Бывает, люди, уверовавшие во Христа, подспудно считают себя спасенными. Речь идет не о протестантах, которые убеждены, что достигнут Царства Небесного исключительно верой, а не делами. Православные христиане понимают, что это искажение вероучения (Иак. 2:20, 24), но порой тоже впадают в беспечность.
Как зорко человек подмечает неверные слова или поступки нецерковных людей, думает: «Этого и следовало ожидать! Сплошные нарушения заповедей. Они живут одним днем, не думают о грядущей смерти, о вечности». И другие греховные мысли кипят в человеке. Они источают гордыню: «Я не похож на других! Забочусь о своем спасении».
Такой взгляд на жизнь напоминает убежденность иудеев в том, что только они могут знать, какой Мессия должен к ним прийти. Результат известен: большинство законников не приняли Христа и навредили себе.
Если верующий замечает в своей душе мнение о некой избранности, необходимо с этим бороться, ведь евангельская и святоотеческая мысль иная. Святой Антоний Великий говорил: «Все спасутся, один я погибну», — а евангельский мытарь бил себя в грудь и молил Бога о прощении своих грехов. О чужих недостатках он и не помышлял. Праведником себя считал фарисей, но его молитва не имела особого результата, ведь «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).
У человека, который понял, как необходимо молиться, креститься, может возникнуть опасное чувство успокоенности, удовлетворенности собой. Оно кроется в мыслях, которые напоминают самодовольство фарисея. Например: «Я прочел полностью Евангелие, а еще все семь томов Игнатия (Брянчанинова)», так что «я не таков, как прочие люди» (Лк. 18:11–12).
За беспечностью прячется ложная надежда на то, что за чтение Евангелия и небольшое количество добрых дел Господь его точно спасет. Получается, человек забывает, что Бог спасает людей не за количество добрых дел, совершенных паломничеств, а по своей милости. В духовной жизни действует не юридический закон, а закон взаимной любви: человек стремится соблюдать заповеди из любви к Богу (Ин. 14:15), но при этом надеется на его милосердие. Господь ведет такого человека к спасению (Ин. 14:21).
Надеясь исключительно на свои добрые дела либо только на веру, христианин рассуждает, подобно безумному богачу, который понадеялся на богатый урожай и решил, что, построив новые хранилища, он все проблемы решит (Лк.12:16–20).
Евангелие, труды святых отцов, «Закон Божий» необходимо читать. В наше время без этих знаний сложно спасаться. Однако стоит помнить: благоразумный разбойник знал об Иисусе Христе немного, но первым вошел в Царство Небесное. Святая преподобная Мария Египетская ушла в пустыню не с томами святых отцов, но она возлюбила Бога всем сердцем и стала великой святой. Нам не известно, где мы окажемся в момент Страшного суда и какова будет участь других людей (Мф. 25:31–46). Лучшее, что можно сделать, — не размышлять о недостатках окружающих, чтобы и самим не быть осужденными (Мф. 7:1–2).
На что же тогда надеяться? На милость Божию. Чаще вставать на молитву, хоть на краткую, бороться со своими грехами, совершать добрые дела и верить, что человеку «не возможно, Богу же возможно» (Мф.19:26). Он из любви к нам может нас спасти. По милости своей он дарует вечную жизнь нам и нашим близким.
Вспомним евангельский эпизод, как однажды в жаркий полдень Господь сидел у колодца. Подошла к этому колодцу самарянка, чтобы набрать воды. Иисус Христос заговорил с ней. По обычаям тех времен иудеи не общались с самарянами. Более того, эту женщину нельзя было назвать благочестивой. Она вела хаотичную жизнь, меняла мужей, и тот, с кем она жила в ту пору, не был ей мужем. Кто бы мог подумать, что внутреннее стремление познать истинного Бога было для нее важнее любых житейских интересов.
Допустим, пришла бы к колодцу вместо нее женщина примерная, благочестивая, но погруженная исключительно в житейские проблемы. Возможно, этой беседы и не было бы.
Господь видел душу женщины, знал, что она воспримет его слова. Более того, самарянка бросила водонос и побежала в город звать людей к Христу, чтобы и они услышали его и узнали Спасителя. Эта женщина желала, чтобы великая радость познания Бога принадлежала не только ей одной. Она, как истинный апостол, спешила разделить ее с другими людьми.
Самаряне с великим вниманием слушали Иисуса Христа и, действительно, многие уверовали в истинного Бога. В то же время иудеи, в подробностях знавшие Писание, многократно говорили с Христом, видели его чудеса, но не поверили. Они решили оклеветать и убить Господа.
После беседы со Спасителем самарянка изменила жизнь. Она проповедовала Господа Иисуса Христа в Карфагене и, согласно церковному преданию, приняла мученическую кончину.
Почему она смогла пойти за Христом? В этом заключена тайна личности. Бог видит душу человека, знает его внутреннее расположение, а мы — нет. Поэтому в первую очередь необходимо задуматься о том, как бы самим не лишиться возможности богообщения!
В притче о блудном сыне старший брат считал себя примерным и при этом зорко следил: кому и сколько добра дал отец. Ему было непонятно, почему младшего сына, растратившего свою часть имения, отец вновь принимает с любовью (см. Лк. 15:11–32).
Как остерегаться такого отношения к другим людям? Для этого стоит вспомнить слова из другой притчи, которые произнес господин виноградника. Работники, трудившиеся с утра, решили, что им заплатят больше, чем пришедшим в конце дня. Хозяин напомнил им о цене, о которой они изначально договаривались. Господин виноградника захотел одарить последних так же, как первых. Это его право. «Или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Мф. 20:15).
Христианину необходимо следить за собой: не в теории знать заповеди, но жить по ним. О людях же, далеких от Церкви, Господь тоже заботится. Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4).