Тодось Семёныч

Из жизни семьи Жежерун

«Многи скорби праведным, и от всех избавит я Господь.
Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится...
Избавит Господь души раб своих,
и не прегрешат все, уповающие на Него»

(Пс. 33)

Недавно я познакомилась с женщиной, которая рассказала историю своей семьи, своих деда и отца. Я решила ее записать. Вот рассказ про ее деда, Жежурун Феодосия (Тодося) Семёновича.

Он жил в поместье Вильшана (по-русски Ольшана) Киевской губернии. Сейчас это село Журавка Городищенского района Черкасской области. Дату его рождения, к сожалению, установить невозможно, но был это конец XIX века. Жили не бедно. Были поля, мельница. Дед основал хутор Тихие Вербы, который позже стал селом и существует в наши дни под тем же названием.

Обладал прекрасным слухом и голосом, любил музыку, сам сделал гитару, мандолину и балалайку. Все его трое сыновей умели на них играть. И все дети – кроме троих сыновей, у него были ещё три дочери – хорошо пели. Двое из его сыновей носили имя Иван. Получилось это так: когда родился старший сын, его назвали Иваном. Через несколько лет, 5 июля, за два дня до Рождества Иоанна Предтечи, появился на свет второй сын. Дед и его назвал Иваном, в честь великого пророка. Различали их просто: старшего звали Иваном, а младшего – Ваней.

Дед был очень верующим, построил в селе церковь в честь Святой Параскевы Пятницы, где служил ктитором, канонархом. В Перестройку эту церковь восстановили – после того, как при большевиках она была разрушена до основания.

Его очень уважали односельчане и хуторяне

Его очень уважали односельчане и хуторяне. Хотя имя Феодосий было тогда не очень распространено на Украине, односельчане называли своих сыновей Феодосиями.

Дед воспитывал своих детей в вере, наказывал хранить целомудрие до свадьбы не только дочерям, но и сыновьям. Как-то старший сын, уже студент, загулял на свадьбе в соседнем селе, не пришел ночевать. Дед его «отходил» вожжами.

В Первую Мировую Феодосий ушел на фронт. Был серьезно ранен на поле боя и сам себе сумел сделать перевязку, после чего потерял сознание от потери крови.

Очнулся он уже в австрийском плену, в госпитале. Его долго расспрашивали врачи-австрийцы, кто ему оказал первую помощь, потому что перевязка была сделана настолько грамотно, что это было просто поразительно: как человек, истекая кровью, в полусознании, смог себе остановить кровотечение. Не иначе, как Сам Господь помог Феодосию избежать смерти!

Рядом с ним лежал раненый австриец-художник, который нарисовал углем портрет Феодосия. Это был поразительный портрет. Дед был красавец, статный, с роскошными усами, как у Столыпина. Этот портрет долго хранился в семье.

Вернулся Феодосий в 1918-м году уже в другую страну. Церковь, которую он построил, была разрушена. Его зять, вернувшийся с фронта по Брестскому миру, сжёг все документы. Видимо, было что скрывать семье от новой власти. И он, и дед воевали в царских войсках. На одной из фотографий с похорон запечатлены две дамы, очевидно, близкие родственницы. Но они совсем не похожи на крестьянок. К сожалению, родня тщательно хранила тайну, и потомки так и не узнали всю правду о своих предках.

Деда за его человеколюбие, справедливость и веру очень любили работники. Когда семью собирались раскулачить, кто-то из бывших батраков деда, вхожий в круг большевиков, сумел заменить документы перед отправкой. Так в самый последний момент Господь избавил их от раскулачивания.

Кто-то из бывших батраков деда сумел заменить документы. Так Господь избавил их от раскулачивания

После всего пережитого дед стал как «глупый», начал юродствовать. Но у него в то время и иконы висели в доме, и молился он перед едой открыто, и даже день смерти ему был предсказан. А так, конечно, «глупый». Какой с него спрос!

После смерти жены в 1942-м году дед жил со старшей дочерью Феклой (Теклой).

Все его сыновья ушли на фронт и вернулись без единого ранения. Дед с женой и дочерьми были под немецкой оккупацией, но тоже все остались живы. И все это, конечно, по его молитвам.

В один из дней дед попросил чистую рубаху, велел позвать к нему всех: «Помирать буду».

Дочь стала возражать – никаких признаков болезни вообще не было. Но дед прикрикнул, и она пошла всех оповещать, звать всех родных. Пришли все, попрощались. Дед всех благословил.

А когда разошлись, Феодосий сказал:

– А теперь иди, я помирать буду.

Дочь пошла готовить обед, приготовила, пришла звать, а он уже отошёл.

Так прожил свою жизнь раб Божий Феодосий. И верой, которую никогда не скрывал, не поступился, и честь свою сохранил.

«Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое» (Пс. 90, 14).

Воистину хранит Господь уповающих на Него!

Ирина Крихели

15 ноября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Геннадий16 ноября 2021, 19:43
Христианская кончина. Дай Бог!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×