Приближается самый большой и многолюдный праздник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Каждый год в эти дни небольшой город Печоры переполняется паломниками, тихие и скромные улицы плотно запаркованы автомобилями, все гостиницы и частные дома заселены гостями. Те, кто был здесь на Успение однажды, зовут своих друзей и родных обязательно поехать с ними. Красота и масштаб этого праздника поражают. Верующие люди знают, что благодать в эти дни здесь особая. Сама Царица Небесная присутствует на торжестве и шествует в большом крестном ходу вместе со Своею иконою.
Это престольный праздник обители. Первый храм, устроенный в песчаной горе, был освящён в 1473 году в честь Успения Божией Матери. Соорудил его священник Иоанн Шестник рядом с пещерой, найденной в глубоком овраге. В ней когда-то молились неведомые отшельники. Мощи одного из них были обретены в земле, опутанные корнями деревьев. По подобию этих пещер священник со своей супругой Марией и построил храм внутри горы. Позже, когда монастырь разросся, увеличилось количество братии и возведены были храмы и кельи, вокруг монастыря стали селиться притекающие к святому месту богомольцы. Так постепенно возник целый город, который получил название от слова «пещеры» – Печоры.
Главная святыня Псково-Печерского монастыря – икона Успения Божией Матери. Этих почитаемых чудотворных образов в обители несколько. Одна икона, небольшая, самая первая, хранится в алтаре Успенского собора. Вторая, широкая, с изложениями по ее краям важнейших событий из жизни Пресвятой Богородицы, хранится в Михайловском соборе монастыря слева от алтаря. Наиболее близок всем третий образ, находящийся в центре Успенского храма, перед которым преклоняют колени все приезжающие в святую обитель. Перед этой иконой братия совершает молебны, её выносят на большой крестный ход вокруг обители в день Успения Пресвятой Богородицы.
Традиционно праздник Успения проводится в течение трёх дней. Это дни, полные цветов, радости и ярких впечатлений. Для торжественного шествия дорогу внутри монастыря выстилают свежескошенной травой и узорами из цветов. Все трудники, паломники, прихожане готовят эту красоту. Ещё с вечера 26 августа все люди несут в обитель охапки цветов. Местные жители специально выращивают их для Божией Матери у себя в огородах, а приезжие покупают в магазинах. На рассвете в 6 часов 27 августа на поля отправляется грузовик и трактора, где по утренней росе мужчины косят молодую траву, и он в несколько приёмов отвозит её в монастырь.
Первый въезд в обитель грузовика с горой травы в кузове встречают с особой радостью – это уже начало праздника. Быстро разгружают, и дальше поверх уложенной травы матушки выкладывают узоры по сохранившимся ещё со времён отца Алипия эскизам. Для приехавших паломников большой радостью является помощь в этом прекрасном и благодатном послушании.
Во второй половине дня празднично украшенную икону Успения выносят на Успенскую площадь и всем миром, вместе с братией, священниками и архиереем, молятся перед ней, готовясь к крестному ходу. После завершения молебна и акафиста наступает волнительный момент – группа мужчин поднимает эту большую, тяжёлую икону на руки и начинает движение вперёд. Эти первые шаги – очень трогательная часть крестного хода. Двигаясь вместе с людьми, икона колышется, как живая, создаётся ощущение, что Божья Матерь действительно идёт впереди всех, и люди следуют за Ней. На глазах у присутствующих слёзы. Многие по дорожке идут, сняв обувь. Кто-то собирает цветы, чтобы положить их дома в красный угол.
Путь крестного хода проходит по Кровавой дорожке к Михайловскому собору. Здесь икону устанавливают перед храмом, и начинается богослужение. Людей огромное количество, множество аналоев для исповеди устанавливается прямо на улице. Праздничное монастырское всенощное бдение длится много часов, и уже в вечерних сумерках происходит помазание освящённым елеем, все молящиеся прикладываются к образу Успения Божией Матери.
Во второй день исповедники причащаются на литургии, после которой совершается большой крестный ход вокруг всей обители. Это самая масштабная часть праздника. Тысячи людей длинной рекой текут вслед за Царицей Небесной. Замечено, что всегда в этот день светит солнце. Даже в самый пасмурный день тучи обязательно раскроются над монастырём и крестный ход озарится яркими лучами.
На третий день обычно удаётся остаться не всем – школьники, студенты спешат готовиться к новому учебному году. Но именно этот, последний день торжества запоминается особенной красотой и непередаваемой тонкостью переживаний этого события в жизни Богородицы – Её ухода на небеса к Своему Предвечному Сыну. Снова обитель украшается цветами. В этот день вечером совершается чин Погребения Божией Матери. Перед Михайловским храмом устанавливают Плащаницу, подобие гроба с телом Божией Матери. Перед ней проводится вечернее богослужение. Когда опускаются сумерки, все молящиеся зажигают в своих руках свечи, монахи готовятся к прощанию. После молитв они делают несколько земных поклонов перед гробом, затем поднимают гроб на руки и медленно движутся по цветам сквозь море огней. Редкие и тихие удары монастырских колоколов сопровождают это траурное шествие. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас…». На монастырь опускается тишина.
Когда плащаницу доносят до Успенского собора, печальный погребальный звон сменяется торжественным, громким и радостным. Он звучит, кажется, бесконечно. Во все колокола обитель возвещает миру о вознесении Пресвятой Девы Богородицы на небеса! Здесь, внизу, на площади у всех есть возможность приложиться к иконе и помазаться святым маслом. Это кульминация большого торжества – святого Успения Божией Матери.
Почему же этот трагический день ухода из земной жизни Богородицы является таким торжественным и радостным для православных людей? Для понимания этого вопроса необходимо вспомнить события, связанные с последними днями Её на земле, которые дошли до нас в церковном Предании. Александр Моисеенков, редактор журнала ФОМА, об этом пишет:
«Настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, Который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а лежит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка – наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну.
Похоронили Богородицу в гробнице… А когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было – в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».
Фотографии: Евгения Дронова, Андрея Кокшарова, ПАИ.