Москва, 29 января 2021 г.
История экспонируемой на выставке иконы связана с семьей последнего русского императора. До революции она принадлежала полковнику Дмитрию Николаевичу Ломану (1868–1918), занимавшему несколько ответственных государственных должностей. С Николаем II и его супругой Александрой Фёдоровной Д.М. Ломана связывали глубокая личная дружба и преданность – императрица была крестной матерью его сына Юрия. Икона, написанная одним из лучших иконописцев того времени Николаем Емельяновым, по-видимому, была подарена ему государыней за труды по строительству Феодоровского собора в Царском Селе – основной резиденцией императора Николая II.
Икона по своему облику имитирует трехчастный древнерусский складень, в центре которого размещен образ Богоматери Серафимо-Понетаевской, особо почитавшийся императрицей. Список с нее был при Александре Феодоровне в ссылке, она не расставалась с ним вплоть до своей трагической кончины. По сторонам Богоматери изображены святитель Николай, небесный патрон государя, и преподобный Серафим Саровский, канонизированный в 1903 году и чрезвычайно почитавшийся царской семьей как святой, благодаря заступничеству которого на свет появился долгожданный наследник престола. Сложная программа заложена в сюжетах многочисленных небольших клейм, дополняющих основные изображения.
После революции икона, как и другое дворцовое имущество, была продана за рубеж, где сменила нескольких владельцев, а затем вернулась в Россию и ныне находится в частном собрании Игоря Сысолятина.
Посещение выставки бесплатное
Адрес музея: Москва, Андроньевская пл., д. 10.