Белград, 5 января 2022 г.
31 декабря 2021 года сербское издание «Печат» опубликовало интервью епископа Бачского Иринея, в котором иерарх, в частности, поделился своими мыслями о сходстве исторических путей Русской и Сербской Православных Церквей и важности сохранения братских отношений между двумя крупнейшими Поместными Православными Церквами славянского мира, передает Патриархия.ru.
Коснувшись темы участия Русской Православной Церкви в проекте благоукрашения храма святого Саввы в Белграде, епископ Бачский Ириней назвал «немаловажным символом» тот факт, что «строительство храма святого Саввы во Врачаре было завершено совместными трудами сербских и русских мастеров и художников». В этой связи иерарх сказал: «Историческое единство великого, братского, единоверного русского народа и нашего народа является и путеводным знаком в будущее: надо, чтобы и впредь сербская ладья, или кораблик, была прочно привязана к большому и мощному русскому кораблю».
Большое место в интервью епископ Бачский Ириней уделил сходству проблем в положении канонической Церкви на Украине и в Черногории. «Положение церковных дел в Черногории — не что иное, как миниатюрная картина ситуации на Украине, — подчеркнул иерарх. — В обоих случаях задействована этническая "инженерия". В Черногории предпринимаются отчаянные попытки навсегда утвердить сформированную сравнительно недавно черногорскую идентичность, основанную на отрицании сербских корней и многовекового сербского самосознания черногорцев».
«Русь — древнейшее историческое название великой восточнославянской страны, которое Петр Великий "европеизировал", переделав в литературное слово Россия, — до сих пор присутствует как в титуле Патриарха Московского, так и в титуле раскольнического "патриарха Киевского", а также в самонаименовании русинов, или руснаков, — и прикарпатских, и наших, бачко-сремских, — напомнил епископ Бачский Ириней, сопоставляя ситуацию в Черногории с процессами, происходящими на Украине. — Что же касается термина "Украина", то он лишь с конца XIX века понемногу начал вытеснять исконное название допетровской Руси и русских, пока большевики — интернационалисты в теории, а на практике создатели новых, чаще всего искусственных наций, укорененных в антирусской матрице, — не придали ему в ХХ веке официальный статус, сделав единственно допустимым названием».
Иерарх подчеркнул, что инструментом борьбы против канонической Церкви на Украине и в Черногории стало создание раскольнических «Церквей» на почве националистической идеологии. «Проектировщики и конструкторы новых наций в XX и XXI веках, хотя чаще всего были атеистами или равнодушными к религии людьми, пришли к идее, что им следует либо поработить существующую Церковь и впрячь ее в свою упряжку, либо, если это окажется невозможным, — самим основать свою новую "Церковь". Они делали это по принципу "что под руку попадется", не заботясь о соблюдении каких-либо правил, а менее всего — церковно-правовых норм. При этом они на всякий случай грубо фальсифицировали исторические факты с целью приписать несуществующую историческую преемственность созданным ими псевдоцерковным или церковоподобным структурам. Это происходит как на Украине, так и в Черногории, — сказал епископ Ириней. — Каков же это черный юмор, когда Петр Порошенко (крещеный, но имеющий более чем сомнительную конфессиональную принадлежность) и Мило Джуканович (некрещеный и атеист) решают, какая и чья Церковь была "старше", была "автокефальной" и тому подобное!» Иерарх Сербской Православной Церкви отметил, что «в обоих случаях — и в украинском, и в черногорском — народ самым убедительным образом поставил на место антицерковных "богомольцев"».
Напомнив о проводившихся в 2019-2020 годы в Черногории массовых крестных ходах в защиту святынь, иерарх Сербской Православной Церкви обратил внимание читателей на тот факт, что и «на Украине каноническая Церковь организует на праздники массовые крестные ходы, в которых участвуют до двухсот пятидесяти тысяч верующих, в то время как раскольники не могут "дотянуть" и до пятидесяти тысяч». Епископ Бачский Ириней подчеркнул, что «несмотря на давление, притеснения и оскорбления, законная каноническая Церковь на Украине по-прежнему является крупнейшей и доминантной», а «раскольники пребывают практически в том же самом положении, в котором находились до неканонического вмешательства Константинополя и их "признания", непризнанного на уровне мирового Православия».