Семейный портрет на крыльце дома и после службы в монастыре
В 2018-м году Михаил Ястребов с женой Дашей и тремя маленькими детьми оставил устроенную жизнь в Австралии и перебрался в Россию. Приграничный с Эстонией провинциальный городок Печоры с его древним монастырем стали для них новым домом.
Семейные реликвии, привезенные из Австралии
Михаил показывает мне на экране смартфона старую фотографию. На ней – молодой офицер царской армии с Георгиевским крестом на груди. Спокойный, но при этом уверенный взгляд слегка в сторону. Это его прадед – Владимир Васильевич Голицын, генерал-лейтенант, участник Русско-Японской, Первой мировой и Гражданской войн, входивший в ближайшее окружение генерала Корнилова. В какой-то момент мне кажется, что они очень похожи. Только у самого Михаила взгляд намного мягче. Он рассказывает мне историю своей семьи.
Михаил показывает фотографии своего прадеда
– Прабабушку крестили Матреной, а дома звали на немецкий манер – Матильдой. Она была знакома со всей Царской семьей. В 1918-м году Владимир успел отправить ее с детьми с последним колчаковским эшелоном на Дальний Восток. Потом сразу в Китай. Там, под Харбином, они прожили более 40 лет. А потом пришлось бежать снова. Теперь уже в Австралию через Гонконг. А прадед остался в России и погиб в 1919-м.
В Австралии дед Михаила (младший из трех детей Владимира Васильевича) купил дом.
В гостях у местной жительницы Любови, у которой семья останавливалась на несколько дней в один из своих первых приездов в Печоры
Михаила, его сестер Наталью, Марину и брата Владимира воспитывали в русских традициях. И хотя особой религиозностью семья не отличалась, но главные праздники – Рождество Христово и Пасху – отмечали всегда. До 5-летнего возраста с маленьким Мишей разговаривали только по-русски. А потом была школа, престижный университет, и родной язык стал забываться. Но в начале 1990-х, когда в Австралию стали приезжать студенты и профессора из России, возникла необходимость в общении.
Псков. Михаил участвует в крестном ходе и звонит в колокола
– Если бы те профессионалы и талантливые люди, которые переехали тогда в Австралию, продолжали работать в России, они смогли бы внести большой вклад в развитие страны, – с явным сожалением говорит Михаил.
Он вспоминает, что в то время ощутил осознанную потребность в духовных поисках. Большинство друзей исповедовали Православие, но немало было и католиков с протестантами. Интересно, что именно одна знакомая из числа последних неожиданно посоветовала побывать в русском Преображенском монастыре в Бомбале, в 200 км от столицы страны Канберры. Там Михаил познакомился с настоятелем о. Алексием. По словам Михаила, в тот день за ворота монастыря он вышел другим человеком.
Михаил читает Постную Триодь на английском, которую привез с собой из Австралии
По словам Михаила, в тот день за ворота монастыря он вышел другим человеком
С этого момента в жизни Михаила начался новый этап в изучении всего, что связано с Православием. Несколько раз он приезжал в Россию. В одну из таких поездок 10 дней прожил в Троице-Сергиевой лавре, куда его пригласил друг-семинарист. Но мыслей о переезде тогда еще не возникало. Они появились много позднее, когда, благодаря общему знакомому, Михаил встретил Дашу.
Даша жила в Новосибирске. Глубоко воцерковленной девушке было непросто найти спутника жизни, человека, который не только оказался бы по сердцу, но и полностью разделял бы ее взгляды на жизнь. Завязалась переписка, потом Михаил спросил разрешения позвонить.
Маленькая Лиза и София помогают Даше на кухне
– Мы разговаривали каждый день. Очень подолгу. И поняли, что у нас очень много общего, есть духовное родство, – вспоминают оба.
Спустя два с половиной месяца Михаил прилетел в Новосибирск и на следующий же день сделал Даше предложение. Родители девушки дали согласие, хотя им, конечно, было очень трудно отпускать дочь так далеко. Молодые люди улетели в Австралию. Там о. Алексий, который к тому моменту уже стал их духовником, их обвенчал.
Псков. Михаил готовится к сдаче экзамена для обмена австралийских водительских прав на российские. Разговор с инструктором.
В Австралии семья прожила около 10 лет. За это время на свет появились Илья, София и маленькая Лиза. До определенного момента о переезде в Россию не думали. Жизнь была налажена: купили дом, у Михаила была интересная работа (в университете он получил специальность инженера-химика), церковная жизнь, общение с друзьями и частые поездки к родителям Михаила, брату и сестрам. Но по мере того, как дети подрастали, родители все чаще стали задумываться об их будущем. Такие тенденции современного общества, как легализация однополых браков и т.п., сильно беспокоили. И тогда появились первые мысли о переезде в Россию. Не сразу, но получили благословение о. Алексия, хотя и с оговоркой: подальше от больших городов. Первые месяцы, пока шло оформление необходимых документов, жили в Москве. Потом перебрались в Серпухов, где прожили год. А потом, в поисках того самого «подальше», приехали в Печоры. Древняя псковская земля и Псково-Печерский монастырь произвели на семью очень сильное впечатление. О. Алексий выбор одобрил. Жилье сначала снимали, а потом купили дом недалеко от монастыря и стали обустраиваться.
Михаил с Софией забирают маленькую Лизу с занятий в художественном кружке
В гостях у друзей на «Хлебном хуторе» и мастер-класс по изготовлению пряников
Старшие дети сначала ходили в школу, но со временем родители перевели их на семейное обучение. Михаил занимается с ними точными науками, музыкой и английским (по-русски все трое говорят совершенно свободно и без малейшего акцента), а Даша – гуманитарными предметами.
Михаил занимается с Лизой и Софией музыкой
У Михаила есть планы начать давать индивидуальные уроки английского с интенсивным погружением в предмет. Как у носителя языка, у него, конечно же, есть в этом огромное преимущество. А также, в качестве запасных вариантов, есть еще пара бизнес-проектов. Но пока что семья живет на сбережения. По дому Михаил многое делает своими руками (спасибо отцу, который всему научил, и брату, который подарил необходимое для столярной мастерской оборудование). Еще за домом есть небольшой сад и огород с самым необходимым. Недавно завели кур, за которыми все дети ухаживают по очереди.
На этой неделе очередь Лизы ухаживать за курами
Дети помогают родителям во дворе и на огороде
Соседка привезла свежее молоко
Первые хорошие друзья у семьи появились еще в Серпухове. Потом в Питере. А теперь, конечно же, и в Печорах.
– Люди здесь очень мягкие, доброжелательные, простые, – говорит Михаил. – И в самом монастыре, и в городе, и на хуторах вокруг Печор друзья есть. Очень искренние и близкие.
О том, что будет, когда дети закончат школу, говорить пока рано. Старший Илья недавно сдал экзамены за 5 класс.
Старший Илья в своей комнате за уроками
– Конечно, здесь они высшее образование не получат, – говорит Михаил. – Но мы пока так далеко не загадываем. Ну, вот Илюша хочет быть ветеринаром. На самом деле у него каждый месяц желания меняются, но пока – ветеринаром. Значит, будем искать самый лучший университет, где учат на ветеринара. Или София захочет стать балериной и уехать в Питер (девочка занимается хореографией). Все-таки детей целых трое. Один захочет учиться в одном городе, другой в другом, третий – в третьем. Хорошо. А родители будут в Печорах. Будут всегда рады их здесь встретить.
Михаил и София занимаются математикой
Я спрашиваю Михаила, нет ли у них с Дашей каких-либо сожалений, что они оставили вполне обеспеченную и обустроенную жизнь на другом континенте и переехали в Печоры или вообще в Россию.
Мы нашли землю, которая нам близка по духу
– Ну, ты же знаешь, я ученый. И я всегда ищу и сравниваю. Если бы я сказал, что нет никаких сожалений, это значит, что их ноль. Не может быть ноль. Всегда можно найти какие-нибудь 0,0001%. Но, как сказал нам отец Алексий: «Ищете рай – не найдете, а найдете – не готовы там жить». Но зато мы нашли землю, которая нам близка по духу. Здесь древняя история, культура, такая глубина, которую мы до сих пор не можем исчерпать. Дети растут с пониманием мира, России и русской культуры. На каком-то особом уровне все понимают. Они ценят жизнь, друзей, историю. Они растут и светятся изнутри. И нас это очень радует.