Игумен Никон – настоятель афонской келлии святого Спиридона, относящейся к Новому Скиту, ученик старца Ефрема Филофейского (Аризонского).
Все добродетели готовят нас к единению с Богом. Это и есть цель нашей жизни – единение с Богом, обожение, как выражаются богословы. Все добродетели… Однако с молитвой происходит нечто чудесное! Молитва соединяет нас с Богом, а не только готовит к единению с Ним. Поэтому нам надо подготовиться к тому, чтобы встретиться с Богом. Обратить внимание на то, какими мы предстанем пред Богом. Это важно. Это не мелочь.
Мы не станем утверждать, что молитва – занятие чисто духовное и относится только к душе. Нет! Как-то один образованный человек сказал мне:
– А какая разница, как я стою на молитве? Важно, какой предстает моя душа.
Да, но только чего не знали ни мы, ни он, а это очень важная истина, которую открыл один святой Церкви: душа моделируется по телу. Душа принимает позу тела. Мы не можем сидеть в позе лотоса, как сидят индусы, и говорить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Нет. Мы встанем, скрестив руки, будем осенять себя знамением Святого Креста и молиться.
Тело тоже должно учиться молитве. Не только душа. Будем помнить об этом, чтобы осуществить это на практике. Например, мы себя не всегда хорошо чувствуем, у нас не всегда есть желание молиться: может, мы устали, или на нас нахлынуло равнодушие к молитве, а может, это искушение от диавола, который наводит на нас состояние тоски, печали и духовной сухости. Что же тогда делать, если у нас нет желания молиться?
Тогда мы перекрестимся и скажем: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Положим земной поклон и снова поднимемся: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» – поклон и опять встанем. «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» – и снова поклон, и снова встанем. И тело потянет за собой душу. Душа тоже начнет класть поклоны. Душа тоже начнет припадать и вставать вместе с телом. Так мы подготовимся к тому, чтобы стоять на молитве как подобает. Это первое. А теперь обратите внимание на второе.
Поклон, и еще, и еще… Тело потянет за собой душу. Душа тоже начнет класть поклоны
Прежде чем начать молитву, забудем всё зло, которое претерпели от ближнего. Если мы во время молитвы вспомним о том, кто нас опечалил, молитва наша сделается тщетной. Не будем же помнить зла! Всю жизнь, каждый день будем бороться за это, а тем более во время молитвы. Знаете, что говорят отцы? Кто помнит зло, тот самоубийца, тот сам себя убивает. Поэтому будем забывать любое зло, которое нам причинили.
Один отец Церкви говорит, что кто молится и помнит зло, тот уподобляется человеку, сеющему на каменистом месте. Сколько корней вырастет у семени, посеянном на камне, столько же плодов принесет молитва помнящего зло.
Что мы говорим в молитве «Отче наш»? «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». А понимаем ли мы, что говорим? Мы же молим Бога простить нас в той мере, в какой прощаем сами. Чтобы Он простил нас так, как мы прощаем. Задумайтесь, что мы говорим! Мы же молим Его простить нас и сделать это в той мере, в какой прощаем сами. Увы нам!
Поэтому так важно то, что я сказал вам: чтобы мы встали как подобает (первая ступень приготовления) и забыли любое зло, которое сделали нам другие (вторая ступень). А затем начнем молиться. Будем всегда обращать внимание на эти моменты.
И с чего мы начнем молитву? Всегда будем начинать ее с благодарения. Прежде всего возблагодарим Бога! Перед тем как сделать или сказать что бы то ни было, прежде всего возблагодарим Бога.
А с чего начнем молитву? Всегда будем начинать ее с благодарения. Прежде всего возблагодарим Бога!
А за что нам Его благодарить? При всем том, что происходит вокруг? При всем том, что мы переносим? При всех болезнях, которые у нас есть? За что? Подумайте! Есть ли у нас какая-нибудь причина быть Ему признательными? Обычно мы смотрим на то, чего нам не хватает. И хорошо делаем, чтобы бороться за это, достичь этого. Но задумывались ли мы когда-нибудь о том, сколько всего у нас уже есть? Например, почему Бог дал нам эти глаза? Он что, был нам должен? А благодарили ли мы когда-нибудь Бога за то, что видим? И зачем нам видеть? Разве мы не могли родиться слепыми? А что мы сделали, чтобы получить этот дар? Мы не сделали абсолютно ничего! Мы родились зрячими, мы даже не начинали делать что-нибудь, чтобы заслужить дар зрения. А благодарили ли мы Бога за то, что видим?
Святой апостол Павел говорит, чтобы мы благодарили за всё (см.: 1 Фес. 5: 18). И он имеет в виду здесь также неприятное, случающееся с нами. Чтобы благодарили за всё! А мы дошли до такого окаянства, что не благодарим Бога даже за Его дары. А еще воображаем о себе, будто мы хорошие христиане! Так что будем видеть то, чего нам не хватает, будем молиться Богу, чтобы Он исполнил наши желания. Но будем и благодарить Его за то, что уже получили.
Благодарных, тех, кто научился говорить: «Слава Тебе, Господи!», Бог притягивает к Себе Своей любовью, тотчас исполняя их прошения. Бог быстро исполняет прошения благодарного, потому что знает, что он от Него не отдалится. А неблагодарному, который не научился говорить: «Слава Тебе, Господи!», который не благодарит Бога за Его дары, Бог медлит исполнять желания. Неблагодарный, не научившийся говорить: «Слава Тебе, Господи!», молится и молится, а Бог медлит отвечать на его прошения. И Он делает это намеренно, чтобы как можно дольше удержать его на молитве, как можно дольше удержать его близ Себя.
Итак, хотим ли мы, чтобы Бог услышал нас? Тогда начнем со: «Слава Тебе, Господи! Благодарю Тебя, Господи, за то, что я вижу, слышу, что у меня есть дом, есть во что одеться, есть кровать, чтобы мне спать на ней! Что у меня есть друзья, что я могу говорить, слышу!» А затем перейдем ко второй стадии молитвы – исповеданию. Исповедаем пред Богом свои грехи. Бог знает их, но чтобы мы их сами осознали. Потому что мы любим забывать о том, что сделали. И всегда видим себя лучшими, чем мы есть. Поэтому и не принимаем критики от других.
После благодарения следует исповедание, а затем прошения: «Господи, я хочу этого, хочу того. Помоги мне преуспеть там-то. Помоги добиться того-то». И не будем забывать, что Сам Христос увещает нас: «Просите, и дастся вам» (Мф. 7: 7).