Как сделать свою молитву плодотворной

Игумен Никон – настоятель афонской келлии святого Спиридона, относящейся к Новому Скиту, ученик старца Ефрема Филофейского (Аризонского).

Все добродетели готовят нас к единению с Богом. Это и есть цель нашей жизни – единение с Богом, обожение, как выражаются богословы. Все добродетели… Однако с молитвой происходит нечто чудесное! Молитва соединяет нас с Богом, а не только готовит к единению с Ним. Поэтому нам надо подготовиться к тому, чтобы встретиться с Богом. Обратить внимание на то, какими мы предстанем пред Богом. Это важно. Это не мелочь.

Мы не станем утверждать, что молитва – занятие чисто духовное и относится только к душе. Нет! Как-то один образованный человек сказал мне:

– А какая разница, как я стою на молитве? Важно, какой предстает моя душа.

Да, но только чего не знали ни мы, ни он, а это очень важная истина, которую открыл один святой Церкви: душа моделируется по телу. Душа принимает позу тела. Мы не можем сидеть в позе лотоса, как сидят индусы, и говорить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Нет. Мы встанем, скрестив руки, будем осенять себя знамением Святого Креста и молиться.

Игумен Никон (Лазару) Игумен Никон (Лазару)

Тело тоже должно учиться молитве. Не только душа. Будем помнить об этом, чтобы осуществить это на практике. Например, мы себя не всегда хорошо чувствуем, у нас не всегда есть желание молиться: может, мы устали, или на нас нахлынуло равнодушие к молитве, а может, это искушение от диавола, который наводит на нас состояние тоски, печали и духовной сухости. Что же тогда делать, если у нас нет желания молиться?

Тогда мы перекрестимся и скажем: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Положим земной поклон и снова поднимемся: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» – поклон и опять встанем. «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» – и снова поклон, и снова встанем. И тело потянет за собой душу. Душа тоже начнет класть поклоны. Душа тоже начнет припадать и вставать вместе с телом. Так мы подготовимся к тому, чтобы стоять на молитве как подобает. Это первое. А теперь обратите внимание на второе.

Поклон, и еще, и еще… Тело потянет за собой душу. Душа тоже начнет класть поклоны

Прежде чем начать молитву, забудем всё зло, которое претерпели от ближнего. Если мы во время молитвы вспомним о том, кто нас опечалил, молитва наша сделается тщетной. Не будем же помнить зла! Всю жизнь, каждый день будем бороться за это, а тем более во время молитвы. Знаете, что говорят отцы? Кто помнит зло, тот самоубийца, тот сам себя убивает. Поэтому будем забывать любое зло, которое нам причинили.

Один отец Церкви говорит, что кто молится и помнит зло, тот уподобляется человеку, сеющему на каменистом месте. Сколько корней вырастет у семени, посеянном на камне, столько же плодов принесет молитва помнящего зло.

Что мы говорим в молитве «Отче наш»? «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». А понимаем ли мы, что говорим? Мы же молим Бога простить нас в той мере, в какой прощаем сами. Чтобы Он простил нас так, как мы прощаем. Задумайтесь, что мы говорим! Мы же молим Его простить нас и сделать это в той мере, в какой прощаем сами. Увы нам!

Поэтому так важно то, что я сказал вам: чтобы мы встали как подобает (первая ступень приготовления) и забыли любое зло, которое сделали нам другие (вторая ступень). А затем начнем молиться. Будем всегда обращать внимание на эти моменты.

И с чего мы начнем молитву? Всегда будем начинать ее с благодарения. Прежде всего возблагодарим Бога! Перед тем как сделать или сказать что бы то ни было, прежде всего возблагодарим Бога.

А с чего начнем молитву? Всегда будем начинать ее с благодарения. Прежде всего возблагодарим Бога!

А за что нам Его благодарить? При всем том, что происходит вокруг? При всем том, что мы переносим? При всех болезнях, которые у нас есть? За что? Подумайте! Есть ли у нас какая-нибудь причина быть Ему признательными? Обычно мы смотрим на то, чего нам не хватает. И хорошо делаем, чтобы бороться за это, достичь этого. Но задумывались ли мы когда-нибудь о том, сколько всего у нас уже есть? Например, почему Бог дал нам эти глаза? Он что, был нам должен? А благодарили ли мы когда-нибудь Бога за то, что видим? И зачем нам видеть? Разве мы не могли родиться слепыми? А что мы сделали, чтобы получить этот дар? Мы не сделали абсолютно ничего! Мы родились зрячими, мы даже не начинали делать что-нибудь, чтобы заслужить дар зрения. А благодарили ли мы Бога за то, что видим?

Святой апостол Павел говорит, чтобы мы благодарили за всё (см.: 1 Фес. 5: 18). И он имеет в виду здесь также неприятное, случающееся с нами. Чтобы благодарили за всё! А мы дошли до такого окаянства, что не благодарим Бога даже за Его дары. А еще воображаем о себе, будто мы хорошие христиане! Так что будем видеть то, чего нам не хватает, будем молиться Богу, чтобы Он исполнил наши желания. Но будем и благодарить Его за то, что уже получили.

Благодарных, тех, кто научился говорить: «Слава Тебе, Господи!», Бог притягивает к Себе Своей любовью, тотчас исполняя их прошения. Бог быстро исполняет прошения благодарного, потому что знает, что он от Него не отдалится. А неблагодарному, который не научился говорить: «Слава Тебе, Господи!», который не благодарит Бога за Его дары, Бог медлит исполнять желания. Неблагодарный, не научившийся говорить: «Слава Тебе, Господи!», молится и молится, а Бог медлит отвечать на его прошения. И Он делает это намеренно, чтобы как можно дольше удержать его на молитве, как можно дольше удержать его близ Себя.

Итак, хотим ли мы, чтобы Бог услышал нас? Тогда начнем со: «Слава Тебе, Господи! Благодарю Тебя, Господи, за то, что я вижу, слышу, что у меня есть дом, есть во что одеться, есть кровать, чтобы мне спать на ней! Что у меня есть друзья, что я могу говорить, слышу!» А затем перейдем ко второй стадии молитвы – исповеданию. Исповедаем пред Богом свои грехи. Бог знает их, но чтобы мы их сами осознали. Потому что мы любим забывать о том, что сделали. И всегда видим себя лучшими, чем мы есть. Поэтому и не принимаем критики от других.

После благодарения следует исповедание, а затем прошения: «Господи, я хочу этого, хочу того. Помоги мне преуспеть там-то. Помоги добиться того-то». И не будем забывать, что Сам Христос увещает нас: «Просите, и дастся вам» (Мф. 7: 7).

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как научиться молиться Как научиться молиться
Ответы пастырей
Как научиться молиться Как научиться молиться
Ответы пастырей
Молитва каждого человека имеет космическое значение, – не только индивидуальное или влияющее, допустим, на его род, семью или ближайшее окружение, но и на весь мир.
Как твоя молитва? Как твоя молитва?
Игумен Нектарий (Морозов)
Как твоя молитва? Как твоя молитва?
Игумен Нектарий (Морозов)
Утреннее и вечернее правила – «два момента стабильности», то, что не дает отдалиться от Бога. Вот несколько простых принципов, которые помогут «наладить и настроить» ежедневную внимательную и горячую молитву.
Сила молитвы Сила молитвы
Размышляя над книгой о старце Силуане Афонском
Митрополит Лимасольский Афанасий
Жестоко избитый, этот старик имел одно желание: чтобы его привязали к стасидии и он мог бы всю ночь молиться. Пример старцев потрясает. Будучи телесно изнуренными, полумертвыми, в молитве они приобретали юношескую бодрость.
Комментарии
Наталья 11 апреля 2021, 21:41
Как просто изложено! А где просто - там ангелов со сто!!! Любят святые простоту...
Мария11 апреля 2021, 13:00
Одна из не столь часто встречающихся публикаций, где написано не теоретическое «вот как должно быть», а как следует поступать, чтобы достигнуть это «надо».
Катерина10 апреля 2021, 16:13
Чем-то неуловимым, практичным напомнил советы свт. Феофана Затворника о том, как выстраивать молитву.
Анна 9 апреля 2021, 20:24
Большое спасибо! Просьба к редакции публиковать больше статей на эту тему.
Галина И. 8 апреля 2021, 17:20
Спасибо! /"Мы не можем сидеть в позе лотоса, как сидят индусы...,мы встанем, скрестив руки, будем осенять себя знамением Святого Креста и молиться".//Православие- это стояние в вере и истине. Но в Свящ. Писании нигде не указано, как именно всегда должно молиться Богу. Для Бога в молитве главное- сердце: "Сыне, даждь Ми сердце твое". "Всякая истинная молитва... рано или поздно получает живоносную благодать Духа Святого" (митр. Сурожский Антоний). Что за поза была у молящегося великого Божьего пророка Илии: "наклонился к земле и положил лицо свое между коленами своими" (3 Цар.18, 42)? Я пробовала так- не получается. И какой силы достигала его молитва! А "Илия" значит "мой Бог - Ягве" (Сущий).
Oles 8 апреля 2021, 09:53
Всё верно! Благодарение - покаяние - прошение. Именно поэтому великая ектения, в которой мы сразу же просим, несколько нарушает логику Литургии. Изначально великая ектения звучала, как должно, на литургии верных.
Момо 8 апреля 2021, 01:02
Господ меня сподобил познакомится с ним. Он величайший человек который всем рекомендую если Бог даст встретится с ним. Простите я не русский и поэтому плохо пишу. Он настоятель в скиту Евангелизмос не далеко от Ксенофодос. Любой желающий и жаждающыи может пойти там. Настоящий подвижник.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×