Что делать современному христианину, наблюдающему, как мир постепенно сходит с ума? Как относиться к дискуссии о переводе богослужения на национальные языки и предложениям сделать некоторые послабления в церковной жизни для мирян? Каково значение священнической проповеди в наши дни? На эти и другие вопросы отвечает архимандрит Маркелл (Павук), духовник и преподаватель Киевских духовных школ.
Архимандрит Маркелл (Павук) – Отец Маркелл, сегодня информационное пространство Украины заполнено всевозможными страхами о грядущих войнах, политической риторикой и прочим информационным мусором. Люди повергаются то в депрессию, то в агрессию, ищут виноватых политических лидеров и так далее. Всё чаще раздаются голоса: «Мир сошёл с ума!..»
– Действительно, в мире, как снежный ком, накапливается множество разных проблем, происходят глобальные процессы насаждения извращенной морали и ложных ценностей. Предлагаются тысячи вариантов для их разрешения, в том числе и военными методами. Однако почти никто не вспоминает о самом действенном способе, о котором напоминает нам Господь, – о покаянии. После Крещения на реке Иордан и 40-дневного поста в Иудейской пустыне, во время которого Он выдержал искушения от диавола, Христос выходит на проповедь. И первыми словами Его были: «Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное» (Мф. 4: 12–17). Как мы помним, покаяние также являлось основной темой проповеди святого пророка Иоанна Предтечи (Мк. 1: 1–8).
Никто не задумывается о слагаемых покаяния, никто, и политики высокого ранга, да и рядовые простые граждане, охваченные политическими страстями… Просматривается отчетливо этот грех политической ангажированности и в христианской среде. Вся наша жизнь внешне бывает хорошей, а если заглянуть внутрь, то там увидим очень много гнилого.
Еще с детства мы учимся обманывать, завидовать, гордиться, сердиться. Блаженный Августин в своей «Исповеди» вспоминает малышей-близнецов, с ненавистью отталкивающих друг друга от соска матери. А что уж говорить о старшем возрасте, когда добавляется похоть, сребролюбие и прочее.
Почти никто не вспоминает о самом действенном способе разрешения всевозможных проблем – о покаянии
Святитель Иоанн Златоуст сравнивает покаяние с губкой, которой стираются грехи из книги нашей жизни. Это средство, с помощью которого мы оживаем духовно. Ибо если следствием греха, по мнению апостола, есть смерть (см. Иак. 1: 15), то следствием покаяния есть жизнь.
Однако дьявол не хочет, чтобы мы жили духовно, а потому при совершении греха вселяет дерзновение, а после – стыд, чтобы мы не раскаялись. Хотя должно было быть все наоборот.
Впрочем, Господь стремится, чтобы все мы подражали жизни вечной, и не хочет, чтобы кто-то из нас погиб, а потому предлагает разные способы покаяния.
– Нельзя ли, батюшка, об этом рассказать подробнее?
– Первый способ – осознание своего греха и раскаяние в нем во время исповеди. Это наиболее распространенный способ покаяния. А в древности практиковалось публичное покаяние, которое совершалось вслух пред всеми людьми. Это один из самых трудных способов покаяния, ныне не используемый. Хотя в некоторых современных приходах и монастырях проводятся встречи прихожан и паломников, послушников и насельников обителей с духовниками, на которых участники этих встреч делятся своим опытом борьбы со страстями, рассказывают о непростой работе над своими немощами. Конечно, это не Таинство исповеди, но довольно полезная практика, человек не боится открыто признавать свои грехи и жизненные ошибки.
Второй способ покаяния, о котором говорит святитель Иоанн Златоуст, – это прощение тех людей, которые причиняют нам зло. Как мы просим в молитве: «Оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим» (Мф. 6: 12). Вместо того чтобы обличать кого-то, проще о нем помолиться: «Господи, вразуми раба Божьего, а меня помилуй».
Третий способ покаяния – это сердечная молитва. Вспомним о евангельской вдове, которая своей неотступностью уговорила жестокого судью ее помиловать (Лк. 18: 1–7). Мы обязаны стремиться к навыку внутреннего молитвенного воздыхания, постоянной памяти о присутствии Божием при всяком деле и на всяком месте.
Четвертый способ – милосердие. Когда вавилонский царь Навуходоносор был в отчаянии из-за своих грехов и не знал, что делать, чтобы его помиловал Господь, пророк Даниил посоветовал ему стать милосердным. Именно таким способом царь получил прощение у Бога (Дан. 4: 24).
И пятый способ покаяния – это смирение. Вспомним мытаря из евангельской притчи, который не мог похвастаться своими добрыми делами, но Господь помиловал его за смирение (см.: Лк. 18: 9–14).
Кто стесняется исповедовать свои грехи перед священником, будет постыжен на Страшном Суде перед всеми людьми
Конечно, каждый из нас, православных, может своим личным покаянием внести свою лепту в сокровищницу мира и добра, в чашу весов, которая может перевесить мировое зло и отодвинуть гибель всего человечества. Не будем пренебрегать покаянием, ибо, как пишет Златоуст, тот, кто стесняется исповедовать свои грехи перед священником и в то же время не стыдится Самого Бога, когда грешит, будет постыжен на Страшном Суде перед всеми людьми.
– Вы упомянули дела милосердия как одно из слагаемых покаяния. Церковь развивает социальное служение, но насколько оно эффективно на фоне всеобщей экономической разрухи и нестабильности в нашей стране?
– Помощью несчастным обязаны заниматься не только специально учиненные для этого люди, а все без исключения. Это заложено в нашем естестве. Беда, когда мы начинаем надеяться, что кто-то когда-то окажет им помощь. Это свидетельствует о глубокой нравственной деградации мира, в котором мы живём: мол, милосердие – это удел церковников и волонтеров, благотворительных организаций, пусть они этим и занимаются…
В основе этого зла безразличия к страждущим лежит глубокое расслоение общества на богатых и бедных, с чем не без успеха ещё в IV веке боролся святитель Иоанн Златоуст:
«Ради чего же ты считаешь богатство достойным усилий и почитаешь счастливыми тех, кто приобрел его, и завидуешь им? Чем отличается богатый от бедного? Не одним ли облечен он телом? Не один ли питает желудок? Для чего у тебя множество слуг? Как в одежде и пище должно искать только необходимо нужного, так точно и в слугах. Одному господину следовало бы пользоваться одним только слугой; вернее же сказать, и двум или трем господам – одним слугой. Если же это кажется тяжким, то вспомни о тех, которые не имеют ни одного слуги и пользуются самыми легкими услугами. Для того ведь и дал нам Бог руки и ноги, чтобы мы не нуждались в слугах. В самом деле, не ради нужды введены в мире слуги, – иначе вместе с Адамом создан был бы и раб, – а как возмездие и казнь за грех и преслушание. Но если уже необходимо иметь раба, то разве лишь одного или, самое большое, двух. В самом деле, зачем тебе нужно иметь толпу слуг и с важностью выступать на площади? Разве ты ходишь между зверей, что гонишь встречающихся?»
Человек, борющийся со своими страстями, никогда не пройдет равнодушно мимо несчастного
Единовременной или даже периодической помощью бедным такая глобальная проблема не решается. Количество бедных нисколько от этого не уменьшается. Вот почему мы, православные христиане, основной акцент делаем не на социальном служении (хотя у нас оно тоже, хоть и в меньших масштабах, присутствует), а на внутреннем преображении каждого через борьбу со своими страстями. Тогда человек никогда не пройдет равнодушно мимо несчастного, а постарается в меру своих возможностей ему помочь.
– Можно ли утверждать, что количество бедных и несчастных людей прямо пропорционально количеству людей нецерковных или околоцерковных, которые никакой внутренней духовной работы над собой не ведут?
– Действительно, без веры в Бога очень сложно преодолеть свою лень, косность, а также гнев, сребролюбие и другие страсти, из-за которых в основном люди и становятся бедными и несчастными. Как замечает святой псалмопевец Давид, «я никогда не видел праведника, всеми оставленного, или детей его, просящих хлеб» (см.: Пс. 36: 25).
– Однако существует множество людей, которые прямо заявляют, что они не веруют в Бога, но в то же время по уровню своей нравственности они нисколько не уступают христианам, а иногда даже превосходят их. Как это объяснить? Получается, что то, к чему призывают в Церкви – молитве, посту и другим добродетелям, – не работает?
– Оставаться, несмотря ни на что, человеком не так просто. Естественно, у всех есть внутреннее стремление к добру, вне зависимости от вероисповедной принадлежности, веры или неверия, но, как мы видим, немало людей в силу разных причин опускаются ниже своего человеческого достоинства. Например, повсеместное распространение блуда, в том числе в самых извращенных формах, – это ниже человеческого естества. Даже звери не делают то, что может сделать человек. Христианство же зовёт человека не только сохранять определенный уровень нравственности, но и стать выше естества, стать святым. Этот идеал в первую очередь осуществляется в монашестве, но и каждый христианин тоже призван уподобиться Богу в кротости, смирении, терпении, любви, целомудрии. Если мы к этому не стремимся, то мы ничем не лучше язычников, которые под видом идолов служили своим страстям.
– Еще вопрос, отче. В светском обиходе и особенно в социальных сетях все чаще звучат всякого рода либеральные мнения о том, что монашество узурпировало церковную жизнь, насадило долгие богослужения и строгие посты, а обычному простому христианину это не нужно. Действительно ли необходимо пойти на какие-то послабления в церковной жизни для мирян?
Если представить себе, что монашество исчезнет, то и все христианство под давлением страстей мира сего потеряет свою соль
– С эпохи иконоборчества в истории не раз возникали своеобразные бунты против монашества. Даже в недалёких XVIII и XIX веках, несмотря на процветание оптинского и глинского старчества, к монахам относились с большим презрением, как к тунеядцам и карьеристам. Иногда презрение имело скрытую форму, а иногда весьма агрессивную, как это было в советском государстве. Но монашество, несмотря на все свое несовершенство (в семье не без урода), стремится в полноте осуществить тот нравственный идеал жизни, который запечатлен в Евангелии. Красота этого идеала несомненно привлекает не только монахов, но и простых христиан. Если представить себе, что монашество исчезнет, то и все христианство под давлением страстей мира сего потеряет свою соль. Именно по этой причине в мире на какое-то время воцарится антихрист, о котором сказано в посланиях апостола Павла и особенно в книге Апокалипсис. Так что не стоит упрощать практику богослужений и постов, которые ныне совершаются по монастырскому уставу.
– Батюшка, по-прежнему длится дискуссия о языке богослужений, об отказе от церковнославянского и о переходе на национальные языки…
– Сейчас этот вопрос очень сильно политизирован на Украине, а потому Церковь не спешит с переводами богослужений. Хотя допускаются службы частично или полностью на украинском, где этого желает паства. Решением Синода УПЦ будет готовиться перевод Библии на украинский язык. Но педалировать этот вопрос в угоду политической конъюнктуре весьма небезопасно.
Испытав благодатность воздействия церковнославянского языка на душу, человек ни за что не променяет его на современный
В обязанности каждого священника входит с помощью проповеди разъяснять каждое слово Евангелия, строй и содержание богослужения. Если бы все пастыри этим активно занимались, то люди начали бы больше ценить красоту церковнославянского языка и пропало бы само желание перехода на национальные языки. Ведь церковнославянский язык прекрасен! Он, как и икона, – окно в Горний мир! Богослужебный язык помогает быстро отвлечься от мирской суеты и настроиться на внимательный разговор с Богом. Кто регулярно ходит в храм и старается самостоятельно читать тексты на этом языке, быстро его усваивает. Когда что-то непонятно, то всегда можно воспользоваться словарем, в эпоху интернета это не проблема. Испытав благодатность воздействия церковнославянского языка на душу, человек ни за что не променяет его на современный. Но люди, не желающие духовно трудиться в молитве, чтении церковных текстов, первые будируют эти темы. Не говоря уже о политиках.
– В завершение беседы, отец Маркелл, скажите несколько слов о значении проповеди с амвона и ее современном качестве, если так можно выразиться.
– На самом деле, не только от благочестивой жизни священника, но и от его слов в церковной жизни многое зависит. Было время, даже в XVIII–XIX веках, когда проповедь подвергалась жёсткой цензуре. Сейчас этого нет, но, увы, в силу усталости или большой занятости многие пастыри пренебрегают подготовкой к этой важной составляющей части пастырской деятельности, из-за чего нередко приходится слышать проповедь ни о чём конкретном. Однако теперь, пока есть возможность широкой проповеди, в том числе и через интернет, надо ее максимально использовать.
Каждому священнику нужно стараться как можно чаще благовествовать, но не от ветра главы своей, а серьезно готовиться к каждой проповеди. Это неимоверно тяжело, тем не менее, без духовного поучения теряется смысл совершения Таинств. Если бы мы как следует делом и словом проповедовали Евангелие, то намного меньше было бы бедных и несчастных людей, а также раскольников и сектантов.
Каждому священнику нужно стараться как можно чаще благовествовать. В наше время молчание подобно смерти
В наше время молчание смерти подобно. Ведь нынешний раскол «ПЦУ» в основном поддерживается не церковным народом, а меркантильными политиками и людьми, которые никогда не читали Евангелие, не знают основных церковных правил и канонов, и которых поэтому легко обмануть, сфабриковав исторические факты, навязать им ложные революционные и националистические идеалы. Им никто никогда не объяснял, что, с точки зрения Евангелия, в первую очередь надо бороться не с той или иной государственной или церковной системой, а с самим собой, со своими страстями и похотями. Лишь так в этом мире обретается не сиюминутное, а подлинное счастье, которое перейдет с нами в вечность.