Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения.
(2 Кор. 6: 2)
Братья! С такими словами обращается святой апостол Павел к коринфским христианам. Слова эти не потеряли силу и значение на протяжении 19 веков, они приложимы и к нам, в настоящее время. Поистине время благоприятное, теперь день спасения. Время Великого поста – самое удобное и благоприятное для покаяния и исправления нашего, и Святая Церковь, как чадолюбивая Мать, внушает нам воспользоваться им для нашего исправления и спасения. Время Великого поста есть время воздержания и исправления, время покаяния, для чего каноны церковные запрещают нам употреблять скоромную пищу, да и постную советуют употреблять как можно умереннее, меньше и проще; запрещают всякие шумные собрания и увеселения. Но для истинного, настоящего поста не довольно есть только поменьше и есть постную пищу, недостаточно того, что мы лишимся разных удовольствий и радостей. Надобно еще воздерживаться в словах и речах, надобно обуздать язык свой и избегать тех людей, которые много говорят праздно. Надобно смирять себя, не жаловаться и не роптать в случаях несчастных, надо с терпением нести свой жизненный крест. Ко всему этому надобно присоединить и дела любви и милосердия. Раздробляй алчущим хлеб твой и нищия безкровныя введи в дом твой (Ис. 58: 7), – говорит Господь чрез пророка Своего Исаию.
Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33: 15). Покайтесь, загляните в глубокие тайники своих душ, и отыщите дела греховные, и откройте их духовному отцу, воздержитесь от всякого злого слова и дела, поучайтесь добродетели, и тогда только ваш пост будет истинно христианским постом. Каждый не соблюдающий сказанного напрасно постится.
Аще в судех и сварех поститеся, вскую мне поститеся… Не такового поста Аз избрах (Ис. 58: 4–6), – через Исаию говорит Господь. Пост должен быть временем покаяния и сокрушения о своих грехах. Все способствует этому покаянию. Веселье, шумные собрания, развлечения прекращены, даже и самое богослужение Великого поста располагает к душевной скорби и раскаянию. Многие из нас за собою не признают важных грехов, а о мелких можно и умолчать, многие так думают. Но если мы заглянем в свое сердце, рассмотрим свою жизнь, то каждый из нас много найдет за собой недостатков и ошибок, даже преступлений, за которые должен каждый дать отчет Господу. Поэтому теперь, когда время благоприятное, когда наступил день спасения, будем испытывать свое сердце, принесем сердечное и истинное покаяние во всех своих преступлениях, недостатках и ошибках. Когда бы мы уразумели надлежащим образом то бедствие, в которое впали через грехи, когда бы сознали и поняли, что своими силами мы не в состоянии исправиться, то мы бы обратились за помощью к Милосердному Богу. Он к нам так милостив, так снисходителен, что через причащение Его Святых Таин – Тела и Крови – мы очищаемся, освящаемся и нам прощаются все наши грехи. Братья! Послушайте только, что нам говорит наш сладчайший Спаситель: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6: 56). Кто после этого не поспешит соединиться со Христом? Как человек смеет отказываться, а тем более не считать нужным сие общение?
Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, не пиете крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6: 53–54), – говорит нам и всему человечеству Господь Иисус.
Вот как спасительно бывает для нас причащение Святых Христовых Таин! Кто же после этого будет удаляться от причащения? Неужели кто захочет быть врагом для себя? К несчастью, такие люди есть между нами. Обязанности и мирские заботы, – говорят они, – не позволяют нам пойти в церковь и приобщиться. Неужели из-за земных, житейских забот и выгод мы должны позабыть заботы о Небесном Царстве, о вечном спасении? Неужели невозможно уделить несколько дней в течение целого года, чтобы употребить их для исполнения первейшего долга каждого христианина? Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мк. 8: 36)? – говорит Спаситель. Но есть люди, которые не в силах посвятить для Бога и своего спасения ни одного дня. Они настолько сроднились с грехом, что не могут с ним расстаться. А есть и такие, которые говорят: «Покаемся в своих грехах при смерти». О, безумцы! Разве вы не знаете, что жизнь ваша во власти Бога и Он может в одно мгновение прекратить ее? Господь вас зовет получить вечное блаженство и рай, а вы нераскаянным сердцем и с самонадеянностью отвечаете Ему: «Завтра, послезавтра приду». Но тогда будет поздно. Вы услышите Его голос: не вым вас… понеже звах вас и не послушасте, простирах словеса и не внимасте, но отметасте Мои советы (Притч. 1: 24, 25).
О, жестокосердие и нераскаянность человеческая! Братья заблуждающиеся! Днесь аще глас Божий услышите, не ожесточите сердец ваших (Евр. 3: 7–8).
Не отлагайте, возлюбленные братья, день спасения. Теперь, как никогда, пришло благоприятное время соединиться с Христом, вечным Источником вечной жизни, Который принес Себя в жертву и предлагает нам воспользоваться этой жертвой. Неужели мы не воспользуемся?
Закончу словами божественного Павла: Наступил уже час пробудиться нам от сна… отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света… будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облечемся в Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 13: 11–14). Аминь.
Сказано в первую неделю Великого поста в церкви Кишиневской митрополии 7 марта 1910 года.