О буре в Крестовоздвиженском монастыре (США)

Беседа с иеромонахом Гавриилом (Хутеном)

Снежная буря, обрушившаяся на южные и юго-восточные штаты США и повлекшая за собой несколько десятков смертей, а также отключения тепла и света в миллионах домов, нанесла серьезный урон одному из крупнейших монастырей Русской Зарубежной Церкви – Крестовоздвиженской обители в Западной Вирджинии. К счастью, никто из монахов не пострадал, но постройкам, в том числе и церкви, причинен серьезный урон.

О том, что случилось и как монастырь выходит из кризиса, в интервью Pravoslvaie.Ru рассказал его благочинный иеромонах Гавриил (Хутен).

– Отец Гавриил, расскажите о Крестовоздвиженском монастыре, чтобы читателям за пределами США стало понятно, насколько он важен для Русской Зарубежной Церкви.

– Я думаю, это крупнейший в мире мужской монастырь в составе Русской Зарубежной Церкви, где службы ведутся на английском языке. Конечно, он не идет ни в какое сравнение с русскими монастырями, где живут сотни монахов.

Наша обитель была основана в 1986 году в Сент-Луисе (штат Миссури), а в 2000-м переехала в Западную Вирджинию, поскольку прежнего места уже не хватало. Сейчас она достаточно быстро растет. Например, когда я впервые приехал сюда в 2008 году, здесь было только 12 монахов. В 2010-м, когда я был принят в братию, здесь подвизались уже 18 подвижников, сейчас их насчитывается 27 или 28. У нас нет места для того, чтобы принимать новых членов общины, вот почему мы строим новые помещения.

Упавшие деревья повредили крышу над алтарем и разбили минивэн

– Отец Гавриил, как обстоят дела сейчас, спустя две недели после бури?

– Слава Богу, все в порядке, уже потеплело. Недели полторы стоял мороз, сейчас его нет хотя бы днем. Слава Богу, никто не пострадал, все здоровы. Все нормально, мы теперь можем ездить в соседний городок Уэйн за продуктами и прочими вещами. Правда, уже почти две недели нет электричества, отопления, интернета и телефонной связи. Но слава Богу, мы все в порядке. Мы знаем, что Господь заботится о нашем спасении. И мы очень благодарны тому огромному количеству людей, которые молятся о нас.

– Что же произошло?

Дерево упало на церковь, пробило крышу как раз над Престолом

– Снежный шторм начался вечером в праздник Сретения Господня. Слава Богу, нам удалось провести утреннюю Литургию. Такие бураны случаются в нашем штате время от времени, но бывают значительно менее серьезными. В этот раз толщина льда была больше сантиметра, деревья просто не выдерживали такого веса и падали. А так как монастырь расположен в лесистой местности, деревьев у нас много. Они разрушили несколько зданий, полностью разбит монастырский минивэн, оборваны электропровода.

Два дерева упали на здания, одно из них – на церковь, прямо над святым алтарем. Оно пробило крышу и потолок как раз над Престолом. Пока мы еще не знаем, насколько там все серьезно, потому что не можем пройти туда по соображениям безопасности.

Один из наших прихожан в городе имеет собственный кровельный бизнес. Надеемся, вскоре он сможет приехать и оценить все повреждения.

Ремонт обойдется минимум в 30 тысяч долларов

– У вас есть представление, во что обойдется восстановление монастыря? И как вы предполагаете искать необходимые средства?

– Сейчас очень трудно назвать конкретную сумму. Ремонт как таковой обойдется как минимум в 30 тысяч долларов. Но эта сумма может оказаться намного выше: как я уже говорил, мы пока не смогли определить масштаб всех разрушений, неизвестно, насколько повреждены крыши, есть ли внутренние повреждения. Кроме того, мы пока не знаем, во сколько обойдется приостановка нашей деятельности, так как у нас еще нет ни электричества, ни интернета, чтобы мы могли получать заказы. Кроме того, если Господь поможет нам получить деньги, мы какое-то количество должны будем направить на приобретение нового оборудования, может быть, более качественных генераторов, чтобы быть лучше подготовленными к подобным ситуациям в будущем.

Но сейчас наша главная задача – чтобы монахи были в безопасности и тепле, чтобы людям было что есть, чтобы можно было проводить богослужения.

Конечно, мы обратились с просьбами о помощи через наши рассылки и сайт. Насколько я знаю, фонд помощи РПЦЗ обсуждает ситуацию, и надеюсь, сможет оказать посильную поддержку.

Без интернета мы не можем зарабатывать на жизнь

– А каковы перспективы восстановления энергоснабжения?

– Есть надежда, что это произойдет в выходные или в начале следующей недели, но мы точно этого не знаем. Дело в том, что наш монастырь находится в уединенном месте, на самом краю одной из наиболее удаленных линий электропередачи. Отключения света у нас случаются раз или два в месяц, но обычно все восстанавливается за день или два.

Однако даже если свет дадут сейчас, интернета, возможно, не будет еще долго, и это очень сказывается на нас. Мы ведь стараемся, по возможности, сами зарабатывать на монастырь, делаем ладан, свечи и мыло из козьего молока. Все это мы продаем через интернет, поскольку многие люди просто не могут к нам приехать лично. Так что восстановить нормальную деятельность в этом направлении нам удастся, возможно, только через несколько недель. Но слава Богу, мы теперь можем снова проводить богослужения.

– Как это все повлияло на монастырскую жизнь?

– В первые дни нам пришлось существенно ограничить свою обычную деятельность, мы занимались ремонтом и разбором завалов. Безусловно, мы совершали богослужения, хотя и по минимуму. На этой неделе нам удалось вернуться к более или менее нормальному графику служения.

Но, пожалуй, главная сложность на данный момент заключается в том, что братьям приходится часто отлучаться в город за самым необходимым. Это довольно далеко – около часа езды на машине – и мешает монахам, которым надлежит жить в затворе.

Молитвы и помощь со всего мира вдохновляли нас

– Я слышал, что монахам пришлось спать всем в одной комнате несколько ночей. Это действительно так?

– На самом деле в нескольких комнатах. Дело в том, что несколько отдельных келий, где живут братья, оборудованы печками, которыми можно было отапливать помещения. Но в братском корпусе и других общих помещениях такого нет, в холодное время года мы полагаемся на генераторы. Однако на сей раз, после того, как электричества не было несколько дней, четыре генератора вышли из строя, еще четыре, работавшие на природном газе, отключились. Во всем штате так много народу были вынуждены использовать газ для отопления, что его просто не хватило. Поэтому нам пришлось собраться всем вместе в двух или трех комнатах и пользоваться керосиновыми обогревателями.

– Как вы переживаете нынешнее бедствие?

– Я не стану говорить, что все прошло легко, особенно в первые дни, когда положение было самым серьезным. Было трудно, но мы знаем, что Божественное Провидение есть во всем, что Господь попустил это, пытаясь нам помочь в нашей духовной жизни. Мы старались перенести это испытание с терпением и благодарностью, насколько это возможно. Конечно, будучи грешными людьми, мы не всегда делали это хорошо.

Но нам было очень важно видеть, что сотни верующих не только из разных частей США, но и со всего мира перечисляли нам средства, молились о нас, мы чувствовали любовь огромного числа людей. Это очень вдохновляло нас в столь сложное время. Мы чувствовали, что по-прежнему соединены с Церковью и едины во Христе с таким большим количеством людей по всему миру, что они с нами в своих молитвах и помогают нам.

Иеромонах Гавриил (Хутен)
беседовал Дмитрий Злодорев
(Вашингтон)

3 марта 2021 г.

Крестовоздвиженский монастырь – крупнейшая мужская обитель в составе Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), в которой службы ведутся только на английском языке. Ее насельниками в большинстве своем являются молодые американцы, пришедшие в Православие из других христианских деноминаций.

Монастырь был основан в штате Миссури осенью 1986 года 27-летним иеромонахом Каллистом (Пазалосом), который стал его первым настоятелем. После его кончины в 1992 году обитель вошла в состав Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) и стала его подворьем.

Со временем монастырь значительно разросся, количество монахов удвоилось, и для обители потребовалось новое место, поскольку все имевшиеся помещения уже были заняты.

В 2000 году семья православных прихожан Мориса и Надежды Силл пожертвовала участок земли в горах в штате Западная Вирджиния, где и началось новое строительство. Переезд, совершившийся 25 мая, благословил тогдашний настоятель Джорданвилльской лавры архиепископ Лавр (Шкурла), ставший впоследствии Первоиерархом РПЦЗ.

Примечательно, что новая волна роста началась в 2008 году вскоре после того, как монастырь посетила Порт-Артурская икона Божией Матери, которая приезжала тогда в США из России.

Спустя год Крестовоздвиженский монастырь вновь обрел самостоятельность, а его настоятелем был назначен епископ Мэйфильдский Георгий (Шейфер), который ныне занимает Канберрскую кафедру и является викарием Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ.

Сейчас настоятелем монастыря является архимандрит Серафим (Вопел), который в свое время был крещен в Православие отцом Каллистом. Позднее батюшка три года провел в монастыре другой православной деноминации в Бостоне, но решил вернуться в лоно Русской Зарубежной Церкви и поступил в Крестовоздвиженскую обитель.

Покровителем монастыря является святой целитель Пантелеимон, которому братия служит особые молебны.

В настоящее время монастырь считается одним из наиболее быстро растущих в США. Монахи занимаются сразу несколькими строительными проектами, включая обустройство нового храма и келий для принятия будущих подвижников.

Обитель неоднократно подвергалась ударам стихии, но всякий раз восставала, словно Феникс из пепла. В 2003 году сгорела монастырская гостиница, а десять лет спустя огонь уничтожил Богородице-Рождественский скит и свечной завод. В обоих случаях эти бедствия служили отправной точкой для начала нового строительства.

Американский по форме, монастырь является русским по духу. Монахи здесь – американцы, но они строго соблюдают русские духовные традиции. Естественно, все песнопения исполняются по-английски, но традиционным русским распевом. Благовония, производство которых является одной из основных статей дохода обители, создаются по древним афонским традициям.

Но, пожалуй, самое главное в том, что монастырь несет важнейшую просветительскую миссию. В паломничество сюда приезжают сотни американцев со всего Восточного побережья США, которые знакомятся здесь с Православием и получают духовное окормление.

Вы можете помочь Крестовоздвиженскому монастырю восстановиться после снежной бури, переведя посильное пожертвование через сайт монастыря https://www.holycross.org/products/general-donation или напрямую банковским переводом.

Банковские реквизиты Крестовоздвиженского монастыря:

  • Банк Chase
  • Номер счета 807938118
  • SWIFT Code: CHASUS33
  • Получатель: Holy Cross Monastery, Inc.
  • Адрес: 505 Holy Cross Road, Wayne, WV 25570

Пожертвования можно также сделать на сайте монастыря: https://www.holycross.org/products/general-donation.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Чтобы поклоняться Богу в духе и истине Чтобы поклоняться Богу в духе и истине
Четыре истории обращения в Православие
Чтобы поклоняться Богу в духе и истине Чтобы поклоняться Богу в духе и истине
Четыре истории обращения в Православие
Он спрашивал: «Почему мы, протестанты, делаем и верим так?» Ему отвечали: «Потому что мы всегда так делали / потому что нам нравится так делать». Эти ответы не могли удовлетворять.
«Православие – это исполнение евангельского богословия» «Православие – это исполнение евангельского богословия»
Истории обращения в Православие
«Православие – это исполнение евангельского богословия» «Православие – это исполнение евангельского богословия»
Истории обращения в Православие
Роберт увидел на двери одной из комнат общежития икону Христа. Подумал: «Икона в кальвинистской семинарии?!» Так началась череда «встреч» с Православием.
«Об Америке нельзя судить по крупным городам» «Об Америке нельзя судить по крупным городам»
Протоиерей Петр Перекрестов
«Об Америке нельзя судить по крупным городам» «Об Америке нельзя судить по крупным городам»
Беседа с протоиереем Петром Перекрестовым (Сан-Франциско)
Порой американцы, перешедшие в Православие, выглядят более русскими, чем неправославные русские в России.
Комментарии
Елена О 5 марта 2021, 19:36
Дмитрий, спасибо за ответ.
Антон 5 марта 2021, 08:44
Алла, конечно, на родной земле человек должен сохранять свою культурную принадлежность. Но в Америке ещё нет своей собственной православной традиции, православной культуры. Она должна вырасти, а пытаться создать её искусственно бессмысленно. Выйдет чепуха. Ведь православие - это не про культуру, это про спасение души, оно требует опоры на опыт подвижников, достигших больших высот. В Америке собственного опыта ещё слишком мало. Очень интересен опыт о. Серафима Роуза. Он воспринял опыт преп. Иоанна Максимовича, Елены Концевич, но глубоко изучил и опыт древних православных подвижников Запада. Основанный им монастырь в Платине может стать зерном, из которого вырастет американская традиция.
Дмитрий Злодорев 4 марта 2021, 21:46
Уважаемая Ирина О. Все монастыри в США являются американскими, хотя принадлежат разным деноминациям. И братия в них - со всего света. Кроме того, есть Православная Церковь в Америке, получившая в свое время автокефалию от РПЦ (правда, многие церкви ее не признали). У этой церкви тоже есть свои монастыри. Русские монастыри в США - небольшие и небогатые. А за Богохранимую Америку, как и за Богохранимую страну Российскую, во всех храмах РПЦЗ в США молятся за каждой литургией
Елена О. 4 марта 2021, 14:24
/Александр 4 марта 2021, 00:36 Ответ Алле.Монастырь создавался как русский.Потому и устав там русский ничо не поделаешь.Русским приходится так же в греческих монастырях быть греками!/ Бедные американцы. А американские монастыри есть? Или американцу всегда необходимо быть либо русским, либо сербом, либо греком, либо... За Богохранимую Америку кто-нибудь молится из православных?
Александр 4 марта 2021, 00:36
Ответ Алле.Монастырь создавался как русский.Потому и устав там русский ничо не поделаешь.Русским приходится так же в греческих монастырях быть греками!
Дмитрий Злодорев 4 марта 2021, 00:09
Уважаемая Ирина_Винница, дело в том, что у русских монастырей в США зачастую попросту не хватает средств на обеспечение элементарных нужд, поскольку они живут на пожертвования достаточно маленькой и, в большинстве своем, небогатой общины. Что касается заготовки дров на зиму, в южных и юго-восточных штатах США, которые сейчас пострадали от бури, зимы, как правило, теплые, и морозные дни, а тем более снегопады там случаются чрезвычайно редко.
рБ Марина 3 марта 2021, 22:46
ПОМОЩИ БОЖИЕЙ БАТЮШКАМ И НАСЕЛЬНИКАМ МОНАСТЫРЯ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!
Дмитрий Г. 3 марта 2021, 20:12
Позавчера как раз нашёл песню про Западную Вирджинию от John Denver: Country roads, take me home To the place I belong West Virginia, mountain mama Take me home, country roads. Найдите, послушайте! Душевная песня.
Ирина_Винница 3 марта 2021, 13:55
(продолжение) Для обеспечения минимальных потребностей в электричестве необходимо установить гибрид: ветрогенератор + солнечные батареи. И т.д. Печально, что насельников монастыря ничему не научило вот это: "В 2003 году сгорела монастырская гостиница, а десять лет спустя огонь уничтожил Богородице-Рождественский скит и свечной завод." Прямо: "чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса..."
Ирина_Винница 3 марта 2021, 13:44
Да уж... На самом деле статья просто кричит о несоблюдении правил техники безопасности, норм строительства и элементарного здравомыслия. Нельзя, чтобы высота деревьев, растущих вблизи строений, угрожала строениям при падении. Также для удаленного от цивилизации и находящегося В ЛЕСУ монастыря хотя бы в нескольких комнатах необходимо сделать обычные печи - "грубы" - для твердого топлива. И ежегодно, по согласованию с местным лесничеством, заготавливать хотя бы минимум дров на зиму. При наступлении очередного бедствия (возможно, более серьезного)неразумно полагаться на генераторы (наверняка, китайские), газ, электричество и керосин. (продолжение следует)
Алла 3 марта 2021, 12:28
"Американский по форме, монастырь является русским по духу. Монахи здесь – американцы, но они строго соблюдают русские духовные традиции." А почему, собственно, американец не может оставаться американцем по духу, а должен становиться русским? Ладно бы речь шла о тех, кто эмигрировал в Россию. Но уж на своей родной земле человек может и должен сохранять свою культурную принадлежность. Христианство - для всего человечества.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×