Один из древних монастырей Ирландии
Одним из важнейших духовных и культурных очагов христианского Запада в VIII столетии оставалась, как и в предшествующем веке, Ирландия, с ее относительно малочисленным населением, едва ли насчитывавшим тогда четверть миллиона человек.
Ирландские монахи пользовались непререкаемым авторитетом в народе. Его характерным проявлением стала практика провозглашения «законов святых», которые, исходя из монастырей, принимались правителями многочисленных королевств этой страны. Первый такой закон был введен еще в конце VII века, в 697-м г., под названием «закона Адамнана» или «закона о невинных». В нем содержался запрет на убийство лиц, не участвовавших в боевых действиях – клириков, женщин, детей, в терминологии нового времени нон-комбатантов, под угрозой значительных штрафов. В 734-м г. был обнародован «закон Патрикия», в 788-м г. – «закон Киарана».
Ирландские монахи пользовались непререкаемым авторитетом в народе
«При провозглашении и ‟обновлении” законов настоятели церковных общин объезжали области Ирландии с реликвиями... принимали подарки от правителей и раздавали милостыню»[1].
Мощи святых угодников почитались народом как великая святыня. В 727-м г. в Ирландии вспыхнул межклановый конфликт. Для перемирия враждующих в страну были перенесены с острова Иона (Айона) мощи святого Адамнана, и с ними «объехали... 40 церквей, находившихся в подчинении Айонскому монастырю. И… примирения удалось достигнуть: многие люди дали клятву на мощах святого и пообещали подчиняться уставу св. Адамнана»[2], воспрещавшему вражду между христианами.
Во второй половине VIII столетия в стране сложилось аскетическое движение, направленное на очищение церковной жизни от злоупотреблений, а их было немало: так, соперничество между приверженцами разных монастырей доходило до драк и кровавых столкновений, в одном из которых, обернувшемся настоящей баталией, погибло до 200 человек. Это массовое человекоубийство из превратной религиозной ревности имело место в 764-м г. Предводители аскетического движения – епископы и аббаты монастырей Маэлруайн, Дублитир – и его участники называли себя «кели де», или «кальды», что в переводе значит «дружинники Божии».
Маэлруайн почитается как основатель и первый аббат монастыря Таллахт, расположенного близ современного Дублина. Он принял постриг в обители Руадана в Лоте. От короля Ленстера он получил в 774-м г. участок земли в Таллахте для основания там монастыря и принес туда мощи святых мучеников. В некоторых житиях он именуется епископом Таллахта, но достоверных сведений о существовании там епископской кафедры нет. Братию основанного им монастыря Маэлруайн призывал каждодневно заниматься тремя, как он учил, самыми полезными делами: молитвой, трудом и учением. Монахам полезно читать, писать, шить одежду. В составленном им Уставе обители, в основу которого была положена традиция, идущая от египетских отцов чрез преподобного Иоанна Кассиана, «говорится о посте, молитве и Исповеди личному духовнику, называемому кельтами ‟другом души”»[3]. Этот Устав вводился и в других монастырях Ирландии, тех, которые присоединились к движению «дружинников Божиих». «Устав» ориентирован был на углубление аскетического подвижничества. В нем важное значение придавалось коленопреклоненным молитвам, поощрялись и такие способы умерщвления плоти, как молитва в ледяной воде с поднятыми вверх руками в виде креста, и даже полное воздержание от алкогольных напитков, при хорошо известной привязанности кельтов к вину и пиву. Последователи Маэлруайна, кальды также «запрещали исконно кельтскую практику паломничества или странничества Христа ради, а также переходы из одного монастыря в другой, путешествия по морю и переселение в другие страны»[4]. Маэлруайн отошел ко Господу в 792-м г.
«Дружинники Божии» придавали важное значение христианскому просвещению народа
Его ученик Оэнгус назвал своего духовного отца и учителя «великим солнцем южной равнины Мита»[5]. Самим Оэнгусом были составлены стихотворный и прозаический мартирологи, «а также служебник ‟Stovemissal”, содержащий уникальнейшие записи древних ирландских литургических текстов»[6]. «Дружинники Божии» придавали важное значение христианскому просвещению народа, и в особенности монахов, из среды которых вышли едва ли не самые образованные богословы и мыслители Запада той эпохи. Но это движение захватило также и благочестивых мирян. В Ирландии возникли общины мирян, не дававших монашеские обеты, живших семьями, занимавшихся земледелием и ремеслами, но поселявшихся в глухих уединенных местах, собиравшихся вместе для общей молитвы и пения духовных гимнов, помимо участия в церковной молитве и таинствах.
Ученые монахи Ирландии щедро делились плодами христианского и классического просвещения с людьми континента. На них существовал большой спрос при дворе Карла Великого и других монархов Запада. Сеть монастырей ирландского обряда, основанных выходцами из страны гойделов, покрыла собой континент. Монастыри самой Ирландии в VIII столетии стояли на высоком уровне современной христианской культуры Запада. Одним из ее блистательных проявлений служит книжная миниатюра, отличающаяся поразительной оригинальностью, потому что она сложилась, в отличие от континентальной миниатюры, независимо от позднеантичной традиции. Ее отличительная характеристика заключается в преобладании орнаментальности над фигуративной изобразительностью: «Соединение абстрактной геометрии кельтов (разнообразных спиралей, плетенок) и мотивов англосаксонского ‟звериного стиля” определяет декор ирландской рукописи»[7]. Еще одна особенность ирландской миниатюры – в ее красочности, в употреблении ярких, чистых цветов, разделяемых сильным острым контуром. Ирландский художник, иллюстрируя книгу, избегает пустого пространства, покрывая весь лист красочным орнаментом. Изобразительные мотивы при этом обозначены слабо, подчиняются декоративному замыслу, вписываются в орнамент, и изображение всегда является плоскостным, двухмерным. Иллюстрированная книга Ирландии VIII столетия – это почти всегда Четвероевангелие. К числу самых прославленных иллюстрированных манускриптов эпохи относится Книга из Келлса, содержащая Четвероевангелие и ныне находящаяся в Дублинском собрании. Ее создание датируется рубежом VIII–IX веков. Ирландские писцы выработали своеобразный каллиграфический стиль, основанный на синтезе римского полуунциала с элементами греческого написания букв. Этот тип письма легко опознается и получил наименование «островного», он оказал заметное влияние на англо-саксонское письмо. В некоторых манускриптах ирландские писцы употребляли греческие буквы для записи латиноязычных текстов. Особый тон религиозности ирландских христиан характеризует благоговейное отношение к книгам духовного содержания. Книги почитались как святыня, им усваивали чудотворные свойства. По словам С. В. Ковалевской,
«большинство рукописей сохранилось до настоящего времени в плохом состоянии, так как применялись для исцеления людей и животных и даже участвовали в военных действиях»[8].
Особый тон религиозности ирландских христиан характеризует благоговейное отношение к книгам духовного содержания
Ювелирное, камнерезное, литейное искусство кельтов как континентальной Европы, так и островов отличалось высоким совершенством еще в период Латен. Художественные достижения древних мастеров унаследовали ирландские ювелиры, литейщики и кузнецы христианской эпохи. Самые совершенные изделия VIII столетия выполнены по церковным заказам. Священные сосуды и другие предметы церковной утвари изготавливались из золота, серебра, бронзы, олова, украшались вставками из разноцветной эмали или стекла, филигранью, резьбой и гравировкой. Среди сохранившихся изделий значительную часть составляют реликварии. Прекрасным образцом ювелирного искусства служит обнаруженный в Раннагане реликварий VIII века с изображениями Спасителя в тунике, ангелов и мучеников-воинов, одеяния которых покрыты сложным орнаментом.
Христианские храмы в Ирландии в первом тысячелетии от Р. Х. строились почти исключительно из дерева – недолговечного материала, чаще всего из дуба. До нашего времени эти церкви не дошли, и о раннехристианской архитектуре страны судить можно главным образом по книжным миниатюрам. Это были «прямоугольные в плане здания с сильно выступающими угловыми бревнами, высокой, крытой двускатной кровлей с резным коньком... Бревна ставились вертикально»[9]. Алтарь в этих церквях отделялся от основного пространства храма, перегородки разделяли мужскую и женскую половину храмового пространства. Двери и дверные проемы украшались резьбой, стены и перегородки расписывались священными изображениями и орнаментом. Первые упоминания о не дошедших до нас каменных церквях относятся к VIII веку. Такие храмы представляли собой в это столетие редкое исключение. Причина позднего появления каменных строений на острове, богатом камнем и не в пример Руси бедном лесом, не ясна. Существуют разные версии объяснения этого феномена.
«Некоторые исследователи предполагают, что в этом проявились древнее поклонение дубу и почитание основанных святыми первых деревянных храмов»[10].
В конце VIII века Ирландия, подобно странам континента, подверглась бедствию, от которого она страдала затем в течение нескольких столетий и которое повлияло на весь ход ее истории. Это были набеги норманнов. В 794-м г. норманнские викинги разорили поселения на мелких островах, расположенных между Британией и Ирландией. Разорен был и монастырь на острове Рехру, а его насельники перебиты. За первыми набегами последовали новые грабительские рейды викингов, высаживавшихся на побережье со своих кораблей. В начале IX века норманны нападали на поселения, находившиеся на берегу самого Эйре, а позже, передвигаясь на своих драккарах вверх по рекам острова, они проникали вглубь острова и там убивали людей, грабили сокровища, сжигали жилища местных жителей, церкви, монастырские строения, уводили жителей в плен и рабство. Атаки следовали с периодичностью в один год. Ирландцы сопротивлялись, иногда им удавалось отразить нападение, но чаще они терпели поражение от воинственных и беспощадных пришельцев. Политическая раздробленность страны делала ее народ беззащитным. Характеризуя состояние Ирландии в начале IX века, ирландский хронист из Ольстера писал:
«Не осталось ни одного залива, ни одной пристани, ни единого укрепления, укрытия, бурга, который не был бы наводнен викингами и пиратами»[11].
Закрепившись на побережье, викинги устраивали там свои поселения, в которых они останавливались на зиму. Эти поселения со временем стали появляться и на заметном удалении от берега, вначале на расстоянии дневного перехода до побережья, а позже и в глубине острова. Над гойделами Ирландии нависла угроза истребления и порабощения, какой столетиями раньше подверглись бритты, сохранившие независимость лишь на западе своей родины, названном Уэльсом.
Политическая и национальная катастрофа, обрушившаяся на Ирландию, не подавила его духовно. Религиозная ревность ее миссионеров не угасала, страна продолжала рождать подвижников веры.