете в аренду у англикан…

– Государство относится по большей части индифферентно, как, собственно, и к католицизму, нынешний запрет на массовое посещение богослужений лишь подтверждает это. Недавно ряд католических епископов обратились к правительству с просьбой рассмотреть вопрос, связанный с возможностью реализации гражданами конституционного права на свободу вероисповедания и отправления соответствующих им культов. Насколько мне известно, ответа не последовало.

Относительно же межконфессиональных отношений можно сказать, что католики, да и протестанты, относятся к нам дружелюбно и, как правило, всегда стараются помочь. Действительно, они очень часто предоставляют нам свои помещения для наших богослужений на безвозмездной основе. Вместе с этим с их стороны нет никаких попыток обращения, они очень уважительно относятся к нашей вероучительной позиции, но в то же время нужно понимать, что мы попросту не представляем для них никакой «конкуренции». Число наших прихожан довольно маленькое, поэтому у них нет причин нас опасаться.

– С какими проблемами православные верующие и вы лично как священник сталкиваетесь в Ирландии в повседневной жизни?

– Скорее всего подобного рода проблемы связаны с вопросами нравственного порядка, тем фундаментом, который характерен для консервативного христианства. Вы прекрасно знаете, что Православная Церковь, по сути, бескомпромиссна в вопросах, касающихся однополых отношений, абортов, секспросвета среди детей и подобного. Есть отдельные положения, которые были оговорены в социальной концепции РПЦ, но там особые случаи, и они не являются обыденными.

Ирландское общество стало крайне либеральным, это касается и католиков

Так вот, ирландское общество за последние 20 лет стало крайне либеральным, и то, что раньше было абсолютно неприемлемым, теперь является нормой и правом человека. Такую позицию можно услышать и от практикующих католиков, даже по вопросам прерывания беременности. Соответственно, если отрыто начать выражать свое несогласие с существующей практикой, особенно в вопросах свободных отношений, то можно оказаться в социальном изгнании и даже лишиться работы. На данный момент нельзя сказать, чтобы мы столкнулись с какой-то личной проблемой, но вышеописанные идеи начинают насаждаться в школе, и в определенный момент нам придется заявить о своем решительном протесте, особенно когда дело будет касаться наших детей.

Монастырь Глендалох Монастырь Глендалох

– Христианство само по себе для Ирландии – вера древняя. Какие из древних храмов, монастырей и святых мест произвели на вас глубочайшее впечатление, и куда бы вы обязательно посоветовали съездить православному паломнику?

– Из святых мест я, пожалуй, назову монастырь Глендалох, который был основан святым Кевином в VI веке; церковь святителя Николая в Голуэй, где уже долгое время проходят наши регулярные богослужения; источник святого Патрика в графстве Типперари и, конечно же, гору святого Патрика в графстве Мэйо. Касательно последнего можно отметить, что в нашей епархии уже продолжительный период времени существует традиция каждый год на праздник Преображения служить Божественную Литургию на горе святого Патрика. Испытываешь особое духовное переживание, особую радость от участия в соборной молитве после двухчасового восхождения и причащения Святых Христовых Таин.

Это особое духовное переживание – соборная молитва и Причастие после двухчасового восхождения на гору святого Патрика

– В российской новостной повестке про Ирландию услышишь нечасто. Из этого складывается мнение, что страна – довольно спокойное место на земном шаре. Это действительно так?

– Надо сказать, что ирландцы – очень доброжелательный, веселый и находчивый народ. Они очень редко по-настоящему унывают. Глядя на них, невольно начинаешь понимать, откуда уважаемый профессор Толкин черпал свои идеи при создании всем известного хоббита!

Здесь довольно-таки спокойно, жизнь течет иногда даже как-то медленно, порой приходится напоминать о своем существовании, особенно когда дело касается социальных услуг. Единственное, на что обращаешь внимание, так это на разницу восприятия течения времени: ирландский час может длиться несколько обычных часов, поэтому с пунктуальностью тут иногда бывают проблемы.

– Получается ли поддерживать общение на приходском уровне с общинами и православными обществами в России? Насколько крепкой и активной можно назвать связь русского землячества в Ирландии с Родиной?

– Есть определенное общение, поддержка Свято-Елизаветинского монастыря в Минске, опять же, благодаря активности прихожан православной общины святителя Тихона в Каслбаре. Но мы надеемся, что это только начало и что в дальнейшем наши связи будут только шириться и приумножаться. Лично сам стараюсь поддерживать общение с православными священнослужителями по всему миру, всегда зову желающих в гости, поэтому если будет возможность – приезжайте!

Ирландский фермер. Фото: Jim Richardson Ирландский фермер. Фото: Jim Richardson

– Спаси Христос! Скажите, а что вас более всего потрясло в Ирландии за время пребывания здесь? Были ли у вас какие-то мифы и стереотипы о стране до того, как вы сюда попали?

– С точки зрения истории христианства Ирландия – совершенно уникальная страна: такое ощущение, что стоит поднять любой камень, и под ним ты сразу обнаружишь какую-нибудь святыню. Жития кельтских святых изобилуют уникальными повествованиями необычных подвигов и свидетельствами живой христианской веры. В свое время ирландское монашество было центром европейской учености, это наследие можно и нужно изучать.

Относительно стереотипов можно сказать, что большинство из них касаются бытовых вопросов или вопросов ирландского характера, например:

  • Стереотип 1. Все ирландцы рыжие. – Нет, это не так, но рыжих немало.
  • Стереотип 2. Все ирландцы пьют огромное количество пива и виски. – Да, это правда, ирландцы умеют веселиться.
  • Стереотип 3. Ирландия – это вечнозеленый остров. – По большей части это правда, основная причина – довольно-таки теплая температура воздуха и обильные дожди круглый год.
  • Стереотип 4. В Ирландии очень много овец. – Да, это правда, из их шерсти вяжут очень теплые и красивые свитера.
  • Стереотип 5. Ирландская музыка – особенная. – Обязательно нужно послушать и оценить. В моем понимании это нечто, особенно когда слышишь ее живьем.
  • Стереотип 6. Ирландцы никуда не торопятся. – По большей части это абсолютная правда. «К концу дня всё будет хорошо», – говорят они: вот вам и пилюля от уныния.
  • Стереотип 7. В Ирландии очень много пабов. – Да, они везде, почти на каждом углу. Дело в том, что ирландцы очень редко зовут к себе в гости и чаще всего предпочитают встречаться с друзьями в пабах. А если учесть, что здесь почти что постоянно льют дожди, то куда еще пойти?

Да, существуют также и некоторые мифы о, например, леприконах и горшочках с золотом, но, увы, вынужден с грустью признать: везде искал, но так и не нашел.

– В завершение беседы не могу не задать традиционный вопрос: какие слова из Священного Писания воодушевляют вас и поддерживают в трудные минуты жизни?

– «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 28–30).

И еще: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22).

С иереем Иоанном Казадоевым
беседовал Владимир Басенков

21 декабря 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Церковь Ирландии в VIII столетии Церковь Ирландии в VIII столетии
Прот. Владислав Цыпин
Церковь Ирландии в VIII столетии Церковь Ирландии в VIII столетии
Протоиерей Владислав Цыпин
Ученые монахи Ирландии щедро делились плодами христианского просвещения с людьми континента. Монастыри Ирландии стояли на высоком уровне современной христианской культуры Запада.
Святитель Патрик, апостол Ирландии и чудотворец Святитель Патрик, апостол Ирландии и чудотворец
Память совершается 17/30 марта
Святитель Патрик, апостол Ирландии и чудотворец Святитель Патрик, апостол Ирландии и чудотворец
Память совершается 17/30 марта
Дмитрий Лапа
С незапамятных времен его почитают главным просветителем и покровителем Ирландии, а многие православные называют его «равноапостольным».
Змеи ползут на остров святого Патрика Змеи ползут на остров святого Патрика
Иван Федосеев
Змеи ползут на остров святого Патрика Змеи ползут на остров святого Патрика
Иван Федосеев
25 мая в Ирландии пройдет референдум об отмене 8-й поправки к Конституции – эта поправка защищает жизнь нерожденных младенцев.
Комментарии
рБ Любовь22 декабря 2020, 17:12
О.Иоанн, с Рождественским постом вас , семью,Паству...!
Спаси Христос!
Прекрасная статья!
Хочется продолжения о жизни приходов, рассказа о прихожанах, истории жизни Священнослужителей...
Galina22 декабря 2020, 00:09
Eto nash Batiushka. Ia zdesi jivu.
Антоний21 декабря 2020, 12:21
P.S. И, конечно, Ирландия показала себя как неотъемлемый компонент оси зла США-Европа, проголосовав за Резолюцию ГА ООН 68/262 (против воссоединения Крыма с Русью), а в 2018 выслали Российского дипломата. В 2014 ирландский министр ин. дел одобрил санкции против Руси, в 2020 г. их МИД приветствовал санкции против братской нам Беларуси. Что же, спасибо, "партнеры", отблагодарили Русь за то, что мы первыми в мире признали ваше государство... P.P.S. Армения, Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Зимбабве, КНДР, Куба, Никарагуа, Сирия, Судан - низкий поклон вам, дорогие друзья, за то, что проголосовали против антироссийской резолюции в священном для нас 2014 году! Русь это будет помнить вечно!
Антоний21 декабря 2020, 12:13
Стереотип 8. "Ирландия - часть Евросодома". Это правда: Ирландия стала первой страной мира, в которой 62% граждан на всеобщем референдуме поддержала содомские браки (84% поддерживали союзы и браки, 58% высказались в их поддержку в 2008 году, а на референдуме 2015 года 62% проголосовали "за"). Аборты тоже легализовали, тоже всеобщим голосованием. Конечно, как и всюду в Евросодоме, самой быстрорастущей религией в Ирландии является ислам, и нет сомнений, что лет через 50 благочестивые мусульмане это всё пресекут. И слава Богу! Ну а Православным ирландацам хуже не будет, только лучше!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×