«Наш долг – не гневить Бога и не обижать святых Божиих отказом в признании их мощей»

Протоиерей Валентин Асмус о Царских останках и полемике вокруг них

Это интервью было прислано в нашу редакцию две недели назад и дожидалось своей публикации ближе к началу Архиерейского собора. Однако сегодня стало известно, что протоиерей Валентин Асмус находится в реанимации, и поэтому мы публикуем эту беседу и призываем читателей помолиться о здравии протоиерей Валентина.

Двадцать два года назад последний русский Император Николай II и его Семья были прославлены в лике святых. Сейчас в Русской Православной Церкви обсуждается вопрос о том, чтобы признать останки, найденные под Екатеринбургом, мощами святой Царской семьи. Почему останки не были признаны мощами сразу? Как клирики Церкви относятся к возможному признанию останков? На эти и другие вопросы согласился ответить настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе (Москва), доктор богословия протоиерей Валентин Асмус.

Протоиерей Валентин Асмус Протоиерей Валентин Асмус

– Как вы думаете, почему вопрос об останках Царской семьи вызывает такую острую полемику?

– Полемика вокруг Останков имеет разные причины. Враги Царской Семьи выступают против признания по той же причине, по какой они были против самой канонизации Семьи. Они совершенно правы, видя в почитании мощей весьма важное, действенное проявление почитания святых как таковых. Отсюда – борьба с мощами во время Реформации и во время различных антихристианских революций. А верующие, которые в 1990-е годы выражали сомнения в подлинности Останков, были дезориентированы некорректными действиями Ельцина и Немцова, которые хотели использовать обретение Останков в узко политических целях – угодить Западу, отмежевавшись от кровавого насилия большевизма. Особой мишенью здесь была Великобритания, поскольку ее Королева – ближайшая родственница Царской Семьи. Церкви в этой важной внешнеполитической акции отводилась чисто вспомогательная, инструментальная роль. А Церковь была в последней стадии подготовки к канонизации Царской Семьи в лике новомучеников, исповедников и страстотерпцев Российских, каковая и состоялась всего через два года после событий 1998 года – на Соборе 2000 года. В 1998 году правители хотели совершить торжественное погребение в Петропавловском соборе Петрограда и «перелистнуть страницу», как выразился один из них. Церковь же чаяла обрести новых святых, чтобы прибегать к ним до скончания века. Поэтому Патриарх Алексий II не пожелал включить Церковь в наскоро составленный не Ею сценарий. Из совершенно достоверных источников мне известно, что Патриарх Алексий был лично убежден в подлинности Останков. Однако он считал себя обязанным поставить перед государством вопросы, задававшиеся противниками признания, так как полагал, что честно сомневающиеся должны получить честный, вразумительный ответ. В тот момент государственные инстанции полного и удовлетворительного ответа не дали. Это позволило сомневающимся утвердиться в своем мнении и не позволило Церкви принять решение по вопросу, вызывавшему у чад церковных ожесточенное противостояние. Справедливости ради заметим, что ожесточением выделялись именно противники признания подлинности Останков.

– Можно ли усмотреть Промысл Божий в том, что происходит все эти годы с останками Царской семьи, начиная с 1918 года и вплоть до наших дней? Не чудо ли уже само то, что останки, которые пытались сжечь, уничтожить серной кислотой и в итоге закопали на дороге, все же сохранились настолько хорошо, что это позволило всесторонне их изучить?

– Будем ли мы отвергать возможность чуда, возможность Божиего охранения честных тел Своих угодников? Или мы будем верить во всемогущество большевиков больше, чем во всемогущество Божие? Известно, что большевики очень хотели уничтожить Останки полностью. У них имелись для этого и время, и средства, они сделали все, что могли, что успели. И, однако, им не удалось уничтожить честные Останки. Безусловно, Промысл Божий сохранил эти Останки и призывает нас выразить наше почитание святой Царской Семьи признанием Их останков святыми мощами.

– Иногда приходится слышать сомнения в подлинности Останков Царской семьи на том основании, что от них не происходит множества явных чудес. Как вы относитесь к таким мнениям?

– Мы не имеем никакого права рассчитывать на «чудеса от мощей», пока мощи не признаны мощами и поклонение им затруднено, а некоторые верующие, из числа противников признания, позволяют себе говорить о мощах Царской Семьи пренебрежительно и даже кощунственно. Мы сами себя лишаем этих мощей. Чудеса Царственных Страстотерпцев широко известны. Большое их собрание издал в свое время протоиерей Александр Шаргунов. Но мы должны помнить и то, что нельзя требовать чудес ни у святых, ни у их мощей. Лишь немногие святые именуются чудотворцами. Святыми Церковь признает угодивших Богу своими подвигами. Чудотворство не обязательно для канонизации и почитания новомучеников. Мучениками в лике святых признаются по факту мученичества. Мощи же почитаются в силу принадлежности святым, а не в силу чудотворения.

– В советские времена генетику не считали наукой, и сейчас некоторые люди относятся к ней отрицательно и не признают результаты генетических экспертиз. А каково ваше отношение к генетическим экспертизам?

– И здесь мы видим Промысл Божий: мощи Царской Семьи были явлены именно тогда, когда возможности генетической идентификации позволили установить истину с полной убедительностью. И хотелось бы только пожелать, чтобы больше генетические исследования уже не проводились. Пора поставить точку. Иначе складывается абсурдная ситуация: в процессе бесконечных исследований, весьма травматичных для Останков, мы сами уничтожаем то, что не смогли уничтожить большевики и не смогло уничтожить время.

– Как вы оцениваете трехтомник «Преступление века», изданный Следственным комитетом, и фильм «Дело Романовых: следствием установлено…», показанный по Первому каналу?

– «Преступление века» и фильм «Дело Романовых…» горячо рекомендуется всем, кто хочет разобраться в проблеме идентификации Останков и больше узнать о гибели Царской Семьи и их верных слуг.

– Насколько можно доверять рассказам, распространяемым в интернете, о том, что тот или иной известный старец высказывался против признания останков или что кто-то видел какие-либо знаменательные сны по этому поводу?

– Что на это сказать? Только то, что информация, которая распространяется в Интернете, не имеет никакой юридической силы. Очень многим хочется прикрыть авторитетом старцев свои собственные мысли и пристрастия. Мы помним, как много лет после смерти митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева) продолжали выходить под его именем все новые и новые его книги, и мы даже знаем имя их настоящего автора. Кроме того, и старцы не обладают свойством непогрешимости, не гарантированы от ошибок. «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (I Кор. 11:19).

– Почему, на ваш взгляд, настолько живучей является достаточно абсурдная вообще-то идея о том, что кто-то когда-то закопал в дороге и сжег рядом именно такое количество убитых людей, совпадающих по всем признакам с Романовыми и их слугами? Не идет ли это от какого-то общего протестного настроения?

– На противниках признания Останков лежит тяжкое бремя – доказать то, что заведомо неверно. Не будучи в состоянии сказать ничего правдоподобного, они прибегают к абсурдным идеям и строят доказательства на эмоциях. Протестная установка – одна сторона. Другая сторона эмоционального фона «борьбы» – тяжелое недоверие, исторический и антропологический пессимизм, к сожалению, часто оправдываемый современным безумным состоянием мира.

– Противники Царских останков утверждают, что Церкви грозит «новый большой раскол и нестроения» в случае признания останков. Что можно ответить на такие высказывания?

– Угрожать расколом могут только те, кто сами могут или хотели бы уйти в раскол. Конечно, очень важна пастырская тональность разъяснений Священноначалия о признании мощей. Здесь должна звучать не авторитарная директива, но отеческое увещание: когда мы убедились в идентичности Останков, наш первейший долг – не гневить Бога и не обижать святых Божиих отказом в признании их мощей. Тем, кто искренно почитает Царскую Семью, но затрудняется в признании Мощей, можно было бы посоветовать молиться Богу, Божией Матери и Царственным страстотерпцем о вразумлении, о любви и уважении к тем братьям, которые признали Мощи, и об укреплении веры и доверия к Церкви и Ее Священноначалию. Те же, кто не имеет в душе любви и почтения к Царственным страстотерпцам, останется равнодушен к признанию Их мощей и не будет по этому поводу уходить в расколы.

– Интересно узнать, как, в основном, относятся к Останкам люди из вашего круга общения?

– В моем окружении Останки давно признаны Царскими.

– Приходится слышать и такие высказывания: «Если останки будут признаны, то что тогда будет с Ганиной Ямой?» Каково ваше мнение?

– Ганина Яма навсегда останется одним из мест особого почитания Царственных страстотерпцев. Просто в Екатеринбургской митрополии появится еще одно святое место, где многие десятилетия пребывали останки святого Царя Николая, святой Царицы Александры, Их детей и верных слуг, их же молитвами Господь да помилует нас.

С протоиереем Валентином Асмусом
беседовал Андрей Волков, член союза журналистов России

5 марта 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Преступление века. Материалы следствия» «Преступление века. Материалы следствия»
Книга в 3 томах
«Преступление века. Материалы следствия» «Преступление века. Материалы следствия»
Книга в 3 томах
В хронологической последовательности в книге эпизод за эпизодом изложены трагические события, связанные с убийством царской семьи и сокрытием их останков.
«Мы показали все этапы расследования убийства Царской Семьи» «Мы показали все этапы расследования убийства Царской Семьи»
Елена Чавчавадзе о новом фильме «Цареубийство. Следствие длиною в век»
«Мы показали все этапы расследования убийства Царской Семьи» «Мы показали все этапы расследования убийства Царской Семьи»
Елена Чавчавадзе о новом фильме «Цареубийство. Следствие длиною в век»
Смотрите фильм без предубеждений. Как говорится, если человек чувствует ответственность перед Богом, то не должен делать никаких суждений, прежде чем сам не убедится в их правоте и не услышит в данном случае голос Церкви. Мы сами этого ждем.
«Записка Юровского»: мнимые противоречия подлинного документа «Записка Юровского»: мнимые противоречия подлинного документа
Юрий Александрович Жук
«Записка Юровского»: мнимые противоречия подлинного документа «Записка Юровского»: мнимые противоречия подлинного документа
Ответ А.А. Мановцеву
Юрий Жук
«Записка Я.М. Юровского» — не фальсификат, а подлинный исторический документ, заслуживающий самого серьезного научного изучения. Мановцев же показывает незнание всей полноты сохранившихся исторических свидетельств.
Комментарии
Антон - Дионисию 22 апреля 2022, 11:0222 апреля 2022, 17:50
Я специально дал ссылку и часть цитаты, чтобы легче было найти и вникнуть в суть написанного не только в рамках приведенной мною цитаты, но и в рамках контекста всего абзаца. Вы с приведенным текстом ознакомились?
Дионисий22 апреля 2022, 11:02
Дионисий - Антону на 18 апреля 2022, 10:28: В книгах о. Александра Шаргунова есть свидетельства о чудесах, бывших от предполагаемых мощей Царственных страстотерпцев из Петропавловского собора?
Пётр21 апреля 2022, 21:52
При всём уважении к отцу Валентину... Патриарх Алексий II при жизни неоднократно давал понять и прямо заявлял что т.н. "екатеринбургские останки" не являются останками царственных страстотерпцев. Поэтому и отказался присутствовать на официальной церемонии погребения останков в Петропавловском соборе. Да и помимо этого слишком много фактов свидетельствующих о том, что данные останки ни как не могут являться останками августейшей семьи.
Антон - Дионисию 11 апреля 2022, 15:4518 апреля 2022, 10:28
На ваш вопрос дан ответ в статье https://pravoslavie.ru/145703.html. "Некоторые сомневаются в подлинности останков Царской семьи, потому что от них будто бы не происходит явных чудес. Как вы относитесь к такому мнению? О чудесах, совершаемых по молитвенному предстательству Царственных страстотерпцев, замечательно писал протоиерей Александр Шаргунов. ... Несколько раз я просил дежуривших там музейных работников пропустить меня помолиться, возжечь свечу, положить цветы, и всегда получаю категорический отказ. Если уж мне, священнослужителю в рясе и клобуке, отказывают, то что говорить о паломниках и туристах"
Дионисий11 апреля 2022, 15:45
Мы не имеем никакого права рассчитывать на «чудеса от мощей», пока мощи не признаны мощами, утверждает о. Валентин. Права мы, конечно, никакого не имеем... Но разве Бог нуждается в нашем признании останков святых людей мощами, чтобы начать творить через них чудеса?
Матрона16 марта 2022, 06:33
Спаси Господь о.Валентина за спокойный и обстоятельный ответ. Можно только поддержать и поблагодарить. Как хорошо, что есть такие мудрые и трезвые пастыри. Дай Бог ему здравия. Наши батюшки в приходе тоже все уверены в том, что это святые мощи. Надо молиться, чтобы Господь явил правду, чтобы ее не затуманили разные придумки. В том числе про о.Николая даже если это и правда, что он говорил - то ведь бывало в истории не раз, что святые ошибались, это ведь не догматический вопрос. Он мог так искренне думать, рассуждать как человек, но ведь тогда всякая информация скрывалась. А теперь нам многое стало известно.
Владимир 8 марта 2022, 22:10
К сожалению, информационная подача на сайте абсолютно тенденциозна. И даже в названии статьи элементы манипуляции. Я за этим «проектом» наблюдаю уже много лет и литературы прочитал огромное количество по данной теме. Настоящим экспертам затыкают рот, большинство привлечённых экспертов таковыми не являются и механизм их выбора был непрозрачен. Да и алгоритм определения истинности мощей опирается не на православную традицию, а как бы на науку. Очень печальная для искренне верующих история.
Вячеслав 8 марта 2022, 12:17
"Ирина 6 марта 2022, 20:38 А нужно ли сейчас это, и кому нужно? Кто любит и чтит святого Царя и Царскую семью, тот и будет чтить, а кто не чтит, тому никакое признание не поможет. Покаяния, к которому призывали и свт. Иоанн Шанхайский и Патриарх Алексий нет" А какое покаяние нужно? Если я исповедываю грехи и стараюсь их не совершать... этого мало? А вот каяться за расстрел без суда и следствия семьи бывшего императора я не хочу. Не делал я этого.
Елена 7 марта 2022, 14:19
"Пошлите нас в самый укромный уголок нашей Родины."-так у Анны Танеевой(Вырубовой),в монашестве Марии,в ее"Страницах моей жизни"в главе XV.Это тоже про"растворились"...Кто-то читал у этого автора,самой близкой духовно Семье,об ее скорби об Их трагической кончине?А у фрейлины С.К.Буксгевден?Или у Л.Ден?Или у флигель-адъютанта Мордвинова?"Не знай,преподобный,не знай,мученик,"-обращалась к Царскому портрету блаженная Параскева в Дивееве.Некоторые неточности в Житии,кстати,не умалили святости и народного почитания св благоверн кн Анны Кашинской.Это временно смутило лишь Патриаршию комиссию тогда.А потом все вернулось на свое место. Все ли вопросы решены к будущему Собору? Или еще какие остались?
Вячеслав 7 марта 2022, 14:18
"Ксения 5 марта 2022, 13:05 Отец Николай Гурьянов неоднократно говорил, что Царские останки СОЖЖЕНЫ. Отец Николай был тесно духовно связан с Царской семьёй." Честно говоря, доказательств хочется этой связи.
Вячеслав 7 марта 2022, 14:11
А давайте подумаем, нужно ли Богу, чтобы мы нашли мощи? Столько денег на экспертизы, а толку нет.
Ирина 7 марта 2022, 13:37
Спаси,сохрани и исцели,ГОСПОДЬ,р.Б.протоиерея Валентина! МАТЕРЬ БОЖИЯ,восстави его от одра болезни! Аминь!
Елена 7 марта 2022, 12:58
Цитата из опубликованных в 2007году воспоминаний Тимофея Ящика"Рядом с Императрицей":"...Может быть,им повезло,может быть их случай похож на то,что произошло с Александром I,который,как предполагают,умер не царём,а безымянным монахом в монастыре в глубине огромной России.Николай II не мог уехать за границу,и,может быть,его собственная страна предоставила ему тайное убежище.С его тягой к народному обожанию и мистике,вполне вероятно,что такое могло произойти..."Потому и запомнилось про"Мы растворились в Русской земле."А,учитывая настойчивое нежелание Матери и Сестер святого Венценосца отпевать Его и Семью,это "может быть" лейб-казака Императрицы Марии все-таки не показания убийц,а посерьезнее.
Марина 7 марта 2022, 11:48
Екатеринбургские останки - не останки Царственных Страстотерпцев! "Сборник документов", вышедший в 2018 году и включающий в себя различные экспертизы, этому подтверждение. Только читать надо в нём всё, а не только заключения исследований. Если у меня была уверенность в подлинности, то после прочтения официальных документов - она испарилась. А если к этому добавить книги Росса и Лыловой (которая, кстати, уверена в подлинности останков), дневники и письма Царской Семьи и их родственников, воспоминания современников, воспоминания палачей (не отдельно, а в совокупности с другими) и современные исследования о возможностях генетики, то напрашивается только один вывод - нет, не они!
Ирина 6 марта 2022, 20:38
А нужно ли сейчас это, и кому нужно? Кто любит и чтит святого Царя и Царскую семью, тот и будет чтить, а кто не чтит, тому никакое признание не поможет. Покаяния, к которому призывали и свт. Иоанн Шанхайский и Патриарх Алексий нет, трагические юбилеи отмечены кощунственным фильмом, и теперь это возможное признание (еще один повод для разделений в церкви). …А если ошиблась комиссия (к ней ведь много вопросов, которые остались неразрешенными), и окажутся останки не царскими, не попустит ли нам тогда Господь что-нибудь посерьезнее нынешних нестроений?
Елена 5 марта 2022, 23:40
Тамара"Ещё мне кажется не случайно, признание их именно сейчас..." Да нет пока признания. Есть генетическая экспертиза. А все остальное-с большими вопросами.Начиная с нелеченных зубов при их регулярном лечении Кострицким(на это его дневниковых записей хватает уже,слава Богу),и заканчивая сомнительной исторической экспертизой,основанной на показаниях убийц(именно потому и сомнительной)."Мощей наших не ищите, мы растворились в Русской земле," - память сохранила такие Царские слова из чьего-то видения.Это можно и не прямо понимать.Но искать не надо-запомнилось.У Господа милостей много...Вот святитель Тихон уж совсем считался сожженым в крематории,а его святые мощи обрели цельнокупными.
Юлия 5 марта 2022, 22:49
Это останки алопаевских мучеников.Потому и ДНК совпадает. Их ещё Берия хотел "опознать".чтобы под них наследство из ротшильдовских банков получить с царских счетов.Остальные показатели по стоматологии, антропологии и ТД. подтасованы.
Виктор 5 марта 2022, 20:22
Останки подлинные. Автор проекта храма на Крови в Екатеринбурге арх.Морозов Виктор.
Лариса 5 марта 2022, 16:17
"Большевики очень хотели уничтожить останки полностью. У них было время и были средства для этого." Говорит отец Валентин. Однако почему то не уничтожили. Почему? Большевики были всесильны в земных вопросах. Кто бы сомневался. Хотели -сделали.
Вера 5 марта 2022, 16:13
Никакими авторитетами мы свои мысли не прикрываем. Батюшку Николая Гурьянова горячо любим, почитаем и считаем человеком святой жизни. Он при жизни много раз говорил, что останки сожжены. Их нет. Искать нечего. А вот молиться святым мученикам - Царской Седмерице можно и нужно, и не имея мощей! Если "мощи" признают - Россию ждут великие скорби. Это тоже предупреждение отца Николая.
Тамара 5 марта 2022, 15:30
Ксении: а они и были сожжены, но не сгорели, слава Богу. Ещё мне кажется не случайно, признание их именно сейчас, когда весь мир ополчился на Россию.
НН 5 марта 2022, 14:06
Во всем есть Промысл Божий...Даже в том, что письмо, которое хотели опубликовать поближе к Архиерейскому Собору(как доказательство бесполезности полемики и неуместности иных мнений и оценок, вероятно, кроме тех, что планируется доложить будущему Собору и их безусловно принять- коли иного не предусмотрено),но пришлось опубликовать раньше, гораздо раньше...Убежден батюшка в своей правоте (дай, Боже, ему здравия и долгоденствия!),но не надо бы всех несогласных во враги записывать. Особенно сейчас, когда "купно за едино" нам бы надо быть, как раньше в годины лихие...
Ксения 5 марта 2022, 13:05
Отец Николай Гурьянов неоднократно говорил, что Царские останки СОЖЖЕНЫ. Отец Николай был тесно духовно связан с Царской семьёй. Его слова записаны на плёнку.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×