Сочетаются ли священнослужение и светская работа?

Ответы священников

На современном Западе православные пастыри вынуждены пять дней в неделю работать на светской работе, а пастырскому служению уделять лишь воскресные и праздничные дни. В России ситуация пока обстоит иначе, однако многим священникам, особенно на бедных сельских приходах, приходится подрабатывать. Мы попросили ряд священников, подвизающихся как в России, так и за её пределами, высказать свое мнение о том, должен ли пастырь параллельно служению трудиться на какой-либо светской работе.

«Моя работа дополняет меня в пастырском делании»

Иерей Николай Тихончук, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святой Женевьевы Парижской в Корсунской епархии Русской Православной Церкви, медбрат Парижского госпиталя:

Иерей Николай Тихончук Иерей Николай Тихончук – Я не очень люблю употреблять слово «должен». Можно говорить о том, почему или зачем священник работает. Если мы будем развивать эту тему, то сразу же столкнемся со знатоками священных канонов, которые найдут для нас необходимый канон и скажут: «священник не должен работать!». И это верно. Священнику лучше бы чаще быть в храме, заниматься организацией приходской жизни и молиться. Но в современном мире священник иногда вынужден работать. Нужно кормить семью, одевать-обувать детей, и немалая часть общин не справляется с тем, чтобы священнику давать необходимое денежное вознаграждение за его служение.

Но, на мой взгляд, священнику полезно работать. И вот по какой причине. Я работаю медбратом, и моя работа меня дополняет в моем пастырском делании. Профессия помогает мне быть христианином, опыт работы обогащает необходимыми практическими знаниями, расширяющими мироощущение и помогающими в пастырском делании. Все зависит, конечно, от профессии. Для личностного роста священнику важно иметь какое-то дело, если не профессию – то хобби, для разностороннего развития. Когда я приехал во Францию, то обнаружил интересный момент. Если люди встречаются, они разговаривают друг с другом не о деньгах, дорогих машинах и особняках, а о том, чем они реально занимаются, что им интересно и чем они в профессиональном смысле слова живут. Для меня это было удивительным открытием! Профессия – это то, через что раскрываются наши таланты, где мы растем, учимся, то, что нас по жизни вдохновляет. А не просто зарабатывание денег.

«В этом вопросе не должно быть долженствования»

Протоиерей Александр Дьяченко, настоятель прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери села Иваново Александровской епархии, епархиальный миссионер:

Протоиерей Александр Дьяченко Протоиерей Александр Дьяченко – В этом вопросе не должно быть никакого долженствования. Всё зависит от обстоятельств. В больших городах, там, где храмы способны материально содержать клириков, такой проблемы может не быть вовсе. Но в деревнях, где прихожан совсем немного, она чаще всего возникает.

Наше время характеризуется кризисом призвания. Всё меньше молодых людей хотят стать священниками. Поэтому к священству следует призывать людей уже немолодых, состоявшихся, имеющих постоянный источник материального обеспечения. Вот им можно и работать на светских должностях, и служить в храме. Те, кто соглашается на такой путь, – несомненно, подвижники. На них стоит опираться.

Привлекать к священству пенсионеров. На мой взгляд, для сельских храмов, чтобы не потерять существующие общины при нехватке священников, можно было бы рукополагать кандидатов и без семинарского образования из числа местных жителей, конечно, если это люди верующие и уважаемые.

Работать без препятствия главному делу – Божественной литургии

Протоиерей Георгий Завершинский, благочинный приходов Сурожской епархии Шотландии и Северной Ирландии, доктор философии, кандидат технических наук, магистр богословия, член Союза писателей России, писатель.

Протоиерей Георгий Завершинский Протоиерей Георгий Завершинский – Священник может работать, если это не препятствует главному делу, которому он посвятил себя – совершению таинства Божественной литургии. Мы знаем, что апостол Павел занимался изготовлением палаток, чтобы не быть никому ничем обязанным, а самому зарабатывать свой хлеб. Некоторые священники идут тем же путем и могут обеспечить себя и свою семью тем, что они зарабатывают на светской, как говорят, работе. Повторюсь, это не должно препятствовать исполнению священником обязанностей служителя Святых Христовых Тайн.

В свое время митрополит Антоний Сурожский, прежде чем готовить кандидата для рукоположения в священный сан, ожидал достаточно продолжительное время, пока человек выучится, найдет достойное место в этой жизни для обеспечения себя и своей семьи, и тогда владыка постепенно приводил его к тому, чтобы совершить таинство хиротонии. Подобным образом поступал в образованном им монастыре архимандрит Софроний (Сахаров). Он принимал в общину только тех, кто достаточно искушен и образован и, следовательно, понимает эту жизнь и может ответить на многочисленные вопросы со стороны тех, кто посещает обитель.

Материальная нужда, духовное искушение или подвиг?

Иерей Леонид Кудрячов, город Оренбург, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, руководитель пресс-службы Оренбургской епархии:

Иерей Леонид Кудрячов Иерей Леонид Кудрячов – Вместо абстрактного ответа предлагаю к рассмотрению несколько возможных вариантов.

Безнадежный – в денежном смысле – приход. Это было проверено несколькими священниками, которые раньше на этом приходе служили. Что делать очередному батюшке? Сидеть на сухарях полгода/год, а затем просить о переводе на другое место? Или все-таки устроиться на светскую работу и попробовать совмещать? Приведет ли этот компромисс к лучшей ситуации на приходе, чем постоянная смена настоятеля? Не попробуешь – не узнаешь.

Безнадежный – опять же, в денежном смысле – приход. По крайней мере, так казалось предыдущему настоятелю. Он работал в миру, а служил по воскресеньям и великим праздникам. На богослужения ходили несколько старушек – чего от них ждать? Но потом на его место пришел другой священник, который решил посвятить окормлению паствы все свое время. Он организовал просветительские курсы для взрослых, открыл воскресную школу, обращался к молодежи, предложил в местной больнице регулярные визиты, везде старался сказать полезное и назидательное слово, к воскресной проповеди подходил особенно тщательно, готовясь к ней в течении всей недели. Сначала на него смотрели, как на чудака, фанатика, даже сектанта, но потом в храм стали заглядывать все новые и новые люди, приход ожил и расцвел. Смог бы священник добиться таких перемен, совмещая труд пастыря с мирским заработком? Маловероятно.

Приход без денежных проблем, благодаря своему удобному местоположению. Неважно, есть прихожане на богослужениях или нет. Главное, что в течение дня в храме не пусто – кто-нибудь да зайдет, поставит свечку, запишет требу. Священнику и его семье на жизнь хватает, но сама по себе эта материальная стабильность действует на него негативно. Со временем он начинает смотреть на свою храмовую деятельность, как на надоевшую рутину. Ему хочется больше движения, больше самореализации. Начинает сетовать, что выгорает. И вот батюшка находит себя на светском поприще, осваивая программирование, пчеловодство или еще что. Сами понимаете, негоже так.

А что если священник – совсем не настоятель, а рядовой клирик на многоштатном приходе? В таком случае его зарплата может совсем не коррелировать с объемом его пастырских усилий. Что делать, если у настоятеля в материальном плане все хорошо, а у остальных батюшек – серединка на половинку? Подрабатывать в миру? Может быть, может быть...

Как можно просто ответить на подобные вопросы, когда жизнь так непроста и разнообразна? Бывают многодетные священнические семьи, бывают с одним ребенком или бездетные. Батюшка может быть юн, улыбчив и полон энергии, а может быть в возрасте или страдать хроническими заболеваниями. Один идет на светскую работу от материальной нужды, другой – от духовного искушения, третий – ради подвига. Кто есть кто – знает только Бог.

«Работающие в миру священники несут тяжелый крест»

Протоиерей Гавриил Макаров Протоиерей Гавриил Макаров Протоиерей Гавриил Макаров, настоятель Свято-Николаевского собора РПЦЗ в Брисбене (Австралия):

– Если священнику приходится работать в миру, то, бесспорно, такая ситуация идет в ущерб приходу. Тем более если священник вынужден чрезмерно беспокоиться о материальном обеспечении своих домочадцев.

Но за рубежом не каждый приход в силе полностью содержать своего священника, не говоря уже о других членах причта, и здесь стараются, как могут. Работающие в миру священники несут тяжелый крест и заслуживают почтения своих прихожан!

Работающий священник – не новшество

Иерей Алексей Гугливатый, настоятель единоверческих общин города Куровское, сел Авсюнино и Мисцево:

Иерей Алексей Гугливатый Иерей Алексей Гугливатый – Священник может работать помимо служения, если это не мешает богослужебной, проповеднической деятельности, окормлению прихода и духовных чад. Думаю, что не только может работать, но и должен. Мы видим в настоящее время, что в условиях пандемии приходы часто не наполняются в полной мере прихожанами, как в прошлые времена. Мы не знаем, сколько еще продлится пандемия. К сожалению, люди иной раз переживают и насчет того, что после ожидаемой победы появятся иные заболевания, которые будут угрожать нашей еще совсем недавно такой спокойной жизни.

Конечно, в условиях карантина и локдауна мы видим, как наши приходы и общины часто оскудевают прихожанами. Это оставляет отпечаток на приходской деятельности и финансовой составляющей общины. Многие священнослужители, особенно из сельской местности, испытывают нужду. А ведь нужно проявлять заботу о прихожанах, храме… Много разных вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности прихода. Поэтому в современных условиях дополнительный заработок у священнослужителя не только может, но, возможно, следует сказать и более дерзко – должен быть.

Есть поговорка: все новое – хорошо забытое старое. Если священник работает наравне с прихожанами, то это не новшество, а вполне имеющая место быть возможность, которая существовала до революции, существует и сейчас за рубежом, например, в Европе. Вполне возможно, что и у нас в России появится такая необходимость. Именно «благодаря» пандемии коронавируса.

Служение – это всецелое посвящение себя Христу

Иерей Валерий Духанин, клирик храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидат богословия:

Неважно, есть средства к жизни или нет, апостолы просто пошли за Христом. И Он ни в чем не оставил их

– Священник, идущий на работу в мир, очень сильно рискует. Это как офицер, который появляется в воинской части служить в выходные, а пять дней в неделю работает на светской работе. Постепенно утратится боеспособность. Армейская выправка, готовность к реальным военным действиям, собственно военное дело отступит на второй план. И он уже будет больше прораб, инженер, коммерсант – в общем, тот, кем он стал на светской работе. Тем более священник. Служение – это всецелое посвящение. Вот как апостолы, которые, как только Господь призвал, оставили все и последовали за Ним. Неважно, есть средства к жизни или нет, они просто пошли за Христом, посвятили себя служению. И Он их ни в чем не оставил.

Иерей Валерий Духанин Иерей Валерий Духанин Обычно для оправдания ссылаются на опыт западных стран, где священники вынуждены пять дней в неделю трудиться на светской работе, а служат только в выходные. Но там речь идет о выживании, по принципу: лучше так, чем вообще никак. Хорошо бы в пределах нашего Отечества держаться как можно дольше, не скатываясь к подобной практике.

Речь еще и о ресурсах человеческого организма. Представьте, что священник пять дней отработал в миру. И вот в субботу и воскресенье он служит в храме, а еще исповедует, произносит проповедь (которую заранее готовит), беседует с прихожанами, крестит, венчает, отпевает, наверное, и воскресную школу ведет, и на дом выезжает соборовать больного. А в понедельник с утра опять на светскую работу. Семь дней труда без отдыха. Мой личный опыт говорит, что бесперебойная работа с малыми часами сна приводит к такому подрыву здоровья, что ты в итоге оказываешься недееспособным, а на восстановление уходят годы.

Одно дело – мирянин, пришедший в выходные на службу в храм, другое дело – священник, который там полностью выкладывается. Если же в воскресенье на приходе кроме Литургии – ни треб, ни таинств, ни бесед, ни проповеди, ни воскресной школы, то это беда, и убереги нас от этого Господь.

Еще обычно ссылаются на святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Пример этот – исключительный. Немногие могут быть такими гигантами духа, чтобы выдержать нагрузки там и тут. Если наши архиереи вместо руководства епархиями займутся мирской работой, то епархии быстро развалятся.

Тем не менее, не скрою, у меня есть знакомые священнослужители, которым разрешили потрудиться в миру, как бы подрабатывать. В тех местах, где они закреплены как клирики, средства к содержанию крайне скудные. Осуждать их нельзя. Кого-то из священников могут благословить трудиться на ответственном государственном посту. Это надо воспринимать как послушание. Но подобные случаи все же исключение.

Идти работать в мир – это как минимум риск, а как максимум – начало утраты священства

Мир – он всегда мир, со всеми своими особенностями, соблазнами, светским духом. Поэтому священнику идти работать в мир – это как минимум риск, а как максимум – начало утраты священства. Ты ведь уже вышел из мира служить Богу в Церкви, зачем возвращаешься вспять? Поэтому, в целом, священнику не стоит трудиться на мирской работе.

Вопреки сложившемуся мнению, у наших соотечественников сейчас голод по духовному слову, по беседе со священником. И в социальных сетях тебе пишут, просят совета, хотят встретиться с тобой, чтобы решить свои духовные проблемы, а ты уже не успеваешь не только отвечать, но даже прочитывать их письма. Священников мало. Священники перегружены. А люди жаждут общения со священником. Если же мы им скажем: «Извините, мы пошли работать в мир», то кто же мы после этого?

Подготовил Владимир Басенков

7 декабря 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
о. Алексей20 декабря 2021, 05:55
Очень хорошая статья и очень нужная! Но она не о священниках, а о нас, о прихожанах.. Не мы ли ( и я о себе), даём столько от чего нам хуже не станет? Не мы ли сберегаем на всякий случай, покупаем много ненужных вещей и дарим ненужные подарки, когда именно эти деньги можно перевести сельскому батюшке или принести за требу сверх установленной платы. Статья не о священниках вообще, статья о тебе, о нас, тех кто ходит в храм и о тех кто не ходит. Священство живёт только нашими пожертвованиями. И всякий раз когда я подаю жертву или за требу, я понимаю, что даю в несомненно слишком мало, чем то чем одаривает нас Господь через священнослужителей и их молитвы.
Павел13 декабря 2021, 00:29
Мирянам-идеалистам легко комментировать на тему "как правильно", а пожили бы они в шкуре священника, глядишь - и по-иному бы заговорили. Если решать эту проблему, то делать это должны те, кто испытал на себе нужду, которая и подтолкнула к работе наряду со служением. Те, кто на практике знает все трудности жизни священника. А не те, кто, приходя в храм по выходным, "согласен с последним мнением" знает "как правильно".
Александр 9 декабря 2021, 07:05
Читательница из Подмоск абс права. В Греции архиереев много т.к. там туризм у них недвижимость продумано все. Свящ получ зарплату от гос ва. А у нас.... в общем если примут на межсоб докт о работе светской для свящ. то ничего хор не будет для церкви.
Алексей 9 декабря 2021, 01:11
В продолжение темы: А я со своим МРОТ, да и то в благочинническом соборе (не сельском приходе легально трудоустроиться не возможно - нет таких денег на приходе) в ноябре "-"2000 получил, надеюсь в декабре хоть без долгов выйти. Так что я бы и рад подработке, но в нашем загибающемся городишке, а в селе и подавно просто-то работы не найти, а уж чтоб со служением сочетать можно было не найти. Так что вся надежда на канон и на требы...
Алексей 9 декабря 2021, 00:59
Отец Валерий замечательный батюшка. Но он клирик (клирик! - не настоятель) семинарского храма, т.е. пастырская нагрузка по месту служения минимальная (проповедь после службы) и подозреваю что богослужебной чреды у него нет. Административная нагрузка и ответственность тоже отсутствуют. Может быть преподавательская нагрузка сохраняется... Так что он сидит на твердом жаловании (думаю отличающимся от МРОТ), которое не нужно тратить на ЖМП, епвзносы, оплату ЖКУ храма, свечи и вино и проч. Возможно и от выступлений своих какой-то гонорар имеет. Так что он может себе позволить некоторый идеализм в данном вопросе. И в идеале я с ним согласен, но практика увы не вдохновляет.
Наталья 8 декабря 2021, 23:36
Работающий священник вдохновляет меньше ныть о том, как тебе тяжело на пятидневке.
Ю 8 декабря 2021, 20:36
На мирской работе очень большая занятость и большие искушения. Единственное, большое подспорье, если священник умеет что-то делать своими руками(владеет ремеслом) или на земле что-то выращивает. В таком случае он может как-то распределять свое время. Но тот, кто мог, уже давно так работает. Понятно, что каждый священник высказался относительно своего прихода (количества людей в нем)и относительно своей ситуации. Везде она разная.
Читательница (Подмосковье) 8 декабря 2021, 15:12
/продолжение/ ...было «354 архиерея,что на 64 архиерея БОЛЬШЕ,чем по состоянию на 1 фев. 2013 г. и на 154 БОЛЬШЕ,чем на начало 2009 г. Правящих архипастырей сегодня 282,т.е. на 57 БОЛЬШЕ,чем в 2013 г. и на 133 БОЛЬШЕ чем в 2009 г.». Эта тенденция сохранена и сегодня. Содержание такого аппарата управления, естественно, требует больших расходов. Видит ли паства результат этой реформы? Сомневаюсь. Прихожанам нужны простые приходские священники, которые рядом с ними и в горе, и в радости. Сельский батюшка, увы, не может повлиять на эту ситуацию. И пока «верхи не могут», ему остается только вести подсобное хозяйство, приводить к вере невоцерковленных жителей и молитвенно взывать ко Господу.
Читательница (Подмосковье) 8 декабря 2021, 15:10
То, что светская работа священников отрицательно скажется на жизни приходов и будет духовно вредным для самих пастырей, – это даже не обсуждается. Духовное и материальное коррелируют отрицательно. Но как выживать священникам бедных сельских приходов? Глобально эту проблему могло бы решить государство – повышением уровня жизни населения (в 1-ю очередь, сельского) и возобновлением жизни в заброшенных весях (увеличением численности сельского населения). Понятно, что эту проблему Церковь решить не может. Значит, нужно изыскивать внутренние резервы. К ним я бы отнесла, в первую очередь, сокращение численности епархий. Не нашла посл-х цифр но по данным 2016 г., в Церкви ...
Андрей 8 декабря 2021, 11:31
Во первых,мне уже 52 года, кто меня возьмёт. Во-вторых, вот по среди недели погребение, что делать увольняться??? Да вообще много нюансов и искушения. А семью кормить надо. Помогай нам всем Бог!!!
протоиерей Александр Рацун. 7 декабря 2021, 22:16
Прочитал статью, очень интересно.. Но еще прочитал комментарии.В них только один священник написал то , что действительно есть на самом деле.А остальные коменты миряне написали, не зная, как священники живут на бедных приходах... Валерию Духанину не нужно заботиться о денежном довольствии, а если бы он служил на бедном приходе, чтобы он тогда сказал...Я служу на бедном приходе двадцать пять лет.Приходилось работать на работе.Даже пришлось в одно время покинуть служение в храме....
Юлия 7 декабря 2021, 22:00
Мирская работа сейчас отнимает у людей 24/7, но никак не 5/2. Поэтому только так, как сказала о. Валерий Духанин. Да не допустит Господь, что бы в России священники работали на мирской работе. Это ведь не только выполнение каких - то обязанностей согласно инструкции (крутись как хочешь, но сделай) , но и подчинение работодателю (а они не все верующие и честные). Однозначно, работать священнику в миру не на пользу ни ему, ни приходу.
Алексей 7 декабря 2021, 19:54
Как то тревожно, что стала подниматься эта тема. Не дай Бог,чтобы ее право на существование серьезно начали обсуждать на уровне высших церковных властей. Поддержу тех, кому ближе комментарий о.Валерия
Священник Николай 7 декабря 2021, 17:22
Выживают священники не в Европе, а в русских деревнях, заглядывая в пустую копилку для приношений. Только в России во время Всенощной можно увидеть пастырей, которые в алтаре судачат между собой о доходах и расходах, вместо того чтобы молиться. Работа не для того чтобы выживать, а чтобы вживаться в жизнь, чувствовать её и понимать так, как её знают твои прихожане. Материальная независимость священника от прихода есть подлинное благо для священника, потому что она освобождает его от всякого рода деспотичных или меркантильных отношений со своим архиереем и со своей паствой. Делает священника подлинно свободным во Христе.
Елизавета 7 декабря 2021, 16:21
Если есть возможность прокормить семью и не работать в миру - благодать. Но таких случаев по опыту очень мало. Поэтому вопрос это очень личный, зависящий от обстоятельств каждого священника.
Олег 7 декабря 2021, 15:33
Апостол Павел занимался изготовлением палаток. Поэтому никакой проблемы здесь нет. Главное - мотивация. Один и тот же поступок может быть и праведным, и греховным.
Александр 7 декабря 2021, 13:37
Соглашусь с о. Валерием Духаниным и с другими отцами которые считают что работающий в миру священник - это исключение но никак ни правило. Можно еще добавить что по хорошему нужно внимательнее смотреть что происходить в епархиях. Есть деньги на приходе - ты мил архиерею и его "команде". Нет денег - ты изгой, который должен добывать себе пропитание. В Константинополе в 19 в. была такая практика - рукополагали многих, но без места, без прихода. Ни к чему хорошему это не приводило и на примере Варфоломея мы видим что выгода там до сих пор на первом месте. Нужно следить за тем, чтобы новые хиротонии как-то продумывались архиереями, чтобы они заботились о священниках. Иначе скоро придем к упадку.
Дмитрий 7 декабря 2021, 11:36
Пожалуй о. Валерий Духанин наиболее верно ответил на этот актуальный вопрос...
Екатерина 7 декабря 2021, 11:31
Полностью согласна с отцом Валерием Духаниным.
Елена 7 декабря 2021, 11:11
Согласна с мнением иеирея Валерия Духанина на все сто процентов!
Марина Анатольевна 7 декабря 2021, 11:10
Потрудиться во славу Божию, показать пример мирским: как относится к людям, которые оплачивают твой труд - это никому не зазорно, а для пастыря и назидательно.
Анна 7 декабря 2021, 10:26
Хорошо, что последним поставили ответ отца Валерия.
Елена 7 декабря 2021, 09:03
Мы в нашей семье стараемся каждый день молиться за священноначалие, монахов, священников. Чтобы Господь укрепил их, укрепил веру, утешил, защитил. Понимаем, как сложно батюшкам нашим. Часто миряне виноваты, что священник вынужден искать работу, недостаточно жертвуем - вот батюшки и вынуждены искать светскую работу. Себя и только себя нам надо винить. Из ответов ближе всего мне ответ батюшки Валерия Духанина, а также пример святого праведного Алексия Мечева, который много лет служил в пустом храме. По вере и молитве храм наполняется людьми. Дорогие, любимые батюшки, спаси Господи вас, что решились вы на это страшное служение. Вы наша защита и опора. Спаси Господи вас! Молите Бога о нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×