Шедевры Михаила Микешина

Репин И.Е. Портрет художника и скульптора М.О. Микешина. 1888 г. Репин И.Е. Портрет художника и скульптора М.О. Микешина. 1888 г. 22 февраля (по н.ст.) 1835 года в смоленской деревушке близ Рославля родился мальчик, который станет знаменитым скульптором, чьи блистательные работы украсят площади русских столиц, – Михаил Осипович Микешин.

Самой знаменитой его работой стал грандиозный памятник «Тысячелетие России», который был открыт 8/20 сентября 1862 года в Великом Новгороде, в кремле, напротив Софийского собора и бывшего здания присутственных мест. Микешин создал свой шедевр вместе со скульптором Иваном Шредером и архитектором Виктором Гартманом. Кому-то монумент по форме напоминает знаменитую шапку киевского князя Владимира Мономаха, а некоторые исследователи в гигантском шаре-державе на колоколообразном постаменте видят колокол, который, вроде бы по замыслу автора, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России».

Остановимся хоть ненадолго у этого шедевра Михаила Осиповича Микешина, известного также знаменитыми монументами императрице Екатерине II (1873) в Санкт-Петербурге и гетману Богдану Зиновию Хмельницкому, установленным в самом сердце старого Киева – на площади перед колокольней Софийского собора, в год 900-летия Крещения Руси (1888).

Виллевальде Б.П. Открытие памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде в 1862 году. 1864 г. Виллевальде Б.П. Открытие памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде в 1862 году. 1864 г.

Памятник «Тысячелетие России» был поставлен при Государе Александре II Александровиче. Произошло это на следующий год после отмены крепостного права, спустя пять лет после окончания известной Крымской кампании, то есть в эпохальное переломное время.

Памятник «Тысячелетие России». Фото 1883 г. Памятник «Тысячелетие России». Фото 1883 г.

Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен в Новгород в 862 г. Эту дату и принято считать годом рождения России.

Великий Новгород. Памятник «Тысячелетие России» сегодня Великий Новгород. Памятник «Тысячелетие России» сегодня

Вокруг «державы» установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала – 6 м; высота фигур – 3,3 м; крест на державе – 3 м). Диаметр гранитного постамента – 9 м; шара-державы – 4 м; окружность горельефа – 26,5 м. Вес металла памятника – 100 тонн, вес всего памятника – 10 тыс. тонн, вес бронзового литья – 65,5 тонны (шар-держава – 400 пудов; колоссальные фигуры – 150 пудов; крест на шаре – 28 пудов). Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса. Гранит для основания привезен с Сердобольских каменоломен на Ладоге.

Ангел, благословляющий Россию. Навершие памятника «Тысячелетие России» Ангел, благословляющий Россию. Навершие памятника «Тысячелетие России» Всего памятник содержит 129 человеческих фигур. Микешин, находясь в критичных по времени обстоятельствах, предложил императору «представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России».

Скульптурные изображения делятся на три уровня. Самая верхняя группа, на державе (символ царской власти), – из двух фигур: ангела с крестом в руке (олицетворение Русской Православной Церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). «Держава» украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения Церкви и самодержавия) и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в… лета 1862».

Подробное описание содержания скульптурных композиций этого монумента можно найти в Википедии и в интересной публикации журнала «Фома».

Лермонтов, Пушкин и Гоголь. Фрагмент горельефа на памятнике «Тысячелетие России» Лермонтов, Пушкин и Гоголь. Фрагмент горельефа на памятнике «Тысячелетие России» Мы лишь отметим, что собирание имен для создателей памятника было, на наш взгляд, непростой задачей, в виду их обилия в русской истории. Тем не менее Микешин сотоварищи соединили скульптурные портреты значительнейших персон России всех времен: князей (от Рюрика), царей (династии Романовых), воинов и героев, святых, подвижников, государственных людей, простолюдинов (как, например, Иван Сусанин и сибиряк), а также литераторов, композиторов, ученых.

Чудесно названы эти группы. Например, «Просветители» – от Владимира Крестителя, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги, Нестора Летописца, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких, Максима Грека до Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. В этом ряду мы по понятным причинам не найдем, скажем, чудотворца Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского, которые были прославлены позднее, в начале ХХ века, при участии Государя Николая II Александровича. Но поражают как смелость, так и прозорливость, с которыми автор в пантеон великих святых подвижников включил своего современника архиепископа Херсонского Иннокентия, почившего в 1857 году, всенародного любимца, сыгравшего огромную духовную роль в Крымской войне 1853–1856 годов.

То же можно сказать и о других героях-современниках, включенных на памятнике в великий ряд России – адмиралах Лазареве, Корнилове, Нахимове, генералах Дибиче-Забалканском, Паскевиче.

***

Памятники, как храмы и как люди, порой переживают непростую судьбу. Следует помнить, что среди грабительски-вандальных деяний немецко-фашистских захватчиков был и демонтаж памятника «Тысячелетие России». Генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу. Зимой 1943–1944 годов оккупанты начали работы по разборке памятника и прокладывали специальную узкоколейную дорогу от Новгородского кремля до вокзала. Железной дорогой грабители успели увезти бронзовую решетку работы профессора Боссе и бронзовые художественные фонари, окружавшие памятник. Но 20 января 1944 года город был освобожден советскими войсками.

Разобранный и подготовленный к вывозу в Германию памятник «Тысячелетие России». Новгород, январь 1944 г. Разобранный и подготовленный к вывозу в Германию памятник «Тысячелетие России». Новгород, январь 1944 г.

Вместо памятника оставался обобранный пьедестал, на котором сохранялась лишь нижняя половина шара-державы.

Трехметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу

Верхняя его часть была полуразрушена и исковеркана. Колоссальных фигур на пьедестале не было. Они, как и другие скульптурные изображения, были разбросаны по заснеженной кремлевской площади. При этом многие фигуры оказались попорченными: трехметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т.п., исчезли.

Ленинградский областной отдел архитектуры сообщал:

«Для передвижения и подъема фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1500 недостающих деталей».

Памятник «Тысячелетие России» Памятник «Тысячелетие России» Поэт-фронтовик Павел Шубин, автор текста знаменитой «Волховской застольной» («Редко, друзья, нам встречаться приходится…»), так написал о своих новгородских впечатлениях:

Мимо белокаменной Софии,
Волховские кинув берега,
Я и сам прошел тогда впервые
Городом, отбитым у врага.

На кремлевской площади в сугробах –
Витязей поверженных тела…
Их пытал тупой немецкий обух,
Грызла и калечила пила.

Но жива, жива литая бронза.
Хмуро смотрит Петр за горизонт,
Будто видит накрененный косо
К Гангуту идущий галиот…

Нет, ничем нельзя убить победу!
Снова новгородские полки
На закат по вражескому следу
Двинулись от Волхова-реки.

Восемь реставраторов, превышая меру своих сил, постарались восстановить памятник – еще до окончания войны, 2 ноября 1944 года. Однако первозданный вид памятнику был возвращен лишь к 1995 году.

Воистину жива, жива литая бронза! Значит, было что защищать и что восстанавливать после освобождения нашей земли от захватчиков.

В сущности, Микешин создал симфонию или, если угодно, своего рода эпическую оду, в общих резких чертах рассказав миру о том, что именно произошло за тысячу лет на этой территории. Во имя чего эти достойнейшие мужи и жены, на фигуры которых опирается православный крест, жили на Русской земле, совершая в разные эпохи единое, целокупное, соборное русское восхождение с русским крестом – трагическое, но и высокое.

***

Памятник Императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге. 1873 г. Цветная литография 1890–1905 гг. Памятник Императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге. 1873 г. Цветная литография 1890–1905 гг. Столь же величественно и стилистически подобно выполнен памятник Императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге, созданный Микешиным с целой плеядой скульпторов, отвечавших за отдельные элементы композиции. Величественную женскую фигуру внизу окружают девять фигур выдающихся современников Государыни; справочники сообщают, что это фельдмаршал П. Румянцев-Задунайский, государственный деятель Г. Потемкин и полководец А. Суворов, обращенные к Невскому проспекту, поэт Г. Державин и президент Российской академии Е. Дашкова – к Аничкову дворцу, князь А. Безбородко и президент Российской Академии художеств И. Бецкой – к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец В. Чичагов и государственный деятель А. Орлов-Чесменский – к фасаду Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го. 1873 год».

***

Говоря о Микешине, нам никак нельзя не вспомнить о Малороссии. Украина долгое время была благодарна выдающемуся скульптору за высокий творческий дар, обращенный и на ее службу. Таким же служением памятны и выдающиеся мастера, благоукрасившие знаменитый Владимирский собор в Киеве, строившийся все к тому же 1888 году – году 900-летия Крещения Руси. Это были В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель и иные первоклассные русские художники, осуществившие росписи Владимирского собора, которые радуют по сей день. Храм, к сожалению, был в начале 1990-х захвачен раскольниками и стал кафедральным у т.н. «Киевского патриархата».

Микешин, воплотив образ Б. Хмельницкого, создал подлинный шедевр, ведь с какой политической точки зрения ни погляди на этот памятник (возведенный, кстати, на добровольные пожертвования), он остается прекрасным творением рук человеческих, творческого гения. И с какой точки поверхности ни смотри – со всех сторон увидишь лишь красоту и гармонию.

Неслучайность выбора места установки памятника гетману-объединителю, торжественно открытого 11 июля 1888 года на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия Крещения Руси, очевидна. Именно на этой площади в декабре 1648 года киевляне встречали казацкие полки во главе с Богданом Хмельницким, вступившие в город после победы над польской шляхтой под Пилявцами; именно здесь в январе 1654 года население Киева приветствовало российских послов во главе с боярином Бутурлиным после Переяславской Рады. К слову, и в ноябре 1943 года на площади Богдана Хмельницкого собрались жители освобожденного от немецко-фашистских оккупантов Киева, приветствуя воинов-победителей.

Как правило, Микешин использовал в такого рода эпических монументах один стилистический прием: собирание опорных образов, на которых основывал стояние главного, вершинного. И Киеву поначалу предложил многофигурную композицию.

Если мы посмотрим на вышеупомянутые его шедевры в Питере и Новгороде, то увидим в обоих случаях микешинский «конек» – многофигурность, где главный объект как бы подпирают вспомогательные. В обоих случаях это сделано великолепно, гармонично, интересно, содержательно. Нет никаких сомнений в том, что и первый микешинский проект киевского памятника, будучи воплощенным в жизнь, стал бы в ряд многофигурных шедевров. Другое дело, что многофигурный проект был отвергнут как по экономическим, так и по идеологическим причинам, по соображениям, как сказали бы сейчас, «толерантности».

Многофигурный проект был отвергнут в том числе и по идеологическим причинам – по соображениям «толерантности»

Генерал-губернатор Киева Александр Дондуков-Корсаков отверг изначальную идею скульптора; потому сегодня мы видим гетмана Украины на Софийской площади в одиночестве, без окружающих фигур. Ну посудите сами о точности, исторической адекватности и прозорливости мастера: по его проекту конь Хмельницкого сталкивал шляхтича, арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Скульптуры пьедестала должны были изображать битву под Збаражем, Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев.

Памятник Б. Хмельницкому в Киеве. Фото автора Памятник Б. Хмельницкому в Киеве. Фото автора Киевская байка говорит о том, что богданова булава памятника указывает на Москву (и в этом случае комментарии таковы, что Москва выбрана как политический ориентир), однако некоторые умельцы определять географические направления уверяют, что на Москву бронзовый Богдан-Зиновий не указывал никогда. А о московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: «Хотим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». В 1919 и 1924 годах эти надписи были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888», которая сохранилась и по сей день.

К слову вспомним о трагическом событии, произошедшем здесь в 4 часа утра 21 (8 по ст. ст.) декабря 1918 года, когда петлюровцами был получен приказ о переводе генерала Федора Артуровича Келлера и его спутников в Лукьяновскую тюрьму. Их вели вдоль стен Софийского собора, мимо памятника Богдану Хмельницкому, когда из ближайшего сквера раздался залп по арестованным – стреляли сечевики Е. Коновальца. Но убить генерала и офицеров сразу не удалось, конвою пришлось их добивать.

Минин и Пожарский. В центре – Михаил Романов, первый царь в династии. Фрагмент памятника «Тысячелетие России» Минин и Пожарский. В центре – Михаил Романов, первый царь в династии. Фрагмент памятника «Тысячелетие России»

Приведем в заключение замечательные слова музыканта А. Шахматова, высказанные на страницах одной из социальных сетей Интернета:

«Ни один народ мира, как наш, русский, за такой период не пережил столько потрясений и не создал неповторимой духовности, культурности и научности, что повлияло на развитие всего человечества. Желаю родному народу воспрянуть духом после духовно-национального спотыкания в XX веке, как в Великом Новгороде, во время основания державы и 400-летней давности, когда великие сыны Святой Руси, гражданин Минин и князь Пожарский, доблестно сплотили народ и дали отпор иностранным захватчикам. Слава Великой России!»

Станислав Минаков

1 марта 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Самый мудрый мастер русского пейзажа» «Самый мудрый мастер русского пейзажа»
К 160-летию Исаака Левитана
«Самый мудрый мастер русского пейзажа» «Самый мудрый мастер русского пейзажа»
К 160-летию со дня рождения русского живописца Исаака Левитана
Станислав Минаков, Анна Минакова
«Никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем… Оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник», – признавался Исаак Левитан.
Художники Петровы – о жизни в период самоизоляции, обезличенном искусстве и ностальгии по настоящему Художники Петровы – о жизни в период самоизоляции, обезличенном искусстве и ностальгии по настоящему Художники Петровы – о жизни в период самоизоляции, обезличенном искусстве и ностальгии по настоящему Художники Петровы – о жизни в период самоизоляции, обезличенном искусстве и ностальгии по настоящему
Живопись становится элитарным видом искусства, сродни бумажным книгам, открыткам и письмам, написанным от руки, как вообще все настоящее.
Ангелы и доски Ольги Даниловой Ангелы и доски Ольги Даниловой
Ольга Лунькова
Ангелы и доски Ольги Даниловой Ангелы и доски Ольги Даниловой
Основная проблема современного человека в том, что у него нет сил на доброе слово, на доброе дело. Силы дает только Бог и ближние, которые ведут праведную жизнь.
Комментарии
Николай 3 марта 2021, 02:04
Отличный материал, спасибо! И поддержу Дарью, хотелось бы больше материалов на сайте о культуре исторической России.
Дарья 2 марта 2021, 13:14
Огромное спасибо Станиславу Минакову за статью! К редакции: пожалуйста, публикуйте побольше статей, в которых подробно и с прекрасными иллюстрациями описываются выдающиеся произведения русской культуры!
Константин 2 марта 2021, 12:29
Вот если бы на Лубянской площади поставили такой-же памятник, плюс исторические фигуры с учётом 19-20 века, которые однозначно не вызвали бы споров: преподобный Серафим Саровский,святитель Иоанн Кронштадтский, Царственные Страстотерпцы, писатель Иван Шмелёв, святитель патриарх Тихон, собирательный образ священномучеников и исповедников, собирательный образ советского Воина победителя в Великой Отечественной войне, Г.К.Жуков и другие полководцы, С.П.Королёв, И.В.Курчатов, Ю.А.Гагарин, собирательный образ рабочего человека советского времени - честного труженика, собирательные образы русских солдат героев Афганистана, Чечни, Сирии, героев Донбасса.
Валентина 1 марта 2021, 15:31
Мне довелось побывать в Новгороде Великом в конце января 1979 года. Впечатление от грандиозного памятника "Тысячелетие России" было ошеломляющим. Я настолько долго и углублённо созерцала эту многофигурную композицию, что не заметила, как замёрзла (был сильный мороз). Тогда я ещё не знала, сколько трудов было положено для восстановления памятника, разобранного фашистами. Прочла об этом в статье Станислава Минакова. А приведённое в статье стихотворение Павла Шубина пронзительно до слёз...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×