Скоропослушница в Анисовке

Как рождаются храмы и приходские общины – там, где их раньше не было, там, где их не было, может быть, никогда? Чьими усилиями процветает вдруг вера – в отдаленных селах, в запустевших, казалось бы, провинциальных уголках? Откуда эти простые, отнюдь не избалованные судьбой люди берут силы на то, чтобы созидать Божий Дом для себя, своих детей и внуков?

Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Анисовке Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Анисовке

Станцию Анисовка Приволжской железной дороги я проезжала тысячи, наверное, раз: ведь через нее идут все поезда из азиатских и предазиатских просторов – на Увекский мост через Волгу, на Саратов и далее – на Москву. Именно поэтому Анисовка играла очень важную роль во время войны и жила под постоянной угрозой бомбежек. Если еще немного истории – основана Анисовка была в 1894-м году как узловая станция Рязано-Уральской железной дороги, а название такое получила – потому, что неподалеку находился Аниськин или Аниськов хутор. Возможно, его хозяином был хуторянин по имени Анисим или хуторянка Анисья.

Но не так давно я впервые в своей жизни сошла в Анисовке с поезда. Это было темное зимнее утро. Эхо ушедшего состава – и тишина, только скудный снежок похрустывает под ногами: белеют в тумане березы, призраками возникают собаки, не сразу и найдешь человека, который покажет тебе дорогу к храму.

А в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» уже светло и людно. Это я вижу снаружи через узкие закругленные окна. У этой церкви необычный для наших мест облик, недаром ее называют византийской базиликой; и не верится, что это бывшая железнодорожная столовая.

До начала литургии еще полчаса. Но здесь – традиция: перед утренней службой группа прихожан читает акафист Божией Матери перед образом Ее, именуемым Скоропослушница. Я подхожу к ним, и мне тут же вручают распечатанный акафист: «Будете с нами читать? Вот отсюда…». Никак этого не ожидавшая, только-только вошедшая в совершенно незнакомый храм, я тут же включаюсь в его молитву:

– Странники и пришельцы есмы на земли и, по глаголу апостола, не имамы зде пребывающаго града, но к кому прибегнем, Владычице, в скорбех странствия нашего, аще не к Тебе, Всеблагая?..

Появляется батюшка, и все сразу к нему – за благословением и добрым словом

Появляется батюшка – отец Александр Ермошин, и все сразу к нему – за благословением и добрым словом. Сразу видно, что слова «отец» и «батюшка» здесь – не просто традиционное обращение. Снаружи доносятся удары колокола. Благословенно Царство…

Церкви в Анисовке не было никогда. Но верующие, конечно, всегда были. В августе 2014 года Приволжская железная дорога подарила православной общине станции Анисовка заброшенное здание столовой. До того момента у верующих была лишь приспособленная молельная комната; окормлял общину иерей Алексий Талалаев.

Здание столовой за 10–15 лет нашего безвременья пришло в ужасное состояние, а тут еще и пожар случился – уже после того, как община во главе с отцом Алексием начала понемножку ремонт.

– После пожара у нас крылья опустились, – говорит ветеран Анисовского храмостроительства Мария Тарасовна Шинкоренко, – мы думали – все, не будет у нас теперь храма. Но тут нам как раз прислали отца Александра, и мы продолжили нашу работу. Расчистили территорию от зарослей, от бурьяна – сколько деревьев выкорчевали, сколько костров пожгли! А потом начали разгребать и разбирать все внутри…

Конечно, не все было анисовской общине по плечу. Необычный внешне и теплый внутри анисовский храм – плод совместного труда прихожан, священников, жертвователей и архипастыря – епископа Покровского и Николаевского Пахомия, которому я, вернувшись из Анисовки, задала вопрос:

– Владыка, почему храм обрел именно такой облик?

– Это было связано с конструкцией здания. Мы просто смотрели и думали, что можно с ним сделать. Я попросил нашего епархиального архитектора Андрея Иванова поискать варианты его преображения, превращения в храм. И мы остановились вот на этом, несущем византийские черты. В скором времени у нас в епархии будет еще несколько не совсем обычных храмов.

Необычный внешне анисовский храм – плод совместного труда прихожан, священников, жертвователей и архипастыря

Владыка Пахомий любит анисовскую общину и уважает ее настоятеля, о непростом духовном пути которого мы расскажем чуть ниже; архипастырь по-хорошему гордится этими людьми, о чем свидетельствует его страничка в соцсети – а если кому не нравится слово «гордится», то можно сказать, что владыка Пахомий просто за них рад.

По словам отца Александра, переделать «лицо» здания удалось за один сезон – благодаря жертвователю, который предпочитает оставаться анонимным, и у которого (опять же, выражение отца настоятеля) «не только средства имеются, но и любовь в сердце»; и, конечно, благодаря дружной и совершенно безмездной бригаде прихожан:

– Некоторых из них нет уже с нами. Валентина Иосифовна Яковенко – такая великодушная старушка была, такие вкусные пироги пекла до последнего… Селиванова Галина Яковлевна, тоже отошла ко Господу… Кондратьева Валентина Емельяновна – она не пришла сегодня, потому что болеет. И Екатерина Яковлевна Троханенко, ей 82 года, тоже болеет; а ею много было сделано здесь. А вот Виктор Владленович, каменщик-огнеупорщик, строитель промышленных печей – первый, кто обследовал доставшуюся нам кирпичную кладку.

Анисовская община – разновозрастная, рядом с пожилыми – совсем молодые люди:

– Это Сережа – мы с ним вместе сюда впервые приехали, когда здесь еще разруха была. А это Саша с Таней Раковы, супруги, – они на клиросе.

Саша, оказывается, зарабатывает на жизнь столярным ремеслом. А здесь – просто незаменим. Как и каждый, наверное… А еще на клиросе сегодня помогали гости – прихожане Успенского храма, в котором отец Александр служил прежде. Впрочем, они против того, чтобы их называли гостями: «Мы же все свои!»

Они против того, чтобы их называли гостями: «Мы же все свои!»

Служба уже закончилась, но прихожане не разошлись. Это тоже традиция: после субботней или воскресной литургии – совместная трапеза. Шеф-повар тоже свой и тоже совершенно безмездный – Людмила Халилова: «Батюшка благословил, вот я и готовлю трапезу», – видно, что ей это в радость.

– Отец Александр, – спрашиваю я, – у вас очень добрый, открытый приход. Это само получилось или было как-то запрограммировано?

– Что вы! Разве я могу взрослых людей воспитывать! Они сами такие.

Прихожанка:

– Марина! Мы хотим, чтоб у нас был большой-большой приход! Чтобы все к нам ходили.

Спрашиваю, как сложилась традиция читать и петь акафист перед литургией. Отец Александр:

– Когда я был еще алтарником в храме Воскресения Христова, настоятель, протоиерей Александр Милованов, меня благословил – в субботу приходить в храм и до начала службы читать акафист перед иконой Божией Матери. И как-то очень умиляло меня это… Люблю я молитву Ей; большую помощь и заступничество получаем мы от Нее. И здесь я предложил это прихожанам, и они с радостью согласились, потому что тоже Ее любят.

– Батюшка, я знаю, что вы не с юных лет в Церкви, что к священству пришли не сразу. Кто вы по профессии?

– Энергетик, монтажник-высотник. Высоковольтные линии строил. В 2002-м году, в 33 года, впервые пришел в храм – в Свято-Троицкий собор в Саратове. Там служил тогда отец Геннадий Беляков, ныне покойный. Он выслушал меня с большой любовью, и слова его запомнились мне на всю мою последующую жизнь: «Если бы у меня была таблетка от всех твоих бед и проблем, я бы тебе ее сейчас дал. Но такой таблетки у меня нет. В Церкви есть таинства Исповеди и Причастия – приходи завтра». Так я впервые исповедовался и причастился Святых Таин. С 2009 года алтарничал в Новоузенске, где тогда жил – в храме Святой Великомученицы Екатерины, у отца Александра Милованова. Приезжал из командировок и спешил на службу.

Решение послужить Христу в священном сане пришло через несколько лет после первой Исповеди. В январе 2016, в 47 лет, епископом Покровским и Николаевским Пахомием Александр Ермошин был рукоположен во диаконы, в марте того же года – во иереи; семинарию закончил в 2018-м. Отец Александр прост, немногословен, он отвечает на мои вопросы кратко… но очень емко, на самом деле.

– Не трудно было в позднем уже возрасте перешагивать такой порог, брать билет в один конец?

– Трудно. Но Господь укрепил.

– А что самое трудное сейчас, в сегодняшнем вашем служении?

– Бороться со своими страстями.

– А самое радостное?

– Видеть счастливые глаза прихожан. Помогать им. Когда кому-то чем-то удалось помочь, это самая большая радость. Но это не моя заслуга, конечно, это воля Божия.

И тут опять вмешивается прихожанка:

– Когда вы приезжаете, мы так к вам бежим…

– Да, это меня очень… – тут отец Александр не находит подходящего слова, – в общем, я не могу к этому привыкнуть – к тому, как они меня встречают, как они провожают меня, когда я уезжаю.

– Вы, помимо всего прочего, еще и воспитатель в православном детском лагере «Гардарика». А чем юные прихожане отличаются от взрослых, в чем их особенность?

– Дети искренни, открыты, у них нет еще привычки ко греху, внутреннего компромисса с ним. Они могут, конечно, оступиться, но могут глубоко раскаяться на Исповеди. В наших детях очень много любви, сострадания – если они видят малыша, который расплакался просто от того, что соскучился по маме, – они сразу ищут, чем его утешить, могут отдать ему какую-то дорогую для них вещь. Вот эта жертвенность меня в детях очень трогала.

Я слушаю отца Александра, слушаю прихожан – и думаю, что это, может быть, характеризует всю анисовскую общину: у них тоже нет привычки. Привычки к церковной жизни (хотя многие из них в ней давно), привычки друг ко другу… Они уже не дети, но их восприятие свежо, как у детей, и такова же их вера.

Да, сегодня здесь, в храме, не так много людей, если сравнить со всем населением поселка при станции, но все, что я увидела и услышала здесь, вселяет надежду: «большой-большой приход» со временем будет.

Марина Бирюкова

15 января 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Дмитрий, который построил храм Дмитрий, который построил храм
Максим Васюнов
Дмитрий, который построил храм Дмитрий, который построил храм
Максим Васюнов
«Мы в Чернышено часовню строили… Но как-то подходит мужичок из местных: “Часовня?.. А исповедоваться как же, причаститься?!” – и смотрит глазами зелеными, полными слез…»
Храмы пяти российских областей с высоты птичьего полета Храмы пяти российских областей с высоты птичьего полета
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Храмы пяти российских областей с высоты птичьего полета Храмы пяти российских областей с высоты птичьего полета
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Предлагаем подборку новых фото храмов, снятых Михаилом и Екатериной П., вот уже несколько лет занимающимися аэрофотографией.
Серебряная цепочка: к 20-летию возведения самарского храма вмч. Георгия Серебряная цепочка: к 20-летию возведения самарского храма вмч. Георгия
Алексей Солоницын
Серебряная цепочка: к 20-летию возведения самарского храма вмч. Георгия Серебряная цепочка
К 20-летию возведения самарского храма Великомученика Георгия Победоносца
Алексей Солоницын
Закладывая фундамент под храм, может быть, сами того не понимая, многие закладывали и фундамент своей новой жизни.
Комментарии
Катерина 15 января 2021, 22:08
На сайте епархии я нашла фотографии бывшей столовой. Впечатляют. Удивительные люди. Радует, что и священник с солидным техническим образованием.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×