Православный календарьПравославный календарь
«Томосология» Константинопольского Патриархата. Часть 2
Павел Даровский
Терминология, отображающая межцерковные отношения, меняется: сначала КПЦ – и Сестра всем вообще Церквям, и Мать для новых автокефальных, потом она только Мать им. А в итоге – уже Мать всем Церквям без исключения.
«Томосология» Константинопольского Патриархата
Павел Даровский
По томосам об автокефалии прослеживается, как формировалось Фанаром новое учение о Церкви, которое вначале заполняло «бреши» в каноническом праве, потом начало вытеснять его и в результате вступило с ним в противоречие.
О нравственном выборе и биохимии
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Действие болезней может быть похоже на действие страстей. И мы не имеем права путать беду человека с его виной! Хотя бы потому, что разные случаи требуют разной реакции.
Битва за Сретенский. Москва за нами
Протопресвитер Владимир Диваков
Кочетковцы как иезуиты: говорят одно, а делают другое, – я и сам натерпелся.
Дети на литургии: зачем приходить с детьми в храм каждое воскресенье?
Анна Сапрыкина
Привычки незаметно цементируют нашу жизнь, а в случае с ребенком они буквально формируют личность.
«Дедушка»
Памяти митрополита Иоанна (Снычева)
– Это митрополит Иоанн говорит, – услышала я, и владыка назвал меня по имени. Я потеряла дар речи . Как человек, не знающий, кто звонит, мог назвать меня по имени?
О пьянстве
Ирина Ратушинская
Человек спивается, потому что это доступный способ душевной анестезии, когда «все не так, как надо», и он сам себя очень не устраивает. Преодолеть недуг можно, а начать надо – с честности.
Рыцарь Православия
Одно из последних интервью прот. Димитрия Смирнова
У нашей интеллигенции представление о христианстве, как о какой-то патоке сладкой.

При поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ состоялась дискуссия, посвященная этике искусственного интеллекта

Москва, 28 октября 2021 г.

    

В рамках состоявшегося 26 октября 2021 года в информационном агентстве ТАСС Международного форума «Цифровое доверие: этика отношений человека и искусственного интеллекта» при содействии Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ прошла дискуссия «Религия и искусственный интеллект», сообщает Патриархия.ru.

В мероприятии приняли участие: председатель информационной комиссии Московской городской епархии священник Александр Волков, выступивший модератором дискуссии, секретарь Синодальной комиссии по биоэтике протоиерей Александр Абрамов, член комиссии, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Константинов, заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ — руководитель Центра экспертизы по реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» С.Ю. Наквасин и руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты», профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Ю.Б. Грязнова. На мероприятии присутствовал сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, специалист Управления по работе с государственными структурами диакон Захария Бегдаш.

Священник Александр Волков рассказал о связанных с искусственным интеллектом проблемах, вызывающих опасения у верующих. Искусственный интеллект является важным вызовом для православных христиан, на который Церкви предстоит дать ответ. Проблематика этики искусственного интеллекта побуждает задуматься о том, почему человек доверяет машине что-то, что не доверял ранее, а также по-новому взглянуть на философскую антропологию.

С.Ю. Наквасин отметил, что этика искусственного интеллекта лежит вне религиозной плоскости. Эта этика должна быть стандартизирована и оформлена в соответствии с действующим законодательством, и она совершенно не вмешивается в отношения человека с Богом, которыми занимается религия. По мнению спикера больше вопросов вызывают отношения человека с искусственным интеллектом, а именно: нет ли опасности от него для души человека, не способен ли он ослабить волю человека и потакать страстям?

В своем ответе священник Александр Волков указал на то, что человечество на протяжении всей своей истории подвержено страстям, однако свои желания удовлетворяет в разные эпохи по-разному.

Протоиерей Александр Абрамов в своем выступлении рассказал об опыте западных христиан в поиске ответов на вызовы, связанные с искусственным интеллектом. Он сообщил о плодотворном диалоге экспертов Римско-Католической Церкви с широким кругом представителями гражданского сообщества европейских стран. Общественная дискуссия вокруг искусственного интеллекта пойдет путем создания биоэтики, уверен отец Александр: общественность (неспециалисты) будут задавать вопросы, на которые специалисты будут давать компетентные ответы. Для Церкви неприемлемо признание субъектности за роботом. Невозможно остановить развитие технологий, но их можно сделать поднадзорными и подотчетными обществу. Спикер отметил, что нынешняя дискуссия — далеко не последняя, необходимо по возможности привлекать к ней широкий круг экспертов и не бояться слышать друг друга и высказываться.

Ю.Б. Грязнова подчеркнула, что общество готово со вниманием отнестись к позиции Церкви по проблемам этики искусственного интеллекта, когда она будет сформулирована, и ждет эту позицию. По мнению спикера, ключевым является вопрос делегирования полномочий: что может позволить человек делать машине вместо себя, а что делегировать человек не имеет права?

Протоиерей Константин Константинов в своем выступлении обратил внимание на то, что сквозь призму проблематики этики искусственного интеллекта можно по-новому рассмотреть вопросы антропологии и возникновения сознания. У искусственного интеллекта есть предел развития: он не сможет стать полноценным субъектом, как человек. Он не способен иметь сознание, поскольку физическое (материя) неспособно породить субъектное (сознание, самосознание). Проблема сознания в науке не решена до сих пор, и она не может быть решена естественно-научным путем.

Подводя итог дискуссии, священник Александр Волков высказался в поддержку продолжения и развития диалога об этике искусственного интеллекта в теолого-философском ключе.

Ю.Б. Грязнова и С.Ю. Наквасин согласились, что еще есть темы для дальнейшего обсуждения и что состоявшаяся дискуссия — не последняя.

28 октября 2021 г.

Рейтинг: 7.8 Голосов: 38 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×