Первая игуменья Русской Гефсимании

Памяти монахини Марии (Робинсон)

Игуменья Мария (Робинсон) Игуменья Мария (Робинсон) 8 июля 2021 года исполняется 125 лет игуменье Марии (Робинсон) – первой настоятельнице Гефсиманской женской общины (ныне – женского монастыря) в Иерусалиме. Игуменья Мария – одна из выдающихся подвижниц Русского Зарубежья, основательница и первоначальница знаменитой Вифанской православной арабской школы в Иерусалиме. 33 года она правила знаменитой Гефсиманией в сане игуменьи. Никто из почивших и ныне живущих православных игумений Святой Земли не может преодолеть этот ее своеобразный «почтенный рекорд» игуменского правления.

Игуменья Мария, в миру Марион, родилась 8 июля 1896 года в Глазго. Ее мать была чистокровной шотландкой из помещичьей семьи. Отец – наполовину ирландец, пресвитер Шотландской церкви, окончивший университет в Гейдельберге в Германии. В зрелые годы он написал книгу «Иисус Христос в новом освещении», в которой высказывал личное мнение о Воскресении Христовом, считая Спасителя всего лишь духоносным человеком. Появление этой книги повлекло за собой отлучение его от Шотландской церкви, вскоре после чего он заболел туберкулезом и умер.

33 года она правила знаменитой Гефсиманией в сане игуменьи

В это время одиннадцатилетняя Марион гостила у друзей, и в ночь на 4 декабря во сне услышала голос, что ее отец при смерти. В испуге девочка проснулась и уже не смогла уснуть, а утром за ней приехали, чтобы отвезти домой, поскольку ночью отец скончался. С этого момента можно говорить о своеобразной мистической одаренности игуменьи Марии, которой она выделялась среди своего окружения. В 17 лет Марион сама заболела туберкулезом и оказалась в санатории, где ей было видение Неопалимой Купины. У Марион были два младших брата, рано умерших. Рано умерла и любимая мать. Марион осталась вдвоем с родной сестрой и твердо решила, что ранние смерти ее ближайших родных указывают ей на служение Христу и ближним.

Марион Робинсон в форме сестры милосердия. 1920-е гг. Марион Робинсон в форме сестры милосердия. 1920-е гг. Марион получила образование в Шотландии, в женском колледже Св. Леонарда, закончив его в 1914-м году. Затем прошла полный двухгодичный курс сестер милосердия в Ливерпульском детском госпитале по специальности «детские заболевания и уход за больными детьми», по окончании которого в 1919-м году получила диплом с похвальным отзывом. После чего прошла полный пятилетний курс медицинского образования в Лондонском госпитале с 1919 по 1923 гг., окончив его с дипломом и с похвальным листом. И в довершение всего – учеба на факультете социальных наук при Белфордском университете в Лондоне с получением диплома в 1926-м году. После чего она проработала 4 года на государственной службе, прошла конфирмацию в Высокой церкви Англии в Лондонском соборе Св. Павла от лондонского архиепископа и поступила послушницей в монашескую общину Христа Спасителя Исцеляющего. С группой священников и женских сотрудниц была послана на послушание в Индию, в город Пуна, в епархию архиепископа Бомбея, с благословения которого основала там миссионерский центр – Дом для приходящих больных – с целью духовной и физической помощи страждущим. Пострижение Марион в монашество с именем Стелла по чину Высокой церкви Англии с пожизненными обетами произошло 10 августа 1929 года.

В начале 1932 в одном из домиков Русской Гефсимании поселились две англиканские монахини, шотландки по происхождению, – Стелла (Робинсон) и Катрин (Спрот), решившие посетить Иерусалим по пути из миссионерской поездки в Индию. Пребывание в Святой Земле, общение с сестрой Валентиной и архиепископом Анастасием (Грибановским) изменило всю их жизнь. Видя бедственное положение Русской Гефсимании и участка в Вифании, они захотели помочь. Так началось бескорыстное сотрудничество инославных монахинь с Русской духовной миссией в Палестине.

Так началось бескорыстное сотрудничество инославных монахинь с Русской духовной миссией в Палестине

Обе шотландки, будучи родом из влиятельных семейств, заручились поддержкой английских властей в Палестине, что в значительной степени распространилось и на Миссию. Власти, по мере возможностей, стали содействовать русским. Большую роль сыграло и то, что гефсиманский храм оказался усыпальницей Великой княгини Елисаветы Фeдоровны – сестры последней русской Царицы и внучки английской королевы Виктории, на чем Стелла (Робинсон) сделала особый акцент в общении с британской администрацией. Деятельность по созданию православной обители сблизила англиканских монахинь с православными. Они стали посещать богослужения в храме Марии Магдалины, сестра Валентина (Цветкова) помогала им в изучении русского и церковнославянского языков.

В сентябре 1933 г. обе сестры присоединились к Православию, при этом им возвратили имена, полученные в Крещении, – Мария (Марион) и Александра (Аликс).

Вскоре, с благословения владыки Анастасия, в Вифании было основано общежитие. Возглавила общину сестра Мария. В августе 1934 года в храме Св. Марии Магдалины сестра Мария была пострижена в монашество с сохранением имени. Через три месяца владыка Анастасий совершил постриг сестер Александры (Спрот) и Валентины (Цветковой) с именами Марфа и Варвара. В Гефсимании, по замыслу владыки Анастасия, сестры должны были заниматься внутренним деланием, подобно евангельской Марии, в Вифании же – служением ближнему, как Марфа. Монахиню Марию назначили заведующей русским гефсиманским участком в Иерусалиме и хранительницей усыпальницы Великой княгини Елисаветы Федоровны и инокини Варвары. В Гефсимании ей в помощь определили монахиню Варвару, в Вифании – монахиню Марфу. Так началась малая община.

Игуменья Мария со своей первой помощницей сестрой Валентиной (Цветковой), будущей игуменьей Варварой, настоятельницей Гефсимании в 1969–1983 гг. Игуменья Мария со своей первой помощницей сестрой Валентиной (Цветковой), будущей игуменьей Варварой, настоятельницей Гефсимании в 1969–1983 гг. Осенью 1936 года монахиня Мария была возведена в сан игуменьи с возложением наперсного креста с украшениями. Жизнь молодой обители во время начавшейся в 1939-м г. Второй мировой войны была трудной, но благодаря игуменье Марии, которая всё причитавшееся ей наследство переводила в монастырь, а также поддержке родных монахини Марфы, материальная помощь не иссякала. Всё это время игуменья Мария искала возможность списаться с митрополитом Анастасием, отбывшим в Европу в 1935-м, а с 1936-го года возглавлявшим Синод РПЦЗ. Но первое известие от владыки, полученное через Красный Крест, придет от него только в 1944-м году. Однако в Гефсимании продолжались церковные службы по Уставу русских монастырей под руководством архим. Серафима (Седова).

В 1948-м году в Палестине был прекращен британский мандат, и в мае того же года началась арабо-израильская война, изменившая существующий порядок в регионе. Повсюду велись военные действия. Монахиням Марии и Марфе, как британским подданным, неоднократно предлагалось вернуться на родину, но они наотрез отказались. Бросить сестер и святыни – мощи Вел. кн. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары – они не могли ни при каких обстоятельствах. И в том, что мощи великих мучениц сохранились до нынешних поколений, великая заслуга в том числе и игуменьи Марии. Врата Вифании и Гефсимании открылись русским и арабским беженцам, которых было немало – в Русской Гефсимании заселены были даже пещеры. Службы в храме не прекращались.

В том, что мощи мучениц сохранились до нынешних поколений, великая заслуга игуменьи Марии

Война вызвала раздел Иерусалима и Палестины между новообразованным государством Израиль и Иорданией. К тому времени у Сталина появился стратегический интерес к странам Ближнего Востока, и советская администрация заявила о своих правах на церковное имущество Царской России в Палестине. Правительство израильского государства, на чьей территории оказалось большинство земель, в свое время приобретенных архим. Антонином (Капустиным) для Русской духовной миссии и сохранявшихся измученными русскими людьми, пошло навстречу пожеланиям СССР. Начались настойчивые попытки уговорить и правительство Транс-Иордании передать Москве русские участки. Давление оказывалось и через Иерусалимского Патриарха, который пытался повлиять на тогдашнего начальника РДМ, убежденного монархиста архим. Антония (Сенкевича). Несмотря на непреклонность иорданского королевского дома в этом вопросе, положение русских обителей на Елеоне и в Вифании было сложным.

На Елеоне, 1954 г., справа налево: архим. Димитрий (Биакай), мон. София (Крылатова), игуменья Тамара, архим. Антоний (Бартошевич) будущий архиеп. Женевский, епископ Женевский Леонтий (Бартошевич). Константин Студенцов, художник из Брюсселя, Гефсиманская игуменья Мария (Робинсон) На Елеоне, 1954 г., справа налево: архим. Димитрий (Биакай), мон. София (Крылатова), игуменья Тамара, архим. Антоний (Бартошевич) будущий архиеп. Женевский, епископ Женевский Леонтий (Бартошевич). Константин Студенцов, художник из Брюсселя, Гефсиманская игуменья Мария (Робинсон)

Игуменья Мария опасалась за судьбу общины и вверенных ей гробниц с останками новомучениц Елисаветы и Варвары. Для обсуждения создавшегося положения она в сопровождении монахини Варвары отправилась в Лондон, оттуда – в Мюнхен, к митрополиту Анастасию. Связь с руководством РПЦЗ восстановилась, и вскоре на Святую Землю был прислан архимандрит Димитрий (Биакай), назначенный духовником Вифанской общины, а позже начальником Миссии. Вместе с ним прибыло и пополнение – группа сестер из Европы. Именно из Гефсиманской женской общины под руководством игуменьи Марии вышла и знаменитая настоятельница Русского Елеона игуменья Тамара (Великая княжна Татьяна Константиновна Романова-Багратион-Мухранская).

С момента образования общины «нижний» дом на участке Русской Гефсимании перестали сдавать в аренду – в нем разместили игуменскую, сестринские келлии и канцелярию. Чуть выше возвели еще одно здание с четырьмя большими келлиями (ныне это гостиница), в которых тоже разместились сестры. Кроме того, сестры жили и в нижних помещениях под храмом.

После 1948 года материальное положение иерусалимских женских обителей, оставшихся под омофором Русской Зарубежной церкви, осложнилось тем, что они лишились части дохода, выручаемого прежде от сдаваемых в аренду русских построек – теперь они отошли государству Израиль. Община в то время существовала на средства Синода РПЦЗ, частные пожертвования паломников, а также на заработок сестер иконописью, вышиванием, ткачеством, переводами и уроками. Основой же по-прежнему оставались личные средства игуменьи Марии и монахини Марфы.

Гефсиманская, она же Вифанская, обитель продолжала свое благородное и богоугодное дело евангельских Марфы и Марии, а также Великой княгини Елисаветы Федоровны. Молодые образованные сестры – русские и арабки — вместе работали в монастырской школе для арабских девочек, трудились на миссионерском поприще, защищая Православие на Святой Земле, издавали миссионерский листок на арабском языке, который, с благословения Иерусалимского Патриарха Тимофея, рассылался по местным приходам и православным храмам других государств Ближнего Востока. Кроме того, вели обширную корреспонденцию с разными странами мира, совершали поездки религиозно-просветительского характера в православные селения Палестины, устанавливали контакты с местными приходами. В дни Страстной Седмицы и Пасхи Вифания принимала под свой кров и греческих паломников, с которыми поддерживалось дружеское общение и переписка.

Могила матушки Марии (Робинсон) в Гефсимании Могила матушки Марии (Робинсон) в Гефсимании В начале 1950-х гг., по благословению митрополита Илии, в Ливане открылась женская монашеская обитель. Ее будущие насельницы больше года провели в Вифанской общине, приготовляясь к монашескому служению. Вифанская школа дала православному миру много благочестивых монахинь-арабок, которые впоследствии рассеялись по всему свету, отправившись на служение в Чили, Аргентину, Францию, Англию, Грецию. В Чили ими была основана монашеская община по подобию Вифанской – с детским приютом в память Св. Иоанна Кронштадтского, в Лондоне – Благовещенская обитель. И конечно, многие из них пополняли женские монастыри Елеонской горы. Ныне Вифанская православная школа, курируемая Гефсиманским монастырем, – одна из самых известных и авторитетных на всем Ближнем Востоке. Автору данной заметки представляется справедливым, чтобы Вифанской школе было дано имя игуменьи Марии.

Вифанская школа дала православному миру много благочестивых монахинь-арабок

Игуменья Мария тихо почила о Господе 7 ноября 1969 года в возрасте 72 лет и была с почетом погребена на территории руководимой ею в течение 33 лет Гефсиманской женской общины Марии Магдалины Русской Зарубежной Церкви. Ее могилка – одна из почитаемых святынь Гефсиманского монастыря.

Имя игуменьи Марии (Робинсон) золотыми буквами вписано в историю Русской Зарубежной Церкви. Совершенно не русская по крови, игуменья Мария обогатила Русское Православие великими трудами смиренного монашеского подвига – созидания, милосердия и сострадания. Вечная ей память!

Владимир Николаев

9 июля 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Поначалу я очень сопротивлялась и даже плакала» «Поначалу я очень сопротивлялась и даже плакала»
Игуменья Моисея (Бубнова)
«Поначалу я очень сопротивлялась и даже плакала» «Поначалу я очень сопротивлялась и даже плакала»
Игуменья Моисея (Бубнова) о своей жизни
Меня пригласили в монастырь. Я подумала и решила: а почему бы и нет? Зачем я понапрасну трачу время в миру?
Об истинном месте Крещения Иисуса Христа, Иорданских святых и «епископе без кафедры» Об истинном месте Крещения Иисуса Христа, Иорданских святых и «епископе без кафедры»
Игумен Михей (Селяков)
Об истинном месте Крещения Иисуса Христа, Иорданских святых и «епископе без кафедры» Об истинном месте Крещения Иисуса Христа, Иорданских святых и «епископе без кафедры»
Беседа с игуменом Михеем (Селяковым)
Господь к каждому из нас очень близок, но здесь, бывает, даже не молишься, а просто подумаешь – и Господь уже дает просимое.
«Надо ехать в Вифанию – Господь сохранит» «Надо ехать в Вифанию – Господь сохранит»
Архим. Роман (Красовский)
«Надо ехать в Вифанию – Господь сохранит» «Надо ехать в Вифанию – Господь сохранит»
Беседа с архимандритом Романом (Красовским), начальником Русской духовной миссии на Святой Земле (Русская Зарубежная Церковь)
Диакон Александр Занемонец
Мусульмане в Вифании незаконно застраивают земли христианских общин. Начали с греческого монастыря. Покусились и на русский участок.
Комментарии
владимир николаев15 июля 2021, 21:33
И я благодарю сердечно досточтимый сайт "Православие .Ру" за публикацю моей скромной памятной статьи о замечательной русской (по духу и вере) подвижнице Святой Русской Палестины Матушке Игумении Марии (Робнсон). Такие подвижники Русского Зарубежья составляют честь и славу Святой Земли !
евгений11 июля 2021, 15:19
Гефсимания(монастырь Марии Магдалины) самое прекрасное место в Иерусалиме! Дело игуменьи Марии живет.Вечная ей память++++++++
раба Божия тамара 9 июля 2021, 22:27
Царство небесное и вечная память игумение Марии!!!
Елена 9 июля 2021, 14:20
Вечная память Игуменье Марии! Приходилось бывать в Вифании и Гефсимании, радует, что труды монахинь не пропали даром! Светлая память и вечный покой!
Светлана 9 июля 2021, 12:00
Автора статьи и работников сайта сердечно благодарю за публикацию!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×