Какой элемент жизни церковной общины можно обозначить как первостепенный?

Записки катехизатора

Как известно, главная задача катехизации – привести человека в Церковь в полном смысле этого выражения, помочь ему стать полноценным членом Церкви, погрузиться в церковную жизнь. Но здесь мы упираемся в тему устройства приходской жизни, поскольку к церковной жизни мы приобщаемся через конкретный православный приход и его общину.

Особо заметно эта проблема высвечивается в антисектантской деятельности, поскольку в большинстве сект мы находим сплоченные общины. Мы можем объяснить человеку всю пагубность пребывания в той или иной секте, а также убедить его в истинности православной веры, но, если недавний сектант не найдет на православном приходе крепкой и дружной общины, вероятность того, что он удержится в Церкви, невелика.

Тема главенствующего значения благоустройства приходской жизни осознается в наши дни многими церковными людьми. Огромное внимание уделяет этому Святейший патриарх Кирилл. На Архиерейском совещании 2 февраля 2015 года Предстоятель Русской Православной Церкви так говорил о проблемах приходской жизни:

«Люди часто не понимают, что такое приход, что такое Евхаристия, какое место они занимают в Церкви. Забывая о цели и миссии Церкви как общества, объединенного в любви вокруг Евхаристической чаши, прихожане либо с трудом принимают приходящих извне и замыкаются в собственном кругу, либо воспринимают хождение в храм как личное дело, не предполагающее активного участия в жизни прихода. Новоначальные же зачастую и вовсе остаются вне общинной жизни»[1].

Какой элемент жизни церковной общины мы можем обозначить как первостепенный?

Но здесь возникает вопрос: какой элемент жизни церковной общины мы можем обозначить как первостепенный или, если можно так выразиться, «приходообразующий»?

Представим, что на каком-то приходе проведение катехизации находится на должном уровне. Проводится несколько бесед перед крещением, работу ведут талантливые, знающие и любящие свое дело катехизаторы, ведется миссионерская и социальная работа, действуют просветительские курсы, воскресная школа, проводятся беседы с чаепитиями, к праздникам устраиваются концерты, детские спектакли, регулярно проводится бал (а, может, где-то уже и дискотека) православной молодежи. При этом приходская община как-то не особо расширяется... Кто-то приходит, кто-то уходит, какие-то проекты замирают, оставшиеся пребывают в вялотекущей стадии.

Возможно, некоторый свет на подобные ситуации поможет пролить знакомство с жизнью и деятельностью старца Ефрема Филофейского, почившего в конце 2019 года. Вот, что вспоминал о нем священник Антоний (Мосхонас), многолетний настоятель православного храма в городе Тусон (США, штат Аризона):

«Мы, американские архиереи и иереи, в течении семидесяти лет хотели привлечь народ в Церковь проведением фестивалей. То есть мы устраивали праздники и гуляния, угощали людей напитками, едой и развлечениями. Мы забыли о молитве, исповеди, постах, четках – всём том, что составляет предание нашей Церкви. Мы даже препятствовали созданию монастырей, так как полагали, что в них нет необходимости и они не могут ничего дать нашей Церкви. И вот пришел малюсенький человек, без мирского образования и богословских дипломов, без новаторских и смелых идей (которые в изобилии были у нас) и напомнил нам о самом главном – нашем Православном Предании.

Старец Ефрем не звал на танцы и развлечения, а призывал к посту и участию в многочасовых бдениях. И люди откликнулись на его призыв

Он не звал на танцы и развлечения, а призывал к посту и участию в многочасовых бдениях. И люди откликнулись на его призыв, пришли к старцу и поддержали его. Число приходящих к отцу Ефрему не поддается описанию. Америка, стремившаяся к выходу из тупика культуры потребления и рабства материальным ценностям через различные общественные течения (например, хиппи) и восточные религии, открыла для себя подлинное неискаженное христианство – Православие»[2].

Старец Ефрем основал в Северной Америке порядка 20 монастырей, после чего многие стали называть его Ефремом Аризонским, по названию штата, в котором он устроил самую крупную из этих обителей, – монастырь преподобного Антония Великого.

Нечто подобное мы можем найти и на нашей русской земле. К примеру, знаменитый монастырь Оптина пустынь кроме святых старцев известен своими многочасовыми храмовыми богослужениями. Казалось бы, современному, привыкшему к комфорту человеку естественно пытаться избежать столь продолжительных служб. Но мы видим обратное: в оптинских храмах на праздник не протолкнуться, да и в будни они не пустуют. А те из паломников, которые хотя бы несколько дней пробыли в монастыре на послушании, совмещающемся с участием в суточном богослужебном круге, вспоминают это время как лучшее в своей жизни и зачастую становятся действительно церковными людьми.

Богослужение — это и есть то самое общее дело христиан, которое на греческом языке обозначается словом «литургия». Именно об этом упоминает в приведенной выше цитате Святейший патриарх Кирилл, говоря «о цели и миссии Церкви как общества, объединенного в любви вокруг Евхаристической чаши». Богослужение, формируясь вокруг Евхаристии, т.е. вокруг Самого Христа, и исходя из Евхаристии, само, в свою очередь, формирует всю жизнь христианина, становясь фундаментом и связующим элементом его жизни.

Я не могу согласиться с высказываниями о том, что наиважнейшей из форм Священного Предания является Священное Писание, поскольку, как мне кажется, наиважнейшей формой Священного Предания для нас является литургия и связанный с ней богослужебный круг. Литургия совершалась и в те времена, когда еще не существовали Книги четырех евангелистов и Апостольские послания. Сами чтение и толкование Священного Писания входят в наше богослужение, так что проводимые в домах и в аудиториях, они являются лишь продолжением этого богослужения.

В свете сказанного интересны результаты опроса, проведенного несколько лет назад среди православных священников, которым был задан всего один вопрос: «Какой совет вы дадите настоятелю, который стремится построить сильную приходскую общину, но при этом сам “хочет выжить”?» Из 65 разнообразных ответов один был самым лаконичным: «Молитесь!!!!!!!!!!!!!!!!!»[3] А несколько советов напрямую относились к регламентации храмового богослужения. Один из них звучит так: «Надо служить длинные протяженные службы по уставу и быть отзывчивым пастырем. Ничего более»[4].

Богослужение является основой церковной жизни и приходской общины

Слова «ничего более» можно трактовать в том смысле, что всё, что свыше этого, – приложится. То есть богослужение является основой церковной жизни и приходской общины. Если проведение храмового богослужения, скажем так, стремится к норме, а священники внимательно и добросовестно относятся к своему служению, то и остальные формы приходской жизни будут налаживаться. Если же церковная служба сокращается, заменяется другими непредусмотренными уставом формами, то и остальные направления приходской деятельности не получат развития.

И здесь серьезным предостережением для нас может служить пример такого пусть и инославного сообщества, как Римо-католическая церковь. К примеру, II Ватиканский собор известен своими либеральными реформами, которые в значительной степени коснулись богослужения. Оно впоследствии было значительно упрощено и сокращено. Парадокс заключался в том, что все это делалось в целях привлечения большего количества молящихся в храмы, но привело к противоположным результатам:

«Количество священников, монашествующих и мирян сократилось в ужасающих размерах. Если до II Ватиканского собора считалось, что регулярно посещают мессу как минимум 65% католиков, то сегодня это от одной четверти до одной трети католиков – 25–33%»[5].

Сокращение богослужения, дополненное переводом мессы на национальные языки, имело своим следствием то, что многие европейские католические храмы почти или даже совсем опустели:

«Так, например, на воскресных мессах в крупнейших католических соборах Франции и других западноевропейских стран богомольцев почти нет; в некоторых странах здания древних соборов и кирх продаются под кафе и прочие увеселительные заведения, так как служить мессы в них попросту не для кого»[6].

Катехизация хороша и необходима, но если она не поддерживается основательно устроенной богослужебной жизнью прихода, то усилия по церковному просвещению во многом будут потрачены впустую.

Что касается спектаклей, концертов и литературных вечеров, то они не способны компенсировать богослужебные пустоты. Эти формы настолько развиты в светской жизни, что церковные мероприятия такого типа всегда будут уступать нецерковным. И этому есть объективные причины: Церковь не может себе позволить привлекать людей, спекулируя на инстинктах, чем по большей части занимается массовая культура.

В то время как должным образом устроенное богослужение погружает христианина в среду, которая, во-первых, вырывает его из потока мирской суеты и настраивает на духовный лад, во-вторых, наполняет правильными мыслями, образами и идеями, в-третьих, помогает укрепиться в добрых намерениях, а в-четвертых, призывает Божественную благодать не только на молящегося и его близких, но и на всю приходскую деятельность.

Предложенное выше рассуждение не претендует на полноту исследования поставленного вопроса, но является лишь приглашением православных читателей к совместному поиску разумного и аргументированного ответа на этот непростой вопрос.

[1] Святейший Патриарх Кирилл: Развитие общинной жизни и активное вовлечение в нее верующих – важнейшая задача для Церкви. // http://www.patriarchia.ru/db/text/3977067.html

[2]Зоитакис Афанасий. Ефрем Филофейский – апостол Америки // http://www.pravoslavie.ru/smi/56918.htm

[3] 65 лайфхаков для настоятелей// Лодка, альманах. Тема выпуска: Куда идет приход? 2016, № 2. С. 70.

[4] Там же, с. 72.

[5] Кевин Аллен. «Я не мог оставаться в церкви с исковерканным богослужением». Беседа с Робертом Джеклином – православным мирянином, в прошлом – католическим священником. // https://pravoslavie.ru/89531.html

[6]Каверин, Николай. Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа. К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора. // http://www.blagogon.ru/digest/8/

Андрей Горбачев

7 февраля 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Свящ. Владимир Климзо: «Кто-то всю жизнь ищет “особую среду”, а кто-то ее создает» Свящ. Владимир Климзо: «Кто-то всю жизнь ищет “особую среду”, а кто-то ее создает» Свящ. Владимир Климзо: «Кто-то всю жизнь ищет “особую среду”, а кто-то ее создает» «Кто-то всю жизнь ищет “особую среду”, а кто-то ее создает»
Священник Владимир Климзо о становлении общины, русском селе и заботе об «особых детях»
— «Это кто?» — «Христос! Кто в тереме живет?» — «Мы, Господи». — «Так возьмите всё это!» — «Благодарим, Господи!»
Как община становится семьей? Как община становится семьей?
Отвечают пастыри и заслуженные миряне
Как община становится семьей? «Одно сердце и одна душа»
Как община становится семьей и что позволяет выстоять в наши сложные времена? – отвечают пастыри и заслуженные миряне
От пастыря зависит, от того, кто руководит общиной: станет ли она семьей. Без пастыря семьи быть не может.
Приблизиться к подлинной общине во Христе Приблизиться к подлинной общине во Христе
Игумен Нектарий (Морозов)
Приблизиться к подлинной общине во Христе Приблизиться к подлинной общине во Христе
Игумен Нектарий (Морозов)
Каково наше место в приходской общине? Какие формы должно принимать миссионерское служение каждого из нас? Как настоятелю сформировать ядро общины, и каких ошибок важно избежать?
Комментарии
Юлия20 февраля 2022, 21:16
Автору - спасиБо за поднятую тему! Это обмирщение пожирает нашу православную христианскую жизнь. Потому что мирское - такое понятное, такое привлекательное. Наконец, так легче!
Солнышкина 9 февраля 2022, 22:26
Елизавета, «требуется вся эта "деятельность" в виде кружков, балов». Вот точно! А я все думаю:почему Кресты с Распятием от алтаря в нашем храме убрали?(которые там лет 50точно стояли) Да потому что они коцерты мешают в храме проводить! После Пасхи каждый год храм превращают в концертный зал и весь хор во время выступления стоит спиной к алтарю. А мне помниться, когда то давно одна старушка прихожанка объясняла, что даже пройти, мимо алтаря нельзя не перекрестившись и спиной нельзя поворачиваться к алтарю. «потому что главного - благоговения пред Богом они там и не увидели!» Вот это точно то что нецерковных людей больше всего и «отпугивает» от Церкви!
Александр 9 февраля 2022, 06:04
братия, ничего нового, как можно исправить, можете прочесть подробно: свт. Игнатий (Брянчанинов) О необходимости Собора... Заключение Главная причина нестроения Церкви заключается в том, что правила cвятых Апостолов, Cоборов и Отцов оставлены без внимания, даже забыты, а заменены они выдумками, чуждыми духа Церкви, заимствованными из духа враждебного Православной Церкви, уничтожающими самый дух Церкви при оставлении одного наружного благоприличия в некоторой степени и форме.
Солнышкина 9 февраля 2022, 00:20
Да, еще желательно чтоб хор из верующих состоял. Как мне рассказывала одна знакомая певчая, часто за послелние лет 10 встречаются такие хоры где певчие сидят во время службы «в телефонах», «нога на ногу» или вообще «ведут беседы». Молитвенности конечно от этого на службах не прибавится...
Елизавета 8 февраля 2022, 23:38
Замечательные рассуждения! Но дело в том, что последние 10 лет от приходов именно требуется вся эта " деятельность" в виде кружков, балов и пр. Говорю, потому что" в теме". Священники становятся массовиками- затейниками. Налицо начавшийся процесс деградации, когда пляшут прямо в храмах и деда мороза туда же зовут.Все помнят, что было с сыновьями Аарона? В храм идут за молитвой и покаянием. Считается, что вся эта деятельность для привлечения молодежи. Вопрос: куда мы ее так привлечем? Да они сами пойдут такие храмы рушить, потому что главного - благоговения пред Богом они там и не увидели!
Антон - Юрию 8 февраля 2022, 17:46
Соглашусь, пение и чтение должно быть таким, чтобы молящиеся успели и вникнуть, и поклон положить. А вот по порядку слов не совсем согласен, именно сложные смыслы заставлять мозги работать, нужно приложить усилия чтобы эту богословскую старославянскую поэтику понять, это же сакральный, непрофанный язык. А с пением надо что-то делать - зачастую непрофессиональный хор с одним распевом звучит в разы понятнее чем более "продвинутые" версии. Преимущества простых распевов особенно видны во время поста - обычные тексты начинают лучше на слух восприниматься. Может начать с приведения в воспринимаемый на слух вид имеющиеся приходские практики служения, и службы сами станут "длиннее"?
Юрий 8 февраля 2022, 11:26
Это все прекрасно, однако есть огромная проблема: мало кто слышит и понимает то,что читается и поется в храме. Это мой опыт 12летнего воцерковления и командировок по стране. Отношение со стороны чтецов, хора и настоятелей почти везде такое: произнести текст любым способом на любой удобной скорости. Даже при наличии микрофоне его просто могут не включать. Приходится постоянно стоять с текстом службы, но так ведь единицы делают. И вторая проблема, связанная с первой, даже если услышать текст, то понять из него можно лишь обрывки. Песнопения часто подстрочный перевод (порядок слов не русский!) очень сложных греческих богословских мыслей на не родном языке, их и на бумаге не сразу понимаешь.
Роман 7 февраля 2022, 23:35
Alexei (7 февраля 2022, 11:37), где это у нас храмы пустеют? Я бы не сказал. Мне кажется напротив. Про Москву не скажу, но в провинции (на Камчатке регионе точно) сколько ни строят - все заполняются. Можеи, конечно, изначальный дефицит сказываются, но пока то, что я вижу своими глазами не даёт мне делать вывод о пустеющих храмах, а как раз напротив
Д.Н-ич 7 февраля 2022, 20:50
Большое спасибо автору! Абсолютно согласен с текстом. Хотя мысль о первостепенности литургического Предания по сравнению с Писанием нова мне (о. Андрей Ткачев, например, учит, что мы - народ Книги и, соответственно, вместо мирских штук, Писанию должны уделять огромное внимание), я согласен с автором. В конце концов, в истории Церкви была масса неграмотных христиан, которые посещали богослужения, хотя читать не могли. Хочу же сказать вот что. Автор пишет: "Что касается спектаклей, концертов и литературных вечеров"... - а представьте условного Васю 10 лет воскресной школы понуждают рисовать, танцевать, играть театр. Не удивительно, если в 17 лет он сбежит с прихода и "пустится во все тяжкия".
Антон 7 февраля 2022, 18:03
Не понял связки, как "длинные протяженные службы по уставу" (длинные-это сколько?) и радость участия в "суточном богослужебном круге" паломников монастырей применима на приходе? Как белый иерей сможет в городских условиях единолично служить по уставу, выполнять требы и уделять время семье? Почему в качестве основного документа для статьи {3} используется опрос, в котором минимум двое высказались о произволе епископата, а бОльшая часть иереев склоняется к "чаепитиям" и "социалке"? Как быть с суточным городским ритмом жизни большинства прихожан? Каково ядро общины - ИП и владельцы бизнесов, которые могут делегировать работу и участвовать в уставных богослужениях, а также содержать приход?
Мария 7 февраля 2022, 17:46
Да! И еще - изучение Святых Отцов, следование им в жизни. Внимательная молитва и изучение/исполнение советов Отцов взаимодополняют друг друга. Господь через это укрепляет и освящает человека благодатью Святого Духа. По поводу спектаклей. Такое есть в нашем городе проявление необходимости в них: новый юный настоятель прихода, куда я ранее приходила на богослужения, решил 3 года назад отремонтировать крышу у маленького уютного храма 1990-го г. постройки (изба+маковка на крыше). Через год был надстроен 2 этаж, где разместились 3 комнаты для занятий детей, а непосредственно над алтарем появилось помещение для спектаклей. Храм и внешне, и изнутри просто изуродован. Отдельное помещение школы есть.
Светлана Н. 7 февраля 2022, 13:35
Автор, спаси Господи за статью! Очень своевременная! А то ведь сейчас под суетой православных ярмарок, балов, фестивалей и т.п.как бы затирается, забивается мирским шумом главное предназначение Церкви, происходит постепенное выхолащивание духовности, замены ее на душевность. И самое страшное, наверно, что постепенно такая "мирская" церковная деятельность становится привычной, обыденной, а главная цель посещения службы - участие в Евхаристии - уходит на второй план. Страшно осознавать, что на наших глазах, а то и нашими руками "соль теряет силу". Господи, хоть бы монастыри еще продержались, не участвовали в этой "мирской суете", иначе ведь все погибнем!
Alexei 7 февраля 2022, 11:37
Простите, автор немного что-то не понял о жизни Западной Церкви. Он пишет: "Сокращение богослужения, ...перевод мессы на национальные языки имели своим следствием то, что многие европейские католические храмы почти или даже совсем опустели". Я живу на Западе более 20 лет, а с католиками знаком и того более. Утверждение автора - поверхностное, ошибочное. На самом деле происходит у католиков то же, что и у нас, православных: Мир удаляется от Церкви. КРЕЩЕНЫХ МНОГО, ВЕРУЮЩИХ МАЛО. П.э. храмы пустеют везде - у нас, у них. Поговорите-ка с простыми нашими священниками, даже в столице. Тем неменее основная мысль статьи - правильная. Смысл Веры и Церкви - молитва.
Андрей 7 февраля 2022, 07:56
Нужно не забывать о главном - о необходимости единства в вере. О том, что вне Православия спасение невозможно. И жить соответственно исповеданию. Когда же и в вопросах веры либерализм, и в отношениях с миром (тем, который во зле лежит) конформизм, то стоит ли удивляться отсутствию роста общин? Соль, утратившая силу, не сможет принести обновления. И люди интуитивно это чувствуют. Кому спасение нужно по существу, тот ищет обличения и подвига, а не послаблений.
Александр 7 февраля 2022, 05:52
Написали правильно, но толку? У нас в храме г-н настоятель прямо сказал: мне все это (богослужение) не интересно - полно других забот.
Андрей 7 февраля 2022, 02:52
Сильно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×