В связи с поступающей информацией о дискредитации традиционных семейных ценностей на национальном и международном уровне Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства приняла следующее Заявление:
Летом прошлого года по итогам общенародного голосования были приняты поправки в Конституцию России. Среди них — нормы, определяющие брак как союз между мужчиной и женщиной, защищающие традиционные семейные ценности, семейное воспитание детей, суверенитет нашей Родины. Претворить все это в жизнь нашей стране еще во многом предстоит — но начало положено, ориентиры выбраны.
Очевидным свидетельством этого стал тот факт, что когда в текущем году Европейский суд по правам человека в Страсбурге принял решение, попытавшись обязать Россию обеспечить законодательное признание однополых союзов, Совет Государственной Думы принял специальное заявление, отказавшись исполнять это решение. Оно было справедливо названо «циничным вызовом морали, историческим традициям и социально-культурному коду всех народов, проживающих на территории нашей страны». «Мы ... категорически не приемлем ... навязывание чуждых российскому народу "ценностей"», — заявили законодатели1.
Действия нашего государства, увы, не остались без ответа со стороны носителей этих чуждых «ценностей». Эти атаки особенно сильны сегодня на международном уровне. Недавно генеральным секретарем ООН в Генеральной Ассамблее был официально обнародован доклад эксперта этой организации по вопросу о защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности Виктора Мадригала-Борлоза под названием «Практика исключения». В нем автор по сути пытается защищать от справедливой критики появление и закрепление в сфере прав человека особых новых прав, основанных на спорных концепциях т.н. сексуальной ориентации и гендерной идентичности и на феминистской идеологии.
Автор доклада позволил себе подвергнуть резкой критике такие действия различных суверенных государств, как свертывание программ сексуального просвещения, принятие законов, запрещающих преподавание гендерной теории в учебных заведениях, отказ от одобрения основанной на феминистской идеологии Стамбульской конвенции. Критике были подвергнуты и российские законы, запрещающие пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей.
В одном из разделов доклада автор развернуто критикует то, что он называет «риторикой "традиционных" ценностей» и политику государств по защите таких ценностей. Особенно его огорчает то, что «эта риторика оказалась результативной», — в качестве примера он снова приводит российское законодательство, а также решения законодателей Кыргызстана и Венгрии2.
Очевидно, что ориентиры, избранные российским народом и озвученные главой государства, ценностно несовместимы с ориентирами, предлагаемыми теми силами, которые представляет господин Мадригал-Борлоз. Народ России ясно указал, что хочет сохранять и защищать те самые традиционные семейные и нравственные ценности, разрушить которые стремятся новые радикальные идеологи, используя в качестве инструмента различные международные площадки высокого уровня.
Русская Православная Церковь на протяжении всей долгой и непростой истории нашего Отечества выступает хранительницей важнейших духовных и нравственных ценностей нашего народа и других народов, проживающих на Ее канонической территории. Конституционный выбор наших граждан в пользу нравственности нуждается сегодня в твердой защите и поддержке, во многом является ориентиром для государств исторической Руси.
Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства считает нужным призвать государство, граждан, все здоровые общественные силы объединить усилия с этой целью. Подобное сотрудничество здоровых политических и общественных сил в деле защиты семьи и традиционных ценностей необходимо и актуально сегодня и на международном уровне. По словам Президента России В.В.Путина, «семейные ценности — это важнейшая нравственная опора и залог успешного развития и в настоящем, и в будущем»3. Оставаясь верной этому курсу, Россия способна стать ведущей мировой державой в данной области.
В последние годы Русская Православная Церковь неоднократно обращала внимание государства и общества на некоторые важные процессы, обретающие глобальный характер и вызывающие серьезные и обоснованные опасения.
Речь идет о попытках ослабить и разрушить основу основ каждого человеческого общества — семью. Вместо семьи всем народам, всему миру пытаются в качестве универсальной нормы навязать противоестественные и противоречащие самой человеческой природе явления и идеологии. Год за годом мы видим, как эти нападки на семью и традиционные семейные ценности все более усиливаются.
Все чаще подвергается сомнению и отрицается основополагающее значение семьи, основанной на браке мужчины и женщины и направленной на рождение и воспитание детей. Семейные ценности, традиционный уклад семейной жизни осмеиваются. Подлинное понятие брака, стабильного союза мужчины и женщины, пытаются подменить бесформенным многообразием форм якобы «семейной» жизни, включая однополые отношения и даже группы множества интимных сожителей.
Люди, пытающиеся хранить, возрождать и защищать традиционную семью, порой подвергаются настоящим преследованиям, в том числе на государственном уровне некоторых стран. Часто этими людьми являются честные и искренние христиане, стоящие на принципиальной нравственной позиции.
Нарушаются естественные и основополагающие права ребенка — право родиться от своих родителей и знать их, право на отца и мать, на воспитание своими родными родителями, право на защиту нравственности и целомудрия детей. Их место занимает несуществующее «права» любых взрослых людей на ребенка — на противоестественные репродуктивные практики, подобные т.н. суррогатному материнству, на «усыновление» чужих детей однополыми парами. Вместо целомудрия ребенку навязывают развращающие программы так называемого всеобъемлющего сексуального образования, опасные для детского здоровья и нравственного развития.
Под разными предлогами уничтожаются не менее естественные и основополагающие права родителей — право свободно воспитывать детей в согласии со своими убеждениями и нравственными ценностями без неоправданного вмешательства извне, передавать им традиции и веру семьи, право руководить образованием своих детей и их действиями, представлять их и защищать их интересы. Все это заменяется неоправданно широко понимаемыми правами ребенка, для защиты которых все чаще поощряется беспредельно широкое вмешательство государства и других институций в семейную жизнь, вплоть до отобрания детей у родителей. Так, правительство Уэльса проводит кампанию, призывающую граждан вызывать полицию или социальные службы, если они видят, как родитель шлепнул ребенка4. В число детских прав сегодня на международном уровне регулярно включают и т.н. право детей на сексуальную автономию, создающее безграничные возможности для фактического развращения, несовершеннолетних и возможность последующего оправдания и легализации педофилии. При этом сводятся к минимуму, а то и вовсе отрицаются родительская власть, необходимая для воспитания детей, авторитет родителей.
Широко насаждается так называемая гендерная идеология, которая под предлогом защиты равенства полов уничтожает само понятие пола, доходя до отрицания данного Богом природного, объективного различия между мужчиной и женщиной. К каким трагедиям это приводит, показывает опубликованное в Нидерландах исследование, по данным которого уровень смертности среди трансгендеров вдвое превышает ее уровень среди людей, не страдающих расстройствами гендерной идентичности5. В то же время крайнюю обеспокоенность вызывают такие судебные прецеденты, как недавнее постановление суда в Великобритании, в котором христианское агентство по усыновлению, отказывающее в передаче детей однополым парам, признается виновным в дискриминации6. При этом разве не является подлинной дискриминацией нормальных семей решение правительства Шотландии о намерении преподавать ЛГБТ-тематику в программах всех государственных школ на своей территории7?
На фоне усиления международного давления на Россию особо актуальным становится предостережение Предстоятеля нашей Церкви: «В общественное сознание вброшены и активно прорастают семена ложных идей о важности так называемого гендерного самоопределения, необходимости раннего развития детской сексуальности, многообразии форм брачного союза, естественности и нормальности так называемых «пробных браков», движения намеренной бездетности, так называемое childfree. Эти и многие другие "вирусы" разрушают традиционные семейные ценности...Отказавшись от верности основополагающим христианским истинам о человеке, цивилизация становится беззащитной перед хаосом, разрушающим человеческие общества и человеческие жизни»8.
В огромной опасности и другая человеческая святыня, тесно связанная с семьей, — речь идет о человеческой жизни. Вместо признания ценности и необходимости защиты жизни каждого человека с момента зачатия и до естественной смерти сознательно навязывается одобрение разных форм аборта и эвтаназии — то есть уничтожения самых беззащитных, самых уязвимых людей — младенцев, тяжело больных, стариков. Все это приводит к трагедиям в жизни людей: в частности, новое исследование, проведенное на основе данных из 62 стран, демонстрирует серьезную связь между уровнем самоубийств и уровнем абортов в различных государствах. Исследование опубликовано в «Азиатском журнале психиатрии»9. Идеологическим следствием укоренения абортивного мышления в медицинском профессиональном сообществе и в общественном сознании сегодня фактически становится такое духовно гибельное явление, как эвтаназия (в частности, осенью 2021 года Британская медицинская ассоциация в ходе голосования приняла решение перестать выступать против легализации эвтаназии, заняв «нейтральную» позицию по этой проблеме. Решение принято 149 голосами против 145)10.
К сожалению, подобные тлетворные веяния не обходят стороной и наше Отечество — часто не без серьезного влияния соответствующих деструктивно направленных зарубежных и международных сил и структур, а также проводников их целей внутри нашего общества.
Вновь и вновь возникает опасность принятия законов, включающих опасные элементы так называемых ювенальных технологий, направленных на разрушение семьи и умаление роли и прав родителей. Предлагаются вдохновленные радикальной феминистской идеологией законопроекты, изображающие семью и домашний очаг как место и источник насилия и фактор риска противоправных действий. Оказывается серьезное сопротивление принятию законов, направленных на защиту семьи, прав родителей, достоинства рождения человека, неприкосновенности невинной человеческой жизни. Не уделяется достаточного внимания справедливым опасениям граждан, связанным с этическими и правовыми сторонами развития новых технологий, в том числе в цифровой среде — что может серьезно угрожать подлинным правам и свободам людей, их богоданному достоинству.
На международном уровне на нашу страну и другие государства, расположенные на канонической территории Церкви, оказывается серьезное давление, постоянно звучат требования изменить национальное право, принять законы, приводящие его в соответствие с нынешними идеологическими лекалами, несовместимыми с сохранением и процветанием семьи, традиционных ценностей нашего и других народов, их традиционным религиозным миросозерцанием, суверенитетом национальных государств.
Патриаршая комиссия призывает усилить международную роль нашей страны в защите семьи, брака, основополагающих прав родителей, жизни и достоинства человека, иных традиционных семейных и нравственных ценностей. Убеждены, что Россия может и должна стремиться к ведущей роли в этой области, используя для этого все существующие сейчас благоприятные возможности, в том числе возможности так называемой народной дипломатии. Сегодня российские законодательные нормы, защищающие семью, становятся ориентиром для традиционно мыслящих христиан Запада, и здесь как никогда важна роль взаимодействия государственных институтов и Церкви как хранительницы традиционного нравственного сознания.
Одновременно необходимо защищать и укреплять суверенитет нашего Отечества — в частности, всемерно ограничивая влияние на нашу жизнь и государственные решения тех международных структур и организаций, которые избрали для себя ценностные ориентиры, несовместимые с традиционными ценностями нашего народа. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «мы должны быть сильными, способными сопротивляться злу, будь то зло внутреннее или внешнее, и такая сила приходит к нам всегда, когда мы живем в Боге и себя подчиняем Его Божественной воле»11.