Преподобная Елена, королева Сербская Елена. Это имя носит так много наших подруг и родственниц! Среди моих знакомых их столько, что если подавать записку о здравии, можно исписать несколько листков, постоянно повторяя одно и то же имя.
А вот святых христианок с именем Елена, которые, как говорится, на слуху, не так уж и много. Более всех известна православным, конечно же, мать Константина, равноапостольная Царица. К слову, большинство святых Елен тоже знатного происхождения – королевы, княгини и тому подобное. Интересная деталь… Но больше внимания хочется обратить на значение этого имени – «факел, свет». Все Елены, прославленные как святые, действительно пламенели верой и стремились нести людям свет, просвещать.
12 ноября – день памяти святой Елены, которая известна гораздо меньше, чем та, что когда-то отыскала среди оскверненных святынь Иерусалима Крест Христов. Эту святую, тоже Царицу, лучше всего знают в Сербии, потому как она – королева Сербская.
Прошло уже более 700 лет со дня обретения ее мощей и прославления в сонме святых и, видимо, за давностью лет возникли неточности и разночтения в описании образа Сербской королевы, ее трудов и обстоятельств жизни. В одних источниках она именуется преподобной, в других – праведной, а в иных просто святой. Где-то пишут, что в конце жизни она приняла постриг с именем Елисавета, а в других текстах – что с именем Елена. Но не эти детали жития Елены Сербской удивили крайне. Чем удивили? Какой-то несвойственной для строгого слога житий святых лиричностью, что ли, трогательностью. Ими, пожалуй, и поделюсь, не стремясь точно и подробно пересказать все житие.
Сербы до сих пор помнят и даже каждый год в мае устраивают красивый праздник в память о том, как король сербский Урош I всю долину реки Ибар, от Кральева до Рашки (а это около 270 километров), украсил цветами душистой сирени. Он повелел посадить ее здесь потому, что именно этим путем в Сербию должна была прибыть будущая королева. Не представляю, сохранилось ли хоть что-то из посаженного королем в те стародавние времена, но легенда гласит, что он желал, дабы Долина сирени стала для его французской невесты напоминанием о родном Провансе. Прошли века, а люди до сих пор вспоминают эти благоухающие сады вдоль живописной реки Ибар, как прекрасный дар любви и нежности.
Король желал, дабы Долина сирени стала для его французской невесты напоминанием о родном Провансе
У нас нет точных сведений о происхождении святой королевы Елены. Архиепископ Данило II, составивший самое подробное описание ее жизни, пишет, что «благочестивая и христолюбивая блаженная Елена была франкского рода, дочь славных родителей, пребывавших в богатстве и славе». Хотя имеются более конкретные указания, что она была принцессой, родственницей неаполитанского короля Карла I Анжуйского.
Хотя Елена Анжуйская и приняла Православие, но воспитана была в католичестве, и, будучи уже супругой короля Стефана Уроша I Неманича, правившего с 1243 по 1276 годы, немало милостей оказывала католическим монастырям, храмам и священнослужителям Сербии.
Однако здесь вспоминается пример духовного пути Великой княгини Елисаветы Феодоровны, немецкой принцессы, которая, будучи лютеранкой, вышла замуж за русского князя, и со временем оценила красоту Православия и тоже стала святой.
Елена – одна из самых ярких королев балканского Средневековья – видимо, также блистала в далеком XIII веке и многочисленными талантами, и умом, и утонченной красотой, но еще – благочестием и щедростью к нуждающимся. Эта королева была не только одной из самых известных благотворительниц и просветительниц того времени, но и матерью пятерых детей, двое из которых – сербские правители Стефан Драгутин и Стефан Урош II Милутин – прославлены Православной Церковью в лике святых. Какой дивный букет добродетелей смогла сочетать эта женщина – и мудрой правительницы, и доброй матери, и благочестивой христианки, для всего нашедшей время и возможности.
Земная жизнь уже не королевы, а монахини завершилась 8 февраля 1314 г
Архиепископ Даниил II, прекрасно знавший святую при жизни, пишет о ней, что она была жена «незамутненной души и кроткого сердца», которая «всегда Богу молитвы приносила». Жертвы на строительство храмов и монастырей; приюты для сирот; школы для девочек из бедных семей, где они обучались рукоделию и получали хорошее приданое; сбор и переписывание книг; подаяния нищим; примирение враждующих; богатые дары монастырям Святой Земли, Афона, Синая – наверное, это далеко не полное описание ежедневных забот и занятий благочестивой королевы.
Но хочется сделать еще несколько акцентов в истории святой Елены. Незадолго до кончины она принимает постриг, в некоторых источниках говорится, что это была великая схима. Земная жизнь уже не королевы, а монахини завершилась 8 февраля 1314 г. Чин отпевания и погребения торжественно совершен в монастыре Градац, что расположен в древней Рашской области, на берегу реки Брвеница. Эта обитель – «задужбина» (пожертвование «за душу») Елены Анжуйской. И, как утверждают некоторые авторы, она стала первой женщиной средневековой Сербии, построившей себе «задужбину».
Спустя 3 года – в 1317-м году – Елена явилась во сне монаху монастыря Градац (тогда это был мужской монастырь, а в настоящее время – женский). Святая велела взять ее тело из земли и положить в храме. Что и было благоговейно исполнено 12 ноября того же года в присутствии епископа Рашского Павла. Когда монахи открыли гробницу, то увидали мощи святой Елены «яко в росе лежащи, цело и нерастлимо». Как в росе… От этих слов сразу возникает образ свежести, чистоты и какой-то трепетности, а не тления.
Тело святой королевы пребывало на одном и том же месте вплоть до начала XVII века, до вторжения на земли Сербии турок. Дальнейшая судьба святыни не известна. Однако сами сербы утверждают, что мощи святой до сих пор, вот уже семь веков, сокрыты все там же – под храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в монастыре, построенном самой Еленой во славу Божию и во спасение своей души.