О жизни святителя Патерна
Икона свт. Патерна (Падарна) Святитель Патерн (Падарн; Paternus, Padarn) жил в V и VI веках. Его ранние жития не сохранились, но до нас дошло средневековое латинское житие XII века (Vita Sancti Paternus). По одной версии, святой родился и получил образование на юго-востоке Уэльса; по другой и более популярной версии, его родиной была Бретань, которая в древние времена называлась Летавией, а позднее – Арморикой. Он был знатного происхождения; его отца звали Петран, а мать – Гвен. Вскоре после рождения свт. Патерна его праведный отец с согласия жены переехал в Ирландию вести жизнь пустынника в непрестанной молитве. Мать воспитала сына в благочестии, а со временем сама приняла монашеский постриг.
Когда свт. Патерн вырос, он решил пойти по стопам отца. Получив благословение матери, молодой человек с группой других аскетов (среди которых были святые Кинлло[1], Кадфан и Тидехо[2]) отправился из Бретани в Уэльс вести подвижническую жизнь. На валлийской земле свт. Патерн познакомился со своим родственником свт. Самсоном Дольским (Samson of Dol), с которым они стали близкими духовными друзьями. Молодой свт. Патерн встретил и других прославленных наставников Валлийской Церкви и всегда прислушивался к их наставлениям. Возможно, святой некоторое время обучался в знаменитых монастыре и школе, основанных прп. Ильтудом в Лланиллтуд-Вауре (Illtud of Llanilltyd Fawr) в Гламоргане на берегу Бристольского залива на юге страны. Тогда будущий святитель основал свою первую церковь на побережье юго-западного Уэльса. Угодник Божий стал часто удаляться на уединенную молитву и мечтал жить жизнью пустынника. Однако это продолжалось недолго: Господь определил ему стать великим просветителем и архипастырем.
В скором времени, по благословению духоносных отцов, свт. Патерн вместе с несколькими сподвижниками основал свой самый известный монастырь – Лланбадарн-Ваур (Llanbadarn Fawr, что значит «большой монастырь Падарна») недалеко от нынешнего города Аберистуит, рядом с устьем реки Иствит, близ Кардиганского залива на западе Уэльса (исторически – в маленьком королевстве Кередигион, ныне графство Кередигион). 120 монахов одновременно подвизались там под руководством игумена Патерна, а за всю жизнь он мог иметь 850 учеников! Святой был не только настоятелем Лланбадарн-Ваура, но одновременно и епископом-миссионером на территории королевства Дивед на юго-западе Уэльса. Его биограф свидетельствовал, что святитель строил церкви по всему Кередигиону и назначал во главе общин опытных клириков: из них сохранились имена Гвинний, Гвиппир и Ниманнок. Свт. Патерн стал «светом всего региона», наставляя как в вероучении, так и в христианской жизни, совершая чудеса.
Святитель имел дар благодатного слова, любви, сострадания, милосердия, отличался нищелюбием и смирением
Святитель имел дар благодатного слова, любви, сострадания, милосердия, отличался нищелюбием и смирением. У него был жезл, который приводил к согласию враждующие стороны, когда они приносили на нем клятву. Сделав Лланбадарн-Ваур центром своей миссии, Патерн успешно просвещал соседние районы Уэльса. Преподобный отец был игуменом Лланбадарнским более 20 лет, его община стала прославленным бастионом монашеской жизни, наравне с Меневией (Сент-Дейвидс) и Лландаффом, а сам Патерн стяжал славу одного из главных отцов-основателей валлийского монашества и величайших подвижников этой земли.
Он стойко противостоял язычеству, которое все еще исповедовали правители соседних мелких валлийских государств. Усердно проповедовал заблудшим Евангелие, не теряя надежды на просвещение язычников и их вечное спасение. За свои неустанные труды по искоренению идолопоклонства святой много страдал от клеветы, поскольку вожди пытались мстить невинному мужу за его проповедь. По преданию, нечестивый король Майлгун ап Кадваллон, правивший Гвинетом в 520–547 годы и совершивший поход на южные земли Уэльса (его упоминает прп. Гильда Премудрый в «Истории разорении Британии»), однажды обвинил свт. Патерна в краже королевских сокровищ, которые ему поручили охранять во время кампании. Невиновность святого была доказана, когда он опустил руку в котел с кипящей водой и вынул ее целой и невредимой. Майлгун, оклеветавший его, ослеп, но получил исцеление после глубокого покаяния и даровал святому землю для монастыря.
Церковь С в. Патерна в д. Лланберис, Гвинет
Неутомимый и самоотверженный муж построил множество церквей в Уэльсе, как на западе, так и на востоке. Он учредил несколько монашеских общин и за пределами Лланбадарн-Ваура, в которые перевел некоторых самых опытных учеников из центра. Среди значимых событий из жизни Патерна упомянем посещение Ирландии, где ему удалось разыскать своего отца-аскета, побеседовать с ним и даже примирить две враждующие провинции; а также – после Божественного откровения – посещение Святой Земли вместе со святителями Давидом Меневийским (David of Mynyw) и Тейло Лландаффским (Teilo of Llandaff). Согласно позднему житию, святых спутников всю дорогу сопровождал ангел, а в Иерусалиме все трое были хиротонисаны во епископов. Интересно, что в средневековом житии свт. Патерна упоминается король Артур, причем как отрицательный персонаж («тиран»). Согласно житию, Артур позавидовал свт. Патерну, которому в Иерусалиме подарили красивую тунику, и задумал ее украсть. Когда король приближался к келлии святого со злыми намерениями, земля разверзлась и поглотила его по самую шею. Только после слезного покаяния он получил освобождение. Артур изображается как злодей и в некоторых других средневековых агиографических творениях. Авторы той эпохи стремились уберечь людей от увлечения полулегендарным Артуром, образ которого к тому времени был романтизирован Джеффри Монмаутским. Исторический Артур был не более чем бриттским военачальником V века, и, возможно, даже не был христианином.
Согласно ранним преданиям, свт. Патерн оставил обитель Лланбадарн-Ваур после 21 года управления и переселился в Корнуолл, где основал несколько церквей и скитов, а также предавался молитве в полном затворе. Последняя встреча святых родственников Самсона и Патерна состоялась именно на корнуоллской земле (где свт. Самсон трудился некоторое время). В тот момент, когда Патерн обувался, ему сообщили, что прибыл Самсон, который с нетерпением его ждет. Святитель так обрадовался этой вести, что бросил все и в одной сандалии побежал на встречу с родственником! Вскоре после этого Самсон навсегда уехал в Бретань, где стал епископом Дольским.
Согласно бретонской традиции, к концу жизни, притесняемый валлийским правителем, свт. Патерн покинул Уэльс и вернулся на родину, в Бретань, где основал монастырь и служил епископом Ваннским (Vannes), или, по другой версии, епископом Авраншским (Avranches) в Нормандии, преставился в королевстве франков и был захоронен на бретонской земле. Согласно валлийской традиции, которую поддерживает большинство историков, святитель преставился в середине VI века (между 550 и 560 годами) в Уэльсе и был захоронен вместе со многими другими монахами на острове Бардси, а в Ванне и Авранше служили другие святые с именем «Патерн».
Согласно валлийской традиции, святитель преставился в середине VI века в Уэльсе
Среди последователей свт. Патерна, прославленных в лике святых, упомянем святого Гредифаэля (Gredifael), чья память празднуется 13 ноября. Он служил игуменом знаменитого монастыря Уитленд в королевстве Дивед, а также основал церковь на острове Англси, где был захоронен. Церковь Св. Гредифаэля в деревне Пенмайнидд (Penmynydd) на острове Англси просуществовала более 1400 лет, но, к сожалению, была закрыта несколько лет назад. Деревня знаменита тем, что именно отсюда берет свое происхождение семья Тюдоров – основателей Тюдоровской династии в Британии.
История монастыря Лланбадарн-Ваур
«Псалтирь из Лланбадарна» (ок. 1080), начало пс. 1 «Блажен муж...» (Дублин). Источник - Википедия Свт. Патерна глубоко почитали и любили христиане, как при его жизни, так и после смерти. В VIII веке основанная его учениками епархия Лланбадарн-Ваур слилась с епархией Меневии, а его монастырь (clas) Лланбадарн-Ваур продолжал существовать как центр монашества, литературы, культуры и искусства, возможно до XII века. Долгое время Лланбадарн-Ваур был одним из самых больших приходов Уэльса (сегодня его церковь – крупнейшая в центральном западном Уэльсе). Обитель была средоточием учености, имела свой собственный скрипторий, а около 1080 года здесь была создана знаменитая иллюминированная «Лланбадарнская Псалтирь». Книга на 159 страниц выполнена в позднем ирландско-датском стиле (со скандинавским влиянием), на пергаменте. Кроме Псалтири, фолиант содержит письма блж. Иеронима Стридонского Хроматию и Гелиодору, Бревиарий (Часослов) апостолов, Мартиролог блж. Иеронима и др. Уникальная Псалтырь хранится в Тринити-Колледже в Дублине (Ирландия). Это один из двух сохранившихся рукописных шедевров, созданных в Лланбадарн-Вауре (второй – хранящийся в Кембридже переписанный в XI веке труд Блж. Августина «О Троице»). Миниатюры, инициалы и узоры выполнены в классической ирландской технике[3].
Монастырь Лланбадарн-Ваур продолжал существовать как центр монашества, литературы, культуры и искусства, возможно до XII века
Ассер (Asser) из Сент-Дейвидса – ученый советник, наставник и друг святого короля Уэссекса Альфреда Великого (IX век), автор «Жития Альфреда», а позднее – епископ Шерборнский, в молодости мог учиться в монастыре Лланбадарн-Ваур. Также Сулиен Мудрый (Sulien; ок. 1011–1091), известный ученый и церковный деятель Уэльса, долгое время был игуменом Лланбадарнским, а затем стал епископом Сент-Дейвидса. Учившийся 15 лет в монастырях Шотландии и Ирландии, Сулиен был одним из образованнейших мужей своего времени, при нем разрослась библиотека в Лланбадарн-Вауре (по некоторым данным, в ней хранилось больше книг, чем в соборах в Кентербери и Йорке!). Считается, что именно здесь около 1090 года Ригифарх (Rhygyfarch; ок. 1057–1099) – еще один ученый и поэт – написал дошедшее до нас житие покровителя Уэльса свт. Давида (средневековые поэты верили, что именно свт. Патерн крестил младенца свт. Давида). В то время обители Уэльса подвергались постоянным нападениям скандинавов, умертвивших многих епископов. В XI веке сильно пострадал монастырь Сент-Дейвидс, поэтому Ригифарх и решил написать житие свт. Давида, чтобы «северяне» не стерли память о нем. В то время как почти весь Уэльс подпал под влияние норманнов в конце XI века, обитель Лланбадарн-Ваур еще долгое время оставалась маяком валлийской культуры. В Лланбадарн-Вауре некоторое время хранилась созданная в соседнем аббатстве Страта-Флорида «Хроника принцев», валлийский перевод которой дошел до наших дней.
Копия самой ранней Библии Уильяма Моргана на валлийском языке в церкви д. Лланбадарн-Фор, Уэльс (любезно предоставил - Canon Andrew Loat)
Великий монастырь подвергся разорению со стороны англичан около 720 года и набегу викингов около 988 года, но был в короткое время восстановлен. В 1038-м году монастырская церковь была стерта с лица земли правителем Поуиса Грифидом ап Лливелином, подчинившим своей власти большую часть Уэльса. Но церковь снова быстро отстроили.
В XII веке Лланбадарн-Ваур ненадолго стал дочерней обителью бенедиктинского аббатства Св. Петра в Глостере (Англия), а затем потерял статус монастыря и стал управляться священниками, известными как «секулярные каноники». Задолго до роспуска монастырей Генрихом VIII церковь потеряла и коллегиальный статус, недолго принадлежала аббатству Вейл-Ройял (Чешир, Англия), но всегда оставалась значимым духовным центром. В Средние века в ней хранился епископский жезл свт. Патерна, однако сведений о пребывании его мощей нет.
В 1570-е годы автор первого перевода Библии на красивый, поэтичный валлийский язык Уильям Морган (William Morgan; 1545–1604) служил священником в приходе Лланбадарн-Ваур, а позднее стал епископом на кафедре Сент-Асаф. Сделанная в XX веке факсимильная копия «Библии Моргана» хранится в этом храме по сей день.
Святые места, связанные со свт. Патерном
Большое восточное окно над главным престолом церкви в д. Лланбадарн-Фор, Уэльс (любезно предоставил - Canon Andrew Loat)
Резное рельефное изображение св. Патерна (Падарна) в церкви д. Лланбадарн-Фор, Уэльс (любезно предоставил - Canon Andrew Loat) Сегодня в большой деревне Лланбадарн-Фор (в современной английской транскрипции) высится огромная англиканская приходская церковь, посвященная Св. Патерну (Падарну). Нынешнее здание датируется серединой XIII века и стоит на месте построенного свт. Патерном монастыря Лланбадарн-Ваур. Сюда организуются паломничества, в том числе православных христиан. В южном трансепте хранятся два креста IX или X века, на одном из которых сохранилось древнее уникальное каменное рельефное изображение свт. Патерна – босиком и с епископским жезлом. В этом трансепте в XX веке построена часовня, посвященная памяти святого покровителя храма. Здесь же есть маленький музей-выставка, рассказывающий историю Лланбадарн-Ваура как значимого монашеского центра на протяжении веков. Рядом находится комната, посвященная Сулиену; здесь также можно увидеть строки из стихотворений величайшего валлийского поэта Давида ап Гвилима (XIV век), который родился в приходе Лланбадарн-Ваур, а захоронен на территории известного цистерцианского аббатства Страта-Флорида (тоже в графстве Кередигион близ города Абердарон). Часовня (придел) Богородицы содержит резную запрестольную перегородку с фигурами Распятия, Богоматери и Иоанна Богослова, а рядом – православная икона Божией Матери. Церковь славится музыкальными традициями. На витражах и в скульптурах – особенно на восточной стене трансепта – увековечены святые Патерн, Давид, Тейло и другие. Купель датируется XII веком. В викторианскую эпоху в храме проводились масштабные восстановительные работы, в результате которых он во многом потерял свой средневековый облик, но это спасло его от превращения в руины после периода запустения. С 2016 года почитание свт. Патерна здесь стало возрождаться после того, как отслужили первую службу в память о приходе святителя в Кередигион 1500 лет назад. Последние годы не только местные англикане, но и католики служат мессу (в том числе и на валлийском языке) в ближайшую ко дню его памяти субботу.
В часовне Богородицы церкви Св. Патерна (Падарна) в Лланбадарн-Фор - видна запрестольная перегородка
Немало и других мест в Уэльсе и Корнуолле связаны со свт. Патерном
Немало и других мест в Уэльсе и Корнуолле связаны со свт. Патерном. Его именем названы следующие населенные пункты: Лланбадарн Трефеглвис (Llanbadarn Trefeglwys) рядом с деревней Пеннант на реке Арт графства Кередигион, где он возвел церковь, и храм освящен в его честь; деревушка Лланбадарн-Одвин (Llanbadarn Odwyn, Llangeitho) того же графства, где носит его имя церковь на месте построенного им храма; деревня Пенсаррег (Pencarreg) графства Кармартеншир на западе Уэльса, где он воздвиг храм; деревня Лланбадарн Файнидд (Llanbadarn Fynydd; «церковь Падарна в горах») графства Поуис на востоке Уэльса, где святой построил храм на месте своей отшельнической келлии и где ему посвящен приход; живописная деревня Лланбадарн-и-Гаррег (Llanbadarn-y-Garreg) того же графства, где церковь Св. Патерна XIII или XIV века стоит на месте построенного им храма; большая деревня Лланберис (Llanberis; названа в честь местного святого – Периса) графства Гуинет на севере Уэльса в красивом гористом регионе Сноудония (по-валлийски – Eryri), где церковь освящена в честь Св. Патерна. Одно из озер Сноудонии носит название Ллин Падарн в честь святителя.
Церковь Св. Патерна (Падарна) в Лланбадарн-Трефеглвис, Кередигион (источник - Geograph.org.uk)
В графстве Кередигион исторические храмы, посвященные Св. Патерну и Св. Давиду, часто находятся близко друг к другу, что говорит о тесной связи между двумя светильниками Церкви Уэльса. На юго-западе Уэльса 95 древних церквей посвящены Свв. Давиду, Тейло и Патерну, а позднее в границах их миссионерской деятельности выросла нынешняя епархия Сент-Дейвидс.
Церковь Св. Падарна в д. Лланбадарн-Фор, Уэльс (любезно предоставил - Canon Andrew Loat)
Церковь Св. Патерна в д. Лланбадарн-Одвин, Кередигион
Храмы в честь Свт. Патерна, встречающиеся на востоке и западе Уэльса, расположены вблизи древних римских дорог, что говорит о связи святителя с римско-британским (изначальная форма его имени – Paternus – латинизированная), а не только «кельтским» христианством. На юго-востоке Уэльса, где 8 древних приходов посвящены Св. Дубрикию, 13 – Св. Ильтуду и 20 – Св. Кадоку, покрываемая ими территория определила контуры епархии Лландаффа. На севере Уэльса, где 12 древних церквей посвящены Св. Беуно, 11 – Св. Кунедде, 10 – Св. Тисилио, 5 – Св. Кентигерну и 2 – Св. Киби, границы их миссионерской деятельности сформировали епархии Сент-Асаф и Бангор.
В Корнуолле
Вид на церковь С в. Патерна в Норт-Петервин, Корнуолл (любезно предоставлено - North Petherwin Church)
Помимо Уэльса, свт. Патерна почитают в Бретани, а также в юго-западных графствах Англии, где его имя встречается в ряде ранних календарей. Приходские церкви в находящихся в 10 километрах друг от друга деревнях Норт-Петервин (North Petherwin) близ города Лонсестон и Саут-Петервин (South Petherwin) в Корнуолле посвящены Св. Патерну. Название «Петервин» произошло от имени святого. Массивная церковь в Северном Петервине датируется нормандским периодом. Внутри выделяются нормандские колонны, того же периода купель, средневековая деревянная резьба, красивые витражи и мемориалы. К началу XVI века к церкви было прикреплено 10 гильдий, построивших южный боковой неф, который стали использовать для процессий. Церковное кладбище круглой формы, что говорит о раннем (кельтском) происхождении храма. В честь святителя освящен святой источник в поле близ Северного Петервина. Сохранились записи XV века о посещении источника паломниками, которые молились об исцелении, использовали его воду для лечения и приносили в благодарность подношения. Купель источника представляет собой квадратную каменную структуру. Его восстановили в 1999-м году. Вода до сих пор используется для совершения таинства Крещения. Каждый год дети местной начальной школы посещают престольный праздник храма, а затем с хоругвями направляются процессией к источнику.
Резьба на потолке церкви Св. Патерна в Норт-Петервин, Корнуолл (любезно предоставлено - North Petherwin Church)
Помимо Уэльса, свт. Патерна почитают в Бретани, а также в юго-западных графствах Англии
Приводим свидетельство о современном чуде по молитвам свт. Патерна на этом источнике, рассказанное Ником Мэйхью-Смитом, автором труда «Britain’s Holiest Places» («Самые святые места Британии») около 10 лет назад:
«Он один из самых глубоких источников в Корнуолле. Обнаружил это, когда пытался дотянуться до воды, и мой фотоаппарат упал в купель. На карте памяти были сотни снимков. Совсем немногие источники страны соблазнили меня раздеться и войти в воду – и этот не был исключением. Мне пришлось спуститься, чтобы спасти камеру! Через минуту я вышел из воды, дрожа от холода и чувствуя себя совершенно не впечатленным встречей со св. Патерном. Но каким было мое удивление, когда оказалось, что фотоаппарат по-прежнему работает!» (Перевод с английского).
Святой источник в деревне Норт-Петервин, Корнуолл (любезно предоставлено - North Petherwin Church)
Витраж с изображением св. Патерна (Падарна) в церкви д. Лланбадарн-Фор, Уэльс (любезно предоставил - Canon Andrew Loat) Церковь Св. Патерна в Южном Петервине датируется XV–XVI веками и построена из местного камня «полифанта» и гранита. В километре от него находится еще один источник, вода которого используется в таинстве Крещения. Некоторые историки считают, что свт. Патерн основал монастыри и в Северном, и в Южном Петервине, но после англо-саксонского завоевания эти земли перешли монастырю Тависток в Девоне, и обители перестали существовать.
Свт. Патерна Диведского не стоит путать с его менее известным тезкой – святым королем Патерном (Падарном) из Корнуолла, чей сын, св. Константин, во второй половине VI века уехал миссионером в Шотландию.
Тропарь свт. Падарну (Патерну), глас 7 (перевод с английского):
Ты засвидетельствовал истину Евангелия,
Сотворив много чудес, о славный отец Падарн!
Ты сопровождал святого Давида в Иерусалим на его епископское посвящение
И вернулся с ним в Уэльс.
Молись Христу Богу нашему, чтобы нам быть верными Ему в своем земном странствии
И сподобиться получить от Него великую милость.
Святитель Патерн Диведский, моли Бога о нас!