Екатеринушка

Рассказ протоиерея Олега Вроны, настоятеля Никольского храма в Таллине, о пути в церковь, жертвенности простых людей и пользе вежливости и тактичности в приходе.

Боль, приведшая в храм

Чуть ли не каждый день в наши храмы приходят люди с большими бедами и скорбями, и одни из них по прошествии скорби уходят и не возвращаются, а другие остаются и становятся прихожанами, своими, родными в подлинном смысле слова.

Ее звали Екатерина Федоровна, а между собой мы называли ее Екатеринушкой. Работала она таксисткой в таллинском таксопарке и, поскольку в восьмидесятые годы прошлого столетия в Таллине женщин-таксисток было не так уж много, тем более таких заметных, как Екатерина Федоровна, то, можно сказать, в этом городе она была человеком небезызвестным. Простая, открытая, добродушная; с крупным торсом, с серыми добрыми глазами на мясистом лице и с похожими на сардельки пальцами на руках, мягко сжимающих руль такси, – такой она мне запомнилась.

В нашу Никольскую церковь Екатерина Федоровна пришла вымаливать внука Сережу, четырехлетнего мальчика, инвалида от рождения. «Когда невестка забеременела, – рассказывала Екатерина Федоровна, – мой сын, заядлый футболист, не уставал повторять: у меня будет сын-футболист, я научу его любить футбол, и он станет чемпионом». Но мальчик родился инвалидом, и все мечты отца рухнули. Екатерина Федоровна стала искать помощи у врачей, потом у знахарей, экстрасенсов и, не найдя ее там, наконец, как к последней надежде, обратилась к Богу, пришла в церковь.

Молодым приобретение знаний и навыков в любой области дается легче. Это касается и приобретения знаний и навыков в духовной области. Порой, припоминая наши первые шаги в церковной жизни, мы не без улыбки вспоминаем некоторые наши наивные представления и ошибки тех лет. Екатерина Федоровна в этом отношении не была каким-то исключением. Так, однажды мы с женой и регентом, отправляясь в паломническую поездку в Троице-Сергиеву Лавру, пригласили и Екатерину Федоровну, будучи уверены, что это пойдет ей на пользу.

Первое паломничество: «Во попала!»

Приходим к известному лаврскому архимандриту Науму (Байбородину) на исповедь в небольшое помещение, сразу при входе на территорию братского корпуса, где он обычно принимал народ.

Желающих пообщаться с отцом Наумом собралось, как всегда, много

Желающих пообщаться с отцом Наумом собралось, как всегда, много: тут и семинаристы, узнаваемые по своей униформе – черным кителям, и согбенные старушки, и модно одетые девицы, бородатые мужчины в пиджаках и священники в рясах и с крестами. Пока отец Наум кого-то исповедовал, все терпеливо ожидали своей очереди. Кто-то в это время, едва шевеля губами, читал молитву по четкам, кто-то писал записки о здравии и об упокоении с надеждой вручить их отцу Науму для личной молитвы; были и такие, кто, примостившись за краешком стола, которого всем не хватало, записывали свои грехи на листок бумаги, наученные горьким опытом, что когда подойдет их очередь на исповедь, то все из головы «враз повылетает» и сказать будет нечего. Впрочем, сосредоточиться было непросто, поскольку все ожидавшие своей очереди из-за тесноты помещения невольно слышали что-то из того, что говорили на исповеди кающиеся прихожане и паломники. К тому же отец Наум не всегда переходил на шепот, и порой было отчетливо слышно, в чем он наставлял очередного кающегося и какие вопросы ему задавал. Одним словом, такая исповедь походила на публичную исповедь первохристианских времен, когда кающиеся без стеснения исповедовали свои грехи перед всей общиной.

Архимандрит Наум (Байбородин) Архимандрит Наум (Байбородин) Другой особенностью исповеди у отца Наума было то, что часто исповедь прерывалась и начиналась беседа с одним или несколькими людьми, а иногда и со всеми сразу. Так, одна женщина, по-видимому, известная отцу Науму, подвела к нему свою родственницу, женщину средних лет, пояснив, что та приехала издалека, никогда не исповедовалась и на днях уезжает домой. Отцу Науму этой информации хватило, чтобы понять, кто перед ним, а остальные необходимые сведения он стал добывать сам в беседе с незнакомкой.

– Ты кем работаешь? – был первый вопрос духовника.

– Учительницей младших классов, – ответила та скромно.

– Учительница, говоришь? – заметно оживился отец Наум. – Так вот тебе задача за четвертый класс. – И стал голосом бывалого школьного учителя диктовать: – На одном берегу речки паслось стадо гусей, на другом – стадо баранов, у всех вместе 44 ноги и 14 голов. Сколько баранов и сколько гусей паслось на каждом берегу?

Все внимательно посмотрели на учительницу. Видно было, что та заволновалась.

«Во попала!» – взволнованно шепнула мне в самое ухо Екатерина Федоровна. Я дернул ее за рукав: мол, не привлекай внимания, а то «щас» до нас доберется. Между тем яркий румянец разгорался на щеках учительницы, становившейся похожей на робкую ученицу четвертого класса. Условия задачи были продиктованы, и «строгий экзаменатор» ждал ответа. Все притихли. Учительница, обиженно поджав губы, молчала, будто тишина и общее пристальное к ней внимание мешали ей разобраться с головами гусей и баранов. Всем было понятно, что она затруднялась дать правильный ответ, но «экзаменатор», как было очевидно, хотел добиться ее признания.

– Так ты не знаешь ответа? – с веселым удивлением спросил отец Наум.

«Так ты не знаешь ответа?» – с веселым удивлением спросил отец Наум

Учительница обреченно покачала головой, заливаясь румянцем.

– Вот так учительница! – тем же тоном воскликнул отец Наум и стал внимательно разглядывать остальных, как будто ища, кого бы еще поставить в неловкое положение.

Его внимание остановилось на худощавом семинаристе в форменном черном кителе. «Ну, – кивнул в его сторону отец Наум, – сосчитал?» Тот утвердительно кивнул головой. Отец Наум подошел к нему и подставил ухо, тот шепнул ему ответ. «Правильно!» – с ноткой уважения в голосе сказал отец Наум и стал взглядом выискивать очередную жертву. Мне показалось, что бородатые мужчины в пиджаках, как по команде, втянули головы в плечи. На выручку тугодумам – а таковых, думаю, там хватало, включая меня, – пришла молодая деревенская женщина с мешком. Со словами «Батюшка, благословите» она вывалила на пол какие-то тряпки, так что пришлось всем ужаться, чтобы на них не наступать.

– Вот, может, кому подойдет, кто обносился, – пояснила она.

– Я сосчитала, – вдруг перебила ее учительница. – Это было так неожиданно, и я растерялась.

– Я так и понял, – сказал неожиданно мягко «строгий экзаменатор» и превратился опять в приятного вида внимательного седобородого старца. Перестав на время интересоваться учительницей, отец Наум не спеша стал поднимать одну тряпку за другой, сортируя их на две кучи. Достав из кучи небольшого размера серое пальто без мехового воротника, он неожиданно обратился ко мне знакомым тоном экзаменатора:

– Какое пальто: мужское или женское?

Я взглянул, с какой стороны пуговицы, и быстро ответил:

– Мужское.

– Угу, – пробормотал отец Наум и решительно скомандовал владелице тряпок: – Пальто повесь вон на тот гвоздик – кому-нибудь пригодится, а остальное забирай.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Затем, отойдя к исповедному аналою, он пригласил на исповедь учительницу.

Сразу почувствовалось, что в наших рядах напряжение спало, там и сям люди стали перешептываться, поглядывать на свои часы; не дописавшие шпаргалки для исповеди с перечнем своих грехов снова примостились у стола и стали сосредоточенно пополнять начатый перечень. Екатерина Федоровна с трудом протиснулась между двумя старушками к столу с той же целью. Я стоял рядом, но смотрел в другую сторону.

Вдруг со стороны стола до меня отчетливо донесся возмущенный женский голос:

– А ты че это у меня списываешь?

Я быстро обернулся на голос, заподозрив неладное, и в следующий же миг Екатерина Федоровна, глядя в упор на недовольную старушку, огрызнулась:

– А тебе, че, жалко?

Я перехватил строгий взгляд отца Наума и, наклонившись к спорщицам, попросил помолчать. Начавшаяся было перепалка была пресечена, но на меня напал такой смех, что хоть выходи на улицу! «Это же надо додуматься – списывать чужие грехи! Ну, Екатеринушка, с тобой точно не соскучишься!» – подумал я, не в силах сдержать смех и пытаясь, закрывая рот ладонью, выдать его за приступ кашля. Поначалу безуспешно, правда. Справиться с собой мне помогло то, что внимание мое вдруг переключилось на возобновившийся диалог отца Наума с учительницей. Закончив ее исповедовать, он подозвал к себе сопровождавшую учительницу женщину и во всеуслышание стал интересоваться ближайшими планами учительницы. Та ответила, что у нее взят билет на следующий вторник.

– Так сдай билет, – быстро и решительно сказал отец Наум. – Поживешь у своей родственницы, походишь на службы, выучишь молитвы, а то кроме «Отче наш» ничего не знаешь. Вон Надя всю Псалтирь знает наизусть.

Сказав это, отец Наум посмотрел в сторону неприметной Нади – скромно одетой молодой девушки, у которой из-под платка выбивались пряди русых волос. Все тут же повернулись к Наде и стали внимательно ее разглядывать. Надя стояла невозмутимо, как будто речь шла не о ней, а о ком-то другом. «Эта может. В ней угадывается сильный характер, и какая-то есть у нее внутренняя сила», – подумал я, рассматривая вместе со всеми диковинную Надю, которая взяла и вот так запросто в свои молодые годы выучила все 150 псалмов, которые за всю долгую жизнь, пожалуй, редкий монах или священник выучивает.

– У меня отпуск заканчивается, меня выгонят с работы, – растерянно произнесла учительница.

Отец Наум понимающе кивнул головой:

– Ну, Ангела-хранителя тебе спутника! Только не забывай, что ты должна делать, – добродушным тоном добавил отец Наум и, размашисто благословив обеих женщин, шагнул к исповедному аналою.

Кое-как очередь дошла и до нас, и мы, довольно быстро исповедовавшись, вышли на улицу.

За время моей учебы в семинарии я не раз бывал на исповеди и у отца Кирилла (Павлова), и у отца Наума. Для меня они были очень разные, но нравились они мне оба, и я даже затруднялся порой отдать кому-то из них предпочтение, поэтому иногда шел на исповедь к одному, а иногда к другому.

– А че это батюшка так напал на эту учительницу? – был первый вопрос Екатерины Федоровны, едва мы вышли на свежий воздух.

Я попытался реабилитировать отца Наума в глазах Екатерины Федоровны, сказав, что духовник действует, как врач: сначала он должен вскрыть причину болезни, а потом прописывать лекарства.

– А какая болезнь у этой учительницы? – заинтересовалась Надежда Федоровна.

– Ну, если говорить о главной ее болезни, то такая же, как и у нас с вами, – ответил я, стараясь не допускать назидательного тона.

– И какая? – с еще большим интересом спросила Екатерина Федоровна.

– Ну, ясно какая – самолюбие, – ответил я, глядя на нее с улыбкой, и спросил: – Видели, как учительница покраснела? Значит, было задето ее самолюбие. А где самолюбие – там тщеславие и гордость, то есть превозношение.

Тут было задето самолюбие. А где самолюбие – там тщеславие и гордость, то есть превозношение

– А он добрый? – перебила меня Екатерина Федоровна неожиданным вопросом.

– Конечно, добрый, если всех нас благословил завтра причащаться, хотя наша подготовка оставляет желать лучшего, – ответил я ей и добавил: – Видели, сколько он внимания всем уделяет? Притом что вечером ему на службу, а завтра братский молебен в пять утра, и так изо дня в день.

– А мы пойдем на братский молебен? – оживилась Екатерина Федоровна.

– Пойдем, конечно, пойдем, – уверенно сказал я и, спохватившись, добавил: – Если не проспим.

– Я не просплю, – решительно сказала, как отрубила, Екатерина Федоровна, будто хотела пресечь мои сомнения на этот счет. Я промолчал, потому что был уверен: Екатерина Федоровна не проспит.

Польза рассуждения

Наше паломничество закончилось так быстро, будто кто-то невидимый переставлял стрелки часов вперед, неумолимо сокращая отпущенное для этой цели время. Возможно, это паломничество послужило неким толчком, и вскоре Екатерина Федоровна стала все чаще ездить по монастырям. Как-то после поездки в какую-то обитель она приходит в храм и говорит мне:

– Все! Развожусь с мужем.

Смотрю на нее молча, и она понимает, что жду разъяснения.

– Была, – продолжает, – у одного батюшки, так он мне сказал: если с мужем не венчана, то разводись.

Спрашиваю ее:

– Екатерина Федоровна, он что, этот батюшка, ваш духовник?

– Нет, – ответила она, – просто хороший батюшка…

И сделав паузу, добавила:

– Монах.

– Ну, что монах, – говорю ей, – это хорошо. А не спросил он, есть ли у вас духовник?

– Нет, не спросил, – растерянно отвечает Екатерина Федоровна.

– А вы, конечно, сами не сказали ему?

– Что не сказала? – еще более теряясь, спросила Екатерина Федоровна.

– Ну, то, что у вас есть свой приход и вы постоянно исповедуетесь у своего священника.

– Нет, не сказала, – обреченно выдохнула Екатерина Федоровна и вдруг перешла в наступление: – А вы знаете, какая у него борода? Вот досюда! – при этом она провела ребром ладони у себя по поясу, – и вся белая. А глаза! Вы бы видели его глаза! Как глянет, так все насквозь видит. От него ничего не скроешь!

– Хорошо-хорошо, – говорю ей, – значит, решили развестись. Ну, предположим, разведетесь, а потом, представьте, придете к другому батюшке, у которого борода еще белей и длинней, а глаза так в душу и смотрят, и скажете, что развелись с законным мужем, а он вам в ответ: «Плохо, Екатерина Федоровна, не надо было вам разводиться». Вы что, побежите к бывшему мужу уговаривать его: давай снова сойдемся? Так ведь если и сойдетесь, опять какой-нибудь батюшка скажет: зря сошлась, давай разводись… И так без конца?

– А что же тогда делать? – растерянно развела руками Екатерина Федоровна.

– А ничего не делать, – говорю ей. – Считайте, что старец вам хотел этим сказать, что надо больше молиться за мужа, чтобы Господь привел его к вере, ну и, наверное, чтобы муж видел, что вера благотворно на вас действует, иначе привести его к вере будет трудно. А все важные вопросы надо решать у своего духовника, – постарался я подытожить разговор.

«Все важные вопросы надо решать у своего духовника», – постарался я подытожить разговор

– А кто мой духовник? – с любопытством уставилась на меня Екатерина Федоровна.

– Если меня не подводит память, – отвечаю ей, – я уже говорил вам, что обычным порядком настоятель прихода является духовником для своих прихожан.

И добавил:

– Не возражаете?

Екатерина Федоровна возражать не стала и больше к этой теме не возвращалась.

Вскоре после этого разговора у меня появилась возможность убедиться, что понуждать Екатерину Федоровну молиться было излишне, скорее я опасался обратного: как бы она, что называется, не «перемолилась». Бывает ведь и такое, после чего не знающий меры молитвенник-неофит, случается, оставляет молитву совсем.

Жертвенность Екатеринушки

В те годы мы с женой жили на съемных квартирах, преимущественно у своих прихожан. И когда в очередной раз мы были в поисках угла, то Екатерина Федоровна приютила нас в одной из комнат своей трехкомнатной квартиры на некоторое время, пока ее супруг жил на даче. И вот тогда я увидел, что эта простая работящая женщина не боялась никакой работы и как будто не знала, что такое лень. Она и к молитве подходила как к необходимой работе, и, несмотря на усталость после большого трудового дня, после вечерних молитв она могла прочитать еще один-два акафиста и еще какое-то количество от руки переписанных молитв и тропарей. А поскольку церковнославянский текст, даже написанный русскими буквами, она читала медленно, с остановками и запинками, то окончить свое правило она могла далеко за полночь. И так изо дня в день.

Она читала медленно, с остановками и запинками, так что заканчивала свое правило далеко за полночь. И так изо дня в день

К чести Екатерины Федоровны надо сказать, что была она человеком жертвенным и великодушным: едва приютила у себя нас с женой, как к ней попросился пожить студент – наш певчий Сережа. Она, не раздумывая, пустила его в единственную оставшуюся свободную комнату, превратив свою квартиру в подобие коммуналки. И так мы жили у нее несколько месяцев до возращения ее супруга. И потом нужно было очень постараться, чтобы она взяла с нас хоть какую-то плату за проживание.

Юбочные страсти

И все было бы хорошо, если бы не появились у нее непреодолимые разногласия с нашим старостой – в прошлом корабельным боцманом, человеком прямым и бескомпромиссным. Дело в том, что Екатерина Федоровна любила молиться в первом ряду, то есть почти у самой солеи, а юбки она предпочитала носить до колен; при этом она часто делала глубокие поясные поклоны, с обязательным касанием пола кончиками пальцев. Со стороны это выглядело, мягко говоря, не слишком эстетично, поэтому кто только не пытался в приходе уговорить Екатерину Федоровну пойти на компромисс, то есть или не стоять в первых рядах, или не носить на службу коротких юбок, или не касаться рукой пола при поклонах. Ни по одному из этих пунктов Екатерина Федоровна на уступки не шла, и мало-помалу все от нее отступились, рассудив, что люди со странностями и причудами в приходе всегда были, есть и будут и что в конце концов с этим можно легко смириться в сравнении с постоянными выходками некоторых прихожан, которых приход едва терпит.

Однако староста отступать был не согласен и своими постоянными колкими замечаниями добился, что Екатерина Федоровна перестала ходить к нам на службы. Все надеялись, что пройдет немного времени, она успокоится и вернется в приход. Так ведь бывает: обидят человека в своем приходе, он уйдет, в сердцах даже скажет, что и порога больше не переступит, а потом помолится, успокоится и вернется – к своей и общей радости. Но время шло, а Екатерина Федоровна все не возвращалась. Уже и староста смягчился, а потом и вовсе преставился, но она к нам больше не вернулась.

Сменив несколько приходов, она наконец прижилась в Александро-Невском соборе, где и молилась так, как она привыкла, до самой кончины. А в нашем приходе еще остаются те, кто помнят о ней и молятся, вспоминая все то доброе, что забывать нельзя. Да оно и не забывается.

Протоиерей Олег Врона
Подготовил Степан Игнашев

18 мая 2021 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дмитрий23 мая 2021, 21:50
Думаю, урок с учительницей был следующий- если бы ребенку задали этот вопрос, то он воспринял бы его как игру, и сразу бы ответил( правильно или неправильно). Мы же взрослые, видим во всем подвох, боимся что о нас подумают хуже, чем мы себя считаем, и накажут за неправильный ответ. Вот такой "житейский опыт", который и на исповеди проявляется часто. И батюшка хотел немного отвлечь от зацикленности на самих себе.
И.22 мая 2021, 18:18
Катерина 21.05.2021, 14:02 ПетрI нужен затем, чтобы понять, что длина юбки, глубина декольте двигаются вместе с моралью. А последняя либо активно насаждается(та или иная), либо тихо продвигается, в т.ч. путем снятия табу или попустительства, но никак не сама по себе меняется ни с того ни с сего. Люди живут в светском государстве и приходят в Церковь с тем разношерстным багажом, который имеют от мира. Если Вас сильно смущает одежда прихожан, разработайте что ли правила для прихода и вывесьте их на видном месте. Или Вы хотите, чтобы люди сначала стали совершенными и только потом смели посещать службы? Кто знает, может добьетесь успеха в реализации и такого варианта.
Андрей21 мая 2021, 16:38
Читательница (Подмосковье): Мф 18.7 ( https://days.pravoslavie.ru/bible/B_mf18.htm )
Катерина21 мая 2021, 14:02
И.21 мая 2021, 02:52 спасибо Вам за ответ.Ну зачем нам Петр, да еще Первый?:) у нас живой пример перед глазами - наши православные бабушки середины прошлого века, моей бабушке и в голову не пришло бы одеваться в любом общественном месте так, как описано в рассказе, они были скромными. Деревенские женщины. Длиные юбки,вот на церковные праздники скромные платочки менялись на павло-посадские платки. У моих одноклассницы (первая половина 80-х 20го века) в старших классах наиболее распространненной заботой было "Оля, я наклонилась, НИКТО НИЧЕГО не видел??" Простые советcкие школьницы, дочки инженеров, учителей и офицеров. Кстати, по-моему, приходская молодежь быстрее этому обучается, чем пожилые.
И.21 мая 2021, 03:01
Катерина 20.05.2021,15:03 Насчет стоит удерживать или нет, возможно Вы лучше знаете, но есть и такое: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся?». Когда человек уже понимает, что что-либо для него соблазн, при чем тут другие? Кому дано больше, с того больше и спросится. Банально, но в скандале участвуют две стороны. Есть люди, которые постоянно ищут, с кем бы поскандалить, но далеко не со всеми им удается проделать этот номер, от большинства они уходят несолоно хлебавши. И интересно, приставучий прихожанин покинул приход? или перевоспитали? или просто Вы преодолели сей соблазн?
И.21 мая 2021, 02:52
Катерина 20.05.2021,13:47, до революции у крестьянок не было специальной "униформы" для Церкви, длинные юбки, сарафаны, платья, непрозрачные блузки(рубахи) были общепринятой нормой, поэтому не приходило в голову играть с длиной юбки или прозрачностью ткани для посещения службы. Да и голова у замужней женщины была покрыта не только в храме. Петр I не из одного самодурства резал бороды и переодевал в европейское платье, ему нужен был другой тип человека. Сейчас в храм приходят из мира, где "короткое и прозрачное" давно сделали обыденным, кому-то может гораздо больше времени чем Вам требуется, чтобы понять, что их одежда неуместна и может стать для других соблазном (не только в храме, кстати).
Читательница (Подмосковье)20 мая 2021, 23:12
Проблема в старосте, в прошлом корабельном боцмане: видимо, "правый глаз" соблазнял его - не туда смотрел, не о том думал. Есть такой анекдот. У посетителя музея спрашивают: "О чем Вы думаете, глядя на эту картину?" Он отвечает: "О женщинах" - "Почему?" - "Потому что я всегда о них думаю". Был бы боцман бесстрастным по отношению к женскому полу, отстал бы от бедной прихожанки, которая, похоже, просто не придавала значения своей одежде и не понимала, что ее внешний вид может кого-то соблазнить. Нормальный человек просто не смотрел бы, как эта женщина делает поклоны, а если не под силу удержать свой взгляд, нашел бы другое место в храме.
Фотина20 мая 2021, 22:03
А мне Екатеринушка понравилась. Такой вот открытый и узнаваемый характер. Ну, вот такая она со всеми "за" и "против". И коня на скаку и в избу... и матку-правду и прочее. Все намешено, но ведь как замечательно! Ну, носит человек что считает нужным, не в купальнике ж приходит и не в прозрачном. Все со временем придет и юбка и прочее. Главное ж не в этом... А то ведь можно и выглядеть правильно и говорить, а самого главного не иметь... Вот я, например, не могу,увы, похвастаться таким добросовестным отношением к молитвенному труду как эта привыкшая много работать женщина. Не говоря о страннолюбии, которое она оказывает как нечто само собой разумеющееся. Хороший рассказ, спасибо!
Катерина20 мая 2021, 16:23
Виктор19 мая 2021, 17:51 -- Вы имеете ввиду грех осуждения человека? Или привычку называть грехи своими именами? Если человек гуляет с чужими женами, то как это" хобби" назвать? Общительный? Или блуд? Если человек не доплачивает своим работникам и утаивает от государства налоги, то это ...? Экономия на всем? Или все-таки воровство? А то лицемеря так, можно докатиться до того, что и убийцу нельзя будет наказать по закону. Ну как же-с... "не осуждай"!
Катерина20 мая 2021, 15:03
Что касается покидания приходской семьи, а так ли уж необходимо удерживать в ней упорствующего в своем бросающемся в глаза грехе члена ценой спасения души других членов? В моем приходе одной из прихожанок прямо заявили на нашем партсобрании, в глаза, как полагается, что 8 (!) человек избегают храмовых служб из-за неё (она в любой момент и с любым человеком готова устроить скандал). 8 соблазненных - это много! и я не уверена, насколько ее дела милосердия, в которых она сверхактивно учaвствует, уравновесят соблазненные ею души. Мой личный приход в приход также был отодвинут примерно на 5 лет именно из-за присутствия одного прихожанина, не дающего проходу всем привлекательным прихожанкам.
Катерина20 мая 2021, 13:47
И.20 мая 2021, 04:32 -- Даже в период дефицита денег на любой китайской барахолке был выбор дешевейших блузок/юбок подходящего для храма фасона/материала И если женщина моего возраста и старше обладает минимальнейшей суммой для покупки одной-единственной фабричной блузы, в которой увы по бедности "и в воду и под воеводу", то наверное, в приоритете у верующей православной будет блузка или длиное платъе ниже колена из непрозрачного материала? В конце концов даже беднейшим неграмотным крестьянкам до революции в голову не могло прийти, что выбор одежды для храма столь сложен. Почему же моим современницам моего перeзрелого! возраста выбор между коротким/прозрачным и строгим/длиным затруднителен?
Наталия20 мая 2021, 09:24
Давайте не будем придираться к юбкам и к смене прихода: уверена, не только в юбке дело! Ищет себе человек духовника и приход по себе - и это хорошо!)) Одно у меня только замечание: не соглашусь с вердиктом "самолюбие" учительнице. Я тоже теряюсь в критических ситуациях - озадачь меня неожиданно такими вот гусями и баранами - не уверена, что смогу быстро сосчитать! И всегда, при малейшем волнении, повышении температуры, при выходе на солнце - вообще всегда и везде я краснею как рак! Сама даже не замечаю - мне об этом говорят) Думаю, урок там был другой:"вот ты, тётя взрослая, теряешься, когда нужно быстро сообразить, а деткам-то ещё сложнее приходится! Помни об этом и жалей их, поддерживай!)"
И.20 мая 2021, 04:32
Катерина19 мая 2021, 13:14 На массовом производстве одежды другие технологии и оборудование, для него никаких сложностей не представляет настрочить блузки из дешёвого прозрачного полиэстера или купальники из капризного бифлекса. И откуда Вы знаете, прозрачная блузка немолодой прихожанки продиктована "тупым упрямством", кошельком или еще какими-то причинами? Что касается рассказа, то в жизни так часто и случается, что большинство со временем перестает обращать внимание на чьи-либо чудачества и странности, но хватает одного "старосты" с колкими замечаниями, чтобы кто-то покинул приход.
Виктор19 мая 2021, 17:51
Сказано Спасителем: -не судите и не судимы будете. Как у нас хорошо получается грех неправедного(человеческого- по страсти) суда. И ведь осуждаем то как? Ах она то какА,ох ну я бы так никогда не сделал. Чисто как про мытаря и фарисея: -пощусь двакраты в неделю и пр. по тексту..:( Интересно из нас чатописателей грех осуждения всеинтернетнаго кто нибудь исповедует?
Катерина19 мая 2021, 13:14
Антонина18 мая 2021, 21:23 --- в чем же проявляется наша вера, о которой Вы пишите, как не в наших конкретных ежедневных поступках? Я сама умею кроить и шить, уверяю Вас, сшить блузку или юбку из прозрачной тонкой ткани намного сложнее, чем из дешевого плотного хлопка. Было бы желание угодитъ Богу, которое, как предполагается, должно быть непременным условием каждого искреннего верующего у которого наличствует страх Божий. Заметьте, миряне этого храма проявили гораздо больше смирения к мелькающим перед их носам перезрелым прелестям, чем их владелица с якобы такой необыкновенной верой. Наше украшение - наши добрoдетели, а не короткие юбки в возрасте и месте более чем неподходящих.
Андрей19 мая 2021, 09:46
Глубокий духовный анализ смысла ношения коротких юбок пусть делают лица соответствующей компетенции, а тут можно просто вспомнить прежние публикации https://pravoslavie.ru/5760.html
Наталья19 мая 2021, 00:08
Неужели сложно надеть юбку подлиннее, чем из-за своего упрямства менять приходы. Бывают некоторые на своей волне.
Лариса18 мая 2021, 23:05
Бог рассудит... цельности её почти ни в ком нет. Было время, я относилась к людям,занимающимся благотворительностью, уходом за больными, как к святым. Полагала что они - источник мудрости и духовности. Но послушав иных из них и присмотревшись поближе, разочаровалась, потому как была очарована:) Так что несть человека иже жив будет и не согрешит.
Антонина18 мая 2021, 21:23
Дело то в юбке, что ли, Катерина? Вы прямо весь рассказ обнулили. Ведь здесь о вере простой и искренней. Вряд ли там такой уж стриптиз был. Это раньше дурацкие юбки шили, да и блузки примитивно прозрачные на рынке продавали. Носили люди в перестройку. Зато как верили и молились!
Катерина18 мая 2021, 11:41
Задирающаяся год за годом аж до самых до ягодиц юбка или прозрачная блузка - признак тупого упрямства немолодых прихожанок, давным-давно вышедших из состояния как свежей юности, так и новоначальности. Не удивлюсь, если на Страшном Суде выяснится, что все духовные плоды многих из нас будут обнулены вот такой вот обыкновенной одеждой, неприличной для молитвы в Божьем доме, которая послужила соблазном "малых сих, верующих в Меня". Соблазном к осуждению к примеру. Знаю лично таких соблазненных одеждой. Прочитала и впала в задумчивость. Да, надо бытъ и вправду осторoжнее с выбором одежды, лучше семь раз отмерить.... Очень полезный рассказ. Спасибо за такое напоминание автору и редакции.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×