11 декабря 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это время вопросов и ответов программы «Церковь и мир». Каждую неделю мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка, я Вас приветствую!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: На этой неделе по видеосвязи общались Владимир Путин и американский президент Джо Байден. Какое впечатление на Вас произвели эти переговоры?
Митрополит Иларион: Очень хорошо, что два президента пообщались, у них была длинная двухчасовая беседа и были затронуты те вопросы, которые сейчас разделяют два государства и мешают налаживанию отношений между двумя ядерными державами. Такие конструктивные отношения, которые должны были бы быть, но которых сейчас нет, совершенно необходимы. Прежде всего они необходимы для безопасности всего мира, потому что ядерные державы обладают потенциалом, который способен, с одной стороны, сдерживать гонку вооружений, но с другой стороны, если противоречия станут слишком очевидными, то этот арсенал вооружений может начать использоваться. Необходимо с обеих сторон сделать все, чтобы этого не допустить. Поэтому важно, чтобы президенты переговаривались, и решения, которые принимаются по обеим сторонам, учитывали всю международную обстановку.
Если говорить о внутренней ситуации в обеих странах, то опять же, нормальные отношения между двумя странами самым прямым образом сказываются на ситуации внутри каждой из них и на благосостоянии людей.
Важно также, что была затронута тема дипломатических миссий, и президент России предложил обнулить все прежние ограничения, касающиеся деятельности дипломатов. К чему на практике привели эти ограничения? К тому, например, что американское посольство в Москве, консульский отдел перестал выдавать гражданам американские визы. Российское консульство в Нью-Йорке пока еще выдает российские визы американским гражданам, но персонал консульства сокращен, людей там мало. Более того, многим сотрудникам консульства и российского посольства в США просто не продлевают визы, то есть это означает, что наши сотрудники месяцами безвыездно должны сидеть в США: они не могут приехать в Россию, навестить своих родственников, потому что если они приедут в Россию, то не смогут потом вернуться на свое место работы.
В общем, очень много сложностей возникло в отношениях между двумя странами. Если эти проблемы будут решаться, то это можно только всячески приветствовать.
Е. Грачева: Ранее Джо Байден утверждал, что он готовит масштабный проект инициатив, который «сделает для Путина очень сложным выполнение того, что он хочет сделать». Понятно, что ведется такая закулисная война нервов. На Ваш взгляд, может ли эта закулисная война нервов обернуться войной реальной? Я имею в виду нашу границу с Украиной.
Митрополит Иларион: К нашему глубокому сожалению, Украина стала яблоком раздора между Россией и Соединенными Штатами Америки. Украина является ближайшим соседом России. Украинский и российский народы являются братскими народами, которые когда-то принадлежали вообще к единому народу, у которых была общая письменность, общая культура. Антироссийская пропаганда, которая сейчас ведется на Украине, которая в значительной степени ведется из-за рубежа, в том числе из-за океана, не может нас не беспокоить.
Особое беспокойство Русской Православной Церкви вызывает ситуация, в которой оказывались миллионы украинских православных верующих в результате пропагандистской войны против России, действий США на Украине. Тот раскол, который существовал и который получил сейчас поддержку Константинопольского Патриарха, наносит глубокую рану всему украинскому народу и в особенности, конечно, православному населению Украины. Этот раскол, с церковной точки зрения, совершенно неоправданный. Действия, которые были предприняты по его легитимизации, с нашей точки зрения, абсолютно незаконны. Поэтому мы молимся о преодолении этого разделения, о том, чтобы украинские православные верующие воссоединились в лоне единой канонической Церкви, которая существует на Украине, которая никуда не делась и которую возглавляет Блаженнейший митрополит Онуфрий.
Относительно военной угрозы: нужно сделать все возможное с обеих сторон, чтобы не допустить дальнейшей эскалации напряженности, чтобы все противоречия — и между странами, и существующие внутри Украины — решались мирным путем.
Е. Грачева: Теперь к церковной дипломатической повестке. В начале декабря Папа Римский Франциск встречался с Предстоятелем Элладской Православной Церкви, на которой он фактически попросил прощения перед православными за ошибки католиков: «Многие годы яды отравляли нас. Семена подозрительности нас разделяли, и я со стыдом признаю, что решения Католической Церкви не имели ничего общего с Иисусом и Евангелием». На фоне таких заявлений могли бы сегодня Православная и Католическая Церкви объединиться, и что им мешает в этом?
Митрополит Иларион: Речь об объединении двух Церквей никто не ведет, потому что разделения существуют очень долго, противоречий накопилось много, и по сути две Церкви живут самостоятельной жизнью уже почти десять веков. Есть различия в понимании основополагающих христианских догматов, в почитании святых. Есть святые, которые почитаются в Православной Церкви, но не признаются таковыми в Католической, и есть множество католических святых, которые не признаются Православной Церковью. Поэтому никакой речи об объединении не идет, но речь может идти о том, чтобы мы прекратили, наконец, ту ситуацию соперничества, конкуренции, вражды, которая существовала на протяжении многих веков.
Заявления, которые делает Папа Франциск в последнее время, — не первые такого рода заявления. И его предшественники делали подобные заявления, они прямо говорили о многочисленных ошибках, допущенных католиками в отношении православных, — это и насилие, которое возникало временами; и уния, которая до сих пор служит разделяющим фактором. По сути католики пытались разными способами, всеми правдами и неправдами обратить православных в католичество, одним из способов для этого была уния. Что такое уния? Это когда православным позволяют сохранить свой литургический обряд, но при этом они должны примкнуть к Католической Церкви и полностью принять католическое вероучение, включая учение о вселенской юрисдикции Папы Римского. С нашей точки зрения, это обман, поскольку многие православные верующие, становясь униатами, даже не подозревали, что меняют свою веру. Внешне оставалось то же самое: та же Литургия, облачения и церковное пение. Люди таким образом вводились в заблуждение.
Когда Патриарх Кирилл встречался с Папой Франциском в Гаване, они сделали совместное заявление, в котором было прямо сказано о том, что уния не является методом достижения единства. Это очень важное заявление, которое прозвучало из уст римского понтифика. То, что говорит Папа Франциск сейчас, это тоже, конечно, важный вклад в нормализацию отношений между православными и католиками. Но, повторю, никакой речи об объединении Церквей не идет ни на официальном уровне, ни на неофициальном уровне.
Е. Грачева: Владыка, в Москве задержали тик-токера — молодого человека из Читы, Виталия Мирошникова. В Москву он сбежал после того, как суд в Чите приговорил его к обязательным работам за то, что он в храме от свечи прикурил сигарету. Теперь ему грозит ужесточение наказания за этот побег. «Казнить нельзя помиловать», образно говоря. Где бы Вы, будучи на месте судьи, поставили запятую в этом предложении?
Митрополит Иларион: Я бы в данной ситуации, наверное, поставил запятую после нельзя, потому что, насколько я помню, после того как этот молодой человек совершил свой поступок и получил множество негативных комментариев в социальных сетях, он принес извинения. Он сказал одну очень важную фразу, которая, на мой взгляд, является ключом ко всей этой нелепой и печальной ситуации: «Я не получил никакого религиозного образования. Для меня вся эта сфера является закрытой». До тех пор пока у нас будет расти поколение молодых людей, которые не получают в школе никаких сведений о религиозных традициях, кроме одного курса, который в четвертом классе ведут в течение одного часа в неделю, у нас будут сохраняться и такие проблемы, и более серьезные проблемы.
Потому что до сих пор, несмотря на многие усилия, предпринятые Русской Православной Церковью, ни Церковь, ни другие религиозные традиции в России не допускаются в школы. У нас это объясняется тем, что школа отделена от Церкви, не должно быть клерикализации общества, школьники должны быть свободны в своем религиозном выборе, но в результате мы оказываемся в ситуации, когда наше молодое поколение лишено возможности узнать правду о тех религиозных традициях, которые являются доминирующими в нашей стране, о наших традиционных религиях. Я думаю, что до тех пор, пока не будет исправлена эта ситуация, будут возникать ситуации подобные тем, которую мы сейчас с Вами обсуждаем.
Е. Грачева: ВЦИОМ провел любопытный опрос: подавляющее большинство россиян (80 процентов) убеждены, что шутки над Церковью недопустимы ни при каких обстоятельствах. Противоположного мнения придерживаются только 17 процентов сограждан. У меня, честно говоря, возникает такой вопрос: такая нетолерантность — это вообще не опасный признак общества?
Митрополит Иларион: Что значит — нетолерантность? Я думаю, что речь как раз идет о том, что мы должны воспитывать толерантность путем уважения по отношению к традиционным религиям. Ведь это касается не только шуток над Православной Церковью, а вообще шуток, насмешек и издевательств над религиозными традициями. У нас этого было слишком много в нашей истории. Мы в течение 70 лет жили в ситуации, когда атеизм официально пропагандировался, а над религией смеялись, издевались, верующих преследовали. Зачем же нам повторять эти ошибки? От советского периода осталось множество карикатур на Церковь, на священнослужителей. В 1920-30-е годы действовал Союз воинствующих безбожников, его возглавлял Емельян Ярославский. Они публиковали множество памфлетов против Церкви, всякую антирелигиозную литературу, карикатуры. Все это у нас было. Потом постепенно это как-то затухло, это общество прикрыли.
Началась война, людям стало не до карикатур на Церковь. Политика государства в отношении Церкви изменилась. Но все-таки практически до последних лет существования Советского Союза официальной государственной идеологией был атеизм, который пропагандировался, а религию пытались вытеснить из умов и сердец людей. И только после распада Советского Союза эта ситуация изменилась коренным образом.
Е. Грачева: Спасибо большое, владыка, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: В Евангелии от Марка приведены слова Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Мой вопрос: с учетом того, что Евангелие было написано после Воскресения Христа, как Он мог призывать его проповедовать? Я не до конца понимаю этот момент.
Митрополит Иларион: Слово «Евангелие» в переводе с греческого означает «благая весть». Это слово употребляется в двух значениях. С одной стороны, оно обозначает ту благую весть, которую принес на землю Иисус Христос. Сам Иисус Христос это слово употреблял именно в этом смысле.
С другой стороны, тот же самый термин относится к литературному жанру, то есть к тем четырем Евангелиям, которые действительно были написаны после смерти и воскресения Иисуса Христа и обозначаются этим термином. Поэтому когда Христос говорил: идите, проповедуйте Евангелие всей твари, то Он имел в виду именно Его благую весть, то есть Он Своим ученикам говорил о том, что они будут продолжателями Его дела на земле и будут проповедовать ту благую весть, которую проповедовал Он.
Вопрос: Владыка, я потеряла близкого человека. Постоянно молилась Богу, но болезнь победила. Получается, что Бог не помог, проигнорировал мои молитвы, а в таком случае получилось, что сама молитва — это просто формальность. Человек может годами ходить в храм, участвовать в таинствах, стараться жить по заповедям Божиим, а когда кто-то из самых дорогих людей заболевает тяжелой болезнью, Бог отворачивается и не отвечает на молитвы, не желает помогать. Почему?
Митрополит Иларион: Я хотел бы выразить Вам сочувствие в связи с тем, что Вы потеряли близкого человека. Но я хотел бы Вам также напомнить, что каждый человек раньше или позже умирает. Это касается и всех наших близких, и нас самих.
Когда мы молимся Богу и что-то у Него просим, то Он нас слышит. Никогда не бывает так, чтобы молитва оставалась неуслышанной, за исключением тех случаев, когда мы не вкладываем в молитву ум и сердце, а просто произносим какие-то слова. Тогда эта молитва не доходит ни до нас, ни до Бога. Но если мы чего-то просим, то Бог нас слышит. В очень многих случаях мы получаем просимое или сразу, или не сразу. В некоторых случаях Бог считает, что Он должен поступить по-другому. Он смотрит на жизнь человека из Своей перспективы, в том числе на нашу жизнь и на жизнь наших близких. Иногда мы чего-то желаем себе или другим, а Бог судит иначе. С этим надо смиряться, и завершением всякой молитвы и всякого прошения, обращенного к Богу, должны быть слова: да будет воля Твоя, потому что Бог лучше знает, что нам нужно, чем зачастую знаем мы сами.
Вопрос: В чем заключается свобода человека, если Церковь утверждает, что кто не будет исполнять заповеди Божии, тот попадет в ад, то есть это четкие правила и закон, которые ограничивают мою свободу, мои желания? Может быть, ад и рай я понимаю по-своему, не таким, каким он является по сути? У меня и не особо получается, как мне кажется, исполнять заповеди Божии, но в ад я не хочу попасть и не хочу такой участи моим близким и любимым людям.
Митрополит Иларион: Ад и рай — это объективная реальность, а не то, что Вы можете создать сами для себя. Может быть, Вам хочется жить в большом и красивом доме, а Ваши материальные возможности позволяют Вам снимать только скромную квартиру. То же самое касается и посмертной участи человека: она во многом зависит от самого человека, но не от его желаний, а от того, как он жил. Она зависит именно от того, исполнял он или не исполнял заповеди Божии.
Если вы живете так, как заповедует Церковь, как заповедал Христос, если вы стараетесь делать добро, то, конечно, Вы за это получите вознаграждение в будущей жизни. А если Вы не хотите исполнять заповеди Божии, то Ваша посмертная участь будет такой, как указал Иисус Христос, Который сказал: те, которые помогают своим ближним, накормят голодного, напоят жаждущего, оденут раздетого, посетят ближних, находящихся в больнице или в темнице, — те окажутся по правую сторону, то есть в раю, а те, которые этого не сделают, окажутся в аду. Почему? Потому что, как сказал Христос: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
Вопрос: Почему нам, православным, надо платить за крещение ребенка? Разве Церковь не получает финансирование от государства? Нам предложили за совершение таинства сделать пожертвование. А если у нас нет необходимой суммы, то что получается — возьми кредит и приходи?.. Обидно.
Митрополит Иларион: Вы сами в своем вопросе говорите о том, что Вам предложили сделать пожертвование, то есть Вас никто не обязывал вносить эти средства. Если у Вас нет денег, Вы можете покрестить ребенка бесплатно.
Что касается «получения финансирования от государства», то Церковь не получает никакого финансирования от государства, а живет на пожертвования верующих. Именно поэтому Церковь приглашает, но не принуждает верующих делать пожертвования.
Я хотел бы закончить эту передачу словами из Евангелия от Матфея: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14).
Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.