Епископ Рашко-Призренский Павел, 1957 г. В 1950-е годы иеродиакон Павел, будущий Патриарх Сербский, жил в монастыре Рача, что на юго-западе Сербии, неподалеку от городка Баина Башта. Отец Павел славился своим образованием, его ученость ценили, часто обращались за советом, разъяснениями. Но больше всего его любили – что в монастыре, что в округе – за кроткий нрав, незлобивость и доброе чувство юмора.
Молодой иеродиакон не «выставлял» себя: мол, посмотрите, с каким ученым имеете дело. Наоборот: отец Павел предпочитал молиться и заниматься самым простым трудом, мало имевшим общего с его научными степенями. Вскоре это было исправлено, правда, не без некоторого сопротивления будущего Патриарха.
Итак, в тот осенний день, вспоминает архимандрит Йован, друг и сомолитвенник Патриарха Павла, они сидели и беседовали под черешнями, за большим каменным столом возле монастырских ворот – так иеродиакон Павел отдыхал после ремонта дорожки, ведущей от гостиницы до колокольни обители, это несколько десятков метров. Нужно было как следует положить плитку, потому что старая вспучивалась каждый раз после дождей, и пройти по ней было крайне неудобно – вот Павле и решил исправить положение. Во время беседы они заметили приближающегося к воротам путника: окладистая борода, копна седых волос, в руках огромный чемодан. Идет усталым, но твердым шагом. Павле воскликнул: «Ого! Вот это гость: сам отец Стева Димитриевич, профессор!»
Отец Павел предпочитал молиться и заниматься самым простым трудом, мало имевшим общего с его научными степенями
Мы поторопились встретить священника, взяли у него чемодан, проводили в обитель, устроили, усадили потом за стол и угостили свежим яблочным соком – сами его делали. Отец Стева очень дружелюбно, действительно по-отечески беседовал с нами, молодыми монахами, с игуменом обители, с другими гостями монастыря. Павле в это время уже вновь принялся за работу: укладывал брусчатку, поправлял поребрики. Протоиерей, хорошо знавший своего бывшего студента, узнал, что Павле работает еще и водопроводчиком, и водоносом, и много кем еще. Нельзя сказать, чтобы высокий гость сильно обрадовался.
Оказалось, что пришел он в обитель в том числе и для того, чтобы сообщить иеродиакону о своем разговоре с тогдашним Патриархом Викентием по поводу нового послушания для Павле. А именно: человек, обладающий хорошими познаниями в богословии и других науках, может и должен употребить их на пользу другим людям, не только исполняя послушания дорожного рабочего или водопроводчика. Гость так сказал, перефразируя апостола Павла:
– У хозяина есть три гвоздя: один стальной, другой серебряный, третий золотой. Стальной будет употреблен рачительным хозяином в обычной работе; серебряный он вобьет для какого-нибудь украшения; золотой же он использует для лучшего места в доме, чтобы порадовать не только себя, но и друзей. А ты, дорогой отец Павел, делаешь наоборот, получается: золотой-то гвоздь, твои знания и умения, ты вбиваешь, вон, в брусчатку да колодцы. Так не годится, дорогой: такую работу выполнит другой человек, более подходящий для этого, владеющий навыками рабочего монах. Церкви сейчас не хватает хороших преподавателей, профессоров, ученых, добрых епископов!
Эти слова достойного протоиерея нас и обрадовали, и огорчили одновременно. С одной стороны, действительно, мы понимали, что отцу Павлу нужно было стать священником, епископом, это всем было видно. С другой же стороны, нам было горько, что он уедет от нас, что не будет больше добрых бесед и уроков с ним, которые давали нам так много знаний и утешения. Но, как потом оказалось, отец Павел, а впоследствии и епископ, не забывал о нас.
Вот так закончилась история с ремонтом дороги будущим Патриархом Павлом. Он прокладывал потом еще много дорог: правда, не обычных, а к Богу.