Напрашивается ответ: «Да всё просто, преподобный Силуан из Евангелия узнал о любви к врагам. Есть такая заповедь, и всё». Нет, не всё. Вот заповедь, прочтем её: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф. 5, 44). Преподобный Силуан был настоящим христианином, значит, он эту заповедь Христову тоже старался соблюдать. И что, это всё? Нет.
Заповедь о любви к врагам – отличительная черта христианства. Больше такого нигде нет. Почему? Да потому что любовь к врагам считают неестественной, патологической, безумной, ставящей доброго человека под удар нечестивого врага. Кто может призвать людей к такой немыслимой любви?.. Только Тот, Кто создал всех людей, дружелюбных и недружелюбных. Для Него все люди дороги, как родные дети.
Он не хочет, чтобы мы враждовали, друг друга ненавидели. Это для нас враги – чужие. Для Него и они – заблудшие дети. Он, как отец, не желает, чтобы сыновья ссорились, старается их помирить. В евангельских словах «Любите врагов ваших» угадывается почерк Бога-Творца.
В евангельских словах «Любите врагов ваших» угадывается почерк Бога-Творца
И всё-таки очень сложно соблюдать эту заповедь, проще пробежать ее глазами и задуматься над чем-то другим, полегче, поинтересней. А ведь Христос дает заповедь не «для сведения», но «для практического использования». Об этом практическом отношении к Новому Завету знал преподобный Силуан, да и все настоящие христиане знают. Вот как советует святитель Игнатий Брянчанинов:
«При чтении Евангелия не ищи наслаждения… не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительную святую истину. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга Жизни, и надо читать ее жизнию»[1].
В Евангелии есть блестящие мысли, да не в этом дело. В евангельских притчах даются яркие художественные образы духовного пути, ими можно бы наслаждаться, как талантливой прозой и поэзией. Опять не то. Если мы читаем Евангелие только ради интеллектуального или эмоционального наслаждения, то наше чтение бесплодно, не дает нужного результата. Духовный плод чтение принесет, если читать Евангелие делами.
А как читать делами заповедь о любви к врагам? Трудно, но можно, если постараться. Прочел – и с Божьей помощью простил застарелую обиду, перестал хранить в сердце враждебные чувства к кому-то, выкинул заготовленную месть на помойку истории...
Духовный плод чтение принесет, если читать Евангелие делами. Прочел – и выкинул заготовленную месть на помойку истории
Любой церковный человек подтвердит, что после домашней ссоры молиться невозможно, молитва в состоянии враждебности превращается в механическое вычитывание. А если пойти и примириться, попросить прощения, то молитва опять оживает. Почему? Любовь к «врагу» открывает нам духовную дорогу. И об этом преподобный Силуан тоже знал.
Вообще же христианская любовь мостит свои ступени к небу, старец Силуан даже их перечислял:
«Есть любовь малая, есть – средняя, есть и великая. Кто боится греха, тот любит Бога; кто имеет умиление, тот больше любит; кто имеет в душе свет и радость, тот еще больше любит; а у кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь. Такую благодать Дух Святой давал мученикам, и она помогала им мужественно терпеть все страдания».
Мученики не проклинали своих мучителей, как свойственно малодушным. У мучеников чувствуется какая-то особенная мужественная любовь к врагам, они свидетельствуют о Христе даже своим мучителям, без озлобления.
Православный богослов Ж.-К. Ларше написал книгу о преподобном Силуане Афонском. Ларше подробнейшим образом перечисляет ступени любви, насчитывает их 26, с некоторыми оговорками. Это удивительно! Хорошие у Ларше получились ступени любви, и вообще, книга о старце Силуане с его желанием любить ближнего. Одного в книге не хватает – контекста, в котором писались старцем Силуаном строки о любви к врагам. А ведь контекст был немаловажный, специфический.
Добавим контекста. С детства Силуан отличался дружелюбным нравом, но и ему приходилось оказываться в ядовитой атмосфере враждебности, мучиться, сопротивляться духу вражды. Отметим по этому поводу два периода в жизни старца.
Первый период непродолжительный, с 1909 по 1913 гг., – это имяславская смута в Афонском Свято-Пантелеймоновом монастыре.
Как известно, старец Силуан не принимал участия в спорах об имени Божьем, не пытался переубедить имяславцев и успокоить их разгоряченных противников. Споры были раскаленные. К сожалению, в монастыре, где жил старец Силуан, звучали и оскорбления, клевета, угрозы, доходило до рукоприкладства. Старец видел, как благодатная тема имени Божия вызывает почему-то не умножение любви к Богу и ближнему, а – ожесточенные споры, гнев, ярость, обиды, ненависть. И это буквально разрушает духовную жизнь тех людей, которые приехали на Святую Гору, чтобы найти здесь тихую пристань для спасения души. Преподобный Силуан понимал, что нельзя культивировать вражду, называть оппонентов обидными прозвищами, упрекать их в нечестии и богохульстве, считать их врагами и на этом основании ненавидеть.
В Новом Завете говорится о любви, нам ненависть не заповедана. Конечно, скажут:
«Своих личных врагов я могу простить и даже должен, но не имею права простить врагов Божиих, это другое дело». Вслушаемся, что Бог заповедал: «Любите врагов ваших». Бог повелел нам, слабым людям, прощать наших врагов, неужели Он в то же самое время ненавидит Своих врагов и ждет от нас того же? «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8).
Этот первый период ненависти прошел по Пантелеимонову монастырю до 1913 г.
Только страсти поутихли, начался другой период, тоже заряженный ненавистью, – в 1914-м г. разгорелась Первая Мировая война. Старец не был в гуще событий, но последствия видел: кровь и вражда. Мир страшно изменился после той войны, закончилась эпоха Нового времени. Цивилизованные европейские народы продемонстрировали бесчеловечность на войне.
Первая мировая война результировала в революционные события 1917 г. на Родине старца Силуана. После революции началась Гражданская война, брат брата ненавидел и убивал. Пошли жестокие гонения на Церковь. В это годы принять священный сан означало почти наверняка подписать себе расстрельный приговор. Недавно я прикладывался к мощам священномученика Илариона (Троицкого), в 1920-м г. он рукоположен во епископа, гонители арестовали его за сопротивление обновленческому расколу (который они поддерживали). В 1929-м г. священномученик умер на этапе, среди других соловецких заключенных.
Время гонений и испытаний никак не кончалось, эти трагические обстоятельства горячо обсуждались монахами, с которыми жил старец Силуан. Люди переживали за родственников, единоверцев, их переполнял ужас, осуждение, ненависть. И это разрушало духовное устроение подвижников. Старец понимал, что в этих обстоятельствах выручит заповедь Христова о любви к врагам.
Преподобный Силуан не раз возвращается к этой теме, пишет:
«Кто носит в себе Духа Святого хотя бы и немного, тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога или противятся Ему и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь, больше, чем за себя, чтобы все покаялись и познали Господа».
Кто же противился Богу в 1920–30-е гг.? Это воинствующие безбожники, они шли в огонь, и потому их тоже было жалко. Сердце преподобного Силуана скорбит о всем народе, потому что народу тяжко жить в гонениях, а гонители обречены на вечную погибель.
В писаниях старца Силуана тема вражды и гонений на Церковь ясно прописана:
«Господь дал нам заповедь: Любите врагов ваших. Но… как любить тех, кто гонит Церковь Святую? Когда Господь шел в Иерусалим и самаряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готовы были свести огонь с неба и истребить их за это; но Господь им милостиво сказал: ‟Я не пришел погубить, а спасти” (ср. Лк. 9, 54–56). Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись».
Мы тоже можем наблюдать, как огонь ненависти по какому-то поводу разжигается-разжигается, больше и больше. Люди втягиваются в какое-то, кажется, справедливое возмущение, распаляются гневом, кричат друг на друга, стараются побольнее уязвить. И это вроде бы с благими намерениями. Вот мы чувствуем, что нас тоже затягивает в этот процесс… Остановимся, вспомним, что Бог есть любовь, и у нас наготове радикальное лекарство против ненависти, злобы. Любовь к врагам. Сам Христос дает лекарство. Оно проверено старцем Силуаном, не один раз, не только им. Очень действенное лекарство против озлобленности.