Богоявле́нию тезоимени́тый,/ святи́телю Феофа́не,/ ученьми Твои́ми мно́ги лю́ди просвети́л еси́,/ со А́нгелы ны́не предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы,/ моли́ непреста́нно о всех нас.
Кондак святителю
В день праздника Богоявления в 1998-м году мы с архимандритом Георгием (Тертышниковым) вместе шли из академии. На улице была огромная очередь за крещенской водой. Проходя недалеко от академической библиотеки, отец Георгий сказал: «Людей никак не могут собрать на выборы, а за водой никто не заставляет идти, но народ все равно за ней устремляется, и даже крепкие морозы не пугают!»
По пути он поделился со мной своей радостью. Это был особый для него день – день преставления святителя Феофана (день престольного праздника храма, в котором святитель ежедневно служил, находясь в затворе, да и имя его произошло от греческого «Θεοφανής», что переводится как «Богоявленный»). Отец Георгий пояснил, что, по его предложению, день церковной памяти святителя Феофана был установлен на 10 января (23 января по новому стилю) – в день рождения святителя, так как в сам день Богоявления совершать службу святым не предусмотрено уставом. Уже после кончины отца Георгия имя Вышенского Затворника, по просьбе братии лавры и с благословения Святейшего Патриарха Кирилла, было дополнительно внесено в общецерковный месяцеслов официального календаря Московской Патриархии в день преставления святителя (6/19 января)[1].
Архимандрит Георгий оказался первым человеком в новейшей истории, который популяризировал наследие святителя Феофана
Архимандрит Георгий оказался первым человеком в новейшей истории, который популяризировал наследие святителя Феофана, показав, что его труды очень актуальны для наших современников и отвечают на многие сложные вопросы нынешнего современного общества. Будучи человеком огромного трудолюбия, исполненным творческих сил, отец Георгий начал свое знакомство с личностью Вышенского подвижника, с его духовным наследием еще во время обучения в Московской духовной академии.
***
Сегодня жизнь и богатое духовное наследие святителя Феофана известны многим. Неоднократно переиздавались его многочисленные труды по христианской нравственности, переводы аскетической письменности (в том числе перевод «Добротолюбия»), глубочайшие толкования Священного Писания, письма к разным лицам, просившим у него совета или духовной помощи, и многое другое. Но мало кто знает о том, как происходило обретение мощей святителя. А ведь история возвращения честных мощей на Вышу тесно связана с Троице-Сергиевой обителью.
Надгробие свт. Феофана в соборе, превращенном в склад
Епископ Феофан был погребен в 1894-м году в правом Владимирском приделе Казанского собора Вышенской обители, в которой он 22 года подвизался в затворе. Над его могилой было воздвигнуто надгробие из белого мрамора с изображением трех книг святителя: «Добротолюбие», «Толкование Апостольских посланий» и «Начертание христианского нравоучения».
В 1920-е годы, во время богоборческих гонений, монастырь был закрыт, разрушена колокольня храма, здания и имущество национализированы, монахи выселены. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 года — областная психиатрическая больница. Мощи святителя Феофана в эти годы безвременья находились на своем месте, в поруганном Казанском соборе.
Осенью 1972 года под руководством профессора МДА игумена Марка (Лозинского) иеромонах Георгий (Тертышников), иерей Георгий Глазунов[2] и Евгений Диденко (будущий архимандрит Елевферий) совершили поездку в Вышенскую обитель. По воспоминаниям протоиерея Георгия Глазунова, отец Георгий (Тертышников) несколько раз приезжал на Вышу – сначала один, как паломник, а потом уже вместе с игуменом Марком и Евгением Диденко втроем. Вместе с иереем Георгием они отслужили панихиду над поруганной гробницей епископа Феофана и решили вывезти из полуразрушенного храма честные останки святителя.
Панихида у надгробия епископа Феофана в разрушенном Казанском соборе. Иеромонах Георгий (Тертышников), иерей Георгий Глазунов, игумен Марк (Лозинский). 1972 г.
Вместе с иереем Георгием они отслужили панихиду и решили вывезти из полуразрушенного храма честные останки святителя
Сразу обрести мощи не представлялось возможным, необходимо было все продумать. Иерею Георгию пришлось договориться с кладовщицей[3], что приедут гости, якобы исследователи, чтобы она открыла склад. Позже он вспоминал:
«Взяв фонарик, мы спустились с отцом Елевферием в склеп, очистили мощи. Потом начали перебирать, пальчиками перекладывать все частицы мощей с места на место, в итоге все собрали полностью – и позвоночник, и косточки. Затем стали под метелочку собирать остатки праха, который уложили в целлофан. Нашли и Евангелие, которое лежало у владыки на груди. Оно было как новое, только при раскрывании листочки ломались, видимо, из-за сырости; но печать совсем новая, будто только-только положили. Я передал это Евангелие отцу Марку. Мощи перенесли ко мне домой. Ко мне же домой за мощами приезжал высокий мужчина в очках – доверенное лицо отца Марка. Он все упаковал в клееночки, аккуратно уложил в чемодан. Так мощи были перенесены в лавру».
Святейший Патриарх Алексий II в храме Преподобного Сергия Радонежского с. Эммануиловка, 2002 г. Это было в 1972-м году. В лавре отец Георгий (Тертышников), имевший медицинское образование, омывал, систематизировал, подписывал мощи и приводил их в порядок.
По благословению духовника Троице-Сергиевой обители архимандрита Кирилла (Павлова), останки святителя Феофана были сокрыты в храме Всех Святых, под Успенским собором лавры. По воспоминаниям архимандрита Елевферия, их поместили с левой стороны, недалеко от места погребения Патриарха Пимена. Мощи замуровали в стену, примерно на уровне груди.
«Я не знаю, кто, кроме отца Марка и отца Георгия (Тертышникова), был посвящен в эту тайну, – рассказывал отец Елевферий. – Об этом знал отец Кирилл. И потом отец Георгий сказал мне, что они там находятся и что он собирает материалы для канонизации епископа Феофана».
Останки святителя Феофана были сокрыты в храме Всех Святых, под Успенским собором лавры
В 1988-м году мощи епископа Феофана в небольшом гробе переправили в Рязань и 5 июня, за день до общецерковного прославления, поместили в храме Преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка. Здесь, под сенью, в новой гробнице, они находились в течение 14 лет.
В 1990-м году часть зданий Вышенской пустыни передали Церкви, началось ее восстановление, а с 1993 года возродилась и монашеская жизнь – была открыта женская обитель. Богослужения совершали в Успенском храме, единственном отреставрированном на тот момент, и сестры жили даже не в самом монастыре, а неподалеку, поскольку жилые помещения еще были заняты пациентами психиатрической лечебницы.
Наконец, 29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя из Сергиевского храма села Эммануиловка в Успенский храм возрожденной женской Вышенской пустыни. Мощи Вышенского Затворника вернулись в монастырь ровно через 30 лет после того, как их, спасая от поругания, увезли в 1972-м году в лавру.