Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5: 1).
Такими словами, возлюбленные братья, обратился некогда величайший из апостолов – божественный Павел – к галатийским христианам, своим духовным чадам, обратился с увещанием дорожить и беречь истинную свободу, чтобы снова не подвергнуться игу рабства.
Свобода! Какое великое это слово! Как влечет к себе это заветное «свобода» наши помыслы, наши думы и наши желания! Что же такое свобода? Где она? В чем наша истинная свобода, и где искать ее?
Возлюбленный брат! Вот мы с тобой стоим в весенний день под теплыми лучами весеннего солнца на берегу реки. Под теплыми лучами растаяли глубокие снега. Посмотри, река ломает лед, долгую зиму она была скована холодными ледяными цепями, она теперь сбросила эти оковы и широким стремительным потоком разлилась по лугам и полям. Быстрые волны неудержимо несутся вперед туда, далеко, далеко – к простору невидимого синего моря. Мы с тобою стоим на берегу и любуемся свободной рекой, ее быстрый, бурный поток ничто не в состоянии удержать, она свободно течет туда, к далекому синему морю, не своим руслом, а разливаясь по лугам и полям. Мы с тобою продолжаем стоять на берегу реки, любуемся ее свободной, стремительной и разрушительной стихией.
Вдруг я присмотрелся к твоему лицу, и на нем отразилась печаль и какая-то тревога. В глазах твоих показались слезы скорби и отчаяния. Ты увидел, что грозные, бурные воды выступившей из берегов реки несут с собою обломки твоего собственного родного дома. Ты уверен, что волны разрушили все плотины и преграды; волны, как жадные хищники-победители, завладели твои добром; в одно мгновение они разрушили и уничтожили все то, над чем трудился твой отец, твой дед, что ты сам созидал, приумножал и возделывал тяжелым трудом твоих рук в поте лица твоего. Понимаешь ли ты теперь, каково ужасно состояние твоей души? Ты видел, какие ужасные бедствия причинила тебе бурная река, вышедшая из границ своих берегов и свободно рушившая и разрушившая твой дом; и разве только твой?
Еще большие бедствия грозят человеку, если из границ и пределов выходит он сам и другие люди, если никто не хочет знать удержу своим желаниям и не признаёт никакой узды над своим безрассудным своеволием. Подумай хорошо о том, что будет с семьей, обществом и государством, если все станут думать, что быть свободным – значит делать все, что захочется. Если люди будут так понимать свободу и поступать так, то на земле не останется ничего святого, между людьми, в обществе и в самом государстве не будет никакого порядка. Тогда будет царствовать право сильнейших, и получится такой хаос, о котором никто не имеет представления. Тогда получится не свобода, а произвол, самый грубый и жестокий произвол. Разум, сердце и совесть говорят нам, что не в своеволии и произволе настоящая свобода, а враг всякой свободы. Свобода заключается не в силе и власти и не в деньгах и богатстве. Есть свобода умственная, нравственная, и есть свобода гражданская, политическая, экономическая. Много всяких свобод, но все это понятия относительные, а по существу – философские.
Свобода нравственная есть величайший дар Божий, которым человек отличен от всех живых существ. Свобода состоит в том, что человек не связан необходимостью поступать так или иначе: ему дано право свободно подчиняться воле Божией, или, что то же, нравственному закону. Но человек всегда может – это вполне от него зависит – и не подчиниться воле Божией, он может жить по своей воле и усмотрению, но в таком случае он отпадает от Бога, удаляется от Него как Источника света и блаженства и впадает в глубину зла, тьмы, скорби и тесноты. Нечто подобное представляет из себя и гражданская свобода. От гражданина зависит подчиняться законам данного государства; если он добровольно подчиняется, тогда он пользуется всеми правами, предоставляемыми ему законом страны, и соединенными с ними благами и он свободен; но свобода эта никому не дает права безнаказанно нарушать законы, будь это нравственные или государственные. Точно так же и свобода слова. Разве свобода слова дает право человеку лгать, клеветать и пачкать честных людей? Разве свобода печати дает право вмешиваться в личную жизнь человека и публиковать? А ведь в наше время печать далеко не правильно понимает свободу печати. Свобода совести есть свобода веровать тому, что признаёт человек более правильным, более истинным, более справедливым; но он не должен делать насилия над свободой других, не должен требовать от других думать так, как он думает, не должен принуждать других действовать вопреки своим личным убеждениям. Или, например, свобода дает право заключать союзы и организовывать общества, но не дает права организовывать и создавать безнравственные союзы и общества, которые могут привести страну или государство к нравственному разложению, разорению, к беспорядкам и гибели. Свобода, направленная к злу, не есть истинная свобода, а злоупотребление свободой, искажение истинной свободы.
Ты, может быть, хотел бы спросить меня: да где же, однако, истинная свобода христианина? Охотно отвечу на этот вопрос, впрочем, не свой ответ дам, а ответ первоверховного апостола – божественного Павла. Он говорит: Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3: 17), – поэтому он советует и заповедует нам неуклонно хранить истинную нашу свободу: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5: 1). Если свобода, по слову апостола Павла, там, где Дух Господень, то ясно, что первое условие истинной христианской свободы – искренняя и нелицемерная вера в Бога и жизнь по заповедям Божиим. Если ты, возлюбленный брат, веруешь всем сердцем и душой во Христа Спасителя мира, своего Искупителя, если на тебе поэтому есть Дух Господень, то знай, что ты уже свободен. Кроме того, такой христианин ощущает неизреченную глубину своей свободы в самом своем сердце. Свободно и радостно идет он по стопам своего Спасителя, он верит в Него, возлюбил Его, живет по слову Духа Божия, а где Дух Божий, там и истинная свобода. Вы слышали уже о свободе ума и сердца, а где нет истинной свободы ума и сердца, там анархия, а анархия умов и сердец не может не породить анархию жизни. Теперь как будто наступают времена общей анархии, и если, Боже сохрани, это сбудется, тогда не будет больше мира нигде и ни для кого на лоне собственного отечества, в собственном доме, тогда не будет более ни признаваемых, ни уважаемых прав, и все, даже и самые мирные граждане, будут вынуждены вооружиться на защиту имущества и всего дорогого своего. Это будет общее состояние непрерывной войны всех против всех.
Но да не будет этого!
Да воцарятся на земле мир, любовь и братство, а самое главное – истинная свобода. Мне хотелось бы открыть глаза русскому народу, которого я всей душой и сердцем, всем своим существом полюбил, хотелось бы, чтобы он убедился в фальшивости тех людей, которые ему навязывают незваные учителя. Прошли смутные годы, но они могут опять повториться, если народ будет спать. Ведь и те крестьяне, которые бунтовались на прошлой революции, были подкуплены обещаниями нечестных людей, пробудивших в них низкие инстинкты корысти и насильничества. В этом заключается позор дорогого моему сердцу русского народа. Он боролся за идеи без цели, по указаниям немца Бебеля и француза Жореса и других представителей европейского социализма и анархизма. Они наивному русскому народу много наговорили и исказили понятие об истинной свободе.
Вы, братья, слушающие меня, вы, представители русского общества! во имя мира и свободы – свободы истинной, во имя самых дорогих интересов вашей родины призываю вас сделать все, от вас зависящее, на лоне своей страны для того, чтобы умирить и успокоить умы, сердца и социальную жизнь своего отечества, возвысить и облагородить и таким образом воздействовать на самый животворящий дух души народной – для его же собственного блага. Русский народ давно, как и все человечество, страстно желает свободы и не хочет понять, что никакая свобода невозможна без дисциплины любви, когда из любви к добру и ближним при свете этой святой любви к добру не хотят делать зла и тем становятся способными пользоваться безграничною свободою, не злоупотребляя ею. Умы и сердца, пока они не дисциплинированы любовью, не имеют мира и порядка в себе, а поэтому и не могут успешно работать на осуществление мирной гармонии жизни, на осуществление общего мирного благоденствия. Укажите народу своему истинный путь и истинную свободу, и тогда на Руси больше никогда не повторятся недавно прошлые смутные годы. Тогда Россия будет процветать во всех отношениях на славу и счастье свое, своих поданных и всего человечества. Аминь.
(Слово, сказанное в церкви Кишиневской митрополии 24 октября 1910 года)