Православный календарьПравославный календарь
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.

«Поначалу я очень сопротивлялась и даже плакала»

Игуменья Моисея (Бубнова) о своей жизни

8 марта этого года отошла ко Господу монахиня Моисея (Бубнова), игуменья Елеонского женского монастыря. Портал Православие.Ru посвятил ей ряд публикаций. И сегодня мы размещаем давнее её интервью, которое в существующем виде никогда не публиковалось.

От автора: В Спасо-Вознесенский женский монастырь на Масличной горе я попала по протекции моей доброй знакомой из Франции в декабре 2006, в год столетия со дня основания обители. С небольшой группой паломников я посетила святыни Святой Земли, а пока паломники ездили в Египет, неделю провела в монастыре, под вечер уже войдя в ворота знакомой обители. Поселили меня в гостинице, справа от входа, и я сразу устремилась в главный собор на вечернее богослужение, где ближе к выходу каждая сестра уже заняла свое место.

15 лет назад на Елеоне несли послушание более 40 сестер. Жили, как и при основании монастыря, в отдельных домиках. Треть сестер – палестинки, большинство из которых поступили в обитель еще в детском возрасте. Многие были воспитаны сестрами монастыря и хорошо говорили по-русски. Примерно треть сестер – русские из эмиграции, а также из современной России и Украины. На Елеоне слышала одновременно русскую, арабскую, румынскую, английскую речь. «Языков общения у нас может и еще добавиться, но монастырь наш был, остается и останется русским», – замечает настоятельница Спасо-Вознесенского монастыря игуменья Моисея – и дальше с любовью рассказывает об обители.

Игуменья Моисея (Бубнова) Игуменья Моисея (Бубнова)

– Монастырь на Елеоне всегда был и остается монашеской твердыней Русского Зарубежья, хранящей уставы и традиции русских монастырей. Как совершается в обители круг богослужений? Какие послушания несут сестры монастыря сейчас?

– В Елеонском монастыре, как в любом монастыре, просыпаются и засыпают с молитвой. Послушаний в монастыре много: пономарки прислуживают в алтаре и убирают его, церковница убирает храм, зажигает свечи и лампады, свечница продает свечи. Есть уставщица, регентша, певчие.

Когда-то певчих у нас было много, и по праздникам в монастыре пели на два клироса. Теперь об антифонном пении приходится только мечтать.

Три смены звонарок, по две в каждой, звонят в колокола. Это тяжелое послушание, ведь на колокольне высотой 98 метров бывает очень холодно и всегда ветрено.

Не менее сложным, требующим сноровки и все же многими любимым послушанием является сбор маслин. Масличный сад на Елеоне раскинулся по всей территории, насчитывает более 500 деревьев и ежегодно приносит от полутора до 3 тонн плодов. При переработке это дает не менее 800 литров оливкового масла. Каждый год в октябре после праздника Покрова Богородицы начинается сбор маслин, который длится почти неделю.

Собирать маслины – дело кропотливое и требует большой сноровки. Собранные плоды сестры ссыпают в мешки и на тракторном прицепе доставляют в трапезную для сортировки. Крупные маслины идут на засолку, а остальные отвозят в католический монастырь в Латрун, что по дороге в Тель-Авив, на маслобойню.

У нас живы и старинные монастырские искусства: шитье золотом, бисером, вязание четок, иконопись и другие художественные мастерства. Игуменскую приемную монастыря по сей день украшает работа первой настоятельницы монахини Евпраксии – вышивка шелком на черном бархате: «Русский женский монастырь на Елеоне».

Сестры много трудятся для богатой ризницы, комплектацией которой занимался еще приснопамятный архимандрит Антонин (Капустин).

Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь

– А каков был путь вожатой организации «Витязей» из Бельгии до настоятельницы одного из крупнейших монастырей Русского Зарубежья?

– Мой отец, Дмитрий Константинович Бубнов, – родом из Петербурга, мама, Анна Васильевна Федорова, – из Псковских Печер. За границу мои родители попали разными путями еще до войны и там встретились. Разница в возрасте у родителей была 12 лет. Когда отец венчался с дочкой городского головы Пскова, моя в то время девятилетняя мама была на их свадьбе.

Отец во время Гражданской войны поступил в Белую армию и через Эстонию в 1921-м году попал в Париж. Маму в 1936-м году послали учиться английскому языку в Оксфорд. Перед войной из Англии она попала в Бельгию, где родился мой старший брат Алексей Троицкий.

Галина Бубнова, будущая игумения Моисея Галина Бубнова, будущая игумения Моисея Когда немцы начали собирать иностранцев для отправки в Германию, мама была уже вдовой. Получив повестку на отъезд в Германию, она шла по улице с младенцем и очень скорбела. Вдруг она встретила будущего моего отца и узнала его (папа к тому времени тоже оказался в Бельгии).

Мой папа сразу влюбился в нее, и они вместе поехали в Германию. В Лейпциге родились моя сестра и я. За три дня до окончания войны мы уехали в Бельгию. Там я выросла, получила высшее коммерческое образование, 12 лет работала в концерне «Сольве», самом крупном бельгийском химическом предприятии по производству соды и лекарств.

– Ваша мама была единственной из большой семьи, кто оказался за границей? Бывали ли вы в России, и как приняли решение остаться на Святой Земле?

– Последние годы перед поступлением в монастырь я два раза гостила у тети в Печорах. И вот, когда я в очередной раз хотела поехать в Россию, в визе мне отказали. В это же время батюшка Димитрий Хвостов, служивший в храме-памятнике в Брюсселе, собирал группу для паломничества на Святую Землю.

С детства я была человеком церковным, выросла при святителе Иоанне Шанхайском, с 9 лет пела и читала на клиросе

С детства я была человеком церковным, выросла при святителе Иоанне Шанхайском, с 9 лет пела и читала на клиросе, но о поездке на Святую Землю мы тогда и думать не могли, ведь это стоило больших денег. А на тот момент я сама уже работала и решила отправиться на Святую Землю.

Первое мое паломничество в 1974-м году стало для меня духовным откровением, и я решила, что приеду сюда еще раз, но теперь уже в монастырь Святой равноапостольной Марии Магдалины, в Гефсиманию.

И вот, приехала на Страстную неделю и на две-три Пасхальные недели, и уже в первые дни моего пребывания в обители мне предложили там остаться.

В то время игуменья Варвара (Цветкова) лежала в больнице, в обители недавно умерла письмоводительница, и келейница игуменьи попросила меня помочь с ответами на письма. Послушание было мне знакомо, и в день мне удавалось отвечать примерно на 40 писем. Так меня пригласили в монастырь. Я подумала и решила: а почему бы и нет? Зачем я понапрасну трачу время в миру?

Поступить в монастырь я решила еще в Страстные дни. Когда пошла на Благодатный огонь в храм Воскресения Христова, то решила, что буду ждать голос Божий. Встала с регентшей монахиней Иоанной перед кувуклией. Вокруг толпы народа, арабы кричат что-то на своем языке. Я растерялась и не знала, куда смотреть и чего ожидать... Потом сосредоточилась на кувуклии. Лампадки были потушены, и вдруг одна лампадочка – вторая слева – зажглась. Я говорю монахине Иоанне: «Смотри, лампадка зажглась», – и приняла это как знак Божий, что Господь одобряет мое желание поступить в монастырь.

К 29 декабря я уже приехала в Гефсиманию, и вот уже 31 год (2006 год – прим. авт.) исполнился с того времени, как поступила в монастырь.

На следующий Благодатный огонь, уже послушницей, снова пошла ко Гробу Господню, чтобы узнать, правильно ли поступила. И – удивительно! – та же лампадка снова зажглась.

– Каким было ваше первое послушание в монастыре, и какое вы считаете своим любимым послушанием?

– С первого дня моей жизни в монастыре я стала письмоводительницей, а позже вела бухгалтерию, несла послушания на клиросе, а вскоре стала еще и гидом.

К сожалению, мне редко удавалось трудиться на любимом послушании. Мой дедушка жил в Петербурге, был искусствоведом, художником, иконописцем. Мне тоже близко все, что связано с искусством. Больше всего я люблю рисовать, и было время, когда выполняла рисунки на деревянных изделиях и украшениях для продажи в нашем монастырском киоске. Мне также очень нравится петь и читать в храме.

Через 2 года после поступления в монастырь мне благословили отправиться в Европу для сбора средств для обители, а когда я вернулась, постригли в иночество с наречением имени Нонна. Интересно, что на моем постриге присутствовали известная оперная певица Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. В миру я была Галиной, и Галина Павловна плакала, сожалея о том, что я теряю свое мирское имя.

– Насколько мне известно, в монастырях Русского Зарубежья пострига приходится ждать довольно долго…

– Да, это так. Только в 1992-м году в то время начальник Русской Духовной Миссии РПЦЗ архимандрит Алексий (Розентул) постриг меня в мантию и нарек именем Моисея, в честь преподобного Моисея Мурина. А через 5 лет после пострига меня назначили на Елеон игуменьей.

Поначалу я очень сопротивлялась и даже плакала. В конце концов и отец Алексий, и тогдашняя наша Гефсиманская игуменья Анна (Карыпова) предложили мне поехать на несколько дней на Синай, чтобы помолиться и узнать волю Божию. И, что интересно, мы еще не доехали до египетской границы, когда мне пришла мысль, что значит смириться: это не уступить, а принять волю Божию. И я сразу, как только согласилась с волей Божией, успокоилась, и на сердце появилась даже какая-то радость.

Когда на праздник Воздвижения Креста Господня я пришла на Елеон, благочинная монахиня Рафаила встретила меня у ворот с новой камилавкой и сказала: «Благословен Грядый во имя Господне». А сестры ждали меня у храма с хлебом-солью.

После первой литургии отец Алексий сказал слово, встал около меня с крестом и передал его мне со словами: «Встань около меня и благословляй сестер». И, вероятно, за то, что я смирилась и приняла свой крест, Господь дал мне дар одинаковой любви ко всем без исключения сестрам. И этот дар хранился в моем сердце года полтора.

Празднование в честь иконы Божьей Матери Троеручица в Елеонском женском монастыре Празднование в честь иконы Божьей Матери Троеручица в Елеонском женском монастыре

– Одной из чтимых в обители икон является образ Божией Матери «Троеручица»…

– В день памяти иконы по обители проходит один из самых больших крестных ходов, в память об избавлении монастыря от природной стихии.

Летом 1927 года в Иерусалиме, на праздник иконы Божией Матери «Троеручица», случилось сильное землетрясение. Насельницы не растерялись и тут же крестным ходом с иконой-именинницей обошли всю территорию монастыря. И пошатнувшаяся колокольня встала на место. Повреждений было много, но милостью Божией устояли храм, колокольня, все большие хозяйственные постройки, и, самое главное, не было человеческих жертв.

Ежегодно в этот день крестным ходом сестры проносят икону-спасительницу по всему монастырю

С той поры ежегодно в этот день на Елеоне совершается праздничная литургия, и крестным ходом сестры проносят икону-спасительницу по всему монастырю. Это самый продолжительный по времени крестный ход в обители.

А ежедневно вечером во время вечерней службы сестра берет маленькую икону «Троеручицу» и так же крестным ходом обходит монастырь, чтобы Божия Матерь охраняла обитель.

– Какие еще традиции на протяжении десятилетий соблюдаются в монастыре?

– На Елеоне чувствуется, что здесь основывался именно монастырь со своими правилами и традициями. В обители три храма. В престольные праздники Вознесения Господня, праведного Филарета Милостивого, святого Иоанна Предтечи и на Пасхальной неделе совершаются крестные ходы.

В свое время на месте, где археолог архимандрит Антонин расчистил «ковровую» мозаику, на частично сохранившемся фундаменте стоявшей там в древности церкви, была построена часовня в честь Обретения главы святого Иоанна Предтечи. Все праздники в честь святого мы празднуем в часовне: там совершается и всенощное бдение, и Божественная литургия.

– Что за время вашего игуменства удалось привнести в монастырскую жизнь?

– Прежде всего, в обитель в полном объеме удалось вернуть общежитие, как это изначально и задумывалось отцом Антонином. Во время турецкого господства и позже, во время революции в России и войн прошлого столетия, сестрам было очень трудно. Они не жили, а выживали. Каждой приходилось не только зарабатывать на хлеб насущный, но, бывало, и покупать себе келлию. И тогда монастырь невольно стал своекоштным. Я сама застала руины келлии, которую построила себе одна из сестер обители.

Даже в 1950-е годы прошлого столетия сестры жили без электричества, без воды. Игуменья Тамара (Великая княжна Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская) была первой, кто занялся устройством линии электропередач, и только тогда в монастыре появились электрические лампочки.

Сейчас наш монастырь общежительный, каким и был со дня основания. Два раза в день у сестер общая трапеза. А вот ужинают насельницы в своих келлиях. Территория монастыря очень большая, и после вечерней службы уже довольно темно. Поэтому сестрам благословляется взять еду с обеденной трапезы, иметь у себя небольшую печку, чайник, чтобы подогреть еду, вскипятить чай. Вот это, пожалуй, все, что осталось от прошлой своекоштной монастырской жизни.

– В чем в наши дни нуждается монастырь?

– Прежде всего, конечно, в финансовой помощи. Зимой только за электричество нам приходится платить по 20–30 тысяч шекелей в месяц, а это – 4 тысячи евро. Летом такую же сумму платим за воду.

В монастыре постоянно ведутся ремонтно-строительные работы – это и капитальный ремонт храмов и монастырских строений, и поднятие колоколов на колокольню, и устроение удобств для паломников. Одних только монастырских стен было починено на 90 тысяч американских долларов.

Наши земли находятся в сейсмически опасной зоне, трещины от землетрясений на зданиях, едва мы их заделаем, образуются вновь. Поэтому каждый год приходится что-то ремонтировать. Но Господь милостив, и это чудо, что мы можем здесь жить.

– Кого из подвижников вам посчастливилось застать на Святой Земле?

Игуменья Варвара (Цветкова) Игуменья Варвара (Цветкова) – В Гефсимании одной из самых выдающихся подвижниц была игуменья Варвара (Цветкова). Родилась Валентина Цветкова (так звали ее в миру) в 1889-м году, 2 января по старому стилю, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Отцом ее был директор Государственного банка России Николай Алексеевич Цветков, известный церковно-общественный деятель и благотворитель.

Еще маленькой девочкой Валя сидела на коленях праведного Иоанна Кронштадтского. В юности у нее были известные духовные руководители: будущие новомученики епископ Арсений (Жадановский) и архиепископ Серафим (Звездинский), настоятель Афонского подворья Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве старец иеросхимонах Аристоклий.

Однажды приходит юная Валентина в Кремль к отцу Аристоклию, а там сидит одна важная игуменья. Старец выходит и, показывая на Валентину, говорит ей: «Встань и уступи ей место». Игуменья возмутилась: «Как я, почтенная игуменья, уступлю ей место?» А отец Аристоклий сказал: «Ты игуменья, но ты не знаешь, какой она будет игуменьей и на каком месте!»

Расставание с Россией, путь миссионерства и место будущего служения – Иерусалим – будущей игуменье Варваре предсказал и ее духовный отец епископ Арсений.

После революции Валентина поселилась в Ницце, а в 1929-м году приехала на Святую Землю, сначала на Елеон, а потом в Гефсиманию.

Еще в миру Валентина слыла большой молитвенницей. На Святой Земле почти в одну ночь ей удалось обратить в Православие двух шотландок-миссионерок, одна из которых стала позже Гефсиманской игуменьей Марией, чьей правой рукой и стала монахиня Варвара, а вторая – монахиней Марфой, заведующей Вифанской школы.

По пострижении в мантию монахиня Варвара долгое время являлась хранительницей усыпальницы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы Варвары, с 1968 по 1983 год стояла во главе обители и духовно окормляла сестер.

Не могу не вспомнить и Гефсиманскую наместницу монахиню Анну (Середу). Я знала ее еще мирянкой Наталией, когда мы с ней вместе пели на клиросе в храме в Брюсселе.

До эмиграции она пережила блокаду в Ленинграде, на ее глазах умерли отец и брат. Еще в юности матушка Анна имела много знаменитых духовных наставников. Одним из них был в то время ленинградский архипастырь, а впоследствии известный старец митрополит Мануил (Лемешевский).

Матушка Анна была иконописцем от Бога, это ею была написана копия чудотворной Игоревской иконы Божией Матери. Она же в начале 1960-х годов по благословению архимандрита Мефодия (Кампанского) составила на хорошем и доступном русском языке сборники «Святая Земля» и «Спутник паломника по Святой Земле». Они и по сей день остаются добрыми спутниками паломников.

Более 20 лет я знала и известную монахиню Таисию (Острикову). Она провела в монастыре 68 лет и отошла ко Господу в возрасте ста лет. Настоящий огонь была, и могла делать и делала для монастыря невероятно много. Это старое поколение русских монахинь – крепких духовно и физически.

Застала я и легендарную монахиню Веру, с которой познакомилась накануне ее столетия, а умерла она в 111 лет! Когда-то монахиня Вера в благодарность Богу приняла на себя подвиг – ходить с субботы на воскресенье ко Гробу Господню, молиться там весь вечер и всю ночь, участвовать в ночной литургии, причащаться Святых Таин, а утром идти ко Гробнице Божией Матери, молиться там, и только после этого подниматься к себе на Елеон.

Рейтинг: 10 Голосов: 591 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Как игуменья Моисея помнила своих наставниц и сомолитвенниц, так и постпандемийное Православие будет помнить и ее труды и молитвы. Не забудут православные с наместницу монастыря монахиню Рафаилу (Лел), знакомую сотням паломников и скончавшуюся от осложнений от коронавирусной инфекции вслед за игуменьей Моисеей, 11 марта. И доброй души столетнюю монахиню Христину (Диаб), и молодую монахиню Руфину (Албандак), также в эти дни отошедших ко Господу.

Вечная память!

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Так устроил Господь Так устроил Господь
Памяти игуменьи Моисеи (Бубновой; 1943–2021)
Так устроил Господь Так устроил Господь
Памяти игуменьи Моисеи (Бубновой; 1943–2021)
Диакон Александр Занемонец
Своих симпатий и антипатий она не скрывала, всегда было очень естественна и совершенно не претендовала на какую-то внешнюю «духовность».
«Иного пути, кроме служения Церкви, и быть не могло» «Иного пути, кроме служения Церкви, и быть не могло»
Памяти игумении Моисеи (Бубновой; † 8 марта 2021 г.)
«Иного пути, кроме служения Церкви, и быть не могло» «Иного пути, кроме служения Церкви, и быть не могло»
Светлой памяти игумении Моисеи (Бубновой; † 8 марта 2021 г.)
Владимир Николаев
В детстве и юности будущая игумения постоянно общалась со святителем Иоанном (Максимовичем), с девяти лет пела и читала на клиросе. Общение с таким великим святым наложило особый отпечаток на ее жизнь.
Монахини Рафаила (Лел) и Тамара (Хури) – русские арабки Елеонского монастыря Монахини Рафаила (Лел) и Тамара (Хури) – русские арабки Елеонского монастыря
Владимир Николаев
Монахини Рафаила (Лел) и Тамара (Хури) – русские арабки Елеонского монастыря Монахини Рафаила (Лел) и Тамара (Хури) – русские арабки Елеонского монастыря
Владимир Николаев
Воспитанные в духе преданности Божьему делу, православные арабки сохранили и утвердили русские монастырские традиции, а также приумножили духовное и материальное богатство обители.
Комментарии
раба Божия тамара18 мая 2021, 22:08
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих в селениях праведных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, а жизнь бесконечная… Аминь!
Natalie18 мая 2021, 05:06
Вечная память! Спаси Господи! Слава Богу за всё!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Татьяна Веселкина
Игумения Моисея (Бубнова)

Новые материалы

Выбор читателей

×