Сегодня многие семьи буквально борются за рождение ребенка. С какими только врачами ни консультируются, чтобы обрести эту радость. А рядом, что поразительно, встречаются семейные пары, которые выдумывают различные мотивы, чтобы не рожать, хотя женщина может зачать спокойно и естественно. И даже не задумываются о том, что позднее, когда в их душах пробудится родительский инстинкт, вдруг выяснится, что уже слишком поздно, что возможность получить благословенный плод безвозвратно упущена.
Главная проблема здесь заключается в самих людях, часто не готовых к семейной жизни; они видят мир через призму собственных интересов и думают исключительно о самих себе.
Основать семью значит отказаться от себя из любви к ближнему. Я вообще считаю, что семья подобна монастырю
Основать семью значит отказаться от себя из любви к ближнему. Я вообще считаю, что семья подобна монастырю. Монах при постриге дает три обета: девства, нестяжания и послушания. Если бы эти принципы соблюдались и в семейной жизни, дело обстояло бы совсем по-другому: необходимо сдерживать свои желания, хранить телесную и душевную чистоту; и деньги лучше бы были общими, и чтобы никто не стремился к накоплению втайне, все пытались бы стяжать лишь духовное богатство; а взаимопонимание и послушание друг другу помогали бы хранить в доме мир.
Счастье и благополучие каждой семьи составляют не одни лишь дети, но и добродетельная жизнь.
Планирование семьи, ставшее модным в наши дни, привело к сокращению рождаемости. Большинство пар запрограммировано на одного, максимум двух детей, а когда кто-то осмелится на третьего, на четвертого, даже некоторые врачи начинают бить тревогу. Подключается и общественное мнение: «Зачем тебе это? Поживите для себя! На что будете содержать стольких детей?..» – эти и подобные им реплики, адресованные многодетным родителям, свидетельствуют о печальной реальности: дети перестали быть приоритетом.
Часто молодые супруги считают детей не столько благословенным даром, сколько обузой. «У нас другие заботы, мы вовлечены в разные проекты, запланировали для себя столько дел…». И если некоторые семьи, обретя ребенка, впадают в крайность чуть ли не обожествления своего чада, то другим совершенно безразлично, какими растут их дети.
Оказавшись по случаю среди знакомых евреев, я услышал выражение «украденный ребенок» – речь шла о детях, растущих в отрыве от духа традиционного еврейского воспитания.
В нынешнее время развелось немало «воровских приемов» похищения наших душ, жертвами которых первым делом становятся наши дети. В числе таковых: безразличие родителей, их порочная жизнь, дурно влияющая на молодежь, СМИ, легкодоступные достижения информационных технологий, улица, псевдодрузья…
Что делать, как спасти наших детей и привить им истинные ценности, что предлагает в этом отношении Церковь? На эти вопросы попытаемся ответить ниже.
Мы оказались в глубоком кризисе: семья и школа уже не знают, как удержать детей в определенных рамках. Можно сказать, что наступили времена, когда дети стали руководить взрослыми. Наверное, мы слишком много экспериментировали, внедрили слишком много новых методик, которые дали обратный эффект.
Более 15 лет я наблюдаю за различного рода школьными экспериментами, заимствованными извне и проведенными с «с завязанными глазами». Кое-кто даже умудрился заработать на подобных испытаниях немалые деньги. А сколько ассоциаций внедряют все новые и новые проекты в сфере воспитания, пытаясь изобрести нечто необычное, предложить новые концепции, методы, приемы, но ничего из этого разнообразия не имеет корней в нашем обществе и в нашей морали.
Но никто из этих новаторов не попытался обратиться к самому надежному, веками проверенному источнику – Священному Писанию и учению Церкви. К методу, давшему столько добрых плодов и сформировавшему огромное число достойных личностей.
«Ребенок является исконным библейским творением. Ребенок – творение жизни неоскверненной, раскрывшийся миру цветок, устремленность к простоте и красоте. В нем отражается частичка неба, данная человеку вместе с началом творения», – утверждал румынский социолог, этнограф и философ Эрнст Берня.
Исходя из этой данности, обществу следовало бы оказывать родителям действенную помощь в правильном воспитании детей.
«Свое дитя, от тебя рожденное, ты обязан вырастить в страхе Божием; если по-хорошему не понимает, то и прутом накажи – нынче у тебя уже нет права его нормально воспитать. Дожили! А делается это единственно для того, чтобы все человечество дошло до состояния распущенности уже совсем бесчеловечной. И они еще смеют называть это “правами человека”… Дело сатаны достигло совершенства. Никто уже не желает слушать голоса Церкви, никого не интересует Истина. Стоит кому-то наказать собственного ребенка, как тут же прибегут с “правами человека”: “Да как ты смеешь ругать своего сына за то, что он предается разврату?! Это его право”. Подумать только! Это конец. Что тут скажешь?..» – сокрушался афонский старец Дионисий (Игнат), игумен кельи «Колчу».
В сознании современных людей Библия состоит из жестокостей и требований наказания за любую ошибку
В сознании современных людей утвердились стереотипы, чудовищным образом искажающие Библию, которая якобы состоит из жестокостей и требований наказания за любую ошибку. Хотя истинный посыл Писания, в том числе воспитательный, выдержан в духе любви. Жить в страхе Божием означает сторониться греха, распущенности, чувствовать стыд, уважать и любить Бога и ближнего. В конечном счете «христианство является школой счастья», – писал отец Николай (Штейнхардт).
«Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно освятит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров», – читаем мы в записях святой царицы-мученицы Александры Федоровны.
Добродетель обретается немалыми трудами и через преодоление препятствий.
«Всю молодежь следовало бы воспитывать в православном духе, обращая главное внимание на перемены в человеческой природе, которые начинаются в возрасте 12 лет. Именно в этом возрасте пробуждаются и дают о себе знать инстинкты. И надо готовить детей к вступлению в этот возраст, чтобы они смогли избежать падения. Только если они не падут, а будут вести чистую и непорочную жизнь, тогда и смогут принять Духа Святого, Который вселяется в человека и Который затем будет вести этого человека, это дитя», – настаивал известный румынский подвижник, монах Марк (Думитру).
Увы, современное общество относится к Церкви более чем сдержано. Когда мы предлагаем родителям отпустить детей в летний лагерь, который ежегодно организуется силами нашего прихода, сразу звучат вопросы: «А что вы будете там с ними делать? Будете заставлять детей бить поклоны? Унижать? Наказывать святым Николаем[1]?». Уже в лагере мы обнаруживали, что иные дети ведут себя крайне разболтанно, невоспитанно, и все лишь потому, что им никогда и ничего не запрещалось и они росли абсолютно бесконтрольно.
Несомненно, это целиком вина родителей, которые все им позволяли, а в итоге дети уже в подростковом возрасте оказались отравлены суррогатами благ современности. Не оградили своих чад, не защитили их.
«В нашем обществе к 14–15 годам дети узнают все о грехах плоти – куда больше, чем знали ранее взрослые семейные люди. Дети прекрасно понимают все, что показывают в кино, что творится в жизни, сами живут в обстановке распущенности. Некоторые говорят: “Да зачем с этим бороться? Это же естественно!”. Тем самым они готовят почву распущенности и греховности», – писал иеромонах Серафим Роуз.
Будем продолжать терпеть и поощрять грех – будем жить в больном обществе! И зачастую именно родители – неверующие, разнузданные, аморальные – являются главными врагами собственных чад. Иметь детей означает нести огромную ответственность.
Мне неизвестно, чтобы где-то в мире существовало учреждение, которое устраивало бы экзамен на зрелость молодым людям, намеренным создать семью, родить и воспитать ребенка. Традиционно в этой роли выступали семья и общество, а следовательно и Церковь. Ведь Церковь – это, прежде всего, приход, община, собрание верующих, проживающих в определенной местности или области.
По рассказам наших дедушек и бабушек, в прежние времена, если кто-нибудь из знакомых заметил, что ты при встрече не поздоровался, или дерзишь, или совершил неподобающий поступок, об этом моментально узнавали родители. И безотлагательно принимались меры. Таким образом, молодежь воспитывалась всем обществом. И Церковь была важнейшим участником. Перед венчанием с молодыми непременно проводил беседу батюшка. Будущих супругов ориентировали или, как тогда говорилось, наставляли на путь истинный. Да и впоследствии, уже после свадьбы, и родители, и Церковь постоянно находились рядом с юной парой, внимательно наблюдая за тем, как у нее протекает семейная жизнь. Как правило, два старших поколения родни, близких людей с готовностью поддерживали молодую семью морально, физически (например, при строительстве дома), финансово, но всегда – в том, что касалось роста и воспитания детей.
Молодежь вынуждена принимать решения самостоятельно, и эти решения часто оказываются скороспелыми и неверными
Сегодня многие молодые люди фактически беззащитны. Родители либо в разводе, либо уехали на заработки в дальние страны, либо равнодушны, эгоистичны или порочны. Молодежь вынуждена принимать решения самостоятельно, и эти решения часто оказываются скороспелыми и неверными. Отсюда и совсем не радостная статистика по количеству разводов, брошенных детей, которых некому воспитывать.
Поженились молодые, а к взрослой жизни не готовы. А родителей, способных поддержать или подсказать, рядом нет, вокруг чужие, всем все равно. И выясняется, что не может молодая пара совместно преодолевать тяготы жизни. Отсюда разводы.
Лишить маленького человека воспитания и заботы — все равно что построить дом без фундамента, ничего доброго не получится. «Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает всё добро на свете», – утверждал Иммануил Кант. Лишь правильное воспитание способно помочь человеку разбираться в жизни, бороться, преодолевать препятствия, быть самостоятельным, а в итоге – стать личностью. Как верно заметил Николае Йорга: «Воспитание – это всегда горизонт, а не пункт назначения». «К чему ребенка приучишь, то от него и получишь», – гласит народная мудрость. Она справедлива для любого общества и во все времена. И, наверное, в воспитание нам следовало бы направлять самые серьезные инвестиции, чтобы впоследствии собирать добрые и благословенные плоды. Вот бы и сосредоточить наши усилия на этой святой миссии – ВОСПИТАНИИ.
Если ребенок не получает должное воспитание, включающее в себя набор ценностей и моделей правильного поведения, мы рискуем ребенка потерять. Неоднократно приходилось наблюдать детей, подошедших к тому возрасту, когда уже просматриваются и черты характера, и манера поведения; с ребенком семилетнего возраста уже можно вести беседу, как со взрослым. В этом возрасте ребенок уже должен в общих чертах ориентироваться в жизни и придерживаться соответствующей линии поведения, постепенно формируясь как личность. И если родители и учителя, причастные к воспитанию детей, не будут содействовать формированию нравственного понимания окружающей действительности, в личностном становлении детей начнут появляться «пробелы» и «трещины», причем их пагубное влияние будет ощущаться на протяжении всей оставшейся жизни.
Голова ученика – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь
А сколько юных душ – из тех, кому завтра вступать во взрослую жизнь, – находятся сегодня в центре внимания и заботы обоих родителей? И много ли родителей в наше время готовы отказаться от собственных интересов ради развития и воспитания детей? «Голова ученика – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь», – говорил Плутарх. Следует учесть, что каждый человек рождается единственным и неповторимым, что у каждого – свой путь и свое призвание. Поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. И зачастую нам, родителям и учителям, приходится быть не только наставниками, но и помогать детям адаптировать свои способности к реалиям жизни, определить своё призвание.
С религиозной точки зрения ребенку необходимо помочь открыть иную реальность – невидимую, помочь ему осознать, что есть еще некто, и что Этот Некто – Бог. Сориентировать ребенка так, чтобы он стремился к высшей цели – стать совершенным, то есть исполниться святости.
«Те, кто лишает детей религии, совершают преступление в отношении их как людей для мира сего, так и в отношении их спасения для мира вечного; лишить ребенка религиозного воспитания – все равно что провести над ним операцию по упразднению души, все равно что отнять у человеческой личности самое ценное, чем она обладает», – писал румынский философ, педагог и эссеист Василе Бэнчилэ.
Мы молимся, чтобы Бог дал добрые помыслы всем, кто ответственен за воспитание, чтобы наделил их даром засевать детские души зернами добродетели, но для этого и педагоги должны быть образцом совершенства, людьми добродетельными и человеколюбивыми.
Недавно мне довелось побеседовать с одной женщиной, преподавателем права, одинокой матерью шестилетней девочки, которой предстояло вот-вот пойти в школу. Последний по времени год оказался для мамы особо трудным, приходилось повсюду брать ребенка с собой. Я поинтересовался, почему она не отдаст ребенка в садик, на что получил ответ: девочка уже начала посещать подготовительный класс, но как-то вернулась домой в слезах, и первый ее вопрос был: «Мама, что означает слово “душа”?». А когда мать начала ее расспрашивать, чтобы узнать причину стресса, ребенок признался, что воспитательница не позволила девочке обнять себя, отстранила ее со словами: «Отойди, не лезь мне в душу!».
Воспитать труднее, чем учить, поэтому так мало воспитателей среди множества просвещенных учителей
А ведь «настоящий педагог в большей степени должен быть озабочен состоянием собственного характера, чем характером и деятельностью ребенка», – утверждал известный румынский педагог Георге Г. Антонеску. Как много значит фактор воспитания, как тяжело способны травмировать душу ребенка неверный подход, отсутствие любви. «Воспитать труднее, чем учить, поэтому так мало воспитателей среди множества просвещенных учителей», – писал румынский философ, писатель и политический деятель XIX века Василе Конта.
Испросим же у Бога мудрости, чтобы Он дал нам знание, каким образом, шаг за шагом, созидать каждую вверенную нам душу.
«Мы можем утверждать, не боясь ошибиться, что являемся христианами в той мере, в какой нам удалось сохранить в себе чистое детство до конца жизни», – писал Никифор Крайник.
Прямой наш долг – окружить заботой наших детей, не позволить повредить им душу, украсть их у нас. Вонмем!