Перевод статьи богослова и писателя протопресвитера Иоанна Диотиса (Элладская Православная Церковь).
В газете «Кивотос тис Ортодоксиас» («Ковчег Православия») за 11 марта 2021 года подробно разбирается слово Патриарха Варфоломею к группе депутатов Верховной Рады, которые посещали Константинополь. Центральное место в этой патриаршей речи занимал скандально известный украинский вопрос. Многое в этой речи достойно порицания. В данной своей статье я ограничусь лишь единственным местом из нее, которое считаю обманом тех, кто не владеет фактами в отношении этого беспрецедентного экклесиологического скандала: «Единство Православия ни в коем случае не подвергается испытанию по причине того, что Вселенский Патриархат откликнулся на просьбу православных украинцев. Томос об автокефалии был актом ответственности Матери Церкви…».
В своей предыдущей статье в газете «Ортодоксос Типос» («Православная пресса») под названием «Тебе не стыдно, не имеющий страха Божия Патриарх?» я рассматривал другое вызывающее заблуждение Патриарха Варфоломея в отношении этой темы. Тогда в своем интервью он сказал, что лжеавтокефалия, которую он предоставил своей личной Киевской лжецеркви, состоящей из изверженных, самосвятов, анафематствованных и раскольников, подобна уже существующим иным автокефалиям. Тогда я указал на более чем десять существенных различий и подобным образом поступаю и сейчас, излагая еще больше, чем тогда, несомненных и неопровержимых фактов:
1) Из-за украинского вопроса полностью разорвано единство Вселенского Патриархата с половиной православного мира, потому что Московский Патриархат прервал каноническое общение со Вселенским Патриархатом.
2) По этой причине Вселенский Патриархат и лично сам Вселенский Патриарх вступил в тревожный конфликт с Патриархом Иерусалимским. И конфликт этот продолжает иметь место.
3) Вселенский Патриарх Варфоломей также находится в состоянии полного экклесиологического разрыва и с новым Патриархом Сербской Церкви Порфирием, который обвинил Патриарха Варфоломея в том, что украинский церковный вопрос терзает мировое Православие. Действия Константинополя на Украине не согласны с Преданием Церкви. Были явно нарушены священные каноны (см. «Ковчег Православия» от 11 марта 2021 г.). Во всем православном мире из-за диавольского украинского вопроса продолжаются сотрясающие церковное единство события.
4) А в Греции после лжепризнания украинской злоавтокефалии продолжается великий соблазн в виде множества публикаций и заявлений деятелей высокого уровня против официальной Церкви.
5) В Александрийском Патриархате среди епископата возникло смущение, и Патриарх Феодор был серьезно скомпрометирован тем, что самовольно и неканонически признал лжеепископа Епифания в качестве митрополита Киевского и всея Украины. Непоправимым образом был нанесен ущерб его патриаршему авторитету, потому что Патриарх Феодор впал в противоречие и проявил себя непоследовательно, так как в качестве канонического митрополита Киевского и всея Украины [до того дня] признавал Онуфрия.
6) И в Кипрской Церкви украинский вопрос также породил сильный раздор между Архиепископом и митрополитами.
7) Ниспровергающая каноническое право украинская автокефалия вызвала сильное замешательство и на Святой Горе Афон.
8) Выдающийся богослов Архиепископ Албанский Анастасий пришел к выводу, что украинский вопрос нарушил единство православного мира, и для уврачевания этой раны предложил созыв Всеправославного Собора. Созвать его просили и многие другие.
9) Даже многие митрополиты, профессора духовных школ и иные ученые богословы и образованные клирики высказали мнение о том, что в данном случае именно неканоническое и самовольное действие Патриарха Варфоломея вызвало и вызывает многочисленные расколы во всем православном мире.
10) В моей другой предыдущей статье «Ваше Всесвятейшество, Вы вызываете волнение в Православии» содержатся сведения, доказывающие факт смуты во всем православном мире. Ни от самого Патриарха, ни от его сотрудников ответа не последовало.
11) Уже многими десятками исчисляются публикации, в которых особо подчеркивается, что украинская лжеавтокефалия продолжает вызывать волнения сейсмического характера во всем православном мире.
12) Такая автокефалия вместе с лжепредстоятелем и лжеепископом Епифанием в высшей степени усугубили положение Киевской раскольнической церкви.
13) Десять автокефальных Церквей уже два с лишним года отказываются признавать уродливое Киевское церковное новообразование.
14) И даже если только одна автокефальная Церковь в итоге не признает это Киевское новообразование, то в лоне Православия будет раскол, а данная преждевременно патриаршая автокефалия не будет иметь никакого авторитета.
15) Утверждая, что лжеавтокефалия его собственной лжецеркви якобы нисколько не затронула церковное единство, Вселенский Патриарх Варфоломей самым явным образом опровергает сам себя. В своей вышеуказанной речи он сказал, что положение с церковным расколом на Украине «было глубокой раной на теле всей Православной Церкви». Но поскольку это болезненное положение не только не было уврачевано предательским по отношению ко всему церковному порядку и Преданию действием Патриарха Варфоломея, но и серьезно усугубилось (чему есть доказательства), признание Патриарха о том, что украинский вопрос продолжает быть «глубокой раной на теле всей Православной Церкви», остается совершенно справедливым.
Горестный вывод заключается в том, патриаршее безрассудство вызывало на святом теле Православия множество кровоточащих ран.
Наконец, следует отметить, что Патриарх Варфоломей подлежит низложению. Вот: «Если епископ скажет ложь, и это будет доказано, что еретики его епархии якобы обратились в православную веру или, что они обратились благодаря ему, а они, напротив, обратились содействием иного, да будет низложен» (Παντελεήμονος Μητρ. Κορίνθου, Κλεὶς τῶν ἱερῶν Κανόνων, σελ. 481).
Если же за одну только такую вот ложь для епископа предусмотрена высшая мера духовного наказания, как же тогда должен быть наказан Патриарх Варфоломей?