Архимандрит Василе (Василаке) Архимандрит Василе (Василаке) родился 29 января 1909 года в Румынии в благочестивой семье. И отец, священник, и мать были из родов потомственных священников. В 1921–1929 годах учился в Хушской православной семинарии, в 1929–1933 – на Бухарестском богословском факультете, в 1933–1936 – в докторантуре Кишиневского богословского факультета, где защитил диссертацию на тему «Проповедь в средние века». В 1936 году принял монашеский постриг в Нямецком монастыре, был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха и стал служить в Ясском митрополичьем соборе. В 1940 году переведен в Бухарест, где становится архимандритом, секретарем патриарха Никодима и проповедником Патриаршего кафедрального собора, откуда велась прямая радиотрансляция на всю страну; здесь отец Василе произнес более 400 проповедей.
В 1948 году архимандрит Василе (Василаке) был назначен настоятелем столичного монастыря Антим, где при его покровительстве возникает знаменитое духовное движение «Неопалимая купина» («Rugul aprins»), объединившее ведущих интеллектуалов и духовных лиц страны. В 1948 году движение было запрещено, отец Василе отстранен от настоятельства и изгнан из столицы. Долго не мог найти места для служения и лишь в 1949 году стал игуменом скита Покров. Однако на Пасху 1959 года был издан указ об его изгнании из скита, и в том же году он был арестован и осужден на 8 лет заключения. Срок отбывал в самых суровых тюрьмах Румынии. В 1964 году вышел на волю по всеобщей амнистии политзаключенных, но едва смог устроиться обычным сельским батюшкой.
В 1969 году, в 60-летнем возрасте, получил приглашение от румынской диаспоры в США, уехал на Запад и стал викарием Румынской архиепископии США и Канады. В этих странах прослужил на разных приходах 34 года, до самой кончины, в том числе последние 19 лет – в Свято-Николаевском храме г. Нью-Йорка, который сам и основал. В 1996 году 87-летний старец был приглашен с визитом на свою родину, в Румынию, где был удостоен права ношения митры, архиерейской мантии и посоха. Преставился ко Господу на 94-м году жизни 6 января 2003 года.
Отец Василе (Василаке) осуществил новый перевод Священного Писания, 38 его книг опубликованы в Румынии и 11 – за рубежом.
Братья христиане, думаю, нет человека из всех живущих на земле, который здраво не рассудил бы, что Вселенная со всей ее планетной системой и весь космос существуют не для чего иного, как ради жизни человеческой. Если бы человека не было, никакого смысла существовать у этого космоса не было бы, некому ему было бы показывать свои красоты и проявлять щедрость, некого было бы купать в потоках солнечных лучей и искапывать росу, делающую стократно плодородными семена, укрытые бархатистым одеялом земли.
Для кого, думаете вы, изливалась бы вся эта гармония красот и изобильное плодородие, если бы не было человека, царя природы, который удерживал бы равновесие всего сущего на земле, наводил бы порядок и властвовал в этом царстве Вселенной?
Трепет и ужас охватывают мой разум, как только подумаю, чем могла бы стать Вселенная без человека – пустыней… царством дикой природы, главенством зверей, пропастью всех пропастей… А главное, мы не могли бы объяснить себе: для чего же Бог создал эту Вселенную? Для одних животных, готовых разорвать друг друга в клочья, взоры которых устремлены к земному, а никак не хотя бы к красотам космоса?
Существование космоса без человека говорило бы о сотворении Вселенной безо всякой разумной причины, а значит, ее появление явилось бы продуктом случайности. Но даже самое простое размышление не может допустить, чтобы случайность произвела на свет этот великолепный космос из ничего, ведь «из ничего и не выйдет ничего», а случайность – это всего лишь слово, лишенное всякого смысла и силы, которое не способно объяснить ничего. Таким образом, отсутствие человека ставит проблему отсутствия космоса.
Братия, если для всякого земнородного весь космос и вся Вселенная существуют ради человека, то для всякого христианина тела и жизни всех людей существуют для их совместного жительства с Богом в жизни, которая преисполнена бесконечных блаженств, и для прославления Бога. Как на земле нам приходится встречать людей, так же и на небе придется встретить Бога. Христианину надо всю жизнь славить и благодарить Бога, считать Его главной целью своей жизни – не потому, чтобы Он нуждался в наших славословиях, ведь ими мы нисколько не увеличиваем Его славы, а потому, что только Он силен воплощать и владеет истинным блаженством, которого мы так чаем.
Вот как объясняется существование Вселенной для всякого христианина. Космос не имеет другого смысла существовать, иначе как быть обиталищем для человека, а человек пребывает на этой земле и может быть счастлив не иначе, как в ожидании Сретения Господа, которого жаждет всякий христианин как несказанно великого утешения и блаженства.
Братия христиане, в этой земной жизни мы находимся только на время ученичества, которое проходим для стяжания будущей жизни, к которой мы все идем вольно или невольно. Здешняя жизнь – это время обучения в школе, когда мы готовимся к великому экзамену, который нам придется сдавать, когда встретим Господа во Второе Его пришествие. Тогда откроется, были ли мы прилежными учениками в школе тутошней жизни или же лодырями и непослушными, за что по праву удостоимся всякого презрения и наказания.
Наша земная жизнь – это цепь проверок, испытаний, в ходе которых проясняется наша душа. Глядя на то, живет ли христианин истинами своей веры здесь, на земле, можно заключить, посвящает ли он себя жизни, блаженной вовеки, или мучениям, не имеющим конца. Жизнь по ту сторону могилы дается на основании того, как ты ценил эту земную жизнь. Вот почему от нас требуется со всей святостью готовиться к тому, чтобы встретить Бога в Его Второе пришествие, когда Он воздаст каждому по делам его.
Эту веру в то, что жизнь не кончается со смертью, и надежду на то, что в будущей жизни произойдет справедливое воздаяние каждому по делам, невозможно вырвать из наших сердец никакими экономическими планами и даже силой. Однако тяжелее обстоит дело с тем, как мы готовим себя в этой школе жизни. Кто нас готовит к экзамену на жизнь вечную? Кто наш педагог? Ведь если мы живем сами по себе, не только речи быть не может о восхождении к блаженству, но и, хуже того, мы движемся в противоположную сторону – к своему падению, опущению до зоолатрии (обоготворения животных) или, самое «высокое», к обожествлению своих страстей.
Если мы живем сами по себе, мы движемся к своему падению
Братия, Педагогом нашей жизни является Христос: Бог не только создал нас и воздает нам жизнью вечной, но Он же нас путеводит, чтобы мы достигли жизни вечной. В христианстве нам дано учение святое, богооткровенное, которое нас спасает. Бог для нас – не автор каких-нибудь геометрических истин: Он вкладывает в сердце человека закон жизни, который, если следовать ему, принесет нам в награду блаженство вечное.
Этот закон блаженной жизни Христос не навязывает никому. Он, как высочайший Педагог человечества, ждет: захотим ли мы следовать Его совету или нет, как Сам сказал в Священном Писании: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30: 19).
Стоит нам отступить от Божественных правил, как мы начинаем делать ошибки. А кто слушает и исполняет священное наставление, тот становится угоден Богу. А это значит – уже в этой жизни начинает приближаться ко Христу, пока не придет его время вечно жить с Ним в совершенном блаженстве.
Братия, кто уже в этой жизни живет со Христом, тот становится новой тварью. Пример мы видим у Закхея мытаря, который в тот момент, когда Иисус вошел в его дом, изменился и из полного грехов превратился в человека праведного, милостивого, а значит, любящего ближнего и почитающего Бога.
Близость к Богу мы обретаем в Святом Причастии, слушании и исполнении священного учения. Когда мы начнем жадно впитывать душевным взором Христа, мы тоже изменимся по образцу, который дал нам в наставление Возлюбленный нами. И тогда, уверяю вас, мы будем воистину подготовлены к тому, чтобы встретить Господа на последнем Суде. Потому что подойдем к концу своей земной жизни подобно пророку Самуилу. Этот ветхозаветный святой, подвижник и подобный нам человек, достигнув глубокой старости, встал посреди народа Израиля, которым правил с юных лет, и сказал всему народу:
– Вот, я состарился и поседел; и сыновья мои с вами; я же ходил пред вами от юности моей и до сего дня; вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его (пред царем), у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, – и я возвращу вам.
И отвечали ему люди:
– Ты не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не взял.
И сказал он им:
– Свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его (царь) в сей день, что вы не нашли ничего за мною.
И сказали ему люди:
– Свидетель! (1 Цар. 12: 2–5).
А теперь я спрошу вас: а могут ли старцы народа нашего, могут ли они просить народ, чтобы он свидетельствовал о них, как старый Самуил? Может ли каждый из нас, подобно Самуилу, получить свидетельство о своей невиновности, которую затем он подтвердил бы принесением клятвы? Если же старцы, за исключением немногих, не могут просить нас свидетельствовать об их невиновности, что же тогда удивляться, что у нас в стране нет счастья?
Давайте же восходить по ступеням годов одновременно со ступенями добродетели: вершины лет – вершины добродетелей. Братия, да умудрится каждый из нас, глядя на безгрешный образ жизни пророка Самуила, который до глубокой старости шел путем истины, праведности и святости. И так мы, не только почитаемые людьми, но и в неизреченно великом блаженстве будем подготовлены душой к тому, чтобы выйти в сретение Господу, сияя своей жизнью незапятнанной, готовые увенчаться от Него величайшими воздаяниями небесными.
Да умудрит нас притча о старце Симеоне и пророчице Анне проводить жизнь, полную благочестия и праведности
Да умудрит нас притча о старце Симеоне и пророчице Анне проводить жизнь, полную благочестия и праведности, как жили эти два старых человека, удостоившиеся не увидеть смерти, доколе не увидят Христа Господня (см.: Лк. 2: 26).
Если поучимся жизни у этих блестящих учителей, то, уверяю вас, мы станем такими же угодными Богу, как и они, – блаженные здесь и в жизни грядущей, а когда увидим Господа на последнем Суде, Он встретит нас с несказанно большой наградой.
Братия, нам следует и душевно готовиться в этой жизни, чтобы наше блаженство стало истинным и полным. Христианин, я замечаю, да и вы все замечаете, что никто из нас не хочет себе зла. А кому захотелось бы иметь злую жену, с которой невозможно проводить счастливой и спокойной семейной жизни? Или кто захочет себе непотребного мужа? Кто не заботится о том, чтобы у него были хорошие слуги, хорошая земля, хорошая работа и хорошие дома? (Блаженный Августин. Проповедь 72.)
И я спрашиваю тебя, христианин: а когда речь заходит о твоей душевной жизни, хочешь ли ты иметь плохую душевную жизнь? Бросить в запустении то, что для тебя всего дороже? Но как же так? Если мы заботимся о преходящем, то тем более надо заботиться о вечном, о спасении своей души, которая пребудет вечно.
А как объяснить, что, когда нам предстоит встретить своего друга или человека, важного в этой жизни преходящей, мы предстаем перед ними одетые как можно лучше, когда же речь заходит о том, чтобы встретить Бога в Его грядущее пришествие, мы не готовимся душой к тому, чтобы встретить Его облаченными в сияние добродетелей и добрых дел? Не заботимся о том, чтобы дать Ему ответ как можно лучше и красивее? Разве это разумно – заботиться обо всем, кроме души? Бросить в запустении именно то, что в нас вечно?
Братия, да приведет нас этот праздник в чувство, чтобы мы услышали священный зов и стали готовиться к тому светлому дню, когда всех нас, как старца Симеона и пророчицу Анну, призовут выйти навстречу Господу. Это благое начало мы можем положить прямо сейчас любовью, которую будем питать к Святой Церкви, и святостью, которую будем блюсти на священных богослужениях.
Этот священный завет о начале – или продолжении с сугубым дерзновением – приготовления своей души к Сретению Господа сделаем в этой святой обители прямо сейчас, после того как мы провели наш престольный праздник так торжественно, что, по написанному, «в храме стояще славы Божией, на небеси стояти мним». И когда мы с такими святыми мыслями и душеспасительными решениями уходим с этого великого праздника, то уверяю вас, в конце жизни и мы вкусим блаженства старца Симеона и пророчицы Анны и сможем сказать: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое». Аминь[1].