Что с нами происходит, что с нашей страной, с нашим миром? И как всегда – что делать нам, каждому из нас, что делать мне?.. Конечно, я не знаю ответов на эти вопросы. Просто – мысли вслух.
В моменте истории
Последние годы я работала над биографиями разных интересных и удивительных людей. И как-то особенно много, близко – с историями людей, семей, которые жили в начале прошлого века. Все эти люди находились в разных условиях, были и «маленькими, простыми», и власть имущими, великими людьми. Возможности, решения, взгляды у этих людей, живших больше ста лет тому назад, были очень разными. Но вот интересная, для меня – важная, решающая тема, которая проявляется в воспоминаниях, письмах: в «моменте» люди видят ситуацию совсем не так, как она видится в истории. Как нужно было относиться к конкретной ситуации, к конкретным людям, что делать – в глобальном, великом, и в мелком, бытовом? Все это становится понятно через несколько лет, а то и десятилетий. А бывает – даже история не дает ответов, где была правда и как надо было думать и поступать.
В «моменте» люди видят ситуацию совсем не так, как она видится в истории
И еще: умные, образованные люди, не чета нам, не чета лично мне – высказывали логичные, обоснованные, умные суждения, принимали решения, по их мнению, честные и обдуманные. Но история однозначно показала: эти умные люди были невероятно неправы. Они просто не знали, что именно происходит, не знали всей ситуации в стране, в мире – у них не было и не могло быть информации об этом. Они владели лишь той микроскопической долей сведений, которые почерпнули из СМИ, из слухов, или увидели из своего, пусть и статусного, но мелкого уголка. Свои умные слова и решения они вырастили из своего многолетнего, но всего лишь личного, маленького опыта. Мы по-настоящему увидим ситуацию, в которой сейчас живем, лишь спустя годы, десятилетия. А может, ее увидят только наши внуки. А может… так никто и не увидит настоящую картину.
Что делать в час суда?
Каким бы ни было наше время – это время кризисное, судное. В мелочах и в самом важном – время осмысления. Как же это время не пережить, а прожить? Кроме базового – не бояться и не поддаваться тревогам, что каждый из нас прямо сейчас может сделать? Каждый решает это сам, исходя из своих убеждений, задач, возможностей. Мне кажется, мы, даже очень «маленькие» люди, вполне можем сделать очень и очень многое. Отнюдь не претендую на какие-то открытия или новизну, всё тривиально и, кажется, очевидно. И всё же для меня самой проговорить эти очевидные вещи оказалось очень важным делом. Снова и снова увидеть, потрогать, усвоить очень простые, конкретные идеи, чтобы они были не теорией, но ежедневной практикой.
Помнить о Боге
Молиться, взывать к Нему. И сейчас, и всегда.
Начинать день с молитвы, заканчивать – молитвой. Для меня в трудное время решение – читать Псалтирь. Искать утешения, ответы в церковных службах, тем более сейчас, Великим постом. Если вслушиваться, вчитываться, если просто обратить себя к Богу – придут ответы на самые трудные вопросы.
Молиться не только за себя, не только за своих близких, но молить Бога о начальствующих. Это – по наставлению апостола:
«Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1–4).
Начинать день с молитвы, заканчивать – молитвой
Если «добрые» начальники – пусть Господь споспешествует им во всяком благом деле. Если «злые» – пусть Царь Царей и Владыка Господствующих исправит и вразумит их. По слову апостола, христиане всегда молились не только за самих себя, не только за близких или «за весь мир», но молились о государственных властях: и за языческих Императоров-гонителей, и за благоверных святых Царей.
Знать твердо в каждый час своей жизни, что наш Спаситель, и только Он – наш Помощник и Покровитель, только в Нем – наше спасение. В Его руках – каждый из нас, в Его руках наши семьи, в Его руках наша страна, в Его руках – весь мир, видимый нам и невидимый.
Делать свое дело
Честно и усердно. И сейчас, и всегда.
Во-первых, просто потому, что это – заповедь, данная человеку еще в раю, и потом еще многократно в разных формах повторенная. Возделывать сад; трудиться; не быть в праздности. По апостольским постановлениям:
«Старайтесь служить во всех нуждах не лениво, занимайтесь делами своими со всей честностью, чтобы во всю жизнь свою довольствовать и самих себя, и бедствующих… Так и мы, хотя занимаемся словом благовествования, однако не нерадивы и о занятиях; ибо одни из нас рыбаки, другие шьют палатки, иные земледельцы, чтобы никогда не быть нам праздными… праздных ненавидит и Господь Бог наш; а из почитающих Бога никто не должен быть праздным»[1].
Труд, отсутствие праздности позволяет человеку быть человеком. В трудное, смутное, кризисное время – оставаться человеком.
Во-вторых, именно в переломные моменты, материально или морально переворачивающие привычную жизнь, усердная работа над каким-то конкретным делом во всех отношениях спасала множество людей. Мы это хорошо знаем из истории. Вот история, рассказанная святителем Николаем Сербским:
«Царица Махамба разделила участь многих Царей и Цариц, свергнутых с престола: она была изгнана из французской колонии. Эту некогда богатую, могущественную и величественную Царицу выслали на Золотой Берег. Там ей дали небольшую хижину и надел бесплодной, сухой земли, чтобы было где хотя бы шаг ступить. Но энергичная и сильная Царица нашла выход из своего бедственного положения: она занялась садоводством и научилась выращивать прекрасные овощи и фрукты. Когда ее посещали журналисты и спрашивали о нынешней жизни, бывшая Царица отвечала, что ощутила новую радость бытия и еще большее наслаждение жизнью, чем когда она была Царицей»[2].
Работа над конкретным делом в трудное время становилась настоящим выходом
В первое же лето после ареста святой Государь Николай II сам, лично, вместе с детьми занялся, в частности, огородом – раскопал на территории Александровского дворца грядки и сажал капусту, которой снабжал и окрестных жителей. Когда во время Гражданской войны Киев переходил из рук в руки, на улицах постоянно стреляли, потерявший возможность преподавать профессор протоиерей Николай Боголюбов написал диссертацию. Мы знаем тысячи подобных историй, когда работа над конкретным делом в трудное время становилась настоящим выходом, решением, а порой открывала новые перспективы и для самого трудящегося, и для близких ему людей, и для общества.
В-третьих, честно и качественно выполнять свою работу, и сейчас, и всегда – значит служить своему народу, вкладывать в настоящее и будущее родной страны и всего мира. Делать операции на сердце и чистить канализацию, строить самолеты и выпекать хлеб, управлять предприятием и рисовать иллюстрации… Работа инженера и усердие студента, труд рабочего и уход за грудным малышом – всё это строит великое будущее. Некачественное исполнение своей работы, своего дела, своего служения – разрушает.
Хранить свою семью
Страшные войны прямо сейчас идут внутри наших семей, внутри маленьких государств, составляющих наш народ. Не в цифрах дело – дело в масштабах. Но если по цифрам – сегодня в России распадается около 70 % браков[3]. Но каким бы ни был процент разводов – он больше заявленного: ведь масштабы означают, что еще больше людей живет в предразводном состоянии, еще не дошли до регистрации. За этими цифрами, которых мы не знаем, – распущенность языка и распущенность рук, предательства, измены, суды по разделу имущества, выяснения, с кем будут жить дети, как, на каких условиях и с кем они будут общаться, выбивание алиментов, попытка сократить или вовсе избежать выплат на содержание собственных детей... Сколько детей замешано в этих страшных историях? Сколько таких детей – в каждой группе детского садика, в каждом классе – в нашей великой стране?
Это всё – подлинная война, которую, по выражению Златоуста, мы сами «ведем в домах своих». Даже просто раздоры, просто хронические несогласия в семье – разрушение самих основ жизни общества и государства.
«Как при потрясении основания ниспровергается всё здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь… вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами»[4].
Это не риторический оборот, не преувеличение – это страшная правда, закон жизни. «Всего лишь» раздорами в своей семье мы несем в мир смятения и войны. Насилием в семье приводим на нашу родную землю насилие. Изменами разбиваем основание общественной и государственной жизни.
«Всего лишь» раздорами в своей семье мы несем в мир смятения и войны
Простое дело, которое, конечно, совсем не простое, – и сейчас, и всегда верно хранить свою семью, строить ее каждый день – как малую Церковь, как настоящий город-государство, как… небо на земле.
Заботиться о своих детях, любить их, воспитывать, учить. Главное дело, главная забота каждого отца и каждой матери, то самое дело, которое лично каждому из нас, каждому родителю поручил Господь.
И еще непростое, сложное в подобные времена общей возбужденности или смятения – не о себе думать, не о том, как убедить в чем-то незнакомцев в Интернете. Но беречь друг друга от тревог и страхов. Служить друг другу любовью (ср. Гал. 5, 13) – служить своему мужу, служить своей жене. Хотя бы стараться не говорить мужу, жене, ребенку обидного, горького слова. Укрывать теплой радостью свой дом. И сейчас, и всегда.