Архиепископ Антоний (Медведев) и отец Александр Красовский на кладбище в Форт-Россе, 1994 г.
Протоиерей Александр Красовский – настоятель церкви святых апостолов Петра и Павла в городе Санта-Роза недалеко от Сан-Франциско. В прошлой беседе мы говорили о родных отца Александра, которые были вынуждены эмигрировать из России и прошли трудный путь русского рассеяния. Сегодня отец Александр делится своими воспоминаниями о владыке Антонии (Медведеве).
Высота духовности
Архиепископ Антоний (Медведев; 1908–2000) был правящим архиереем нашей Западно-Американской и Сан-Францисской епархии с 1968 по 2000 – как раз в те годы, когда я учился в православной гимназии при храме всех святых в земле Российской просиявших в городе Бурлингейм, а также в годы моего взросления и возмужания, рукоположения в сан диакона и священника.
Владыка был настоящим монахом-молитвенником. Все, кто имел счастье сослужить ему на литургии, просто не имеют слов, чтобы описать его благоговение пред святым престолом. Он очень любил службу. Высота духовности. Невероятная пастырская любовь.
Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско
Урок у детей
Я помогал владыке Антонию печатать тесты для его уроков в гимназии
Архиепископ Антоний (Медведев) был директором Кирилло-Мефодиевской гимназии при кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», основанной святителем Иоанном Шанхайским в Сан-Франциско. Владыка Антоний также преподавал в этой гимназии историю Церкви и, нужно заметить, очень любил ее преподавать. Очень хотел, чтобы русские дети росли православными людьми и знали все о Русской Православной Церкви. Я помогал ему печатать тексты его уроков.
Вспоминается такой забавный, но очень примечательный эпизод, который характеризует отношение владыки к преподаванию и своим ученикам. Как-то он поехал на заседание Архиерейского Синода в Нью-Йорк. Маститые архиереи должны были закончить свое заседание в пятницу, но задержались, и Первоиерарх РПЦЗ предложил закончить все в субботу.
Владыка Антоний на это предложение ответил так:
– Простите, владыко святый, но я никак не могу задерживаться! У меня завтра урок у детей!
Вот таким был наш владыка Антоний!
Как мой сын Алеша встречал владыку Антония
Помню, владыка Антоний приехал к нам в Санта-Розу, где я служил и служу уже тридцать лет в храме святых апостолов Петра и Павла. Владыка ночевал у меня в доме. Когда он зашел к нам, мой маленький сын Алеша бросился к нему и обнял так, словно владыка был его родным дедом. А владыка Антоний обнял его в ответ, поцеловал и благословил.
Я немного смутился: архиепископ Антоний все-таки был наш правящий архиерей, и сыну следовало бы подойти к нему под архипастырское благословение, как это полагается. Но Алешка бросился к нему, как к родному, и было очень умилительно наблюдать, с какой любовью обнял его владыка.
Владыка всегда беспокоился о том, чтобы учащиеся гимназии регулярно исповедались и причащались, особенно на праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм – это был у нас особенный праздник для детей. И владыка Антоний исповедал гимназистов вместе с другими священниками.
Владыка всегда присутствовал на экзаменах в гимназиях епархии, на выпускных, подписывал и дарил выпускникам духовные книги
Он также всегда присутствовал на экзаменах в гимназиях епархии, на выпускных, подписывал и дарил выпускникам духовные книги. В дни выпускных балов все приходили нарядные, владыка поздравлял, благословлял, фотографировался со всеми, кто просил его об этом, но сами балы никогда не посещал – считал, что это неуместно для монаха.
В храме в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Санта-Роза
Образ смирения и скромности
Как-то я служил в кафедральном соборе, и там два священника оказались не согласны между собой по поводу каких-то деталей устава предстоящей службы. Начали спорить. Владыка Антоний вышел к ним:
– В чем дело, отцы?
Они стали доказывать каждый свою точку зрения. И тут на клирос вышел протопресвитер Илия Вень – замечательный пастырь, сподвижник святителя Иоанна Шанхайского, китаец по национальности. Родился он в 1896 году в Пекине и отошел ко Господу в 2007 году в Сан-Франциско, будучи на момент своей смерти старейшим православным клириком на планете. Но в то время, о котором я рассказываю, отец Илия был жив и здоров, а главное, он был прекрасным знатоком устава.
И вот, хотя владыка Антоний и сам был знатоком устава, он обратился к протопресвитеру Илии:
– Отец Илия, подскажите, пожалуйста, как нам провести эту службу?
Тот разъяснил, как нужно служить и почему именно таким образом, и архиепископ Антоний, правящий архиерей епархии, прокомментировал:
– Вот так и служим!
И все успокоились и так и служили. А для меня этот случай стал наглядным примером скромности и смирения владыки Антония.
Владыка Антоний и Форт-Росс
Владыка Антоний всегда очень поощрял наше паломничество в Форт-Росс. От Сан-Франциско это примерно два часа езды на север. Расстояние напрямую – километров восемьдесят, но дорога сильно петляет и практически переходит в серпантин.
Форт-Росс
Форт-Росс был самым дальним промыслово-торговым форпостом Российской империи в XIX веке. Он был основан в 1812 году и просуществовал до 1841 года. Харбинский поэт Алексей Ачаир, участник Сибирского Ледяного похода, так писал о храбрых русских путешественниках, мореплавателях и купцах:
Нам близки и Памир, и Америка,
И Багдад, и Лионский залив.
Наш казак у восточного берега
Упирался в Дежневский пролив.
Легче птиц и оленей проворнее,
Рассыпаясь по тысячам мест,
Доходил до границ Калифорнии
Одинокий казачий разъезд…
Крепость Росс в 1828 году
Крепость Росс была окружена высокими бревенчатыми стенами, сделанными из секвойи. Внутри находились торговый дом, казармы, склады, жилые дома и другие хозяйственные постройки: две ветряные мельницы, скотные дворы, пекарня, бани и прочее. На склонах холмов вокруг крепости простирались сельскохозяйственные угодья. На 1825 год артиллерия крепости насчитывала 17 пушек малого калибра.
Именно в Форт-Россе появились первые в Калифорнии ветряные мельницы и судостроительные верфи, фруктовые сады и виноградники. Помимо этого русские колонисты впервые привезли в Калифорнию многие блага европейской цивилизации, например, оконные стёкла, и стали вести первые в Калифорнии систематические наблюдения за погодой.
Форт-Росс – это единственная деревянная крепость Российской империи XIX века, дожившая до наших дней
В настоящее время Форт-Росс – исторический парк. Дом последнего русского коменданта крепости, Александра Гавриловича Ротчева, – это оригинальное строение, сохранившееся до наших дней. Сейчас – объект исторической ценности национального значения. Остальные строения Форт-Росса – реконструкции. Тем не менее, это единственная деревянная крепость Российской империи XIX века, дожившая до наших дней.
Дом коменданта Форт-Росса, Александра Гавриловича Ротчева
Колодец, стены и юго-западный блокгауз
Контора Форт-Росса
Там есть русское кладбище и православная часовня в честь Святой Троицы. В ней мы ежегодно служили литургию, а потом крестным ходом шли на кладбище, где владыка Антоний служил заупокойную литию.
Часовня в Форт-Россе
В 1993 году (к тому времени я уже пять лет как был рукоположен в священники) начались раскопки кладбища, и я тоже в них участвовал. Там не было никаких крестов, невозможно было понять, где могилы, потому что все заросло травой. Знали только, что кладбище – на горке.
У всех похороненных имелись крестики и наперсные иконы
В раскопках принимали участие ученые из университета, профессора, а также главный археолог штата Калифорния. Мы три лета подряд там работали, соскребли полметра земли и обнаружили следы могил. Потом уже работали не лопатами, а ложками, щеточками и чуть ли не зубочистками. Мало что обнаружили: пуговицы от офицерской формы, немного косточек. Зато у всех похороненных имелись крестики и наперсные иконы.
Отец Александр Красовский с профессором и главным археологом штата Калифорния, под чьим руководством проводились раскопки
Русские скауты ставят кресты на всех найденных могилах на кладбище в Форт-Россе, 1994 г.
Владыка Антоний благословил нашу работу, но не разрешил ничего убирать из могилок – ведь это были захоронения православных людей, и нужно было с подобающим почтением к ним отнестись. Над могилами всех православных были поставлены кресты, и, когда мы закончили работу, приехал владыка Антоний с протодиаконом и отслужил панихиду, а я ходил следом и кропил.
Русские скауты из Сан-Франциско ставят главный крест на кладбище в Форт-Россе, 1994 г.
Владыка Антоний был большим патриотом, и он с амвона кафедрального собора объявлял, что в День поминовения (ежегодно отмечается в последний понедельник мая) мы будем ездить в Форт-Росс. Во-первых, потому что это часть России. Во-вторых, там бывали святые люди. Это, конечно, отец Иоанн Вениаминов – будущий святитель Иннокентий Аляскинский (1797–1879), прославленный в лике святителей как апостол Сибири и Америки. Он прибыл в Америку в 1824 году и жил здесь 15 лет: просвещал и крестил местных жителей, строил храмы, основывал православные школы и сам обучал в них детей. Сам ставил им прививки от оспы, что позволило остановить страшную эпидемию в этих краях. Приезжал и в Форт-Росс, молился здесь.
Здесь бывал и епископ Алеутский и Северо-Американский (с 1898 по 1907 год) Тихон, будущий Патриарх Московский и всея России. В Форт-Россе также молились архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Тихон (Троицкий; 1883–1963) и его преемник по кафедре, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, чудотворец.
Вот почему владыка Антоний (Медведев) благословлял нас ежегодно приезжать в Форт-Росс и молиться в здешней часовне Святой Троицы, а также служить панихиды на русском кладбище.
Крестный ход на кладбище после литургии в Форт-Россе