В литературе и на форумах в Интернете можно найти немало свидетельств о чудесах, случавшихся в Дивееве с паломниками. Но неужели преподобный Серафим помогает только гостям, а о местных жителях забыл? Ничего подобного! Мы попросили дивеевцев вспомнить о чудесах, случившихся с ними по молитвам преподобного, и делимся услышанными историями. Авторы не пожелали указывать имен.
Свечка загорелась сама
Дивеево, 1991 год. Еще и года не прошло, как мы поселились здесь. На территории ныне благолепного и украшенного монастыря тогда царило запустение. Вокруг разоренных храмов густо росли деревья, в ветвях которых гнездились стаи крикливых грачей. Стены соборов исписаны краской, на кровлях – трава и кустарники. И над всем этим возвышается обшарпанная колокольня с антенной вместо купола.
Мне семь лет. Позади первое в жизни Рождество: вместо Деда Мороза – Младенец Христос и волхвы. Первая Пасха: крестный ход, свечи, красные яички, простой и близкий сердцу напев: «Хрис-тос вос-кре-се из ме-ертвых…».
Жизнь на новом месте, рассказы об удивительных вещах – чудесах, святых, ангелах – наполняли чувством, будто мы живем в сказке. И своими глазами я тоже многое видел: храмы восстанавливаются, территория преображается, верующие прибывают.
Гуляя во дворе, я услышал новый звук. Колокольня ожила! Колоколов, судя по голосам, было всего два, но звонили они бодро и радостно. Взволнованный, я вбежал в дом:
– Мама! Там звонят! Можно я пойду, посмотрю?
– Погоди, сейчас все вместе пойдем! – загадочно сообщила мама.
Гуляя во дворе, я услышал новый звук. Колокольня ожила!
Это был тот самый день – 31 июля, когда случилось главное событие в истории возрождающегося Свято-Троицкого монастыря. К Дивееву приближался «крестный ход на колесах» с мощами преподобного Серафима, которые сопровождали патриарх Алексий, архиереи, священники и многочисленные миряне.
Народ заполнил всю площадь между Троицким собором и колокольней. Люди со свечами стояли вдоль прохода, устланного травой и цветами, с волнением заглядывая в арку колокольни. Мы встали по правую сторону прохода и тоже зажгли свечи.
Вот толпа заволновалась, раздались голоса:
– Идут! Идут!
А у меня, как нарочно, потухла свечка. Как же батюшку Серафима встречать без огонька? Стал оборачиваться, ища у кого зажечь… В этот момент из-под арки колокольни показалась золоченая рака с мощами преподобного Серафима, плывущая над головами на руках архиереев. И тут я глянул на свою свечу: она горела!
«Это же как благодатный огонь на Пасху, о котором рассказывал папа!» – мелькнуло в голове. А хор возле собора вдруг грянул знакомое: «Хрис-тос вос-кре-се из ме-ертвых…»
Таким было первое прикосновение к чуду.
Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 г.
Отец еле дошел до дома
Девяностые годы были романтическим временем для Православия. В стране творился бардак, а у нас, внутри монастырской ограды, – духовный рай и времена апостольские. Люди, уверовав, бросали прежнюю жизнь и переезжали в святые места из городов, полагаясь во всем на Бога. И Бог никого не оставлял, отвечая на человеческую веру Своей заботливой помощью, зачастую просто невероятной. Тогда мы воспринимали это почти как должное.
В стране творился бардак, а внутри монастырской ограды – духовный рай и времена апостольские
Вскоре по приезде отец купил мотоцикл – «Иж Юпитер» с коляской. Но опыта обращения с техникой еще не было. Как-то он поехал в соседнюю деревню по хозяйственной надобности к одной сестре во Христе. И вот незадача – пробил шину.
Кое-как докатил мотоцикл до домика знакомой, поддомкратил и стал снимать заднее колесо. Но не тут-то было. Тогда отец поднял машину повыше. В какой-то момент он неосторожно дернул за обод, и 250-килограммовый «Иж» рухнул с домкрата, ударив с размаху крылом по руке.
В глазах у отца потемнело. Кое-как освободив не слушающуюся кисть, он зашел в дом. Хозяйка, увидев его белое лицо и поврежденную руку, всплеснула руками, усадила гостя на диванчик и бросилась к иконному уголку.
– У меня тут маслице есть из лампадки от мощей батюшки Серафима. Давай помажу!
Помазав маслицем, женщина встала у икон и начала молиться. Отец прилег – сильно кружилась голова. В какой-то момент он почувствовал, что всю руку как иголками колет изнутри, а потом на несколько минут забылся. Когда он открыл глаза, боли не было. В руке чувствовалась сила, пальцы двигались.
Отец вышел к мотоциклу и тут же понял свою ошибку. Открутил сидение и снял колесо через верх – этой же рукой. А о травме несколько недель напоминал только рубец на тыльной стороне ладони, покрывшийся какой-то необыкновенно твердой коркой.
Матушка, успокойся! Господь нам все подаст
Не эффектные знамения, а удивительные стечения обстоятельств – вот проявление милости Божией. Маленькие чудеса, замаскированные под обычные совпадения, в нашей жизни случались регулярно.
Жили мы небогато, питались просто, много работали, но не скажу, что когда-нибудь голодали или бедствовали. Сколько раз было так, что мама, привыкшая жить рациональными мерками, сетовала, говоря что-то вроде:
– У нас масло закончилось, даже картошку на ужин пожарить не на чем! А зарплата только через неделю.
Отец всегда отвечал:
– Матушка, успокойся. Все, что нам потребно, Господь подаст.
И ни разу не ошибался. Чудом появлялись в доме и продукты, и одежда, и деньги. «Ищите прежде всего Царствия Божьего, а остальное приложится вам», – читаем мы в Евангелии (см.: Мф. 6: 33). Но маме такая блаженная беспечность давалась трудно.
Однажды отец увидел первые помидоры, принесенные с огорода, и хотел было угоститься, но мама не дала:
– Оставь на воскресенье. Гости придут, салат сделаем.
Едва ли не в тот же момент открылась дверь, и один «брат» принес целое ведро спелых помидоров. Отец ничего не сказал, только посмотрел на маму: мол, убедилась? Та развела руками.
Семья оказалась посреди чужого города без денег
Очень много чудесных историй происходит с путешествующими. От знакомых частенько слышались рассказы о том, что какие-нибудь паломники неожиданно покупали билеты, когда их было не достать, или встречали попутчика, довозившего прямо до места назначения. Были и в нашей семье «дорожные» истории. Расскажу одну из них.
Когда наш рыжий «Иж Юпитер» уже не удовлетворял семейным потребностям, отец перешел на технику посерьезней – купил «Москвич» 1972 года выпуска. Автомобиль новее был нам не по карману. «Москвич», как водится, постоянно ломался, и отец много времени проводил в гараже.
Однажды мы собрались в гости к друзьям в дальний конец области. Перед поездкой папа все наладил и проверил, однако машина, кое-как доехав до Нижнего Новгорода, заглохла прямо посреди широкого проспекта. Пока отец пытался ее завести, сел старенький аккумулятор. В дополнение картины спустилось колесо.
Машина, кое-как доехав до Нижнего Новгорода, заглохла прямо посреди широкого проспекта
Тут оставалось только прийти в отчаяние. Семья с тремя детьми оказалась на неисправной машине посреди большого города, где даже знакомых нет. А денег в обрез. Отец выставил аварийный знак и открыл капот, разглядывая бензофильтр, в котором виднелась вода, как вдруг сзади кто-то похлопал его по плечу. Отец обернулся и ахнул. Перед ним стоял знакомый молдаванин из Дивеева. Позади нашего «Москвича» стоял его грузовик. В руках мужчина держал трос:
– Показывай, куда зацеплять!
Машину отбуксировали в ремонт, и все закончилось благополучно.
Поросенок от батюшки Серафима
Знойное лето 1991 года. Житель г. Сарова Александр, солидный семьянин, направляется по хозяйственным делам в деревню. Жена поручила купить поросенка – время не очень-то сытое. И еще шкаф оттуда привезти. Александр приладил к «Жигулям» прицеп и поехал. По дороге хотел заскочить в Дивеево, помолиться батюшке Серафиму. Но въезд оказался перекрыт. Поехал сразу в деревню.
Александр мчался по дороге, любуясь бескрайними просторами. И вдруг с горки видит: перед ним, как на ладони, – огромная колонна машин, а впереди – икона преподобного в рост. А за нею и сами святые мощи угодника. Вот и поклонился преподобному!
И вдруг он ощутил, как все вокруг изменилось, вся природа. Будто просветлело все кругом, весь мир, вся округа – не объяснить словами. Изменилось. А внутри – легкость такая!.. Проехала колонна, и Александр отправился дальше, в деревню.
Перед ним, как на ладони, – огромная колонна машин, а впереди – икона преподобного в рост
Погрузили шкаф, а вот с поросенком – неудача, никто не продает, сколько ни спрашивал. Всех объездил, устал, жарко. Придется домой несолоно хлебавши возвращаться.
Едет и видит: воронье в поле кружится, на землю пикирует, будто атакует кого-то. Кругом – ни души. Александру стало любопытно, он вышел из машины и подошел поближе. Глядь – а там поросенок живой, маленький-маленький. Увидел человека и сам в руки бросился. Но как он здесь очутился, один среди поля? И ни раньше, ни позже!
Приехал Александр домой совершенно счастливый. И батюшке Серафиму поклонился, и жене угодил. Стали шкаф сгружать, а старенький прицеп тут и отвалился – еле держался, оказывается. По всем законам, прицеп должен был отвалиться по пути, но аварии не случилось. Почему же?
Александр твердо уверен, что весь этот полный чудесных совпадений день – подарок преподобного Серафима, данный Александру для укрепления его веры.