Вот уже второй год мы живем в условиях пандемии и связанных с ней ограничений. Как повлияла она на церковный народ, какие нестроения в среде верующих обнажила, как преодолевать панику – размышляют священники.
У коронавирусной инфекции психиатрическое измерение
Протоиерей Игорь Прекуп, настоятель прихода во имя Прп. Сергия Радонежского в г. Палдиски (Эстония):
Протоиерей Игорь Прекуп – Отец Игорь, много ли прихожан в связи с пандемией отошли от Церкви, так как поколебались в вере и впали в уныние?
Ну, что тут сказать?.. «Отошли» – это очень серьезно. Как тут определить? Человек стал реже появляться в храме, а то и вовсе перестал приходить? Не думаю, что тут можно делать столь далеко идущие выводы. Конечно, канонически если подходить, человек считается отпавшим, если кряду три недели не участвовал в богослужении. Другое дело, что усердия, может, поубавилось. Тут ведь много значит привычка, навык. В том числе и богослужебной жизни. Не зря ведь принято говорить, что человек «ходит в церковь». И вдруг людей раз! – и отучили ходить. Ну, понятное дело, отучали всех, да не все отучились, но тем не менее кто-то привык «не ходить»… ну, или «отвык ходить» – это уж кому как. Из категории «стакан наполовину пуст или наполовину полон?» Много ли отвыкших? Не знаю. Не считал. Не анализировал. Не хочу искусственно тормошить. Пробую дать людям самим подумать и определиться, чего они хотят. Да и к тому же кто-то и хотел бы, да здоровье… У кого-то возраст (часики ведь тикают), а кто-то переболел и все никак не восстановится толком. Ну, а кто-то нашел для себя удобную нишу: трансляции да записи богослужений во «всемирной паутине». Не выходя из дома – не вставая с постели, посмотрел – и «все равно, что в храме побывал». Я уж молчу о всяких «новаторах»…
Апокалиптические настроения и раньше носились в воздухе и бродили в массе
– Наблюдаются ли апокалиптические настроения, призывы бежать в дремучие леса и т.д.?
– Апокалиптические настроения и раньше носились в воздухе и бродили в массе. В ковидный период они всего лишь чуток обострились. Правда, у некоторых людей эти эсхатоложные обострения сильно смахивают на психическое помешательство, но, по большей части, ничего особенного. Не знаю, может, ко мне не так много обращаются с подобными «настроениями», зная мое отношение к всевозможному кликушеству, но я не так уж часто сталкиваюсь с тяжелыми проявлениями этой дури.
– В целом люди реагируют здраво, или же есть регресс мышления из-за неумения выдерживать тревогу и неопределенность?
– А по-разному! Не сказал бы, что «в целом здраво». Нет. У коронавирусной инфекции психиатрическое измерение. Нет, я не о том, что вирус влияет на когнитивные функции. Так бывает, но речь не об этом. К сожалению, некоторые люди так трусят, что неудобно за них становится. Все-таки должно быть какое-то внутреннее достоинство. Ну, страшно, да. Тем более когда есть противопоказания к вакцинации, а особенности здоровья таковы, что, в случае заражения, слишком большой риск не пережить болезнь или остаться инвалидом. Но ведь если позволять тревожности себя съедать, заполняя душу, пропитывая сознание, – от этого что, вирус испугается и убежит? Наоборот, страх, тревожность, стресс разрушают иммунитет. А иммунитет – он ведь, как Пушкин, – наше всё!
Некоторые люди так трусят, что неудобно за них становится
Тут уж кто как. Одни просто уходят в отрицание (нет никакого коронавируса, сезонный грипп, остальное – выдумки мировой закулисы!), другие сами с ума сходят от страха и других расстраивают, а третьи (слава Богу, таких подавляющее большинство) стараются проявлять необходимую осторожность, соблюдать профилактические нормы и, как бы помыслы ни подтачивали, не впадать в панику.
Конечно, неприятно сталкиваться с крайностями. С другой стороны, радостно видеть, как человек, пусть даже и придерживающийся какой-либо из крайних позиций, все же старается браться за ум и начинает вести себя приемлемым образом.
Не винить Бога, но просить у Бога помощи
Иерей Димитрий Климов, Софийский собор, г. Самара:
Иерей Димитрий Климов – Отец Димитрий, наблюдается ли сколько-нибудь заметный отход верующих от Церкви? В связи с тем, что, как писал некий православный журналист, «Где же Бог, когда коронавирус?»
– Отхода от Церкви – не как от церковного здания, а как от Тела Христова – не наблюдаю. В храм кто-то временно перестал ходить, но, во-первых, это не равно отходу от Церкви, а во-вторых, никакого общего оттока людей я не увидел. Для кого-то эта ситуация, напротив, – некий вызов, чтобы прийти к Богу. Храм полон, количество людей на богослужениях даже увеличилось, за исключением того месяца, когда были строгие ограничения и просто никто никуда не ходил.
– А как насчет апокалиптических настроений?
– В малой степени, но есть. Собственно, они были всегда, – апостол Павел жил в ожидании Второго Пришествия Мессии… Сейчас разговоры о «последних временах» чаще звучат не в связи с пандемией, а, скорее, в связи с вакцинацией. Когда она началась, люди как-то стихийно разделились на три группы. Первая – думающие; они сомневаются, ищут информацию, не спешат делать прививку, так как не уверены в ее последствиях, но и не паникуют. Вторая – это люди, которые просто идут и делают. А третья группа… Это люди, неспособные к диалогу: они вроде бы задают священнику вопросы, но при этом думают, что знают ответ. Они совершенно не готовы услышать что-то не совпадающее с их ожиданиями, начинают спорить, ссылаться на старцев, потом уходят – грустные, но по-прежнему убежденные в своей правоте. Зачем приходили, не очень понятно.
– А как наши земляки выдерживают тревогу и неопределенность, длящиеся с самого начала пандемии? Есть ли регресс мышления, откат к магизму?
Люди устали – и от ограничений, и от роста цен, – но не одурели
– Люди боятся, принимают адекватные меры, чтобы избежать заражения, но регресса нет. Никто не обезумел. Люди устали – и от ограничений, и от роста цен, сложной экономической ситуации, – но не одурели. Преобладает, я бы сказал, прогресс: не винить Бога, но просить у Бога помощи. Вот, у меня есть прихожанка, у которой дети живут в Риме, – помните, какая катастрофическая ситуация сложилась в Италии в самом начале пандемии? Трупы было некому вывозить… Казалось бы, у этой женщины был повод роптать на Бога (а этот ропот и есть регресс мышления), но она держалась мужественно, молилась.
«Ищут не правды Божией, а своей правды падшего разума»
Иеромонах Паисий (Новоженов), Мужской монастырь Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь д. Лучниково Вологодского района:
Иеромонах Паисий (Новоженов) – Я только на два вопроса могу ответить.
Что бы кто-то в леса дремучие собирался – не слышал, мне кажется, это утрированный образ. Здравый человек не полезет сейчас в глушь, не будет отрываться от социума.
– Благодарю вас, принято. И второй вопрос: что преобладает, здравомыслие или регресс мышления, паника?
– В целом рассудительные люди реагируют здраво, паники не происходит. Она происходит в расколоучительной среде прихожан, а так настроенные есть во всех храмах.
– А что есть расколоучительная среда?
– Расколоучительная среда – это миряне и духовенство, которых обуяла гордыня, и они ищут не правды Божией, а своей правды падшего разума. И ради этого готовы учинять раскол в Церкви.
Необходимо от лица всей Церкви разъяснить происходящее
Я к теме эпидемии и вакцинации отношусь абсолютно так же, как владыка Тихон.
В своëм видеообращении он выразил все аспекты, с которыми я согласен полностью. Единственное, что он не сказал, – это две важные темы: недоработки властей и Церкви. Необходимо более ясно и от лица всей Церкви разъяснить происходящее, тогда церковный народ не лихорадило бы разными смущениями.
И то же самое со стороны властей должно было происходить: тщательное ознакомление не через телевизор, а через живые собрания на организациях, через местные администрации.
Жители соседней деревни роют большую землянку в лесу
Иерей Димитрий Диденко, директор, преподаватель древнегреческого и латинского языков в Варницкой гимназии, Ростов Великий:
Иерей Димитрий Диденко – Таких данных у меня нет: я работаю директором Варницкой гимназии, прихожанами являются в основном гимназисты, но немногие «вольные» прихожане ходить не перестали, хотя упадок настроения и уныние наблюдаются.
– Отец Димитрий, а есть ли ожидание конца света и связанные с этим эскапистские настроения?
– Как ни прискорбно, да. Один из местных жителей сказал мне, что жители соседней деревни роют большую землянку в лесу с целью переселиться туда вместе с семьями и детьми. Многие жители провинции воспринимают кампанию по вакцинации как распространение печати антихриста, но идти на сопротивление до конца (до потери работы и поражения в правах) готовы далеко не все из антипривочников.
Сейчас, с наступлением третьей волны, есть состояние безнадёги и определенности в худшем
– А тревога уже переходит в панику, или преобладает здравомыслие?
Ну, умение выдерживать тревогу у всех нас уменьшается пропорционально увеличению продолжительности тревоги. Так что сейчас, с наступлением третьей волны, есть состояние безнадёги и определенности в худшем. Я не видел при этом паники, потому что в целом никакой подлинной катастрофы на глазах у людей не происходит.