Православный календарьПравославный календарь
Жена да боится мужа своего. Ч. 2
Анна Сапрыкина
Послушание жены мужу – это не безвольное подчинение раба, это уважительное повиновение свободных людей.
Жена да боится мужа своего. Ч. 1
Анна Сапрыкина
Начальствование мужа ни в коем случае не предполагает унижения жены. Оно исключает унижение, оно прямо требует уважения к жене как к своей соправительнице.
Счастливое исключение: «Дело» свящ. Павла Фоминых
Хроники 1930-х. «Оправданные». Ч. 1
Это почти единственный из четырехсот случаев, отложившихся за период с 1918 по 1940 гг. в фондах ПермГАСПИ, когда уполномоченный не справился с заданием…
Святой Царь в Крыму (Ливадия, 1902–1914)
Документальный фильм
В архивно-документальном фильме «Святой Царь в Крыму (Ливадия, 1902 – 1914)» представлена не только уникальная хроника Царской семьи, но и запись голоса святого Императора Николая II.
Скорый помощник
Памяти иерод. Алексия (Писанюка)
Его просили, и он помогал, как скорый помощник, отзываясь на людские горе и скорбь.
Как кришнаитки ездили в Лавру к прп. Сергию
История одной удивительной поездки
Мы целый день провели в Сергиевом Посаде. Всё было сказочно, тепло, по-семейному, очень радушно, очень гостеприимно.
Штрихи к портрету Царя
Документальная хроника Царской семьи. Премьера фильма
Некоторые фрагменты кинохроники Царской семьи, находящиеся на разных катушках, некогда являлись частью одного фильма. Нам удалось собрать и смонтировать их.
«Я открыл монастырь, потому что мне очень не хватало монашеской жизни»
Митр. Иона (Паффхаузен)
Мы очень сильно чувствуем помощь и участие в нашей жизни вмч. Димитрия Солунского, свт. Иоанна Шанхайского и нашего недавно почившего первоиерарха Илариона (Капрала).
Вася старший и Вася младший
Валерий Серяков
«Я свечку поставлю, если не посадят ребят! Еще обещаю: всей семьей в церковь пойдем, если обойдется все». Ни в какую церковь, конечно, никто не пошел…
Обретение мощей священноисповедников Сергия Правдолюбова и Александра Орлова
Воспоминания о свщисп. Сергии (Правдолюбове)
Звонок: «Отец Сергий, сегодня Патриарх подписал благословение на прославление вашего деда!» Я остановил машину, вышел и благодарил Бога так сильно, как никогда.

Кто ближе к Христу: знатоки или исполнители?

Фото: public domain Фото: public domain     

Бывает, люди, уверовавшие во Христа, подспудно считают себя спасенными. Речь идет не о протестантах, которые убеждены, что достигнут Царства Небесного исключительно верой, а не делами. Православные христиане понимают, что это искажение вероучения (Иак. 2:20, 24), но порой тоже впадают в беспечность.

Как зорко человек подмечает неверные слова или поступки нецерковных людей, думает: «Этого и следовало ожидать! Сплошные нарушения заповедей. Они живут одним днем, не думают о грядущей смерти, о вечности». И другие греховные мысли кипят в человеке. Они источают гордыню: «Я не похож на других! Забочусь о своем спасении».

Такой взгляд на жизнь напоминает убежденность иудеев в том, что только они могут знать, какой Мессия должен к ним прийти. Результат известен: большинство законников не приняли Христа и навредили себе.

Если верующий замечает в своей душе мнение о некой избранности, необходимо с этим бороться, ведь евангельская и святоотеческая мысль иная. Святой Антоний Великий говорил: «Все спасутся, один я погибну», — а евангельский мытарь бил себя в грудь и молил Бога о прощении своих грехов. О чужих недостатках он и не помышлял. Праведником себя считал фарисей, но его молитва не имела особого результата, ведь «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).

У человека, который понял, как необходимо молиться, креститься, может возникнуть опасное чувство успокоенности, удовлетворенности собой. Оно кроется в мыслях, которые напоминают самодовольство фарисея. Например: «Я прочел полностью Евангелие, а еще все семь томов Игнатия (Брянчанинова)», так что «я не таков, как прочие люди» (Лк. 18:11–12).

За беспечностью прячется ложная надежда на то, что за чтение Евангелия и небольшое количество добрых дел Господь его точно спасет. Получается, человек забывает, что Бог спасает людей не за количество добрых дел, совершенных паломничеств, а по своей милости. В духовной жизни действует не юридический закон, а закон взаимной любви: человек стремится соблюдать заповеди из любви к Богу (Ин. 14:15), но при этом надеется на его милосердие. Господь ведет такого человека к спасению (Ин. 14:21).

Надеясь исключительно на свои добрые дела либо только на веру, христианин рассуждает, подобно безумному богачу, который понадеялся на богатый урожай и решил, что, построив новые хранилища, он все проблемы решит (Лк.12:16–20).

Евангелие, труды святых отцов, «Закон Божий» необходимо читать. В наше время без этих знаний сложно спасаться. Однако стоит помнить: благоразумный разбойник знал об Иисусе Христе немного, но первым вошел в Царство Небесное. Святая преподобная Мария Египетская ушла в пустыню не с томами святых отцов, но она возлюбила Бога всем сердцем и стала великой святой. Нам не известно, где мы окажемся в момент Страшного суда и какова будет участь других людей (Мф. 25:31–46). Лучшее, что можно сделать, — не размышлять о недостатках окружающих, чтобы и самим не быть осужденными (Мф. 7:1–2).

На что же тогда надеяться? На милость Божию. Чаще вставать на молитву, хоть на краткую, бороться со своими грехами, совершать добрые дела и верить, что человеку «не возможно, Богу же возможно» (Мф.19:26). Он из любви к нам может нас спасти. По милости своей он дарует вечную жизнь нам и нашим близким.

Вспомним евангельский эпизод, как однажды в жаркий полдень Господь сидел у колодца. Подошла к этому колодцу самарянка, чтобы набрать воды. Иисус Христос заговорил с ней. По обычаям тех времен иудеи не общались с самарянами. Более того, эту женщину нельзя было назвать благочестивой. Она вела хаотичную жизнь, меняла мужей, и тот, с кем она жила в ту пору, не был ей мужем. Кто бы мог подумать, что внутреннее стремление познать истинного Бога было для нее важнее любых житейских интересов.

Допустим, пришла бы к колодцу вместо нее женщина примерная, благочестивая, но погруженная исключительно в житейские проблемы. Возможно, этой беседы и не было бы.

Господь видел душу женщины, знал, что она воспримет его слова. Более того, самарянка бросила водонос и побежала в город звать людей к Христу, чтобы и они услышали его и узнали Спасителя. Эта женщина желала, чтобы великая радость познания Бога принадлежала не только ей одной. Она, как истинный апостол, спешила разделить ее с другими людьми.

Самаряне с великим вниманием слушали Иисуса Христа и, действительно, многие уверовали в истинного Бога. В то же время иудеи, в подробностях знавшие Писание, многократно говорили с Христом, видели его чудеса, но не поверили. Они решили оклеветать и убить Господа.

После беседы со Спасителем самарянка изменила жизнь. Она проповедовала Господа Иисуса Христа в Карфагене и, согласно церковному преданию, приняла мученическую кончину.

Почему она смогла пойти за Христом? В этом заключена тайна личности. Бог видит душу человека, знает его внутреннее расположение, а мы — нет. Поэтому в первую очередь необходимо задуматься о том, как бы самим не лишиться возможности богообщения!

В притче о блудном сыне старший брат считал себя примерным и при этом зорко следил: кому и сколько добра дал отец. Ему было непонятно, почему младшего сына, растратившего свою часть имения, отец вновь принимает с любовью (см. Лк. 15:11–32).

Как остерегаться такого отношения к другим людям? Для этого стоит вспомнить слова из другой притчи, которые произнес господин виноградника. Работники, трудившиеся с утра, решили, что им заплатят больше, чем пришедшим в конце дня. Хозяин напомнил им о цене, о которой они изначально договаривались. Господин виноградника захотел одарить последних так же, как первых. Это его право. «Или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Мф. 20:15).

Христианину необходимо следить за собой: не в теории знать заповеди, но жить по ним. О людях же, далеких от Церкви, Господь тоже заботится. Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4).

Рейтинг: 9.9 Голосов: 83 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна26 февраля 2021, 02:10
Здравствуйте, следует ли это понимать как оставление тех кто рядом на Божий промысел, а самому стремиться к личному только спасению? В таком случае, проявляя активную гражданскую позицию,человек занимается не своим делом? Речь не о манифестах на площадях, а о действиях в рамках юридически-правового поля.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Митрополит Калужский и Боровский Климент

Новые материалы

Выбор читателей

×