Почему преподобный Силуан культивировал любовь к врагам?

Преподобный Силуан Афонский Преподобный Силуан Афонский     

Напрашивается ответ: «Да всё просто, преподобный Силуан из Евангелия узнал о любви к врагам. Есть такая заповедь, и всё». Нет, не всё. Вот заповедь, прочтем её: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф. 5, 44). Преподобный Силуан был настоящим христианином, значит, он эту заповедь Христову тоже старался соблюдать. И что, это всё? Нет.

Заповедь о любви к врагам – отличительная черта христианства. Больше такого нигде нет. Почему? Да потому что любовь к врагам считают неестественной, патологической, безумной, ставящей доброго человека под удар нечестивого врага. Кто может призвать людей к такой немыслимой любви?.. Только Тот, Кто создал всех людей, дружелюбных и недружелюбных. Для Него все люди дороги, как родные дети.

Он не хочет, чтобы мы враждовали, друг друга ненавидели. Это для нас враги – чужие. Для Него и они – заблудшие дети. Он, как отец, не желает, чтобы сыновья ссорились, старается их помирить. В евангельских словах «Любите врагов ваших» угадывается почерк Бога-Творца.

В евангельских словах «Любите врагов ваших» угадывается почерк Бога-Творца

И всё-таки очень сложно соблюдать эту заповедь, проще пробежать ее глазами и задуматься над чем-то другим, полегче, поинтересней. А ведь Христос дает заповедь не «для сведения», но «для практического использования». Об этом практическом отношении к Новому Завету знал преподобный Силуан, да и все настоящие христиане знают. Вот как советует святитель Игнатий Брянчанинов:

«При чтении Евангелия не ищи наслаждения… не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительную святую истину. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга Жизни, и надо читать ее жизнию»[1].

В Евангелии есть блестящие мысли, да не в этом дело. В евангельских притчах даются яркие художественные образы духовного пути, ими можно бы наслаждаться, как талантливой прозой и поэзией. Опять не то. Если мы читаем Евангелие только ради интеллектуального или эмоционального наслаждения, то наше чтение бесплодно, не дает нужного результата. Духовный плод чтение принесет, если читать Евангелие делами.

А как читать делами заповедь о любви к врагам? Трудно, но можно, если постараться. Прочел – и с Божьей помощью простил застарелую обиду, перестал хранить в сердце враждебные чувства к кому-то, выкинул заготовленную месть на помойку истории...

Духовный плод чтение принесет, если читать Евангелие делами. Прочел – и выкинул заготовленную месть на помойку истории

Любой церковный человек подтвердит, что после домашней ссоры молиться невозможно, молитва в состоянии враждебности превращается в механическое вычитывание. А если пойти и примириться, попросить прощения, то молитва опять оживает. Почему? Любовь к «врагу» открывает нам духовную дорогу. И об этом преподобный Силуан тоже знал.

Вообще же христианская любовь мостит свои ступени к небу, старец Силуан даже их перечислял:

«Есть любовь малая, есть – средняя, есть и великая. Кто боится греха, тот любит Бога; кто имеет умиление, тот больше любит; кто имеет в душе свет и радость, тот еще больше любит; а у кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь. Такую благодать Дух Святой давал мученикам, и она помогала им мужественно терпеть все страдания».

Мученики не проклинали своих мучителей, как свойственно малодушным. У мучеников чувствуется какая-то особенная мужественная любовь к врагам, они свидетельствуют о Христе даже своим мучителям, без озлобления.

Православный богослов Ж.-К. Ларше написал книгу о преподобном Силуане Афонском. Ларше подробнейшим образом перечисляет ступени любви, насчитывает их 26, с некоторыми оговорками. Это удивительно! Хорошие у Ларше получились ступени любви, и вообще, книга о старце Силуане с его желанием любить ближнего. Одного в книге не хватает – контекста, в котором писались старцем Силуаном строки о любви к врагам. А ведь контекст был немаловажный, специфический.

Добавим контекста. С детства Силуан отличался дружелюбным нравом, но и ему приходилось оказываться в ядовитой атмосфере враждебности, мучиться, сопротивляться духу вражды. Отметим по этому поводу два периода в жизни старца.

Первый период непродолжительный, с 1909 по 1913 гг., – это имяславская смута в Афонском Свято-Пантелеймоновом монастыре.

Как известно, старец Силуан не принимал участия в спорах об имени Божьем, не пытался переубедить имяславцев и успокоить их разгоряченных противников. Споры были раскаленные. К сожалению, в монастыре, где жил старец Силуан, звучали и оскорбления, клевета, угрозы, доходило до рукоприкладства. Старец видел, как благодатная тема имени Божия вызывает почему-то не умножение любви к Богу и ближнему, а – ожесточенные споры, гнев, ярость, обиды, ненависть. И это буквально разрушает духовную жизнь тех людей, которые приехали на Святую Гору, чтобы найти здесь тихую пристань для спасения души. Преподобный Силуан понимал, что нельзя культивировать вражду, называть оппонентов обидными прозвищами, упрекать их в нечестии и богохульстве, считать их врагами и на этом основании ненавидеть.

В Новом Завете говорится о любви, нам ненависть не заповедана. Конечно, скажут:

«Своих личных врагов я могу простить и даже должен, но не имею права простить врагов Божиих, это другое дело». Вслушаемся, что Бог заповедал: «Любите врагов ваших». Бог повелел нам, слабым людям, прощать наших врагов, неужели Он в то же самое время ненавидит Своих врагов и ждет от нас того же? «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8).

Этот первый период ненависти прошел по Пантелеимонову монастырю до 1913 г.

Только страсти поутихли, начался другой период, тоже заряженный ненавистью, – в 1914-м г. разгорелась Первая Мировая война. Старец не был в гуще событий, но последствия видел: кровь и вражда. Мир страшно изменился после той войны, закончилась эпоха Нового времени. Цивилизованные европейские народы продемонстрировали бесчеловечность на войне.

Первая мировая война результировала в революционные события 1917 г. на Родине старца Силуана. После революции началась Гражданская война, брат брата ненавидел и убивал. Пошли жестокие гонения на Церковь. В это годы принять священный сан означало почти наверняка подписать себе расстрельный приговор. Недавно я прикладывался к мощам священномученика Илариона (Троицкого), в 1920-м г. он рукоположен во епископа, гонители арестовали его за сопротивление обновленческому расколу (который они поддерживали). В 1929-м г. священномученик умер на этапе, среди других соловецких заключенных.

Время гонений и испытаний никак не кончалось, эти трагические обстоятельства горячо обсуждались монахами, с которыми жил старец Силуан. Люди переживали за родственников, единоверцев, их переполнял ужас, осуждение, ненависть. И это разрушало духовное устроение подвижников. Старец понимал, что в этих обстоятельствах выручит заповедь Христова о любви к врагам.  

Преподобный Силуан не раз возвращается к этой теме, пишет:

«Кто носит в себе Духа Святого хотя бы и немного, тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога или противятся Ему и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь, больше, чем за себя, чтобы все покаялись и познали Господа».

Кто же противился Богу в 1920–30-е гг.? Это воинствующие безбожники, они шли в огонь, и потому их тоже было жалко. Сердце преподобного Силуана скорбит о всем народе, потому что народу тяжко жить в гонениях, а гонители обречены на вечную погибель.

В писаниях старца Силуана тема вражды и гонений на Церковь ясно прописана:

«Господь дал нам заповедь: Любите врагов ваших. Но… как любить тех, кто гонит Церковь Святую? Когда Господь шел в Иерусалим и самаряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готовы были свести огонь с неба и истребить их за это; но Господь им милостиво сказал: ‟Я не пришел погубить, а спасти” (ср. Лк. 9, 54–56). Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись».

Мы тоже можем наблюдать, как огонь ненависти по какому-то поводу разжигается-разжигается, больше и больше. Люди втягиваются в какое-то, кажется, справедливое возмущение, распаляются гневом, кричат друг на друга, стараются побольнее уязвить. И это вроде бы с благими намерениями. Вот мы чувствуем, что нас тоже затягивает в этот процесс… Остановимся, вспомним, что Бог есть любовь, и у нас наготове радикальное лекарство против ненависти, злобы. Любовь к врагам. Сам Христос дает лекарство. Оно проверено старцем Силуаном, не один раз, не только им. Очень действенное лекарство против озлобленности.

Священник Павел Сержантов

24 сентября 2021 г.

[1] Святитель Игнатий (Брянчанинов). О чтении Евангелия. Электронный ресурс: https://pravoslavie.ru/put/nasledie/svtignat_ev.htm

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Семь духовных советов старца Силуана Афонского Семь духовных советов старца Силуана Афонского Семь духовных советов старца Силуана Афонского Семь духовных советов старца Силуана Афонского
24 сентября 2019 года Православная Церковь отмечает перенесение мощей преподобного
Встреча 13. Опыт духовной жизни преподобного Силуана Афонского Встреча 13. Опыт духовной жизни преподобного Силуана Афонского
Иеромонах Силуан (Никитин)
Встреча 13. Опыт духовной жизни преподобного Силуана Афонского Встреча тринадцатая. Опыт духовной жизни преподобного Силуана Афонского
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Иеромонах Силуан (Никитин)
Жизнеописание святого; советы по борьбе со страстями; личный аскетический опыт; афонское монашество; главная цель жизни – стяжание благодати; откровение подвизающимся: «держи ум во аде, и не отчаивайся», умная молитва.
Преподобный Силуан Афонский как пророк и богослов Преподобный Силуан Афонский как пророк и богослов
Георгий Великанов
Преподобный Силуан Афонский как пророк и богослов Преподобный Силуан Афонский как пророк и богослов
Георгий Великанов
Крест глубокого покаяния – один из тяжелейших, но и самых благодатных. Мы встречаемся с Христом на пересечении Креста.
Комментарии
Илья-Андрею 1 октября 2021, 15:23
Да Андрей, это я ошибочно написал вам вместо Антония. По поводу же (не)гнушения есть хорошие слова Исаака Сирина: "Пусть всегда будет у тебя этот нрав – ко всем быть благоприветливым и почтительным. Никого не раздражай (ни на кого не гневайся) и никого не ненавидь, ни за веру (ее неправоту или слабость), ни за худые дела его, но берегись кого-либо и в чем-либо укорять или обличать, потому что есть у нас нелицеприятный Судия на небесах. Если же хочешь обратить кого к истине, то скорби о нем и со слезами и с любовью скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды. Ибо любовь не умеет гневаться и раздражаться на кого или укорять кого со страстью"
Андрей29 сентября 2021, 18:53
Илья 29 сентября 2021, 06:50, небось обращались то к Антонию, что комментировал 27 сентября 2021, 08:37 ? Впрочем, от себя скажу следующее: живущий в обществе не может быть свободным от оного. Зачастую просто не избежать общения с иноверцами хотя бы на торжище или по ремеслу. Ещё хуже когда точно знаешь что это крещёные, да далёкие от Церкви люди. То есть вроде и надо бы спасать утопающих, да каждому ли по силам дело апостольское? Цена такого "подвига" может оказаться сугубо непомерной. Иначе сказать, не надо так запросто хвататься за грузы тяжкие и не удобно носимые, тем более других к тому подталкивать. А даже если и есть у человека данные к подобному служению, то всё одно всему своё время
Игорь29 сентября 2021, 10:14
Юрий Георгиев. "А вы знаете, друзья, чтобы достичь настоящей любви к кому бы то ни было надо избавиться от той, которая именуется у нас душевной и ошибочно принимается за неё же"//- Игумен Никон Воробьёв:"Естественная, плотская любовь при правильной христианской жизни вытесняется гораздо более глубокой и истинной любовью к близким и ко всем, которая есть любовь во Христе."
Игорь29 сентября 2021, 10:07
иПавел25 "но в Евангелии заповедь о любви к врагам даётся для всех, а не для избранных."// Игумен Никон Воробьёв:"Любовь — это вершина, редко кем достигаемая. Это, как пишет апостол Павел, соуз совершенства (Кол. 3:14), совокупность и высшая точка всех даров благодати. Об этой любви в наше время не приходится говорить. Сейчас можем призывать лишь к некоторым, так сказать, внешним проявлениям любви.Например, миряне должны воздерживаться от причинения зла ближним, от чувства зла на них и делать по возможности им добро. Это и есть доступная и понятная нам, современным верующим, христианская любовь."
Игорь29 сентября 2021, 09:52
иПавел "Уважаемый Андрей, Ваша метафора военная мне понравилась, но в Евангелии заповедь о любви к врагам даётся для всех,"//-Да, но Апостол говорит :"Любовь есть совокупность совершенства...", а совершенная любовь к ближнему -это любовь к врагам.Как и в "Лествице", любовь последняя ступень, до неё ещё дойти надо. По мере очищения от страстей даётся и духовная любовь, которой только и можно любить врагов.
Илья-Андрею29 сентября 2021, 06:50
Слово "гнушайся" двусмысленное. Тут, думаю, святитель имел в виду не фарисейское "испытывать чувство брезгливой неприязни к кому-либо, чему-либо (из словаря)", а благоразумное отстранение от духовно опасного человека в согласии с апостолом Павлом "Тит 3:10: "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся "
Андрей28 сентября 2021, 20:38
Что же, скажем совсем прямо: мера трудов и наград у обременённых семейными и общественными делами несомненно меньше, чем у понёсших обеты безбрачия, нестяжания и послушания. Сильно разная мера, в том числе и в области отношения к врагам земным. Жалеют спасённые из числа первых о собственной нерешительности пойти дорогою вторых? Может быть и да, а может быть и нет - живущим на планете Земля сие доподлинно не ведомо. В любом случае, крест у каждого свой.
Антоний27 сентября 2021, 08:37
«Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими» (свт. Филарет Московский). Лучшей формулы нет.
Юрий Георгиев26 сентября 2021, 20:40
Игнатий Брянчанинов О ЛЮБВИ К БОГУ: "Совершенство любви заключается в соединении с Богом; преуспеяние в любви сопряжено с неизъяснимым духовным утешением, наслаждением и просвещением. Но в начале подвига ученик должен выдержать жестокую борьбу с самим собою, с глубоко поврежденным естеством своим..." (Кто себя победил может поделиться впечатлениями). Сие доступно подвижникам, как тот Силуан 16 лет боровшийся с бесами в келии. А вы знаете, друзья, чтобы достичь настоящей любви к кому бы то ни было надо избавиться от той, которая именуется у нас душевной и ошибочно принимается за неё же. Он же Игнатий:О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
Елена26 сентября 2021, 03:35
Протоиерей Олег Стеняев.Беседы на Евангелие от Матфея, том 1:Существует древний еврейский мидраш, похоже, восходящий к временам Ветхозаветной Церкви: Когда Моисей перешел, спасаясь от египтян, через море, позади он увидел потонувших египтян, которые мертвые плавали в воде. От радости Моисей начал прыгать и хлопать в ладоши. И тогда над его головой раздался Божественный глас: – Моше! Моше! Что ты радуешься, ведь это дети Мои погибли! И Моисею стало стыдно за свое поведение. То есть Бог до последнего момента промышляет о спасении любого человека, живущего на земле, и высказывает именно сожаление о его погибели. Сказано: «живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника(Иез.33:11).
Андрей С.25 сентября 2021, 23:08
Это не я придумал: 1.Нет врагов.Есть люди,которые "...не ведают, что творят...".Порой,ужасные вещи.Если благодать"касается",то удаётся их жалеть и,даже,помолиться за них,несмотря на их,казалось бы,ужасные поступки.Если "сам" реагируешь,без помощи благодати,то ощущаешь злость и т.д. 2.Они,своими поступками,лишь "вскрывают",что в тебе нет Любви Христовой.Что ты больной:не живёт в тебе Бог.Если так понимаешь,- какие же они "враги".Они благодетели.Тогда начинаешь благодарить,что Господь через них тебе это показал.И получается,что молишься ты уже за благодетелей.Т.е. врагов,как таковых,по-сути и нет.Выполнять всё это самому невозможно,если Бог не поможет. Мешает повреждение природы человека.
иПавел25 сентября 2021, 21:17
Уважаемый Андрей, Ваша метафора военная мне понравилась, но в Евангелии заповедь о любви к врагам даётся для всех, а не для избранных, : 'если хотите быть совершенными... возлюбите врагов'
Георгий25 сентября 2021, 16:40
Отче! Спасибо за статью. Действительно, если прислушиваться к движениям нашей души, то понимаешь ,как ненависть рвет её. Действительно, не только молитва в этом состоянии невозможна, но и вся жизнь меняется и прилипают к душе нашей и другие сопутствующие ненависти страсти. Только Любовь делает человека сопричастным потерянному Раю.Только этот путь истинно Христов.
Андрей24 сентября 2021, 22:38
К мужику призывного возраста предъявляются существенно различные требования в зависимости от стадии боевой подготовки. Одни к допризывнику, другие к новобранцу, третьи к старослужащему, четвёртые если подаст рапорт о зачислении в военное училище, пятые после получения офицерских погон, шестые при наличии опыта реальных боевых и седьмые после ухода в запас. Можно ли ждать от рядового Ивана Иванова тех же результатов что от лейтенанта, тем паче полковника или даже генерала Ивана Иванова? Любовь к врагам дело более тонкое чем Восток, тут меру разумную знать надобно ой как хорошо.
Дмитрий24 сентября 2021, 12:30
Наверно любовь к врагам, как экзамен- с Богом я или нет. Потому что любить врагов можно только с благодатной помощью Божьей. Но даже стремиться к этому- уже хорошо.
Павел К.24 сентября 2021, 11:49
Спасибо за статью ! Обличения и укоры -это действенное оружие или скальпель хирурга , которым имеют право пользоваться только люди чистейшие и непорочные : свт. Иоанн Златоуст , праведный отец Иоанн Кронштадтский и подобные им .Для других людей -это самоубийственное оружие , которое они вонзают прежде всего в свою же собственную душу ,ибо призывают на себя такой же строгий суд Божий .А смирение , терпение с состраданием ко всем -это путь 99,999% спасаемых грешников .
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×